Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция

Описание

Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .

Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .

Предмет – законы психического дизонтогенеза .

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ.docx

— 140.98 Кб (Скачать документ)

 

Сухарева : выделяет  патологические реакции пубертатного возраста : сверх-ценные идеи , интересы , мета физическая , философская  интоксикация. Иппохондрические идеи , выискивание у себя проявлений нездоровья , идеи мнимого уродства – дисморфофобия. Следствием может  быть нервная анорексия . Патологические реакции : протеста , аппозиции , эмансипации .Аффект неустойчив , агрессивность.

 

Периодизация уровней нервно-психического реагирования достаточно условна . Связанно это с тем , что преимущественная симптоматика каждого уровня не только снимает , отодвигает симптоматику более  раннего уровня , но и сосуществует на разных этапах в разных качествах . формируются новые типы клинико-психологической  структуры . Если в клинической картине  доминирует симптоматика более раннего  уровня реагирования можно диагностировать  ЗПР .

 

Сосуществование симптоматики: до 3х  летнего возраста длится сенситивный  период  развития вегетативной нервной  системы. То есть в течении этого  возраста может проявляться пик  негативной симтоматики ВНС. Патологическое растормаживание  влечений  в  пубертате возникает на фоне патологии  вегетативно-эндокринной системы. Аффективные  расстройства если были ведущими на  втором уровне развития , то имеют не меньшее значение на третьем и  четвертом уровне . Возрастные  отражают патологически измененную фазу развития , с другой стороны могут иметь  определенную специфичность характерную  для заболевания которым были вызваны . Пример : Страхи появляются на определенном этапе возрастного  развития. При шизофрении страхи определяют характер бредовых расстройств . При  эпилепсии страхи связываются с  нарушением сознания , при неврозах приобретают характер сверхценных  идей . Фантазии нормальный этап возрастного  развития наиболее присущее дошкольникам и младшему школьному возрасту. При  шизофрении , при МДП страхи могут  приобретать нелепый , вычурный и  стереотипный характер . при эпилепсии  связываются с растормаживанием влечений. При неврозах, при патологических формированиях личности, психопатиях  страхи могут носить социально-компенсаторный характер, бегство от собственной социальной несостоятельности . Изучение возрастной симптоматики необходимо для построения психологической структуры нормального онтогенеза- решение важнейшей малоисследованной теоретической задачи дисциплины .

 

Вывод о соотношении болезни и дизонтогенеза : Взаимоотношение симптоматики может быть представлено следующим образом: - нешативная симптоматика болезни определяет специфику и тяжесть дизонтогенеза. Продуктивная симптоматика болезни оказывает общее тормозящее воздействие на психическое развитие больного ребенка. Возрастные симптомы являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и явлениями дизонтогенеза .

 

ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА.

 

1.Эмансипация , увлечения . Протестная  реакция встречается очень часто  в раннем дошкольном возрасте . Может быть связана с ограничением  психомоторики , при чрезмерном  или насильственном кормлении.  При насильственном и слишком  суровом приучению к опрятности. В более старшем возрасте за  протестной реакцией скрывается  реакция обиды , ущемленности  и озлобленности . Провоцируются  эти чувства чрезмерными требованиями  к ребенку , непосильной нагрузкой.  Недостатком, утратой внимания , несправедливостью , жестоким наказанием . Принято различать реакции активного  и пассивного протеста . Могут  быть нормальными и патохарактерологическими. Нормальными принято считать  : непослушание ,вызывающее или агрессивное  поведение, грубость которая является  непосредственным ответом на  травмирующие обстоятельства . Патохарактерологические  реакции могут не являться  непосредственным ответом , реакции  генерализуются , ребенок отвечает  так на все воздействия . патохарактерологические  реакции как правило сопровождаются  вегетативной симптоматикой : учащенный  пульс , покраснение кожных покровов, потливость. Могут быть эксплозивные  реакции со вспышками гнева,  разрушительные действия, агрессия, общее двигательное возбуждение   с аффективным сужением сознания , злонамереные поступки причиняющие  вред обидчику . У младенцев может  быть аффективно респираторные  судороги. Патохарактерологические  реакции разворачиваются остро  и бурно . Может быть не острое  реагирование , а накапливание патохарактерологических  реакций как способ разрядки.

