Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, дипломная работа

Описание

Объектом нашего исследования является предпрофильная подготовка учащихся образовательных учреждений интернатного типа в рамках ОО Технология.
Предмет исследования - педагогические условия и методы повышения эффективности профессиональной ориентации школьников.
В связи с этим положением целью нашего исследования является совершенствование технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение……………………………………………….............................................4
Глава I. Социально-педагогические аспекты технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа..........................7
1.1 Технологическая подготовка школьников как педагогическая проблема......7
1.2 Психолого-педагогические особенности образовательной работы с детьми в условиях учреждений интернатного типа…………………………………….9
1.3 Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа (школа-интернат № 6 г.Ярославля)...........18
1.4 Исследование профессионального самоопределения выпускников школы-интерната……………………………….……………………………………...23
Выводы по первой главе…………………………………………………............31
Глава II. Предпрофильная подготовка средствами технологического образования…..........................................................................................................32
2.1 Технологическое образование как основа предпрофильной подготовки в школах-интернатах……………………………................................................32
2.1 Общественно полезная деятельность и производительный труд в предпрофильной подготовке учащихся …………………………..................35
2.3 Использование активных методов обучения в системе практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся...........................42
Выводы по второй главе........................................................................................49
Глава III. Разработка программно-методического обеспечения технологической подготовки выпускников школы-интерната № 6 г.Ярославля...............................................................................................................50
3.1 Разработка внутришкольной модели предпрофильной подготовки в рамках ОО «Технология» …………………..................................................................50
3.2 Разработка системы практико-ориентированных элективных курсов с использованием информационно-коммуникационных технологий ………57
3.2.1 Методические рекомендации к проведению системы элективных курсов……………………………………………………………………57
3.2.2 Краткая программа элективного курса «Планировка и цветочный дизайн участка»………………...……………………………………....62
3.2.3 Краткая программа элективного курса «Искусство кулинарии»…….66
3.2.4 Краткая программа элективного курса «Конструирование и моделирование одежды»…………………………………….................72
3.2.5 Краткая программа элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»……………................................................................76
3.3 Проверка эффективности применения активных методов обучения на занятиях по программе элективного курса «Парикмахерское искусство и дизайн прически»..............................................................................................81
3.4 Разработка комплексного социального проекта «Мой труд – мой успех» (в помощь младшим школьникам).......... ………...….........................................94
Заключение........................................................................................................101
Библиография…………………………………………………………..…......104
Приложения……………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

     Особенности учебно-воспитательной системы учреждений

  Одной из важнейших проблем современной педагогики, в настоящее время, является обучение и воспитание детей в условиях интернатных учреждений. К настоящему времени интернатные учреждения сформировались, как целостная система абилитации детей с различными трудностями. Причем необходимо отметить, что работа по обучению, воспитанию и адаптации воспитанников школ – интернатов, имеет свою, отличающуюся от работы в общеобразовательных, массовых школах, специфику, которая обусловлена, прежде всего, особенностями характерными для подобных учебных заведений, такими как замкнутое пространство, узкий круг общения и многое другое.

  Специфические особенности нахождения ребенка в подобных заведениях, обуславливают актуальность одной из проблем воспитания в них - подготовка воспитанников к самостоятельной, полноценной жизни в обществе [8, c. 7].

  Система деятельности школы-интерната воплощает в себе всю совокупную деятельность учреждения в трех сферах:

  • в процессе обучения воспитанников-сирот (деятельность педагога и ребенка по освоению учебного материала, социальных навыков и приобретения необходимого социального и допрофессионального опыта и подготовку в рамках социально-ориентированного обучения, самообразования, участия в тренингах социальной компетентности). Результатом такой деятельности должен стать усвоенный детьми разнообразный социальный опыт как приобретённый ресурс для последующего развития и профессиональной самореализации;
  • во внеучебной сфере детского дома (деятельность ребенка по интересам). Результатом данной деятельности должно стать открытие и реализация детьми своих талантов и продуктивных творческих способностей;
  • в сфере жизнеобеспечения воспитанников (трудовая деятельность взрослых и детей в столовой, по поддержанию порядка в доме, на территории и т.д.). Здесь воспитанники должны получить тот багаж знаний и навыков, который поможет им наладить свой быт и семейную жизнь в будущем.

