Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция
Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .
Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .
Предмет – законы психического дизонтогенеза .
Радиационное и рентгеновское излучение .
Механическое и травматическое повреждение плода , отслойка плаценты .
Несовместимость крови плода и матери . Антитела организма матери к мозгу ребенка- гемолитическая болезнь новорожденных .
То есть спектр вредоносных влияний изменяющих развитие ребенка очень велик . Независимо от вида патологии плод испытывает гипоксию , которая негативно отражается на формировании мозговых структур и нервной системы и сочетается с аномалиями функционирования систем органов - сочетание патологии .
ФАКТОР НАТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ .
отклонение от нормального течения родов :
стремительные роды , задержанные роды , родовая травма ( гематома , сдавление мягких хрящей , кривошея ) .
неблагоприятное течение родовой деятельности
недоношенность , переношенность.
Неправильное предлежание
Обвитие пуповиной ( асфиксия)
Наложение щипцов , вакуум , выдавливание, кесарево сечение .
Преждевременное излитие околоплодных вод
Неоправданное применение медикаментозных препаратов стимулирующих, тормозящих родовую деятельность.
ПОСТНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.
инфекция матери может привести к нейроинфекции ( корь , скарлатина , краснуха , дифтерия ) , постпрививочные нейроинфекции.
Интоксикация
Черепно-мозговая травма
Опухоли головного мозга
Хронические соматические заболевания ( врожденный порок сердца , патология желудочно – кишечного тракта , дыхательной системы . эндокринной системы .
Возможны три варианта развития по соответствию с динамикой болезненного процесса :
дизонтогенез связан с относительно стабильным патологическим состоянием нервной системы ( болезнь Дауна – умственная отсталость не прогрессирует ).
дизонтогенез разворачивается на фоне прогрессирующего заболевания , динамика заболевания носит проградиентный характер( дегенеративные заболевания , деменция , прогрессирующая гидроцефалия , опухолевый процесс ) .
период после перенесенного острого заболевания , воздействия вредности . Купирование болезненных проявлений ведет к улучшению состояния .
Рассматривая биологические
И как следствие проявление этого закона : Одно и тоже нарушение развития может возникать в результате разных причин , действующих в один и тот же период развития . Дефицит питания , прием наркотических средств негативно влияет именно на те системы органов, которые закладываются и формируются в этот период .
Одна и та же причина может привести к разным последствиям , действуя на разных этапах онтогенеза .
Пример: Коревая краснуха в период беременности 100 % показания к прерыванию беременности, вирус краснухе тропен к эмбриональной ткани и к нервной системе . Перенесенная краснуха в период до двух лет может привести к задержке психического развития .Развитие нейроинфекции приводит к олигофрении. Последствия зависят от возрастных особенностей на момент вредного воздействия .
Мозговая локализация процесса и его распространенность . Последствия различны от повреждения структур разных блоков. Детский мозг очень высоко пластичен , что создает возможность компенсации дефекта . Дефект в детском возрасте может быть скомпенсирован за счет сохранных структур. Развитие функции может пойти не традиционным путем. (повреждение определенных центров не приводит к обще-мозговым нарушениям ) .
Интенсивность повреждения
организующего поражение
Картина нарушений в детской
клинике сложнее и многограннее
чем во взрослой клинике . Рассматривая
биологические факторы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРА ДИЗОНТОГЕНЕЗА .
Социально психологические факторы :
Наиболее мощным фактором является депривация - длительное лишение возможности удовлетворения какой либо потребности .
Виды депривационного
сенсорная депривация - лишение
возможности получения
Двигательная депривация –
лишение возможности
эмоциональная депривация –лишение возможности установления оптимального эмоционального контакта с окружающими
когнетивная депривация –лишение возможности получать знания , усваивать опыт , приобретать навыки
социальная депривация
Сочетание видов депривации часто прослеживается в дисонтогенезе .
Депривационные условия .