 

Реакции пассивного протеста : отказ  от еды , уход из дома , совершение суицидальных попыток . Могут реакции отказа отказа от речи – мутизм. Недержание мочи, кала, рвота, запоры, насильственный кашель. Мутизм может быть элективным, избирательным. Возникновение мутизма связано  с недостаточностью развития речевой  функции и резидульной органики, протекает длительно и трудно поддается лечению. Уход из дома, бродяжничество чаще присущи мальчиками (гебоидный  синдром ), могут стать привычной  реакцией, при малейших трудностях бегство – как правило неблагоприятное  течение.

 

 Тип протестных реакций определяется  возрастом ребенка и его личностными  особенностями. Реакция отказа всегда патологические , возникают при утрате ребенком чувства безопасности ,защищенности . чаще происходят при отрыве от семьи (госпитализация в больницу, приют , санаторий ) . Может быть в семье при недостатке заботы и теплоты . Со стороны ребенка проявляется в заторможенности , неподвижности , отказе от общения, игр , от удовольствия. Возникает подавленность, угнетенность , расстройсвто сна и аппетита. Так называемая реакция госпитализма . Возникновение реакций отказа может быть обусловлено общей астенизацией ребенка , перенесение тяжелого соматического заболевания незадолго до психотравмы .

 

Реакции иммитации : ребенок копирует поведение наиболее авторитетного  для него взрослого. Реакция компенсации  – разочаровавшись в сфере  ребенок стремиться компенсировать неуспехи в другой области. Гиперкомпенсация : несостоятельность , дефект преодолевается в наиболее трудной сфере деятельности .

 

ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ У ПОДРОСТКОВ.

 

Реакции эмансипации – проявляются  в стремлении  высвободиться из под опеки родных и вообще взрослых . как правило реакция ответ  на постоянное воздействие взрослых , ограничения, запреты и психологическое давление. Подросток может пытаться тайно сопротивляться установленным порядкам ,игнорирует советы , указы взрослых , отказывается от помощи. Подросток активно пытается уйти от контроля взрослых , открыто бунтует , пытается уйти от взрослых и самостоятельно устроить свою жизнь.

 

Реакция группирования: создание неформальных групп со сверстниками. Моральные правила, нормы группы оказываются главнее ,  приоритетнее чем те носителями которых являются взрослые .

 

Увлечения : усиление увлечений и  наклонностей личности . Могут стать  причиной нарушения поведения .

Реакции связанные с формирующимся  сенситивным увлечением , могут проявляться  уже в дошкольном возрасте. Мастурбация , повышенный интерес к лицам своего или противоположного пола, сексуально брачное поведение , интерес к  подглядыванию за раздеванием , переодевание . Может быть стремление переодеваться  в одежду противоположного пола , самообнажение , совместный групповой онанизм . Сексуальные  фантазии связанные с ситуацией  мастурбации . Рассуждения на тему пола . Игры с самообнажением , петинг , влюбленность . Гетеро и гомосексуальные контакты , ранние сексуальные беспорядочные  контакты .

 

Психогенные реакции характерные  для детей и подростков могут  быть нормальными и патологическими.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА .

 

При оценке психического дизонтогенеза происходит опора на несколько параметров. Выделены проффесором Лебединским: основанных на теоретических предположениях Выготского , положившим методологические основы психологии аномального развития .

 

Функциональная локализация нарушения. Выделено два основных вида дефекта .

 

А. Частный дефект, обусловленный  дефицитарностью отдельных ВПФ (гнозиса , праксиса, речи).

 

Б. Общий дефект, связан с нарушением регуляторных систем ( подкорковых  и корковых) : патологические влечения , нарушение или снижение уровня бодрствования , элементарные эмоциональные  расстройства , дефекты интеллектуальной деятельности , недостаточность целенаправленности , программирования и контроля. Нарушение  более сложных специфически человеческих образований.

 

Эти общие и частные нарушения  выстраиваются в определенную иерархию. Нарушения в регуляторных системах отражаются на всей психической деятельности. Частный дефект может быть более  парциален , легче , в силу скомпенсированности  за счет других функций .

 

Время поражения. Взависимости от того в какой момент развития произошло  воздействие. Чем раньше произошло  патогенное воздействие, тем тяжелее  последствия , тем вероятнее явление  недоразвития. Чем позже воздействие, тем вероятнее  повреждение. Учет не только хронологического аспекта , а наличие сенсетивных периодов в развитии определенных ВПФ. В свой сенситивный период функция наиболее неустойчива и подвержена неблагоприятному воздействию . Поражение в сенситивный  период влечет более тяжелые последствия  чем в другой период . Есть сенситивные  периоды для психического развития вообще , когда большинство психофизических  систем находятся в сенситивном  состоянии . Всего два периода  в процессе развития организма : 1й  от 0 – до 3х лет ; 2й от 11 – до 15 лет .

