Аномалии развития личности при
сенсорных дефектах – возникают
при неблагоприятных условиях воспитания
и неадекватной педагогической коррекции.
Формирование личности по дефицитарному
типу, для которого характерен сниженный
фон настроения, астенические черты,
ипохондрия, тенденция к аутизации
возникающая в следствие затруднения
контактов с внешним миром, как
компенсаторная реакция ход во внутренний
мир. Определенную роль в формирование
личности играет и не правильное воспитание,
психогенные факторы, ребенок в
семье становиться объектом гиперопеки,
возможно формирование невротических
и истероформных черт личности. Помещение
ребенка в интернат усугубляет формирование
дефицитарного типа, организация
помощи детям с сенсорными дефектами
в нашей стране сейчас хуже чем
это было 20 лет назад. Раньше велись
исследования, разрабатывались программы
воспитания, были центры изучающие
эту проблему.
Нарушение двигательной сферы:
Этиология – нарушения двигательной
сферы могут быть спровоцированными
генетическими факторами, не грубая
конституциональная недостаточность
моторики ( неуклюжесть). Влияние внутриутробного
и постнатального поражения Ц.Н.С.
и при раннем детском аутизме
возникают двигательные нарушения,
нарушения двигательной системы
могут возникнуть вследствие поражения
спинного мозга инфекционной этиологии
( полиомиелит). Двигательные нарушения
определяют эмоциональную депривацию,
замедление темпов развития. При изучении
нарушений моторной сферы разработана
тестология Азерецкого, на развитие
моторики, качество выполнения моторных
проб. (Морпе, Валлон, Гуревич М.И.). Нарушение
в развитии отдельных психофизических
компонентов движения связано с
недостаточностью определенных структур
головного мозга, но не с нозологией
заболевания . Интерес ук изучению проблемы
возобновился в 50 - 60х годах, делался
упор на разработку программы развития
и обучения.
Клинико-патофизиологическая структура
моторной сферы: определяется недостаточностью
подкоркового уровня организации движений,
проявляется в нарушении тонуса,
ритмичности, выработки первичных
автоматизмов и выразительность
движения. Может быть кортикальная
недостаточность, в этом случае страдает
сила, точность движения и формы
предметных представлений. Патология
подкоркового уровня- отвечает за тонус,
который играет ведущую роль
в преднастройке движения, в его
стойкости, стабильности, эластичности
и акцентуации формы. При недостаточности
в раннем возрасте нарушается формирование
ряда рефлексов: удержание головы,
сидение, ходьба, в более старшем
возрасте нарушение тонуса ведет
к снижению работоспособности и
обучаемости.
Возможны три варианта:
1. патологический гипотонус, быстро
развивается усталость рук, общее
утомление и снижение внимания.
2. патологический гипертонус, ухудшение
внимания, быстрая утомляемость, перенапряжение,
наблюдаются характерные нарушения
в письме, может быть тенденция
к микрографии, грамматические
ошибки- фиксация на технической
стороне письма.
3. дистония – наблюдается колебание
тонуса , нарушение тонуса могут
быть связаны с патологическим
состоянием аффективной сферы,
явление госпитализма; отмечается
двигательная пассивность, задержка
моторного развития, в тяжелых
случаях на следующих этапах
развития кататоно - подобные расстройства
при стойких аффективных реакциях
в младенчестве. Возникает повышение
тонуса с гипертимностью и
повышенной возбудимостью. При
недостаточности тонуса связанного
с подкорковой недостаточностью
– страдает темп. Нарушение темпа
чаще проявляется в замедленности
движений. Нарушение ритма движений
указывают на подкорковую локализацию
повреждения. Нормальный онтогенез
движений в промежутке 9-18 месяца
на фоне утомления и снижения
уровня бодрствования могут возникать
ритмические разряды, ритмическое качание
головой или туловищем. Характеризует
признаки незрелости нервной системы.
При патологическом онтогенезе такие
разряды могут возникать в любом возрасте.
Это может указывать на связь с тяжелой
умственной отсталостью и шизофренией.
Возникновение разрядов может быть обусловлено
депривацией. Нарушение ритмической
организации движений негативно влияет
на формирование у ребенка навыков требующих
автоматизации. Нарушение формирования
автоматических движений проявляется
в нарушении синхронных движений рук и
ног при ходьбе, при поворотах туловища,
в нарушении автоматических защитных
движений, нарушен акт ходьбы. Отставание
в развитии выразительных движений может
возникать при некоторых генетически
обусловленных эндокринных нарушениях.
