Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция

Описание

Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .

Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .

Предмет – законы психического дизонтогенеза .

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ.docx

— 140.98 Кб (Скачать документ)

 

4.Нарушение межфункциональных  взаимодействий. Новые качества  возникают в результате перестройки  внутрисистемных отношений (данные  современной психофизиологии).

 

В нормальном онтогенезе отмечают три  типа межфункциональных отношений .

 

Явления временной независимости. Характерны для ранних этапов онтогенеза отдельных психических функций , компоненты психических функций  могут формироваться независимо друг от друга. Выготский : до 2х летнего  возраста мышление и речь развиваются  параллельно друг от друга. Обьединяясь составляют два качества: фонетическая и смысловая сторона речи. Развиваются независимо, затем обьединяются .

 

Ассоциативная связь по принципу цепочки, характерные для ранних этапов онтогенеза . Разрозненные разномодальные чувственные  впечатления обьединяются в ассоциативный  комплекс на основе  пространственно  – временной близости .

 

Иерархический тип: формируется в  процессе усложняющейся предметной деятельности. Выделяется ведущий и  фоновые уровни .Ведущий определяет регуляцию, фоновые отвечают за техническую  сторону . Распределение функций , ведущий  уровень разгружается от чрезмерной нагрузки , за счет этого повышается пластичность и потенциал функции.

 

При нормальном онтогенезе эти три  типа связей возникают последовательно  и отражают уровни организации психических  процессов .

 

ДИЗОНТОГЕНЕЗ.

 

Межфункциональное взаимодействие при  дизонтогенезе.

 

Временная независимость функции  превращается в изоляцию. Изоляция функции несопровождается другими  функциями . Стериотипизируются и зацикливаются  в своем развитии. Временная независимость  превращается в изоляцию. Изолированной  может оказаться поврежденная функция  или солхранная , если для ее дальнейшего  развития необходимо координирующее влияние  поврежденной функции . Пример : при  развитии умственно отсталого ребенка, интеллектуальная сфера не координирует моторное развитие ребенка . Стереотипное повторение движений , изолирование в  развитии .

Ассоциативные связи при органической недостаточности ЦНС крайне инертны , в результате возникает их патологическая фиксация . Фиксация интеллектуальной сферы наиболее хорошо изучена . Существует фиксация  в аффективной сфере . пример : пик  возникновения страхов  у детей приходится на 3 и 11 лет. В  патологических случаях страхи фиксируются  и распределяются на другие возрастные периоды . Наиболее серьезно страдают наиболее сложные иерархические  связи , они крайне не стойки и регрессируют при малейших затруднениях. Пример: ребенок с ЗПР осваивая счетные  операции в пределах 10 , легко переходит  к наглядно-действенному способу  счета – на пальцах. При патологических проявлениях регресс более  стойкий.

В норме смена типов межфункциональные  связи обеспечиваются законом гетерохронии. Функции созревают в разные сроки , у каждой психической функции  свой цикл развития: сенситивный и  латентные периоды развития .При  патологии гетерохрония переходит  в асинхронию , в диспропорцию . Может  иметь три варианта проявления :

-ретардация, незавершенность отдельных  периодов развития ; отсутствие инволюции  более ранних форм. Присуще олигофрении  , ЗПР.

-явление патологической акселерации  отдельных функций ; преждевременное  развитие речи ( РДА речь может  быть До 1 года ) .

-сочетание явлений патологической  акселерации и ретардации . (РДА  – речь развивается рано , моторная  сфера задержка развития ).

Межфункциональное взаимодействие при  диЗонтогенезе  имеет свою специфику.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ОНТОГЕНЕЗА .

 

Попытки классификации предпринимались  давно и разными авторами : Сухарева , Каннер, Ковалев . В каждой из классификаций  есть свои достоинства и недостатки.

 

Эти классификации были проанализированны  и использованны Лебединским.

Различают три группы – в каждой из них два варианта дизонтогенеза . Группы выделяются на основании качества нарушения  развития .

  1. Аномалии вызванные отставанием в развитии: а. Стойкое психическое недоразвитие (олигофрения ). В. задержанное развитие (ЗПР) .
  2. Аномалии для которых характрна диспропорциональность, асинхрония развития:

А. Искаженное развитие (РДА). В. Дисгармоничное развитие: психопатии, патохарактерологическое формирование личности , невропатии . Нарушение темпов полового созревания .

3. Аномалии вызванные поломкой или выпадением психических функций. А. Поврежденное развитие ( органическая деменция ) . В. Дефицитарное развитие ( нарушение сенсорных систем , зрения , слуха и двигательной систем, нарушение опроно-двигательного аппарата ).

 

Выделяют дополнительную форму  дизонтогенеза : возникающий на фоне хронических соматических заболеваний .

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ АНОМАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ .

 

-этиологический фактор

 

классификация

 

клинические особенности

 

структура первичных и вторичных  дефектов

 

дифференциальная  диагностика  от других вариантов дизонтогенеза

 

коррекция вариантов дизонтогенеза

 

 

ЛЕКЦИЯ №3. ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ .

 

Олигофрения .

 

Этиология – различают эндогенные и экзогенные варианты этиологического  критерия.

 

Эндогенные генетические факторы :1)  спровоцированно патологией хромосомного набора, существует более 200 видов хромосомных  аббераций, приводящих к олигофрении . (Пример : болезнь Дауна 1\700 новорожденных  частота встречаемости ). 2) Врожденные нарушения обмена веществ, патология  ферментативных структур – фенилкетонурия. 3) Сочетанное поражение мышечнойз , костной , сердечно- сосудистой , нервной систем . 3% новорожденных имеютврожденную умственную недостаточность , с течением времени этот процент увеличивается .

 

Экзогенные факторы: пренатальные, постнатальные , ранний период – вирусные инфекции матери во время беременности ( корь , краснуха , гепатит) . Чем раньше  вредоносное воздействие, тем хуже последствия для ребенка . Хроническая инфекция – сифилис , токсоплазмоз , хронические тяжелые заболевания матери . Эндокринные заболевания , сердечно – сосудистая , дыхательная патология матери. Интоксикация плода : наркотическая , алкогольная , лекарственная , рентгенновское облучение , воздействие радиации . несовместимость крови матери и ребенка . Внутриутробная гипоксия . Натальные вредоносные факторы : родовая травма , осложнение родовой деятельности возникает на фоне существующих проблем беременности . Вредности влияющие на ранних этапах онтогенеза – до 2х лет . Могут быть следствием перенесенного менингоэнцефалита. Нейроинфекции –прививочные,.черепно-мозговой травмы , опухоли головного мозга, возникающие на ранних этапах развития . После 2х лет это уже повреждение .

 

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА  ДЕФЕКТА .

 

При олигофрении обусловлена необратимым  развитием дефекта мозга, с преимущественной незрелостю коры.

 

Законы : тотальности и иерархичности .

 

Закон тотальности : недоразвитие психической  и соматической функций организма . Сочетанное поражение костно- мышечной , сердечно – сосудистой систем , дефекты , пороки развития внутренних органов – печени , почек , ЖКТ .

 

Тяжелые формы олигофрении имеют  внешние физические знаки (хабитус- внешний вид) : микро и макроцефалия , башенный череп , лобная часть увеличина по отношению к лицевой части, скошенный лицевой угол , подбородок вы ступает в норме вперед , а при олигофрении провал, недоразвитие ушной раковины , мочки уха. Диспропорциональность тела, заячья губа, волчье небо , однако могут встречатся и без патологии интеллектуальной сферы. Чем тяжелее умственная отстатлость, тем больше физических знаков. Проявления закона тотальности отражается в нарушении ней динамики , и  проявляется  в инертности , плохой переключаемости , слабости психических процессов , недоразвитии восприятия: проявляется замедленностью , бедностью , слабой активностью , снижением объема восприятия при сохранности органов чувств. Дефект  мозговых отделов анализатора , а не периферических отделов . Недоразвитие моторики при отсутствии первичного поражения двигательного анализатора, сочетание поражения нервного и опорно – двигательного аппарата усугубляет структуру дефекта. Бедность и однообразие моторного репертуара , неритмичность , замедленность , снижение пластичности движения . Может быть бесцельное двигательное беспокойство , синкенезии , неловкость произвольных движений. Неустойчивость мышечного тонуса , снижение координации движений . Бедность мимики и жестов . Недостаточность функций памяти проявляется на всех этапах мнестического процесса ( запоминание , хранение , воспроизведение).Наблюдается изменение функции внимания – проявляется в сужении обьема внимания , слабости фиксации . Недоразвитие речи ( со времен Эскироля , рассматривается как главный критерий тяжести дефекта- чем тяжелее дефект, тем значительнее недоразвитие речи). Активный словарь резко ограничен даже по сравнению с пассивным, понимает ребенок больше слов , чем использует . Нарушение грамматического строя речи , произношение косноязычно , развитие речи идет по пути накопления существительных . Процесс формирования предложений надолго затягивается . Нарушение регулирующей функции речи . Недоразвитие проявляется в недостаточности практического интеллекта , слабость предметного анализа ( наглядно действенного и наглядно образное мышление в норме предшествуют развитию вербально логического мышления ) .  Дети с олигофренией не могут сложно оперировать с предметами . Система Монтессори при обучении детей с умственной отсталостью делает упор на наглядно действенное мышление. Нарушение примитивных форм мышления , недоразвитие образов понятий ( Выготский) приводит к тому , что понятия достаточно расплывчаты , не дифференцированны , ограничены пределами непосредственного опыта ребенка . Пезнер : при олигофрении существуют трудности обобщения и отвлечения . Пиаже: признаком недоразвития мышления считал замедление интеллектуального развития с возрастом , фиксация на отдельных операциях .

