Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция

Описание

Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .

Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .

Предмет – законы психического дизонтогенеза .

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ.docx

— 140.98 Кб (Скачать документ)

 

Радиационное и рентгеновское  излучение .

 

Механическое и травматическое повреждение плода , отслойка плаценты .

 

Несовместимость крови плода и  матери . Антитела организма матери к мозгу ребенка- гемолитическая болезнь новорожденных .

 

То есть спектр вредоносных влияний изменяющих развитие ребенка очень велик . Независимо от вида патологии плод испытывает гипоксию , которая негативно отражается на формировании мозговых структур  и нервной системы и сочетается с аномалиями функционирования систем органов  - сочетание  патологии .

 

ФАКТОР НАТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ .

 

отклонение от нормального течения  родов :

 

стремительные роды , задержанные  роды , родовая травма ( гематома , сдавление  мягких хрящей , кривошея ) .

 

неблагоприятное течение родовой  деятельности

 

недоношенность , переношенность.

 

Неправильное предлежание плода.

 

Обвитие пуповиной ( асфиксия)

 

Наложение щипцов , вакуум , выдавливание, кесарево сечение .

 

Преждевременное излитие околоплодных вод

 

Неоправданное применение медикаментозных  препаратов стимулирующих, тормозящих родовую деятельность.

 

ПОСТНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.

 

инфекция матери может привести к нейроинфекции ( корь , скарлатина , краснуха , дифтерия ) , постпрививочные  нейроинфекции.

 

Интоксикация

 

Черепно-мозговая травма

 

Опухоли головного мозга

 

Хронические соматические заболевания ( врожденный порок сердца , патология  желудочно – кишечного тракта , дыхательной системы . эндокринной  системы .

 

Возможны три варианта развития по соответствию с динамикой болезненного процесса :

 

дизонтогенез связан с относительно стабильным патологическим состоянием нервной системы ( болезнь Дауна – умственная отсталость не прогрессирует ).

 

дизонтогенез разворачивается на фоне прогрессирующего заболевания , динамика заболевания носит проградиентный характер( дегенеративные заболевания , деменция , прогрессирующая гидроцефалия , опухолевый   процесс ) .

 

период после перенесенного  острого заболевания , воздействия  вредности . Купирование болезненных  проявлений ведет к улучшению  состояния .

 

Рассматривая биологические факторы  дизонтогенеза Лебединский , предлагает  учитывать три параметра , фактора , определяющих тяжесть состояния : время воздействия патогенного фактора ,определяющих универсальный закон : ЧЕМ РАНЬШЕ ПРОИЗОШЛО ВЛИЯНИЕ ВРЕДНОСТИ , ТЕМ ТЯЖЕЛЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ .

 

И как следствие проявление этого  закона : Одно и тоже нарушение развития может возникать в результате разных причин , действующих в один и тот же период развития . Дефицит питания , прием наркотических средств негативно влияет именно на те системы органов, которые закладываются и формируются в этот период .

 

Одна и та же причина может  привести к разным последствиям , действуя на разных этапах онтогенеза .

 

Пример: Коревая краснуха в период беременности 100 % показания к прерыванию беременности, вирус краснухе тропен к эмбриональной ткани и к  нервной системе . Перенесенная краснуха в период до двух лет может привести к задержке психического развития .Развитие нейроинфекции приводит к олигофрении. Последствия зависят от возрастных особенностей на момент вредного воздействия .

 

Мозговая локализация процесса и его распространенность . Последствия  различны от повреждения структур разных блоков. Детский мозг очень высоко пластичен , что создает возможность  компенсации дефекта . Дефект в детском  возрасте может быть скомпенсирован за счет сохранных структур. Развитие функции может пойти не традиционным путем. (повреждение определенных центров  не приводит к обще-мозговым нарушениям ) .

 

 Интенсивность повреждения  организующего поражение головного  мозга , в детском возрасте  ведут к повреждению одних  и недоразвитию других систем , функционально связанных с поврежденной .

 

Картина нарушений в детской  клинике сложнее и многограннее чем во взрослой клинике . Рассматривая биологические факторы дизонтогенеза следует помнить  , что детский организм более чутко реагирует на экзогенные вредности , чем взрослый , результат  незрелости головного мозга и слабости гематоэнцефалитического барьера .Вредности могут необратимо изменить ход развития ребенка .

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРА  ДИЗОНТОГЕНЕЗА .

 

Социально психологические факторы :

 

Наиболее мощным фактором является депривация - длительное лишение возможности удовлетворения какой либо потребности .

 

Виды депривационного воздействия .

 

сенсорная депривация  - лишение  возможности получения информации.

