Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция
Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .
Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .
Предмет – законы психического дизонтогенеза .
4.Нарушение межфункциональных
взаимодействий. Новые качества
возникают в результате
В нормальном онтогенезе отмечают три типа межфункциональных отношений .
Явления временной независимости. Характерны для ранних этапов онтогенеза отдельных психических функций , компоненты психических функций могут формироваться независимо друг от друга. Выготский : до 2х летнего возраста мышление и речь развиваются параллельно друг от друга. Обьединяясь составляют два качества: фонетическая и смысловая сторона речи. Развиваются независимо, затем обьединяются .
Ассоциативная связь по принципу цепочки, характерные для ранних этапов онтогенеза . Разрозненные разномодальные чувственные впечатления обьединяются в ассоциативный комплекс на основе пространственно – временной близости .
Иерархический тип: формируется в процессе усложняющейся предметной деятельности. Выделяется ведущий и фоновые уровни .Ведущий определяет регуляцию, фоновые отвечают за техническую сторону . Распределение функций , ведущий уровень разгружается от чрезмерной нагрузки , за счет этого повышается пластичность и потенциал функции.
При нормальном онтогенезе эти три типа связей возникают последовательно и отражают уровни организации психических процессов .
ДИЗОНТОГЕНЕЗ.
Межфункциональное взаимодействие при дизонтогенезе.
Временная независимость функции превращается в изоляцию. Изоляция функции несопровождается другими функциями . Стериотипизируются и зацикливаются в своем развитии. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированной может оказаться поврежденная функция или солхранная , если для ее дальнейшего развития необходимо координирующее влияние поврежденной функции . Пример : при развитии умственно отсталого ребенка, интеллектуальная сфера не координирует моторное развитие ребенка . Стереотипное повторение движений , изолирование в развитии .
Ассоциативные связи при органической недостаточности ЦНС крайне инертны , в результате возникает их патологическая фиксация . Фиксация интеллектуальной сферы наиболее хорошо изучена . Существует фиксация в аффективной сфере . пример : пик возникновения страхов у детей приходится на 3 и 11 лет. В патологических случаях страхи фиксируются и распределяются на другие возрастные периоды . Наиболее серьезно страдают наиболее сложные иерархические связи , они крайне не стойки и регрессируют при малейших затруднениях. Пример: ребенок с ЗПР осваивая счетные операции в пределах 10 , легко переходит к наглядно-действенному способу счета – на пальцах. При патологических проявлениях регресс более стойкий.
В норме смена типов
-ретардация, незавершенность отдельных периодов развития ; отсутствие инволюции более ранних форм. Присуще олигофрении , ЗПР.
-явление патологической
-сочетание явлений
Межфункциональное взаимодействие при диЗонтогенезе имеет свою специфику.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ОНТОГЕНЕЗА .
Попытки классификации предпринимались давно и разными авторами : Сухарева , Каннер, Ковалев . В каждой из классификаций есть свои достоинства и недостатки.
Эти классификации были проанализированны и использованны Лебединским.
Различают три группы – в каждой из них два варианта дизонтогенеза . Группы выделяются на основании качества нарушения развития .
А. Искаженное развитие (РДА). В. Дисгармоничное развитие: психопатии, патохарактерологическое формирование личности , невропатии . Нарушение темпов полового созревания .
3. Аномалии вызванные поломкой или выпадением психических функций. А. Поврежденное развитие ( органическая деменция ) . В. Дефицитарное развитие ( нарушение сенсорных систем , зрения , слуха и двигательной систем, нарушение опроно-двигательного аппарата ).
Выделяют дополнительную форму дизонтогенеза : возникающий на фоне хронических соматических заболеваний .
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ .
-этиологический фактор
классификация
клинические особенности
структура первичных и вторичных дефектов
дифференциальная диагностика от других вариантов дизонтогенеза
коррекция вариантов дизонтогенеза
ЛЕКЦИЯ №3. ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ .
Олигофрения .
Этиология – различают эндогенные и экзогенные варианты этиологического критерия.
Эндогенные генетические факторы :1) спровоцированно патологией хромосомного набора, существует более 200 видов хромосомных аббераций, приводящих к олигофрении . (Пример : болезнь Дауна 1\700 новорожденных частота встречаемости ). 2) Врожденные нарушения обмена веществ, патология ферментативных структур – фенилкетонурия. 3) Сочетанное поражение мышечнойз , костной , сердечно- сосудистой , нервной систем . 3% новорожденных имеютврожденную умственную недостаточность , с течением времени этот процент увеличивается .
Экзогенные факторы: пренатальные, постнатальные , ранний период – вирусные инфекции матери во время беременности ( корь , краснуха , гепатит) . Чем раньше вредоносное воздействие, тем хуже последствия для ребенка . Хроническая инфекция – сифилис , токсоплазмоз , хронические тяжелые заболевания матери . Эндокринные заболевания , сердечно – сосудистая , дыхательная патология матери. Интоксикация плода : наркотическая , алкогольная , лекарственная , рентгенновское облучение , воздействие радиации . несовместимость крови матери и ребенка . Внутриутробная гипоксия . Натальные вредоносные факторы : родовая травма , осложнение родовой деятельности возникает на фоне существующих проблем беременности . Вредности влияющие на ранних этапах онтогенеза – до 2х лет . Могут быть следствием перенесенного менингоэнцефалита. Нейроинфекции –прививочные,.черепно-мозговой травмы , опухоли головного мозга, возникающие на ранних этапах развития . После 2х лет это уже повреждение .
