Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция

Описание

Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .

Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .

Предмет – законы психического дизонтогенеза .

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ.docx

— 140.98 Кб (Скачать документ)

Дебильность – распространенность выше , проще спутать с ЗПР. Мышление развивается до уровня наглядно- образного  , доступна определенная оценка конкретной ситуации . Могут неплохо ориентироваться  в простых практических вопросах . Хорошая фразовая речь , хорошая  механическая память . Обучение в специальных  школах , по адаптированными программам с обязательной профессиональной ориентацией  и последующей социальной адаптацией .

 

2.Классификация Г. Сухарева : основана  на клинокопатогенетическом критерии .

 

Олигофрения делиться на два типа : Типичная – выполняются оба  закона , тотальности и иерархичности . Атипичная один из законов частично нарушается .

 

Пример : олигофрения при гидроцефалии – может быть хорошо развитая механическая память, что соотносится с нарушением закона тотальности ; при лобной олигофрении  нарушение целенаправленности выше чем нарушение логического мышления . При олигофрении вызванной недоразвитием  желез внутренней секреции нарушается закон иерархичности – слабость побуждений .

Типичная олигофрения в свою очередб делиться на два подвида : не осложненная , связанная с генетической патологией , эндогенная форма олигофрении , недоразвитие интеллектуальной и  эмоциональной, личностной , сенсорной , двигательной сфер . При легкой степени  деятельность ребенка определяется уровнем интеллектуального развития. Доброжелательны, усидчивы , старательны .

Осложненная форма: - психическое недоразвитие осложняется энцефалопатическими повреждениями нервной системы. Этиология связана с натальными факторами и постнатальными вредностями. чем позже произошло повреждение , тем выше вероятность появления осложненной олигофрении ; цереброастенический синдром , резко нарушается работоспособность , за счет повышенной утомляемости и психической истощаемости . Интеллектуальный потенциал не реализуется в полной мере.

 

Неврозоподобный синдром , характерны ранимость , боязливость , склонность к  страхам, тикам, заиканию. Тормозит активность и инициативу ребенка , повышает его  неуверенность в себе, несамостоятельность. Ограничивает общение с окружающими. Формируется психопатоподобный  синдром: характерна аффективная возбудимость, расторможенность влечений, грубо дезорганизованна работоспособность, деятельность и поведение в целом. Особое значение наличие психопатологического синдрома  приобретает в периоде пубертата . Серьезная опасность для себя и для окружающих ; велик риск школьной и социальной дезадаптации, попадание в ассоциальные группы с демонстрацией девиантного поведения .

Эпилептиформное осложнение олигофрении  – расстройство выражается в судорожных припадках как при эпилепсии . у ребенка помимо недоразвития лобнотеменных  отделов , имеются очаги эпилептической активности, что ухудшает общее психическое  состояние ребенка, снижают его  интеллектуальную работоспособность, лишают его возможности обучения  даже во вспомогательной школе . Усиливает социальную депривацию и ведет к формированию комплекса дезадаптации тормозящего психическое развитие .

Апатико-адинамические расстройства. Проявляются в медлительности , вялости и пассивности психического состояния . Слабость побуждения к деятельности. Наиболее грубо из всех вариантов энцефалопатии усугубляет психическое развитие .

 

ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ  ОЛИГОФРЕНИИ .

 

 Признаки психического недоразвития  выступают на всех возрастных  этапах , степень их выраженности  пропорционально тяжести поражения  мозга , интенсивности ( сила ) и  экстенсивности (распространенности ) корковой недостаточности . чем  более тяжелое органическое поражение  нервной системы , тем более  ранними этапами онтогенеза ограничивается  психическое развитие ребенка.  Формирование высших сложных  процессов может вообще не  формироваться . При легких не  грубых вариантах олигофрении  характерно отставание сроков  становления различных ВПФ . Первый  год жизни отставание , снижение  формирования комплекса оживления  . Запаздывание формирования моторных  функций . позже держат голову, позже переворачиваются , ходят , садятся , встают . На  втором –  третьем году жизни становятся  очевидными отставание в развитии речи , отставание в формировании навыков опрятности и самообслуживания. Не научаются пользоваться горшком, одеваться, кушать. В дошкольном возрасте становиться очевиден недостаток интеллектуальной сферы, отсутствие любознательности, слабость познавательной активности, отсутствие интереса и трудности в освоении начальных элементов чтения и счета. Игровая деятельность формируется с опозданием. Застревание на этапе простых манипуляций и элементарных подражательных стереотипов . В игровой деятельности отсутствуют элементы творчества и инициативы . Трудно понять игровые правила ( сюжетные , сюжетно – ролевые ) , не понимают условия игры. Это осложняет взаимодействие со сверстниками. Усугубляет интеллектуальное развитие , так как развитие идет через игровую деятельность . В семь- восемь лет соответствуют уровню развития  трех – четырех летнего уровня . Так как сензитивный период игровой деятельности пропущен , невозможность обучения . В динамике развития больных с олигофренией часто наблюдается явление ретардации с редуцированностью отдельных этапов возрастных уровней нервно – психического реагирования . при олигофрении психогенные реакции свойственны более младшему уровню – от 0 – до 3 х лет ; уровень соматовегетативного реагирования расстягивается на весь период дошкольного развития. В более старшем , подростковом возрасте доминирует психомоторный и аффективный уровень реагирования ( в норме присутствует до 12 лет ). Эмоциональная незрелость усугубляет риск ассоциальной направленности , повышенная внушаемость , несамостоятельность , зависимость , желание получить одобрение любой ценой , отсутствие моральных этических представлений приводит этих детей в ассоциальные преступные группы . ( орудия свершения преступлений , не осознавая поступков ) . Поэтому обществу выгодно воспитывать этих детей в интернатах , под контролем . Так в семье эти дети воспитываются в ситуации гипоопеки и отвержения , бесконтрольно . Так же государство должно обеспечить генетический контроль в целях исключения потомства.