 

Двигательная депривация  –  лишение возможности оптимального двигательного развития

 

эмоциональная депривация –лишение возможности установления оптимального эмоционального контакта с окружающими

 

когнетивная депривация –лишение возможности  получать знания , усваивать опыт , приобретать  навыки

 

социальная депривация

 

Сочетание видов  депривации часто  прослеживается в дисонтогенезе .

 

  Депривационные условия .

 

1. Внешние причины:

 

 Ситуация крайней изоляции  ребенка ( одичавшие дети , крайне  жестокое обращение с детьми .

 

Госпитализм – помещение ребенка  в закрытые учреждения ( детский  дом , дом малютки . Нет потери связи  с социумом , есть потеря связи с  семей. Госпитализация в больницу , помещение в санаторий .

 

Депривация развивается при  условии нахождения в семье , но  когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка ( психически больные родители , родители имеющие  сенсорные дефекты , родители игнорирующие родительские обязанности .

 

Наличие сенсорных дефектов у ребенка ( слепота , глухота , умственная отсталость , аутизм ).

 

2. Внутренние причины :

 

Индивидуально типологические особенности  и свойства – темперамент.

 

Эксперимент Боулуби с детьми  до двух лет с их матерями , оценивая как реагируют дети на отсутствие матери выявили три группы детей ,демонстрирующих три типа поведения (устойчивая привязанность ,неустойчивая привязанность , нейтралитет) . Свойства темперамента закладывают основу характера , но не определяют основу восприятия ( гендерные  различия ). P.s. спорные  мнения.

 

Возраст ребенка , чем раньше происходит депривация , тем тяжелее последствия . Необходимо учитывать существование  сензетивных периодов – формирование привязанности к матери , по Боулуби  пик привязанности к матери в  полтора года. В этом возрасте крайне нежелательна разлука с матерью. К трем годам период формирования привязанности к матери завершается , повышается интерес к событиям социально широкого круга , отпечаток  накладывают индивидуальные особенности .

 

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕПРИВАЦИИ И ЕЕ РОЛИ.

 

 В конце 19 начале 20 века изучения  депривации начались с появления  феномена госпитализма . Первый этап , во  время первой мировой войны  при помещении младенцев в  сиротский приют , было отмечено  что ребенок начинает отставать  в развитии , происходит снижение  уровня психической активности , ребенок перестает проявлять  интерес и реагировать на окружающую  среду . Снижение физиологической  активности , снижение аппетита , увеличение  продолжительности сна . Острая  тоска приводит к гибели ребенка  . Госпитализм не связан с качеством  медицинского ухода . Боулуби  обследовал шести месячных младенцев  находящихся в учереждениях  с  разной степенью ухода , с разными  источниками финансирования , обеспечивающих  разное питание, обучение персонала.  Вывод : госпитализм  связан  не с физиологическими причинами  , а возникает из-за отсутствия  эмоциональной вовлеченности . Второй  этап в 30 годах , в годы второй  мировой войны интенсивное изучение  этологами и психоаналитиками : Мелани  Кляйн , Анна Фрейд – работали  с детьми сиротами – пытались  компенсировать отсутствие эмоциональной  связи с родителями , формируя  братско-сестринские отношения в  группе . Благодаря  развитию науки  найти явление госпитализма в  чистом виде практически не  встречается . Но существует явление  неогоспитализма . Присущее обеспеченным  семьям , перепоручение ребенка третьим  лицам , в силу профессиональной  занятости. Нарушение эмоционального  контакта с окружающими. При  этом явления госпитализма сглажены , но вероятна задержка в развитии . Много изучением проблемы депривации  занимались психоаналитики : установление  связи эмоциональной депривации  и аутизма у ребенка . Аутизм  с точки зрения психоанализа  следствие эмоциональной холодности  матери , нерасположенной устанавливать  эмоциональный контакт с ребенком. Ребенок закрывается в своем  мире.В  этиопатогенезе аутизма  с точки зрения современной  науки депривационный фактор  фактор является вторичным , а  первичной  является неспособность  ребенка  к у становлению  контакта .

 

 Так же к внешним условиям  можно отнести :неполная семья  – нарушение полоролевой идентификации,  несформированность  полоролевого  взаимодействия .

 

Изучение этологами депривации животных .