Чрезмерно развиваются крупные мускулы,
не развиваются мелкие. Возникает и при
умственной отсталости. Симптоматика
моторного нарушения будет зависеть от
локализации поражения. Поражение ядерных
зон сенсо-моторных отделов – страдают
компоненты движения; сила, точность, скорость
движения. Поражение премоторных и постцентральных
отделов – нарушается целостность двигательных
актов, формируется картина апраксии.
В детстве процесс становления двигательной
сферы еще не завершен, возникающие нарушения
имеют меньшую четкость, локализованность
и изолированность чем у взрослых. В большинстве
случаев наблюдается диффузная симптоматика,
включает в себя явления повреждения и
недоразвития двигательной сферы.
К явлениям недоразвития относятся
явления :
- синкенезии – непроизвольные движения сочетающиеся с произвольными и не связанные с ними по смыслу. С 1 м глазом при закрытом 2 м движения в правой руке повторяются на левой. Синкенезии в норме присутствует, с возрастом их количество уменьшается, наиболее активно в возрасте 8-14 лет. При аномальном онтогенезе синкенезии могут сохраняться позже.
- 2) недостаточность точности и стабильности движений, действий. Действия легко сбиваются при осложненных условиях. Знакомое действие выполняемое в условиях шума, при ограничении лимита времени, использовании нового орудия, нового материала. Часто проводя диагностику с детьми можно экспериментально выявить не грубые отклонения в моторной сфере, не всегда являющиеся признаком патологического уровня. Поэтому экспериментальны данные необходимо сопоставить с клиническими.
В 60-х годах Зазо исследовал расхождение
по доминантности руки и глаза у детей
школьного возраста. В 6 лет расхождение
обнаруживается у 60 % детей., в 9 -10 лет у
20%, не имея признаков органического поражения
Ц.Н.С. Признаки поражения нервной системы
определяют необходимость коррекционного
обучения. Вопрос о коррекции левшества
- при наличие органической недостаточности
левого полушария левшество является
компенсацией дефекта. Переучивание спровоцирует
декомпенсацию, может усугубляться невротизацией,
появление тиков и заикания, в большинстве,
в большинстве случаев рекомендовано
не переучивать.
Систематика аномалий развития двигательной
сферы:
1. моторная дебильность, корково
ассоциативная форма проявлений
в нарушении мышечного тонуса,
неловкость произвольных движений
и синкенезий. Трудности комбинации
движений, плохая приспособляемость
движений к реальным задачам,
инертность в использовании предметов.
2. двигательный инфантилизм –
проявляется в снижении темпа
моторного развития, в длительном
сохранении некоторых рефлексов
раннего детства, синкенезий, запаздывание
формирования навыков сидения,
стояния и ходьбы. 3. экстрапирамидная
недостаточность – проявляется
в бедности мимики и жестов,
защитных и автоматических движений.
4. фронтальная недостаточность проявляется
в снижении способности выработки
двигательных формул, не целенаправленности,
расторможенности и гиподинамии.
Наиболее часто эти двигательные
нарушения наблюдаются при олигофрении.
В негрубой форме возможно
задержанное психическое развитие
церебрально-органического генеза.
3.Детский церебральный паралич:
наиболее изученная модель аномального
развития двигательной сферы.
Этиология: органические поражения
головного мозга в результате
воздействия внутриутробных инфекций
и интоксикаций, несовместимости
матери и ребенка, асфиксии и внутричерепных
кровооизлияниях в родах, в следствии
недоношенности. Реже Д.Ц.П. развивается
постнатально в следствие менингоэнцефалита
перенесенного впервые годы жизни.
Патогенез связан с поражением ряда
корково-подкорковых отделов головного
мозга, премоторной зоны. Центральное
место в клинико-психологической
структуре дефекта занимают двигательные
нарушения - параличи и парезы, так
же нарушения мышечного тонуса.
Классификация Д.Ц.П. предложена Семеновой
в 1974 году.
1. Спастическая диплегия – болезнь
Литля, тетрапарез с большим
поражением ног. Ребенок может
обслуживать себя, овладевает учебными
и трудовыми навыками, Нарушения
интеллектуального развития минимально,
возможно обучение в массовой
школе.