 

Недоразвитие эмоциональной и  личностной сферы: проявляется в  низкой дифференцированности , бедности и  однообразности эмоций , актуальности непосредственных эмоциональных раздражителей. Наблюдается эмоциональная вязкость, склонность к импульсивным аффективным  реакциям. Ребенок не в состоянии подавлять контролировать  аффект. Незрелость личности проявляется в слабости мотивов, в низком уровне познавательных интересов, их быстрое угасание, повышенная внушаемость, безиннициативность, слабость волевой сферы .Недоразвитие касается всех сторон психической активности- закон тотальности .

2.Закон иерархичности: согласно  закону недоразвитие высших более  сложных форм психической активности  более выражено, чем недоразвитие  низших примитивных форм психической  активности. Недоразвитие мышления  при олигофрении тяжелее, чем  недоразвитие гнозиса, праксиса . Высшие формы мышления сильнее  недоразвиты, чем примитивные.  В недоразвитии отдельных функций  страдает их высшее звено . Уровень связанный с процессами  отвлечения и обобщения . Все функции страдают не в базальном , а в высшем смысловом аспекте .

 

Проявление закона в отдельных  ВПФ :

 

В восприятии страдают анализ и синтез. Олигофрен опирается на обедненные перцептивные схемы . Тест Бендера : ребенка  просят нарисовать некоторые фигуры , комбинации которые можно воспроизвести  при анализе фигуры , ее частей .

Развитие внимания – пассивное  внимание более сохранно , чем произвольное, активное .

Анализ функции памяти при олигофрении  – показывает что механистическая  память более сохранна , чем смысловая . наблюдается дефект опосредования  памяти, более выраженный чем непосредственного . пикктограмма не облегчает запоминания . Не используют лпосредованные приемы запоминания .

Развитие моторики ;крупная грубая моторика более сохранна чем тонкая. Затрудненность выработки сложных  двигательных программ и нарушена способность  к быстрой смене моторной установки , трудности переключения , ригидность.

Развитие речи – страдает функция  обобщения и смысловая сторона  речи .

Развитие эмоциональной сферы- закон иерархичности проявляется  в сохранности элементарных эмоций , недоразвитии высших эмоций связанных  с социальным развитием .

Вывод: Недоразвитие мышления, влияет на развитие других психических функций сверху – вниз, препятствует развитию более низших элементарных психических процессов .

 

СООТНОШЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО И ВТОРИЧНОГО ДЕФЕКТА.

На начальных этапах изучения олигофрении  в качестве первичного дефекта рассматривали  дефицит эмоционально – волевой  сферы (Сеген , Левин ) . Однако позже  Выготским было доказано , что существует единство и сложная взаимозависимость  интеллектуальных и эмоциональных  нарушений при олигофрении . С  точки зрения Выготского недоразвитие мышления и высших форм памяти все  это вторичные дефекты , обусловленные  затрудненным усвоением социального  опыта вследствии биоллогической недостаточности  мозга. Недоразвитие личности как следствие  социальной депривации .

Рубинштейн : ядерный симптом олигофрении  недостаточность познавательной активности , слабость ориентировочной реакции . Морфологической базой олигофрении  Певзнер  , считает , недоразвитие лобных долей головного мозга и частично теменных отделов головного мозга . первичный дефект связан с недостаточностью В ВПФ программирования , контроля и пространственных представлений –первичный дефект . Вторичный дефект при олигофрении имеет кольцевой характер : недоразвитие идет и сверху вниз и снизу вверх . Вторичный дефект имеет многоступенчатую структуру , в его основе лежит социальная изоляция, депривация развития . Поражение 3 го блока так же имеет место – обеспечение активирующего влияния .

 

СИСТЕМАТИКА ОЛИГОФРЕНИЙ .

 

1.Эскироль в 1878 году опирается  на критерий развития речи . Выделяет  три степени: Идиотия– тяжелая  форма , с наиболее глубоким  недоразвитием всех функций , вплоть до функции восприятия , мышление отсутствует , вербальная  активность ограничена нечленораздельными  звуками . Возможно использование  отдельных слов не согласующихся  с ситуацией ( контекстом ) . в обращенной  речи реагируют на интонационную  сторону. Элементарные эмоции  связаны с удовлетворением физиологических  потребностей, выражаются крайне  примитивно с помощью крика  , гримас. Все новое вызывает страх.  При легкой степени идотии  возможно формирование  чувства  симпатии , привязанности к людям  ухаживающих за ними . Радость  при похвале , смутное беспокойство  при порицании. Навыков самообслуживания  нет . поведение ограничено импульсивными  реакциями на внешние стимулы.  Все поведение направлено на  удовлетворение физиологических  потребностей .

 Имбицильность – средняя  степень слабоумия . Ограниченная  способность к накоплению запаса  сведений . Способен к выделению   простейших признаков предметов,ситуаций . Простейшие навыки самообслуживания  доступны .Доступно понимание и  произношение  частотных фраз . В  развитии эмоциональной сферы  доступно развитие симпатических  эмоций , существуют зачатки самооценки , ребенок может остро переживать  насмешки и издевательства сверстников  . Возможно обучение ребенка чтению , письму , арифметике , рисованию . Легкая  степень – возможность обучению  элементарным трудовым навыкам. 

Информация о работе Клиническая психология