 

Вероятность возникновения нарушений  в эти возрастные периоды при  патогенном воздействии наиболее велика. Возрастной период от 4х – до 11 лет  наиболее устойчивый период . Временной  параметр так же отражает различие длительности становления ВПФ. Функции  имеющие короткий промежуток развития чаще повреждаются, это функции имеющие  преимущественно подкорковую организацию. Корковые функции имеют более  длительный период развития : пространственные представления окончательно формируются  к 12 годам . Чаще эти функции недоразвиваются , задерживаются в своем развитии .

Под влиянием вредности психическая  функция может регрессировать , функция  возвращается на более ранний период развития. Регрессирование может  быть временным , обратимым и необратимым. Необратимое  снижение речи при РДА , обратимое – отказ от навыков опрятности .

 

Регрессу подвержены незрелые , до конца не сформированные  функции . Вероятность регресса возрастает при сохранности в психике  более ранних способов реагирования .Явления регресса необходимо отличать от явлений распада . распада –  полная грубая дезорганизация функции . Отставание в развитии никогда  не будет равномерным , больше страдают функции находящиеся в  сенситивном  периоде на момент формирования. Чем  тяжелее поражение , тем более  стойкий распад и регресс функций . Профиль психического развития аномального  ребенка будет состоять из сохранных , поврежденных , недоразвитых , и в  разной степени задержанных в  своем развитии психических функций .

 

Характеризуется взаимодействием  между первичным и вторичным  дефектом. Выготским первичный дефект напрямую связаны с биологическим  характером болезни ; вторичные дефекты  возникают в процессе  аномального  социального развития . Пример : слепой ребенок – первичный дефект нарушение  зрения , вторичный нарушение коммуникативной  функции . Понимание структуры дефекта -первичный дефект может носить характер недоразвития , повреждения , сочетанный дефект . Вторичный дефект –то на что направлена коррекция , психологическими средствами можно воздействовать на вторичный дефект, который формируется  в процессе усвоения социального  опыта.

 

Механизмы формирования вторичного дефекта : 1) вторично  недоразвиваются те функции, которые непосредственно  связанны с поврежденной . Пример : первичный  дефект недоразвитие слуха , вторичный  дефект недоразвитие речи .2) характерен для тех функций , которые в  момент воздействия вредности находятся  в сенситивном периоде . Чем дальше функция от первично поврежденной , тем она сохраннее .Чем сложнее  психическая функция, чем больше звеньев она  в себя включает , тем больше проявлений вторичного нарушения . Пример : для нормального функционирования логического мышления необходимо множество  компонентов – сенсорика , речь , пространственные представления . Повреждение  этих функций ведет к дефекту  логического мышления . Взависимости от места первичного дефекта , вторичное  недоразвитие может двигаться снизу  вверх и сверху вниз. Выготский , считал основным движением снизу  вверх , от элементарных к высшим. Существует обратное развитие, недоразвитие высших затормаживает более низкие, при  развитии ВПФ , базальные низшие перестраиваются , развиваются . Пример : при олигофрении , недостаточность развития мышления ведет к  вторичному недоразвитию гнозиса и праксиса . Определенную роль в возникновении вторичных  нарушений  оказывает социальная депривация. Независимо от своей специфики  дефект создает препятствие общению  ребенка с окружающим миром, тормозит усвоение им знаний, навыков и умений . Если аномальный ребенок не становиться  обьектом психолого-педагогических воздействий, это ведет к микро социально- педагогической запущенности, что усугубляет задержки в развитии . Ведет к формированию определенного дефекта в личности ребенка . Важность своевременной коррекции аномального развития. Для усвоения определенных навыков есть определенные возрастные сроки . Пропуск возможности усвоения чего – либо в срок  создает необходимость приложить усилия для усвоения . Создается необходимость иерархии между первичными и вторичными : биологическими и социальными нарушениями . На ранних этапах основное препятствие  обучению и воспитанию создают первичные дефекты, по мере воспитания влияние вторичных дефектов . Коррекцию надо начинать как можно раньше .

Информация о работе Клиническая психология