  Основным  показателем, определяющим уровень  социальной адаптации подростков, является их учебная деятельность. У воспитанников детских домов и интернатов в подростковом возрасте значительно возрастают трудности овладения учебным материалом, что осложняется грубыми нарушениями дисциплины. Последние выражаются в побегах, бродяжничестве, воровстве и других формах делинквентного поведения. Стремление к самоопределению у детей обусловлено необходимостью становления своего места в обществе, определения своего назначения в жизни [18].

  Обучение  в школе, являясь основной формой занятости подростков, делает большой  вклад в формирование личности подростков, его социальной ориентировки, оказывает большое влияние на создание у подростков представления об окружающем его мире, людях и их взаимоотношении.                                                                 

   Воспитательная система детского дома, как и школьная, выполняет ряд  функций, однако эти функции в условиях учреждения интернатного типа имеют свою специфику, а некоторые приобретают первостепенное значение:

  - развивающая - направлена на создание условий для полноценного развития воспитанников, чего они были лишены в дезадаптированных семьях, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии, поддержку процессов раскрытия и самовыражения их способностей;

  - компенсаторная - предполагает создание условий для компенсации у воспитанников последствий различных видов депривации и педагогической запущенности;

  - защитная - направлена на нейтрализацию негативных воздействий дезадаптированных семей и факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие, повышение уровня социальной защищенности воспитанников в условиях их пребывания в учреждении интернатного типа, в экстремальных условиях дезорганизации и деструктивных тенденций в обществе;

  - корректирующая - заключается в осуществлении педагогически и психологически целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника, испытавшего различные виды депривации, с целью позитивного влияния на формирование его личности;

  - регулирующая - связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника, имеющего серьезные проблемы в личностном развитии, на развитие детского и взрослого коллективов.

  Таким образом, в связи с особенностями  личностного развития воспитанников, учреждения в целом, особенностями его функционирования, на первое место в целеполагании выходит создание условий для ликвидации последствий различных видов депривации [21].

  Воспитательная  система включает в себя всю совокупную деятельность детского дома: познавательную внешкольную деятельность детей, деятельность воспитанников по интересам, игровую, трудовую, деятельность по развитию детского самоуправления и другие виды деятельности. Не все они являются одинаково значимыми для воспитанников детских домов и способны стать системообразующими [8, c.33-34].

  Говоря  о среде детского дома, учёные отмечают её специфические черты. В частности  «в отличие от школы детский дом  является учреждением закрытого типа. Поэтому воспитательная система является системой замкнутой, ее связи с внешней средой неустойчивы и недолговечны. При коллективном характере воспитания, высокой степени регламентации жизни детей, отсутствии "свободных зон развития" это негативно сказывается на личностном развитии воспитанников детских домов. Поэтому при формировании гуманистической воспитательной системы детского дома необходимо поставить следующие задачи: сделать систему более открытой, расширить "среду обитания" воспитанников, интегрировать систему во внешнюю среду, установить постоянные и глубокие контакты с социумом» [6]. 

1.3. Особенности технологической подготовки учащихся образовательных учреждений интернатного типа

(на примере  школы-интерната № 6 г. Ярославля) 

     Характеристика  образовательного процесса в школе-интернате

  Школа-интернат № 6 располагается в Красноперекопском  районе г. Ярославля на берегу озера. Природные условия микрорайона школы-интерната весьма благоприятные, она находится в лесопарковой зоне. На пришкольном участке имеется озеленение, сад, цветник, что значительно украшает и оздоравливает природную зону.

  Общеобразовательная школа-интернат № 6 является базовой школой, ориентированной на оздоровление, обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психических, интеллектуальных) особенностей, возможностей и склонностей, путем использования в ней элементов адаптивной педагогической системы и создания благоприятных условий для каждого ребенка.

  Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения программы, сориентированы на личность ребенка и создание в школе  условий для оздоровления, развития его особенностей и внутреннего духовного мира, на сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах каждого учащегося [16].

  Организация образовательного процесса в школе-интернате  осуществляется в режиме шестидневной   недели. Школа дает базовое образование, прием с  1 по 9 класс осуществляется на учебный год по направлению городского  комитета образования. Режим дня, обеспечивающий научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате: в I смену - учебный процесс (уроки), II смена - дополнительное образование, самоподготовка.

  Основной  контингент учащихся школы-интерната  № 6 составляют дети из социально неблагоприятных  и малообеспеченных семей (196 человек): из них 33 человека из многодетных семей, 115 человек из неполных, под опекой находится 40 учащихся. Также школу посещают дети из семей «риска», которые предрасположены к социально опасным поступкам. Ежегодно у 4-5 детей интерната родителей лишают прав на воспитание детей. Кроме этого, в интернате обучаются дети, имеющие заболевания неврологического и кардиологического характера.

  Основное  направление образования в школе-интернате - адаптация учащихся к жизни в  современном обществе на основе общего основного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности.

  Главный акцент в своей деятельности, исходя из неоднородности контингента учащихся,  школа-интернат делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Таким образом, УВП строится, а технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную и внеучебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно.

  Школа-интернат включает следующие ступени обучения:

  I ступень (начальная школа): 1- 4 классы;

  II ступень: 5-9 классы.

  Учебный план школы-интерната составлен  на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального Базисного учебного плана (далее БУП) и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004 г).

       Нормативной правовой основой  учебного плана являются:

  -         Конституция РФ (ст.43, 44);

  -         Закон РФ «Об образовании» (ст.2, 6, 7);

  -      Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ МО РФ от 11.02.2002 №393).

  Учебный план состоит из инвариантной части  и вариативной.

  Инвариантная  часть учебного плана используется для реализации единства образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений и навыков.

  При распределении часов вариативной  части учитывается контингент учащихся, наличие педагогических кадров и пожелания учащихся.

  В школе-интернате созданы все условия  для самореализации детей с самыми разными интересами. Для того чтобы  дети могли расширять знания, научиться действовать в новых условиях, в школе функционируют различные кружки прикладного искусства, кружки, связанные с бытом, а также спортивные секции, театральная деятельность, вокальные занятия, проводятся экскурсии. Каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе. Ребята участвуют в городских, районных, областных конкурсах.

  Материально-техническая база школы-интерната была создана в результате совместных усилий администрации школы, всего педагогического коллектива и учеников. Она включает: учебные мастерские для мальчиков и девочек, восстановительный центр, спортивный комплекс, приусадебный участок (2 га). 

  Анализ  организации и содержания

  технологической подготовки школьников

  Несмотря  на то, что ОО «Технология» включена в БУП с 1993 года и к настоящему времени определены ее концептуальные основы и обязательный минимум содержания, технологический подход к практико-ориентированной подготовке воспитанников учреждений интернатного типа реализуется по-разному. Все зависит как от особенностей воспитанников, так и условий реализации учебного процесса, а также от его кадрового и материально-технического обеспечения.

  Практикоориентированне  обучение ОО «Технология» в школе-интернате № 6 осуществляется с 1 по 9 классы в учебное и внеучебное время в соответствии с целями и задачами обучения, Устава школы, а также имеющегося школьного приусадебного участка.

  Непосредственная  трудовая и профессиональная подготовка начинается с 1-го класса и осуществляется в три этапа:

  1-й  этап - начальная трудовая подготовка (1-4 классы);

  2-й  этап - основная трудовая подготовка (5-8 классы);

  3-й  этап – предпрофильная подготовка в рамках ОО «Технология» (9 класс).

       В соответствии с БУП в 1-4 классах реализуется начальный (пропедевтический) этап технологического образования: школьники осваивают введение в технологические процессы. В этот период обучение ведется по традиционной программе.

Информация о работе Технологическая подготовка школьников в образовательных учреждениях интернатного типа