Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция
Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .
Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .
Предмет – законы психического дизонтогенеза .
Дебильность – распространенность выше , проще спутать с ЗПР. Мышление развивается до уровня наглядно- образного , доступна определенная оценка конкретной ситуации . Могут неплохо ориентироваться в простых практических вопросах . Хорошая фразовая речь , хорошая механическая память . Обучение в специальных школах , по адаптированными программам с обязательной профессиональной ориентацией и последующей социальной адаптацией .
2.Классификация Г. Сухарева : основана
на клинокопатогенетическом
Олигофрения делиться на два типа : Типичная – выполняются оба закона , тотальности и иерархичности . Атипичная один из законов частично нарушается .
Пример : олигофрения при гидроцефалии
– может быть хорошо развитая механическая
память, что соотносится с нарушением
закона тотальности ; при лобной олигофрении
нарушение целенаправленности выше
чем нарушение логического
Типичная олигофрения в свою
очередб делиться на два подвида
: не осложненная , связанная с генетической
патологией , эндогенная форма олигофрении
, недоразвитие интеллектуальной и
эмоциональной, личностной , сенсорной
, двигательной сфер . При легкой степени
деятельность ребенка определяется
уровнем интеллектуального
Осложненная форма: - психическое недоразвитие осложняется энцефалопатическими повреждениями нервной системы. Этиология связана с натальными факторами и постнатальными вредностями. чем позже произошло повреждение , тем выше вероятность появления осложненной олигофрении ; цереброастенический синдром , резко нарушается работоспособность , за счет повышенной утомляемости и психической истощаемости . Интеллектуальный потенциал не реализуется в полной мере.
Неврозоподобный синдром , характерны ранимость , боязливость , склонность к страхам, тикам, заиканию. Тормозит активность и инициативу ребенка , повышает его неуверенность в себе, несамостоятельность. Ограничивает общение с окружающими. Формируется психопатоподобный синдром: характерна аффективная возбудимость, расторможенность влечений, грубо дезорганизованна работоспособность, деятельность и поведение в целом. Особое значение наличие психопатологического синдрома приобретает в периоде пубертата . Серьезная опасность для себя и для окружающих ; велик риск школьной и социальной дезадаптации, попадание в ассоциальные группы с демонстрацией девиантного поведения .
Эпилептиформное осложнение олигофрении – расстройство выражается в судорожных припадках как при эпилепсии . у ребенка помимо недоразвития лобнотеменных отделов , имеются очаги эпилептической активности, что ухудшает общее психическое состояние ребенка, снижают его интеллектуальную работоспособность, лишают его возможности обучения даже во вспомогательной школе . Усиливает социальную депривацию и ведет к формированию комплекса дезадаптации тормозящего психическое развитие .
Апатико-адинамические расстройства. Проявляются в медлительности , вялости и пассивности психического состояния . Слабость побуждения к деятельности. Наиболее грубо из всех вариантов энцефалопатии усугубляет психическое развитие .
ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОЛИГОФРЕНИИ .
Признаки психического
Итог : психическое развитие ребенка
в норме – ребенок за каждый
возрастной этап проходит определенную
ступень в развитии . При олигофрении
за каждый возрастной этап путь меньше
, чем сложнее олигофрения тем
короче путь . Пиаже : с каждым возрастным
этапом процесс психического развития
замедляется , ступень становиться
короче. В норме психическое развитие
безгранично , при олигофрении имеется
потолок , лимит ограничивающий развитие
. Психическое развитие олигофрена
всегда конечно , чем грубее патология
, тем короче развитие . Используется
классификация устанавливающая
степень патологического
При работе с детьми с олигофренией
нужно успеть в максимальной степени
реализовать его
Методика Монтессори направлена на развитие сенсорики, развитие предметного содержания ( цвет , форма , объем ) .
Актуальна проблема поздней диагностики в школе. В связи с этим асинхрония развития олигофрении идет в нескольких направлениях:
Диспропорция между
Диспропорциональность между эмоциональным и интеллектуальным развитием. Базальные эмоции сохранны . Воздействуя на развитие эмпатических чувств можно установить хороший контакт и способность к интеллектуальному развитию. При типичной не осложненной олигофрении ( генетической ) ребенок дображелателен , исполнителен . Это используется в продвижении интеллектуального развития , готовность трудиться для похвалы.
Ассинхрония внутри интеллектуального развития проявляется в отсутствии развития новообразований возраста, – преобразуются из позитивных в негативные , несвоевременность формирования .
ЛЕКЦИЯ №4. ЗАДЕРЖАННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
ЗПР. Обратимое замедление темпа
психического развития, замедление обнаруживается
при поступлении в школу. Выражается
в недостаточности общего запаса
знаний , ограниченности представлений
, незрелости мышления , низкой интеллектуальной
целенаправленности, преобладание игровых
интересов, быстрая пресыщаемость
интеллектуальной деятельностью . В
отличии от олигофрении отличается
сообразительностью в пределах имеющихся
знаний . Более продуктивно используют
помощь взрослых . Экспертная оценка 60%
неуспевающих в школе показала наличие
ЗПР(ММД) . Диагноз ЗПР ставиться
ребенку до 12 лет. После диагноз
снимается, при достижении возрастной
нормы , или ставиться диагноз
патохарактерологическое
Этиология ; конституцианальные факторы, хронические соматические заболевания , органическая недостаточность ЦНС резидуального характера (пост-, натальные, пренатальные, генетические нарушения ) , психогенные факторы – неблагоприятные условия воспитания . Систематизация ЗПР Власова, Певзнер выделяет два варианта ЗПР:
1. возникновение вследствие
2.вследствии астенических и цереброастенических состояний (общемозговые дисфункции , длительные заболевания).
Лебединская : этиологические критерии, выделяется 4 варианта З.П.Р.
конституционального происхождения
– гармонический
З.П.Р. – соматогенного происхождения, эмоциональная не зрелость обусловлена длительным хроническим заболеванием, пороками физического развития внутренних органов, после операций, при сахарном диабете, бронхиальной астме, патологии желудочно- кишечного тракта. Физическая и психическая астенизация, формируется робость, боязливость, не уверенность в себе, не способность к самостоятельному принятию решения, зависимость и беинициативность. Этому способствует режим жестких ограничений и контроля, фактор искусственной инфантилизации, гиперопека.
З.П.Р. – психогенного происхождения, следствие не благоприятных условий воспитания. В силу психогенной ситуации, сила зависит от времени воздействия – чем раньше и чем тяжелее интенсивность воздействия, тем тяжелее задержка, тем более вероятно характерное формирование личности. Не благоприятные условия: гиперопека, безнадзорность, в результате которой З.П.Р. может привести к патологическому развитию личности по не устойчивому типу. Проявляется в импульсивности, не способности сдерживать свои эмоции и желания, не сформировано чувство долга и ответственности. Гиперопека формирует эгоцентризм, установки тормозящие развитие воли, жестокое и грубое отношение с ребенком приводит к невротическому развитию личности. З.П.Р. проявляется в отсутствии инициативы, не самостоятельности и робости.
Церебрально- органического генеза:
возникает вследствие патологии
беременности , родов, инфекций, интоксикаций,
травм в первый год жизни. Отличается
от олигофрении тяжестью поражения
и временным интервалом поражения.
Раннее воздействие приводит к развитию
олигофрении, чем позже тем чаще
задержка, проявляется в незрелости
в сочетании повреждением нервной
системы. В структуре церебрально-