Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция
Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .
Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .
Предмет – законы психического дизонтогенеза .
Сухарева : выделяет патологические реакции пубертатного возраста : сверх-ценные идеи , интересы , мета физическая , философская интоксикация. Иппохондрические идеи , выискивание у себя проявлений нездоровья , идеи мнимого уродства – дисморфофобия. Следствием может быть нервная анорексия . Патологические реакции : протеста , аппозиции , эмансипации .Аффект неустойчив , агрессивность.
Периодизация уровней нервно-
Сосуществование симптоматики: до 3х
летнего возраста длится сенситивный
период развития вегетативной нервной
системы. То есть в течении этого
возраста может проявляться пик
негативной симтоматики ВНС. Патологическое
растормаживание влечений в
пубертате возникает на фоне патологии
вегетативно-эндокринной
Вывод о соотношении болезни и дизонтогенеза : Взаимоотношение симптоматики может быть представлено следующим образом: - нешативная симптоматика болезни определяет специфику и тяжесть дизонтогенеза. Продуктивная симптоматика болезни оказывает общее тормозящее воздействие на психическое развитие больного ребенка. Возрастные симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и явлениями дизонтогенеза .
ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА.
1.Эмансипация , увлечения . Протестная
реакция встречается очень
Реакции пассивного протеста : отказ
от еды , уход из дома , совершение суицидальных
попыток . Могут реакции отказа отказа
от речи – мутизм. Недержание мочи,
кала, рвота, запоры, насильственный кашель.
Мутизм может быть элективным, избирательным.
Возникновение мутизма связано
с недостаточностью развития речевой
функции и резидульной
Тип протестных реакций
Реакции иммитации : ребенок копирует поведение наиболее авторитетного для него взрослого. Реакция компенсации – разочаровавшись в сфере ребенок стремиться компенсировать неуспехи в другой области. Гиперкомпенсация : несостоятельность , дефект преодолевается в наиболее трудной сфере деятельности .
ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ У ПОДРОСТКОВ.
Реакции эмансипации – проявляются в стремлении высвободиться из под опеки родных и вообще взрослых . как правило реакция ответ на постоянное воздействие взрослых , ограничения, запреты и психологическое давление. Подросток может пытаться тайно сопротивляться установленным порядкам ,игнорирует советы , указы взрослых , отказывается от помощи. Подросток активно пытается уйти от контроля взрослых , открыто бунтует , пытается уйти от взрослых и самостоятельно устроить свою жизнь.
Реакция группирования: создание неформальных групп со сверстниками. Моральные правила, нормы группы оказываются главнее , приоритетнее чем те носителями которых являются взрослые .
Увлечения : усиление увлечений и наклонностей личности . Могут стать причиной нарушения поведения .
Реакции связанные с формирующимся сенситивным увлечением , могут проявляться уже в дошкольном возрасте. Мастурбация , повышенный интерес к лицам своего или противоположного пола, сексуально брачное поведение , интерес к подглядыванию за раздеванием , переодевание . Может быть стремление переодеваться в одежду противоположного пола , самообнажение , совместный групповой онанизм . Сексуальные фантазии связанные с ситуацией мастурбации . Рассуждения на тему пола . Игры с самообнажением , петинг , влюбленность . Гетеро и гомосексуальные контакты , ранние сексуальные беспорядочные контакты .
Психогенные реакции характерные для детей и подростков могут быть нормальными и патологическими.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА .
При оценке психического дизонтогенеза происходит опора на несколько параметров. Выделены проффесором Лебединским: основанных на теоретических предположениях Выготского , положившим методологические основы психологии аномального развития .
Функциональная локализация
А. Частный дефект, обусловленный дефицитарностью отдельных ВПФ (гнозиса , праксиса, речи).
Б. Общий дефект, связан с нарушением
регуляторных систем ( подкорковых
и корковых) : патологические влечения
, нарушение или снижение уровня
бодрствования , элементарные эмоциональные
расстройства , дефекты интеллектуальной
деятельности , недостаточность
Эти общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию. Нарушения в регуляторных системах отражаются на всей психической деятельности. Частный дефект может быть более парциален , легче , в силу скомпенсированности за счет других функций .
Время поражения. Взависимости от того
в какой момент развития произошло
воздействие. Чем раньше произошло
патогенное воздействие, тем тяжелее
последствия , тем вероятнее явление
недоразвития. Чем позже воздействие,
тем вероятнее повреждение. Учет
не только хронологического аспекта ,
а наличие сенсетивных периодов
в развитии определенных ВПФ. В свой
сенситивный период функция наиболее
неустойчива и подвержена неблагоприятному
воздействию . Поражение в сенситивный
период влечет более тяжелые последствия
чем в другой период . Есть сенситивные
периоды для психического развития
вообще , когда большинство
Вероятность возникновения нарушений
в эти возрастные периоды при
патогенном воздействии наиболее велика.
Возрастной период от 4х – до 11 лет
наиболее устойчивый период . Временной
параметр так же отражает различие
длительности становления ВПФ. Функции
имеющие короткий промежуток развития
чаще повреждаются, это функции имеющие
преимущественно подкорковую
Под влиянием вредности психическая функция может регрессировать , функция возвращается на более ранний период развития. Регрессирование может быть временным , обратимым и необратимым. Необратимое снижение речи при РДА , обратимое – отказ от навыков опрятности .
Регрессу подвержены незрелые , до конца не сформированные функции . Вероятность регресса возрастает при сохранности в психике более ранних способов реагирования .Явления регресса необходимо отличать от явлений распада . распада – полная грубая дезорганизация функции . Отставание в развитии никогда не будет равномерным , больше страдают функции находящиеся в сенситивном периоде на момент формирования. Чем тяжелее поражение , тем более стойкий распад и регресс функций . Профиль психического развития аномального ребенка будет состоять из сохранных , поврежденных , недоразвитых , и в разной степени задержанных в своем развитии психических функций .
Характеризуется взаимодействием
между первичным и вторичным
дефектом. Выготским первичный дефект
напрямую связаны с биологическим
характером болезни ; вторичные дефекты
возникают в процессе аномального
социального развития . Пример : слепой
ребенок – первичный дефект нарушение
зрения , вторичный нарушение
Механизмы формирования вторичного дефекта
: 1) вторично недоразвиваются те
функции, которые непосредственно
связанны с поврежденной . Пример : первичный
дефект недоразвитие слуха , вторичный
дефект недоразвитие речи .2) характерен
для тех функций , которые в
момент воздействия вредности