Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция

Описание

Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .

Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .

Предмет – законы психического дизонтогенеза .

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ.docx

— 140.98 Кб (Скачать документ)

 

Дрейкус – работал с родителями направляя на освоение множества  способов взаимодействия с ребенком , строя отношения на принципах  равной ценности и взаимоуважения. В 50хгг. В С.Ш.А. Джайнотт – предложил  модель группового психологического консультирования, основанную на концепции гуманизации  воспитания на основе развития эмоциональной  сферы самих родителей, чтобы  родители смогли осознать собственные  ценности, чувства и ожидания. В 60х  гг. Дэвис ввел понятие реабилитация для семей с аномальным ребенком. Цель – освобождение родителей от психологического стресса, обеспечение  их эмоциональной стабильности.

 

В России работы Выготского и Щелованова связаны с развитием педологии , разбирающей задачи консультирования детского развития. Выготский заложил  основы и теоретический фундамент  концепции детского возраста – онтогенетическая  теория  и концепция возраста. Разработал схему психологического обследования, основу психологической  диагностики. Ввел понятие психологического диагноза и его прогноза.

 

Книги: 1. диагностика развития и  педологическая клиника трудного детства. 1931г.

 

2.проблемы возраста . 1932г.

 

Бурменская , Лидерс – задачи консультирования семей с аномальными детьми: 1.контроль хода психического развития. 2.консультирование носит вспомогательную задачу –  ориентация взрослых в возрастных и  индивидуальных особенностях психического развития ребенка.3. выявление детей  с отклонениями в развитии и предупреждение вторичных психологических осложнений при аномальном развитии. 4. рекомендации по коррекции аномального развития, по воспитанию ребенка в семье. 5. коррекционная работа индивидуально  и в группах с детьми и родителями.

 

Проводится не только первичная  диагностика, но и установление контакта для возможности оказания  конкретной помощи. Сообщение родителям о  наличии отклонений в развитии ребенка, обсуждение прогноза развития ребенка, новообразования, структура . Психологическое  консультирование  должно облегчить  вступление семье в новую фазу существования, не только выдать информацию, но и обеспечить ее принятие родителями. Основу эффективной работы составляет психологическая готовность родителей  воспринимать информацию.

 

Задачи группы консультирования семей  с детьми с аномальным развитием:

 

создание психологических условий  для адекватного восприятия родителями ситуации связанной с отклонениями в развитии ребенка, формировании готовности к длительной работе по  развитию ребенка, коррекции воспитательной работы.

 

освобождение родителей от чувства  вины и стыда, преодоление стрессового  состояния семьи, депрессии, создание и поддержание по возможности  нормального климата в семье.

 

Динамика эмоционального развития родителей в процессе консультационного  процесса:

 

Эмоциональное состояние проходит 4 фазы.

 

растерянность, иногда страх. Кратковременно длительностью от нескольких минут  до часов, если затягивается ведет к  значительному снижению самооценки у родителей. Ведущее переживание  – чувство вины и собственной  неполноценности. Фаза начинается когда  родителям сообщают о заболевании  ребенка. Консультирование на этом этапе  не эффективно, так как родители не в состоянии воспринимать информацию и идти на контакт. Задача психолога  ожидание следующей фазы.

 

фаза негативизма, отрицания диагноза. Задача консультирования сохранение стабильности и чувства надежды. Поведение  родителей вариативно. Крайняя форма  отказ от обследования и лечения, хождение по кругу врачей. Формальное сопровождается  оптимизмом и ведет  к формированию семейных мифов ( о  заболевании).

 

депрессивное состояние – синдром  хронической печали, как результат  постоянной зависимости родителей  от потребностей ребенка; и хронической  фрустрации из-за относительного отсутствия положительной динамики в состоянии  ребенка. Семья остается на уровне семьи  с младенцем.

 

  начало социальной адаптации  – знаменуется повторным обращением  к специалисту поставившему диагноз.  Часть семей проходит этот  путь самостоятельно , часть при  помощи медиков и психологов, часть не доходит застревая  на 1-2-3 этапах. Длительность фаз варьируется  от нескольких минут до нескольких  лет. Отмечается сходство с  реакцией острого горя.