 

Эксперименты с детенышами шимпанзе , с использованием манекенов в  качестве матери. Вывод : действительно  для развития детеныша важен не факт кормления , а важен факт эмоционального тесного общения . Другой целью было намерение выяснить влияние на психическое  развитие ,изоляции от сородичей , сразу  от рождения на сроки разной длительности : от 1 до 6 месяцев : чем дольше изоляция , тем интенсивнее проявление последствий . Изоляция в течении 6 месяцев приводят к несформированности внешней активности , а формирование стереотипных форм поведения – яктации .Нарушение  социальных форм поведения : невключенность в иерархическую систему сообщества , проявление агрессии даже на особей высших по рангу . Эксперименты по реабилитации и реадаптации этих особей  показали ,что даже для  крайне депривированных  обезьян возможна реабилитация . В  клетку помещали более меньшего детеныша, любопытного , с сильной тягой  к телесному контакту в силу возраста и не умеющему проявлять агрессивность . Постепенно , с задержкой возвращается способность эмоционально реагировать . В дальнейшем проводили эксперименты с депривированными в раннем возрасте обезьянами ,росшими без материнской  опеки. Изучали способы их обращения  со своими детенышами. Выяснилось , что  они их бросали неинтересовались , калечили , убивали . Рождение второго  ребенка  купировало крайности проявления в поведении , поведение становилось  более адекватным. Эти исследования наглядно показали : что ранний возраст  сензитивный период формирования материнского поведения , то есть основы материнского поведения закладываются в младенчестве .

 

Факторы оказывающие неблагоприятное  влияние на ребенка .

 

-Неблагоприятная обстановка в  семье : неполная семья , алкоголизм , наркозависимость , жестокое обращение  в семье , низкий социальный  статус , психические заболевания.

 

-Неправильное воспитание в семье  : гипоопека ,гиперопека , эмоциональное  отвержение.  Классификация предложенная  Демилер-Юстицким : доминирующее воспитание , инициатива ребенка задавливается  ; потворствующая гиперопека , ребенок  воспитывается по типу кумир  семьи; гипоопека , безнадзорность , педзапушенность , депривация социальных  навыков ;перфекционизм ,ребенок  может заслужить одобрение родителей  только , если тот заслужил поощерение- этот тип воспитания представляет  явное или скрытое эмоциональное  отвержение ( при наличии у ребенка  сложных заболеваний , нежелательного  пола) . В целом эти факторы  могут закрепляться в патологические  черты характера .

 

ЛЕКЦИЯ №2. СООТНОШЕНИЕ СИМПТОМОВ  ДИЗОНТОГЕНЕЗА И БОЛЕЗНИ .

 

Понятие симптома  в медицине /психиатрии .Выделяют два вида симптомов  : негативные и продуктивные. Негативные явления  выпадения психической деятельности , разрушение , утрата психических функций ( снижение интеллекта , ухудшение памяти и внимания , снижение психической  активности ) . Продуктивная симптоматика связана с явлением возбуждения  психических  процессов , появлением чего-то что появилось  как результат  болезни  ( невротические расстройства , страхи , галлюцинации , бред , судорожное состояние ). Такой подход оправдан  во взрослой клинике . В детском возрасте функция еще не доконца сформированна . Поэтому невозможно сказать это  выпадение или недоразвитие функции  ( врожденное слабоумие при олигофрении ). Продуктивная симптоматика указывает  на остроту болезни , играет значительную роль в формировании аномалии развития. Пример : ребенок страдает судорожными  припадками , страхами – то это не может не отразиться на развитии на его личности .Определенная симптоматика может отражать определенный тип  дисонтогенеза .Пограничными симптомами проявления болезни и дизонтогенеза  могут являться возрастные симптомы, патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного  развития .

 

Лебединский : считает  , возникновение  возрастной симптоматики возможно при  условии наслоения переживания  стресса на неблагоприятную органическую почву ( резидуальная органика ) .Возникновение симптомов тесно связанно с с онтогенетическим уровнем реагирования  на различные вредности . Эти симптомы более специфичны для возраста  , а не для какого –либо вида патологии .

 

Ковалев : различал четыре  уровня нервно-психического реагирования у  детей и подростков. 1). Уровень  соматовегетативных проявлений от 0 –  до 3х лет . 2) уровень психомоторного реагирования от 4х – до 7и лет. 3) уровень аффективного реагирования от 8 – до 12 лет . 4) уровень эмоционально –идеаторного реагирования от 13 –  до 16 лет . На каждом уровне возникает  своя специфическая симптоматика .

 

Первый уровень характеризуется  нарушением цикла сон-бодрствование , персеверации сна , изменение питания. Неврологическая рвота , понос , запор . Проявления незрелости вегетативной нервной системы ,на фоне повышения  температуры могут быть судороги и галлюцинации .

 

Второй уровень характеризуется  симптоматикой в моторной сфере : тики , заикание , гиперкинезы , повышенная психомоторная возбудимость , негативизм .

 

Уровень характеризуется эмоциональной  лабильностью, агрессивностью, негативизмом. Появлением страхов. Проявления эмоционального реагирования характеризуется половым  различием: девочки склонны к астенизации, плаксивости, вялости. Мальчики чаще гиперактивны, расторможены .

Информация о работе Клиническая психология