 

Итог : психическое развитие ребенка  в норме – ребенок за каждый возрастной этап проходит определенную ступень в развитии . При олигофрении  за каждый возрастной этап путь меньше , чем сложнее олигофрения тем  короче путь . Пиаже : с каждым возрастным этапом процесс психического развития замедляется , ступень становиться  короче. В норме психическое развитие безгранично , при олигофрении имеется  потолок , лимит ограничивающий развитие . Психическое развитие олигофрена всегда конечно , чем грубее патология , тем короче  развитие .  Используется классификация устанавливающая  степень патологического процесса в соответствии с возрастным уровнем  развития . Легкая степень олигофрении  соответствует 12-14 летнему уровню развития ; средняя степень  9-11 летнему  уровню развития ; тяжелая степень  умственной отсталости  соответствие 3-8 летнему уровню нормального развития .

 

При работе с детьми с олигофренией нужно успеть в максимальной степени  реализовать его интеллектуальный потенциал до того момента пока он достигнет потолка . Чем тяжелее  заболевание , тем быстрее исчерпывается  запас развития .

Методика Монтессори  направлена на развитие сенсорики, развитие предметного  содержания ( цвет , форма , объем ) .

Актуальна проблема поздней диагностики  в школе. В связи с этим асинхрония развития олигофрении идет в нескольких направлениях:

Диспропорция между психическим  и физически развитием. При дебильности  наблюдается соответствие паспортному  возрасту .

Диспропорциональность между эмоциональным  и интеллектуальным развитием. Базальные  эмоции сохранны . Воздействуя на развитие эмпатических чувств можно установить  хороший контакт и способность  к интеллектуальному развитию. При  типичной не осложненной олигофрении ( генетической ) ребенок дображелателен , исполнителен . Это используется в  продвижении интеллектуального  развития , готовность трудиться для  похвалы.

Ассинхрония внутри интеллектуального  развития проявляется в отсутствии развития новообразований возраста, – преобразуются из позитивных в  негативные , несвоевременность формирования .

 

ЛЕКЦИЯ №4. ЗАДЕРЖАННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ.

 

ЗПР. Обратимое замедление темпа  психического развития, замедление обнаруживается при поступлении в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний , ограниченности представлений , незрелости мышления , низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых  интересов, быстрая пресыщаемость  интеллектуальной деятельностью . В  отличии от олигофрении отличается сообразительностью в пределах имеющихся  знаний . Более продуктивно используют помощь взрослых . Экспертная оценка 60% неуспевающих в школе показала наличие  ЗПР(ММД) . Диагноз ЗПР ставиться  ребенку до 12 лет. После диагноз  снимается, при достижении возрастной нормы , или ставиться диагноз  патохарактерологическое формирование личности. После 12 летнего возраста ребенок не может быть переведен  в специальную школу для детей  с ЗПР.

 

Этиология ; конституцианальные факторы, хронические соматические заболевания , органическая недостаточность ЦНС резидуального характера (пост-, натальные, пренатальные, генетические нарушения ) , психогенные факторы – неблагоприятные условия воспитания . Систематизация ЗПР Власова, Певзнер выделяет два варианта ЗПР:

1. возникновение вследствие психического  и психофизического инфантилизма. Недоразвитие эмоционально волевой  сферы, может быть осложнено  недоразвитием познавательной сферы  и речи .

2.вследствии астенических и  цереброастенических состояний  (общемозговые дисфункции , длительные  заболевания).

 

 

 

Лебединская : этиологические критерии, выделяется 4 варианта З.П.Р.