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
При олигофрении обусловлена
Законы : тотальности и иерархичности .
Закон тотальности : недоразвитие психической и соматической функций организма . Сочетанное поражение костно- мышечной , сердечно – сосудистой систем , дефекты , пороки развития внутренних органов – печени , почек , ЖКТ .
Тяжелые формы олигофрении имеют внешние физические знаки (хабитус- внешний вид) : микро и макроцефалия , башенный череп , лобная часть увеличина по отношению к лицевой части, скошенный лицевой угол , подбородок вы ступает в норме вперед , а при олигофрении провал, недоразвитие ушной раковины , мочки уха. Диспропорциональность тела, заячья губа, волчье небо , однако могут встречатся и без патологии интеллектуальной сферы. Чем тяжелее умственная отстатлость, тем больше физических знаков. Проявления закона тотальности отражается в нарушении ней динамики , и проявляется в инертности , плохой переключаемости , слабости психических процессов , недоразвитии восприятия: проявляется замедленностью , бедностью , слабой активностью , снижением объема восприятия при сохранности органов чувств. Дефект мозговых отделов анализатора , а не периферических отделов . Недоразвитие моторики при отсутствии первичного поражения двигательного анализатора, сочетание поражения нервного и опорно – двигательного аппарата усугубляет структуру дефекта. Бедность и однообразие моторного репертуара , неритмичность , замедленность , снижение пластичности движения . Может быть бесцельное двигательное беспокойство , синкенезии , неловкость произвольных движений. Неустойчивость мышечного тонуса , снижение координации движений . Бедность мимики и жестов . Недостаточность функций памяти проявляется на всех этапах мнестического процесса ( запоминание , хранение , воспроизведение).Наблюдается изменение функции внимания – проявляется в сужении обьема внимания , слабости фиксации . Недоразвитие речи ( со времен Эскироля , рассматривается как главный критерий тяжести дефекта- чем тяжелее дефект, тем значительнее недоразвитие речи). Активный словарь резко ограничен даже по сравнению с пассивным, понимает ребенок больше слов , чем использует . Нарушение грамматического строя речи , произношение косноязычно , развитие речи идет по пути накопления существительных . Процесс формирования предложений надолго затягивается . Нарушение регулирующей функции речи . Недоразвитие проявляется в недостаточности практического интеллекта , слабость предметного анализа ( наглядно действенного и наглядно образное мышление в норме предшествуют развитию вербально логического мышления ) . Дети с олигофренией не могут сложно оперировать с предметами . Система Монтессори при обучении детей с умственной отсталостью делает упор на наглядно действенное мышление. Нарушение примитивных форм мышления , недоразвитие образов понятий ( Выготский) приводит к тому , что понятия достаточно расплывчаты , не дифференцированны , ограничены пределами непосредственного опыта ребенка . Пезнер : при олигофрении существуют трудности обобщения и отвлечения . Пиаже: признаком недоразвития мышления считал замедление интеллектуального развития с возрастом , фиксация на отдельных операциях .
Недоразвитие эмоциональной и
личностной сферы: проявляется в
низкой дифференцированности , бедности
и однообразности эмоций , актуальности
непосредственных эмоциональных раздражителей.
Наблюдается эмоциональная
2.Закон иерархичности:
Проявление закона в отдельных ВПФ :
В восприятии страдают анализ и синтез. Олигофрен опирается на обедненные перцептивные схемы . Тест Бендера : ребенка просят нарисовать некоторые фигуры , комбинации которые можно воспроизвести при анализе фигуры , ее частей .
Развитие внимания – пассивное внимание более сохранно , чем произвольное, активное .
Анализ функции памяти при олигофрении – показывает что механистическая память более сохранна , чем смысловая . наблюдается дефект опосредования памяти, более выраженный чем непосредственного . пикктограмма не облегчает запоминания . Не используют лпосредованные приемы запоминания .
Развитие моторики ;крупная грубая моторика более сохранна чем тонкая. Затрудненность выработки сложных двигательных программ и нарушена способность к быстрой смене моторной установки , трудности переключения , ригидность.
Развитие речи – страдает функция обобщения и смысловая сторона речи .
Развитие эмоциональной сферы-
закон иерархичности
Вывод: Недоразвитие мышления, влияет на развитие других психических функций сверху – вниз, препятствует развитию более низших элементарных психических процессов .
СООТНОШЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО И ВТОРИЧНОГО ДЕФЕКТА.
На начальных этапах изучения олигофрении в качестве первичного дефекта рассматривали дефицит эмоционально – волевой сферы (Сеген , Левин ) . Однако позже Выготским было доказано , что существует единство и сложная взаимозависимость интеллектуальных и эмоциональных нарушений при олигофрении . С точки зрения Выготского недоразвитие мышления и высших форм памяти все это вторичные дефекты , обусловленные затрудненным усвоением социального опыта вследствии биоллогической недостаточности мозга. Недоразвитие личности как следствие социальной депривации .
Рубинштейн : ядерный симптом олигофрении
недостаточность познавательной активности
, слабость ориентировочной реакции
. Морфологической базой
СИСТЕМАТИКА ОЛИГОФРЕНИЙ .
1.Эскироль в 1878 году опирается
на критерий развития речи . Выделяет
три степени: Идиотия– тяжелая
форма , с наиболее глубоким
недоразвитием всех функций ,
вплоть до функции восприятия
, мышление отсутствует , вербальная
активность ограничена
Имбицильность – средняя
степень слабоумия . Ограниченная
способность к накоплению