Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция

Описание

Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .

Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .

Предмет – законы психического дизонтогенеза .

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ.docx

— 140.98 Кб (Скачать документ)

Аномалии развития личности при  сенсорных дефектах – возникают  при неблагоприятных условиях воспитания и неадекватной педагогической коррекции. Формирование личности по дефицитарному  типу, для которого характерен сниженный  фон настроения, астенические черты, ипохондрия,  тенденция к аутизации  возникающая в следствие затруднения  контактов с внешним миром, как  компенсаторная реакция ход во внутренний мир. Определенную роль в формирование личности играет и не правильное воспитание, психогенные факторы, ребенок в  семье становиться объектом гиперопеки, возможно формирование невротических  и истероформных черт личности. Помещение  ребенка в интернат усугубляет формирование дефицитарного типа, организация  помощи детям с сенсорными дефектами  в нашей стране  сейчас хуже чем  это было 20 лет назад. Раньше велись исследования, разрабатывались программы  воспитания, были центры изучающие  эту проблему.

 

Нарушение двигательной сферы:

 

Этиология – нарушения двигательной сферы могут быть спровоцированными  генетическими факторами, не грубая конституциональная недостаточность  моторики ( неуклюжесть). Влияние внутриутробного  и постнатального поражения Ц.Н.С. и при раннем детском аутизме  возникают двигательные нарушения, нарушения двигательной системы  могут возникнуть вследствие поражения  спинного мозга инфекционной этиологии ( полиомиелит). Двигательные нарушения  определяют эмоциональную депривацию, замедление темпов развития. При изучении нарушений моторной сферы разработана  тестология Азерецкого,  на развитие моторики, качество выполнения моторных проб. (Морпе, Валлон, Гуревич М.И.). Нарушение  в развитии отдельных психофизических  компонентов движения связано с  недостаточностью определенных структур головного  мозга, но не с нозологией заболевания . Интерес ук изучению проблемы возобновился в 50 - 60х годах, делался  упор на разработку программы развития и обучения.

Клинико-патофизиологическая структура  моторной сферы: определяется недостаточностью подкоркового уровня организации движений, проявляется в нарушении тонуса, ритмичности, выработки первичных  автоматизмов и выразительность  движения. Может быть кортикальная недостаточность, в этом случае страдает сила, точность движения и формы  предметных представлений. Патология  подкоркового уровня- отвечает за тонус, который играет ведущую роль  в преднастройке движения, в его  стойкости, стабильности, эластичности и акцентуации формы. При недостаточности  в раннем возрасте нарушается формирование ряда рефлексов:  удержание головы, сидение, ходьба, в более старшем  возрасте нарушение тонуса ведет  к снижению работоспособности и  обучаемости.

Возможны три варианта:

1. патологический гипотонус, быстро  развивается усталость рук, общее  утомление и снижение внимания.

2. патологический гипертонус, ухудшение  внимания, быстрая утомляемость, перенапряжение, наблюдаются характерные нарушения  в письме, может быть тенденция  к микрографии, грамматические  ошибки- фиксация на технической  стороне письма.

3. дистония – наблюдается колебание  тонуса , нарушение тонуса могут  быть связаны с патологическим  состоянием аффективной сферы,  явление госпитализма; отмечается  двигательная пассивность, задержка  моторного развития, в тяжелых  случаях на следующих этапах  развития кататоно - подобные расстройства  при стойких аффективных реакциях  в младенчестве. Возникает повышение  тонуса с гипертимностью и  повышенной возбудимостью. При  недостаточности тонуса связанного  с подкорковой недостаточностью  – страдает темп. Нарушение темпа  чаще проявляется в замедленности  движений. Нарушение ритма движений  указывают на подкорковую локализацию  повреждения. Нормальный онтогенез  движений   в промежутке 9-18 месяца  на фоне утомления и снижения уровня бодрствования могут возникать ритмические разряды, ритмическое качание головой или туловищем. Характеризует признаки незрелости нервной системы. При патологическом онтогенезе такие разряды могут возникать в любом возрасте. Это может указывать на связь с тяжелой умственной отсталостью и шизофренией. Возникновение разрядов может быть обусловлено депривацией.  Нарушение ритмической организации движений негативно влияет на формирование у ребенка навыков требующих автоматизации. Нарушение формирования автоматических движений проявляется в нарушении синхронных движений рук и ног при ходьбе, при поворотах туловища, в нарушении автоматических защитных движений, нарушен акт ходьбы. Отставание в развитии выразительных движений может возникать при некоторых генетически обусловленных эндокринных нарушениях. Чрезмерно развиваются  крупные мускулы, не развиваются мелкие. Возникает и при умственной отсталости. Симптоматика моторного нарушения будет зависеть от локализации поражения. Поражение ядерных зон сенсо-моторных отделов – страдают компоненты движения; сила, точность, скорость движения. Поражение премоторных и постцентральных отделов – нарушается целостность двигательных актов, формируется картина апраксии. В детстве процесс становления двигательной сферы еще не завершен, возникающие нарушения имеют меньшую четкость, локализованность и изолированность чем у взрослых. В большинстве случаев наблюдается диффузная симптоматика, включает в себя явления повреждения и недоразвития двигательной сферы. 