 

конституционального происхождения  – гармонический психофизический  и психический инфантилизм. Инфантильная психика сочетается с инфантильным телосложением. Детская пластичность мимики  и моторики. Развитие эмоциональной  сферы соответствует более раннему  возрастному этапу. Эмоции яркие  и живые, в поведении преобладают  эмоциональные реакции. В деятельности доминирует игровой интерес, отмечается внушаемость и не самостоятельность. Неутомимость в игре, могут играть часами. В игре много элементов  творчества и фантазии. В интеллектуальной деятельности быстро наступает пресыщение. Проблемы возникают при поступлении  в школу, нет интереса к учебе, не сформированы представления о  дисциплине, затрудненно формирование социальной позиции школьника. Эмоциональная  не зрелость затрудняет адаптацию ребенка  в коллективе. Возможно патохарактерологическое  формирование личности по не устойчивому  типу. Эти особенности могут наследоваться, конституциональный семейный анамнез, кто то из родителей тоже медленно взрослел.

 

З.П.Р. – соматогенного происхождения, эмоциональная не зрелость  обусловлена  длительным хроническим заболеванием, пороками физического развития внутренних органов, после  операций, при сахарном диабете, бронхиальной астме, патологии  желудочно- кишечного тракта. Физическая и психическая астенизация, формируется  робость, боязливость, не уверенность  в себе, не способность к самостоятельному принятию решения, зависимость и  беинициативность. Этому способствует режим жестких ограничений и  контроля, фактор искусственной инфантилизации, гиперопека.

 

З.П.Р. – психогенного происхождения, следствие не благоприятных условий  воспитания. В силу психогенной ситуации, сила зависит от времени воздействия  – чем раньше и чем тяжелее  интенсивность воздействия, тем  тяжелее задержка, тем более вероятно характерное формирование личности. Не благоприятные условия: гиперопека, безнадзорность, в результате которой  З.П.Р. может привести к патологическому  развитию личности по не устойчивому  типу. Проявляется в импульсивности, не способности сдерживать свои эмоции и желания, не сформировано чувство  долга и ответственности. Гиперопека формирует эгоцентризм, установки  тормозящие развитие воли, жестокое и  грубое отношение с ребенком приводит к невротическому развитию личности. З.П.Р. проявляется в отсутствии  инициативы, не самостоятельности и  робости.

 

Церебрально- органического генеза: возникает вследствие патологии  беременности , родов, инфекций, интоксикаций, травм в первый год жизни. Отличается от олигофрении тяжестью поражения  и временным интервалом поражения. Раннее воздействие приводит к развитию олигофрении, чем позже тем чаще задержка, проявляется в незрелости в сочетании повреждением нервной  системы. В структуре церебрально-органической формы почти всегда наблюдается  ряд энцефалопатических расстройств  – психопатоподобная и неврозоподобная  симптоматика, проявления психорганического  синдрома, свидетельствующие о повреждении  нервной системы. 50-90 % задержки психического развития имеют неврологическую  симптоматику, гипертензионный синдром, нарушение нервной иннервации и  проявления вегетативной сосудистой дистонии. Эмоционально-волевая не зрелость проявляется  в органическом инфантилизме, не яркости  и живости эмоций, эмоции достаточно примитивны, не похожи на ребенка более  младшего возраста. Грубая внушаемость  связана с органическим дефектом, не способностью к критике. Преобладают  игровые интересы, игра достаточно однообразна, нет творчества, фантазии. Игра по правилам распадается на отдельные  фрагменты. В учебной ситуации ориентируются  не на содержание  учебной задачи, а на поведение и отношение  учителя, получая хорошие оценки радуются, предпочитают выполнять большое  количество трудных задач, чем одну. Предпочтение игровой деятельности. Клинико-психологическая картина  зависит от преобладающего фона настроения. 1. эйформический фон. Наблюдается  импульсивность, психомоторная расторможенность, внешне  имитируют детскую не посредственность и жизнерадостность, отмечается не способность к волевому усилию и систематической деятельности. Непоседливы на уроке, ходят. При  наказании, когда ругают обещают  исправиться, учиться не хотят.2. дисфорический, с пониженным фоном настроения. Склонность к робости, страхам, не самостоятельные, без инициативны. Преобладают игровые  интересы, с трудом привыкают к  обстановке и к коллективу. Ведут  себя более правильно, сильно переживают из-за школьных неудач. Дети на которых  преподаватель меньше всего обращает внимания и буквально тянет за уши по программе.  Склонность к  формированию невротических наслоений, усугубляющих течение З.П.Р..  Не зрелость  познавательной деятельности характеризуется  определенной иерархической структурой  нарушений, при олигофрении страдают высшие психические функции, при  задержке психического развития страдает не мышление , а вспомогательные  функции; память, внимание, пространственные представления, гнозис, сенсорные и  моторные проявления, отставание в  речевом развитии, освоении навыков  чтения, письма и счета, отставание в формировании вербально- логического  мышления. Познавательная активность возникает вследствие энцефалопатических расстройств. Характерна астения, истощаемость нервной системы , не способность  к интеллектуальной реализации, двигательная расторможенность.

Информация о работе Клиническая психология