 

Длительность фаз зависит о  множества факторов:

 

Возраст родителей и ребенка, тяжесть  поражения, наличие внешне физических дефектов, прогноз дальнейшего развития, вид консультирования, квалифицированность  и адекватность работы с семьей. Максимальная эффективность консультирования направлена на оценку всей жизнедеятельности семьи в концепции периодизации жизненного цикла.

 

Основы консультирования опираются  на этапы семьи, кризисы. Сравнение  степени тяжести нарушения и  оценка кризиса, может быть неадекватная реакция на не значительный дефект и привести к разрушению  семьи. Кризис , а не болезнь ложатся  в основу разрушения  семьи –  последняя капля. Предразводная  ситуация до болезни ребенка может  быть причиной разрыва отношений.

 

Кризисы семьи:

 

Образование семьи, совместное проживание на территории родителей, раннее рождение  первого ребенка. Установление конвенций  приводит к тому что распад семей  на первом году существования имеет  большой процент.

 

рождение второго и последующих  детей, проходит в более мягкой форме.

 

поступление детей в школу –  семья впервые предъявляет свое детище социуму, жесткая оценка, вилка  требований социума и семьи в  нормах поведения, выбор ценностей, предпочтения, перераспределение обязанностей – кто забирает , кто отводит.

 

кризис пубертата детей –  оба поколения семьи в кризисе. Пубертат направлен на изменение, преобразование и разрушение, а зрелость на сохранение и стабильность.

 

уход взрослых детей из семьи,  члены семьи не готовы остаться тет-а  тет, многие семьи сознательно ждут этого периода, для того, чтобы  расстаться.

 

смерть одного из супругов.

 

В момент кризиса  семья нестабильна, и возникновение заболевания  у ребенка может быть психологически обусловлено ситуацией семьи. То есть заболевание может быть и  причиной и следствием распада семьи. Успешность преодоления кризиса  семьи зависит от социальной адаптации  родителей до возникновения проблем  с ребенком. При высоком уровне психологической адаптации вырабатываются защитные механизмы семьи., которые  помогают семье успешнее ориентироваться  в вопросах обучения и воспитания ребенка, эмоциональной поддержки  членами семьи. Если низкий уровень  психологической адаптации, то наличие  аномального ребенка в семье  может спровоцировать личностную декомпенсацию, что требует психотерапевтических мероприятий. Эффективность психокоррекционного  консультирования определяется готовностью  родителей к работе; при ее отсутствии работа направлена на ее формирование.

 

Этапы консультационного процесса – Семаго:

 

подготовка к консультации, первый контакт с родителями имеет важное значение, так как родители испытывают амбивалентность чувств.  Родители знают и не знают о болезни  своего ребенка. Дети  и родители нуждаются в эмоциональной поддержке. Телефонный контакт должен быть личным, сообщаются какая информация и документы  должны быть предоставлены, амбулаторная карта, выписки из стационара, продукты творчества и учебной деятельности – дневник, тетради. Сбор предварительной  информации о составе семьи. Можно  предложить родителям задать вопросы  интересующие их, но не отвечать на них  по телефону ( то есть вопросы которые  хотелось бы обсудить в ходе  консультирования). Объяснение родителям, что представляет консультирование, чтобы не было не оправданных ожиданий. Четкая инструкция семьи как добраться, представиться. На основании предварительной информации можно предполагать о виде дисонтогенеза, и планировать направление интересующей  информации.

 

Обмен информации между семьей и  консультантом, хороший эмоциональный  контакт, атмосфера  доверия, уважения, понимания и позитивного отношения. В процессе второго этапа проходят три фазы коммуникации:1) выявление уровня понимания родителями характера трудностей ребенка и уровня адаптации семьи. 2) внесение ясности в факты, прояснение истории семейной жизни и развития ребенка, развивается диалог между родителями и консультантом. Пояснение родителям зачем нужна информация. 3)информирование семьи консультантом и проверка осознания этой информации у семьи. Переходить к 3 фазе можно, если родители понимают позицию консультанта и уверены в позитивном отношении к ним. Доверие родителей к консультанту фактор успеха – обратная связь, наблюдение за вербальными и невербальными реакциями семьи на свои действия и слова. Учитывается на какой фазе динамики эмоционального состояния находится семья, разумно если семья находится на 3 или 4 фазе.

 

этап консультационного процесса: диагностическое исследование и  психологическое обследование актуального  психического развития –познавательные  процессы, личность.