1. Внешние причины:
Ситуация крайней изоляции ребенка ( одичавшие дети , крайне жестокое обращение с детьми .
Госпитализм – помещение ребенка в закрытые учреждения ( детский дом , дом малютки . Нет потери связи с социумом , есть потеря связи с семей. Госпитализация в больницу , помещение в санаторий .
Депривация развивается при условии нахождения в семье , но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка ( психически больные родители , родители имеющие сенсорные дефекты , родители игнорирующие родительские обязанности .
Наличие сенсорных дефектов у ребенка ( слепота , глухота , умственная отсталость , аутизм ).
2. Внутренние причины :
Индивидуально типологические особенности и свойства – темперамент.
Эксперимент Боулуби с детьми до двух лет с их матерями , оценивая как реагируют дети на отсутствие матери выявили три группы детей ,демонстрирующих три типа поведения (устойчивая привязанность ,неустойчивая привязанность , нейтралитет) . Свойства темперамента закладывают основу характера , но не определяют основу восприятия ( гендерные различия ). P.s. спорные мнения.
Возраст ребенка , чем раньше происходит депривация , тем тяжелее последствия . Необходимо учитывать существование сензетивных периодов – формирование привязанности к матери , по Боулуби пик привязанности к матери в полтора года. В этом возрасте крайне нежелательна разлука с матерью. К трем годам период формирования привязанности к матери завершается , повышается интерес к событиям социально широкого круга , отпечаток накладывают индивидуальные особенности .
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕПРИВАЦИИ И ЕЕ РОЛИ.
В конце 19 начале 20 века изучения
депривации начались с
Так же к внешним условиям
можно отнести :неполная семья
– нарушение полоролевой
Изучение этологами депривации животных .
Эксперименты с детенышами шимпанзе
, с использованием манекенов в
качестве матери. Вывод : действительно
для развития детеныша важен не факт
кормления , а важен факт эмоционального
тесного общения . Другой целью было
намерение выяснить влияние на психическое
развитие ,изоляции от сородичей , сразу
от рождения на сроки разной длительности
: от 1 до 6 месяцев : чем дольше изоляция
, тем интенсивнее проявление последствий
. Изоляция в течении 6 месяцев приводят
к несформированности внешней активности
, а формирование стереотипных форм
поведения – яктации .Нарушение
социальных форм поведения : невключенность
в иерархическую систему
Факторы оказывающие неблагоприятное влияние на ребенка .
-Неблагоприятная обстановка в семье : неполная семья , алкоголизм , наркозависимость , жестокое обращение в семье , низкий социальный статус , психические заболевания.
-Неправильное воспитание в
ЛЕКЦИЯ №2. СООТНОШЕНИЕ СИМПТОМОВ ДИЗОНТОГЕНЕЗА И БОЛЕЗНИ .
Понятие симптома в медицине /психиатрии
.Выделяют два вида симптомов : негативные
и продуктивные. Негативные явления
выпадения психической
Лебединский : считает , возникновение возрастной симптоматики возможно при условии наслоения переживания стресса на неблагоприятную органическую почву ( резидуальная органика ) .Возникновение симптомов тесно связанно с с онтогенетическим уровнем реагирования на различные вредности . Эти симптомы более специфичны для возраста , а не для какого –либо вида патологии .
Ковалев : различал четыре уровня нервно-психического реагирования у детей и подростков. 1). Уровень соматовегетативных проявлений от 0 – до 3х лет . 2) уровень психомоторного реагирования от 4х – до 7и лет. 3) уровень аффективного реагирования от 8 – до 12 лет . 4) уровень эмоционально –идеаторного реагирования от 13 – до 16 лет . На каждом уровне возникает своя специфическая симптоматика .
Первый уровень
Второй уровень
Уровень характеризуется эмоциональной лабильностью, агрессивностью, негативизмом. Появлением страхов. Проявления эмоционального реагирования характеризуется половым различием: девочки склонны к астенизации, плаксивости, вялости. Мальчики чаще гиперактивны, расторможены .