К явлениям недоразвития относятся  явления :

  1. синкенезии – непроизвольные движения сочетающиеся с произвольными и не связанные с ними по смыслу.  С 1 м глазом при закрытом 2 м движения в правой руке повторяются на левой. Синкенезии в норме присутствует, с возрастом их количество уменьшается, наиболее активно в возрасте 8-14 лет. При аномальном онтогенезе синкенезии могут сохраняться позже.
  2. 2) недостаточность точности и стабильности движений, действий. Действия легко сбиваются при осложненных условиях. Знакомое действие выполняемое в условиях шума, при ограничении лимита времени, использовании нового орудия, нового материала. Часто проводя диагностику с детьми можно экспериментально выявить не грубые отклонения в моторной сфере, не всегда являющиеся признаком патологического уровня. Поэтому экспериментальны данные необходимо сопоставить с клиническими.

 

В 60-х годах Зазо исследовал расхождение по доминантности руки и глаза у детей школьного возраста. В 6 лет расхождение обнаруживается у 60 % детей., в 9 -10 лет у 20%, не имея признаков органического поражения Ц.Н.С. Признаки поражения нервной системы определяют  необходимость коррекционного обучения. Вопрос о коррекции левшества -  при наличие органической  недостаточности левого  полушария левшество является компенсацией дефекта. Переучивание спровоцирует декомпенсацию, может усугубляться невротизацией, появление тиков и заикания, в большинстве, в большинстве случаев рекомендовано не переучивать.

Систематика аномалий развития двигательной сферы:

1. моторная дебильность, корково  ассоциативная форма проявлений  в нарушении мышечного тонуса, неловкость произвольных движений  и синкенезий. Трудности комбинации  движений, плохая приспособляемость  движений к реальным задачам,  инертность в использовании предметов. 

2. двигательный инфантилизм –  проявляется в снижении темпа  моторного развития, в длительном  сохранении некоторых рефлексов  раннего детства, синкенезий, запаздывание  формирования навыков сидения,  стояния и ходьбы. 3. экстрапирамидная  недостаточность – проявляется  в бедности мимики и жестов, защитных и автоматических движений. 4. фронтальная недостаточность проявляется  в снижении способности выработки  двигательных формул, не целенаправленности, расторможенности  и гиподинамии.  Наиболее часто эти двигательные  нарушения наблюдаются при олигофрении.  В негрубой форме возможно  задержанное психическое развитие  церебрально-органического генеза.

3.Детский церебральный паралич:  наиболее изученная модель аномального  развития двигательной сферы. 

Этиология: органические поражения  головного мозга в результате воздействия внутриутробных инфекций и интоксикаций, несовместимости  матери и ребенка, асфиксии и внутричерепных кровооизлияниях в родах, в следствии недоношенности. Реже Д.Ц.П. развивается постнатально в следствие  менингоэнцефалита перенесенного впервые годы жизни.

Патогенез связан с поражением ряда корково-подкорковых  отделов головного  мозга, премоторной зоны. Центральное  место в клинико-психологической  структуре дефекта занимают двигательные нарушения  - параличи и парезы, так  же нарушения мышечного тонуса.

Классификация Д.Ц.П. предложена Семеновой  в 1974 году.

1. Спастическая диплегия – болезнь  Литля, тетрапарез с большим  поражением ног. Ребенок может  обслуживать себя, овладевает учебными  и трудовыми навыками, Нарушения  интеллектуального развития минимально, возможно обучение в массовой  школе.