2. двойная гемиплегия – тяжелое
поражение всех конечностей с
выраженной ригидностью мышц: не
могут сидеть самостоятельно, интеллектуальное
развитие не повышается выше
степени тяжелой дебильности.
3. Гиперкенетическая форма –
гиперкинезы, сочетаются с параличами
и парезами или выступают в
качестве самостоятельной симптоматики.
Интеллектуальное развитие удовлетворительное.
4. Атоническая астатическая форма
– характерны парезы и низкий
тонус мышц. При систематическом
лечении к 3 –5 годам ребенок
овладевает способностью к произвольным
движениям. В половине случаев
наблюдается олигофрения в стадии
дебильности ил имбицильности. 5.
гемипаротическая форма – парезы
организованы в 1 половине тела,
в верхних конечностях тяжелее
чем в нижних. 25-30% детей страдают
олигофренией. Выраженное интеллектуальное
недоразвитие, не как свидетельство
двигательных расстройств, а как
свидетельство массивности поражения
головного мозга. Клиническая
картина олигофрении будет атипична.
Недостаточность нервно-психических
функций у детей с Д.Ц.П:
1) нарушение развития речи, вследствие
дефекта моторного компонента, проявляется
в дизартрии; наблюдается отставание
формирования моторной стороны
речи, правильного произношения, появления
первых слов и фразовой речи,
медленное расширение словаря.
В тяжелых случаях наблюдается
моторная алалия, общая недостаточность
развития всех сторон речи.
2). недостаточность пространственного
гнозиса, возникает в следствие
недостаточности теменных отделов
и нарушения зрительного восприятия
связанных с двигательными расстройствами.
При Д.Ц.П. нарушена конвергенция
и фиксация взора, проявляется
в трудностях восприятия формы,
трудности соотнесения элементов
в пространстве, в восприятии
пропорций и перспективы. Наблюдается
недоразвитие схемы тела. Запаздывает
формирование ориентировки право-лево,
пальцевая агнозия.
3) нарушение формирования ориентировочной
реакции в раннем детстве.
4) недоразвитие предметных действий,
игра и учебные навыки формируются
с трудностями связанными с
пространственным гнозисом.
5). Нарушение работоспособности
в следствие церебростенических
расстройств и недостаточности
зрительного аппарата.
Все формы недостаточности усугубляют
задержку психического развития ребенка
с Д.Ц.П.. Объясняют необходимость
обучения этих детей в специализированных
школах по соответствующим программам.
Эмоциональная сфера – отмечается
склонность к невротическим и
неврозоподобным расстройствам, к
тикам и заиканию, энурез. Часто
наблюдается задержка эмоционального
развития. Органический инфантилизм, недостаточность
дифференцирования эмоций, бедность
и однообразность, отсутствие инициативы
в деятельности. Отклонения в развитии
личности детей с Д.Ц.П. чаще проявляется
в формировании личности по дефицитарному
типу. Этому способствуют факторы
депривации и гипертопеки. Дети с
Д.Ц. П. Много времени находятся
в ситуации депривации, так как
требуется длительная стационарная
помощь без возможности размещения
матери, происходит формирование явлений
госпитализма. Формируются специфические
защитные механизмы в сужении
уровня притязаний при неадекватно
завышенной самооценке в сфере здоровья.
Отрицание дефекта в сфере
здоровья приводит что нет стремления
на что-то претендовать, это позволяет
ребенку пережить собственную неполноценность,
что неизбежно при интеллектуальной
недостаточности. Остро неполноценность
переживается в подростковый период,
усиление тенденции к аутизации,
разрываются контакты с окружением,
компенсаторный уход в мир собственных
фантазий и грез. В подростковом
возрасте появляются истерические черты
со склонностью к навязчивым идеям
и ипохондрии. При соответствующих
провокациях могут возникать суицидальные
тенденции и действия. Итог: при дефицитарном
онтогенезе, связанного с дефектом анализатора,
что влечет недоразвитие отдельных функций,
связанных с поврежденным анализаторов,
формируются личностные характеристики.
Координаты нарушений снизу вверх – от
локального частного дефекта к более целому.
При неблагоприятных условия и отсутствии
коррекции возможно движение сверху вниз.