 

этап принятия решений – основной этап, адекватность решений влияет на весь ход развития ребенка. Родители должны осознать что принимаемое  решение влияет на их жизнь, ознакомление  с возможными трудностями, осложнениями возникающими по ходу реализации программы, чтобы не возникала анозогнозия.

 

Консультационный процесс может  проходить не в течении одной  встречи, а растянут на несколько  встреч.

 

Цели : 1. подробное обсуждение обще психического развития ребенка. 2. совместная разработка коррекционных мер, программы. 3. обсуждение проблем родителей  и их отношение к трудностям ребенка. 4. планирование следующих встреч при  необходимости.

 

Проведение беседы более эффективно при встрече с двумя родителями, даже в ситуации развода и при  раздельном проживании, так как необходимо объединение усилий в помощи ребенку  и согласованность действий. Убедить  родителей что ребенок остается ребенком и потребности его остаются теми же что и у нормальных детей,  во избежании гиперопеки и гипопеки. Чтобы семья помогала удовлетворять  возрастно- специфические потребности  ребенка. По окончанию дается заключение, так же рекомендуется родителям  вести записи по ходу беседы, рекомендации, возможен контроль этих записей консультантом.

 

Схема семейного приема предложенная А.И. Захаровым:

 

I.этап -  при предварительной записи извещение родителей о необходимости Не стоит запрашивать характеристику из школы и детского сада, во избежании привлечения внимания к ребенку, достаточно тетрадей и дневника.

Беседа с родителями – ребенок в момент проведения беседы играет в соседней комнате, родители излагают свои жалобы, историю их возникновения.

Заполнить  стандартизированные  опросники об особенностях развития ребенка.

II.этап - беседа наедине с ребенком, выясняется как ребенок относиться к своему состоянию, насколько критичен. Выясняются представления о семье и взаимоотношениях, взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

Диагностическая беседа с родителями по отдельности, выявление личных проблем.

 

III этап - заключительная беседа с родителями без ребенка, подводятся итоги, формулируется предварительный диагноз, анализируются источники проблемы и пути преодоления.

 

При более серьезных проблемах  исследование проводится глубже с использованием методик. Достаточно 4 – 5 встреч для  купирования  невротического состояния  у ребенка.

 

Работа с родителями в консультационной практике:

 

Позитивное отношение, доверительные  отношения , нельзя дискредитировать родителей. Обсуждение вопросов возможно только в психотерапии на среднем этапе, когда есть полное доверие в необходимости помощи. Четкое простраивание границ контакта, очерчивание ожиданий родителей , а не выполнение их требований, предупреждение о трудностях, чтобы не формировать неоправданных ожиданий. Поддержка родителей , чувство вины, стыда, принятие на себя ответственности за негативные влияния. Вина включает когнитивные  и аффективные компоненты. Семаго предлагает начинать работу с чувством вины ( техники). Использование авторитета консультанта , родители не виноваты в том, что ребенок родился больным. Нормализация – донести до родителей информацию , что любой человек в этой ситуации испытывает тоже самое, это необходимо для снижения социальной и психологической изоляции родителей. Создание новой когнитивной основы имеющей менее стрессовое значение: вы являетесь очень ответственным человеком, но это не означает что вы виноваты … Ограничение ответственности – вы ответственны за а, но не ответственны за б.

 

Техники работы с чувством стыда. 1. развитие  сотрудничества на благо  ребенка без осуждения. 2. актуализация чувства стыда и работа с ним  здесь и сейчас ( гештальт терапия). 3. акцентирование положительного опыта  семьи для повышения самооценки и самоуважения – стимулирует  к поиску новых средств и решений.

 

Родительские группы для развития имеющих детей с проблемами развития.

 

Включение родителей в состав группы возможно при  условии эмоционального принятия ребенка. Если ребенок бессознательно, сознательно отвергается то этот родитель будет вносить диссонанс  в группу, необходима индивидуальная работа. Цель родительской группы –  улучшение детско-родительских отношений; в работе группы участвуют родители имеющие определенные  проблемы в отношениях со своими детьми,  родители не понимающие потребностей ребенка, возрастного  развития ребенка, динамики отношений. Группы для родителей имеющих  детей с аномальным развитием  – эффективное средство против двух психологических нарушений –  у этих детей и вообще в семьях.

Информация о работе Клиническая психология