2. двойная гемиплегия – тяжелое  поражение всех конечностей с  выраженной ригидностью мышц: не  могут сидеть самостоятельно, интеллектуальное  развитие не повышается выше  степени тяжелой дебильности. 

3. Гиперкенетическая форма –  гиперкинезы, сочетаются с параличами  и парезами или выступают в  качестве самостоятельной симптоматики. Интеллектуальное развитие удовлетворительное. 4. Атоническая астатическая форма  – характерны парезы и низкий  тонус мышц. При систематическом  лечении к 3 –5 годам ребенок  овладевает способностью к произвольным  движениям. В половине случаев  наблюдается олигофрения в стадии  дебильности ил имбицильности. 5. гемипаротическая форма – парезы  организованы в 1 половине тела, в верхних конечностях тяжелее  чем в нижних. 25-30% детей страдают  олигофренией. Выраженное  интеллектуальное  недоразвитие, не как свидетельство  двигательных расстройств, а как  свидетельство массивности поражения  головного мозга. Клиническая  картина олигофрении будет атипична.

Недостаточность нервно-психических  функций у детей с Д.Ц.П:

1) нарушение развития речи, вследствие  дефекта моторного компонента, проявляется  в дизартрии; наблюдается отставание  формирования моторной стороны  речи, правильного произношения, появления  первых слов и фразовой речи, медленное расширение словаря.  В тяжелых случаях наблюдается  моторная алалия, общая недостаточность  развития всех сторон речи.

2). недостаточность пространственного  гнозиса, возникает в следствие  недостаточности теменных отделов  и нарушения зрительного восприятия  связанных с двигательными расстройствами. При Д.Ц.П. нарушена конвергенция  и фиксация взора, проявляется  в трудностях восприятия формы,  трудности соотнесения элементов  в пространстве, в восприятии  пропорций и перспективы. Наблюдается  недоразвитие схемы тела. Запаздывает  формирование ориентировки право-лево, пальцевая агнозия. 

3) нарушение формирования ориентировочной  реакции в раннем детстве. 

4) недоразвитие предметных действий, игра и учебные навыки формируются  с трудностями связанными с  пространственным гнозисом.

5). Нарушение работоспособности  в следствие церебростенических  расстройств и недостаточности  зрительного аппарата.

 

Все формы недостаточности усугубляют задержку психического развития ребенка  с Д.Ц.П.. Объясняют необходимость  обучения этих детей в специализированных школах по соответствующим программам. Эмоциональная сфера – отмечается склонность к невротическим и  неврозоподобным расстройствам, к  тикам и заиканию, энурез. Часто  наблюдается задержка эмоционального развития. Органический инфантилизм, недостаточность  дифференцирования эмоций, бедность и однообразность, отсутствие инициативы в деятельности. Отклонения в развитии личности детей с Д.Ц.П. чаще проявляется  в формировании личности по дефицитарному  типу. Этому способствуют факторы  депривации и гипертопеки. Дети с  Д.Ц. П. Много времени находятся  в ситуации депривации, так как  требуется длительная стационарная помощь без возможности размещения матери, происходит формирование явлений  госпитализма. Формируются специфические  защитные механизмы в сужении  уровня притязаний при неадекватно  завышенной самооценке в сфере здоровья. Отрицание дефекта в сфере  здоровья приводит что нет стремления на что-то претендовать, это позволяет  ребенку пережить собственную неполноценность, что неизбежно при интеллектуальной недостаточности. Остро неполноценность  переживается в подростковый период, усиление тенденции к аутизации, разрываются контакты с окружением, компенсаторный уход в мир собственных  фантазий и грез. В подростковом возрасте появляются истерические черты  со склонностью к навязчивым идеям  и ипохондрии. При соответствующих провокациях могут возникать суицидальные тенденции и действия. Итог: при дефицитарном онтогенезе, связанного с дефектом анализатора, что влечет недоразвитие отдельных функций, связанных с поврежденным анализаторов, формируются личностные характеристики. Координаты нарушений снизу вверх – от локального частного дефекта к более целому. При неблагоприятных условия и отсутствии коррекции возможно движение сверху вниз.

Информация о работе Клиническая психология