Психологическая коррекция дисгармонического
отногенеза – главный дефект эмоционально-
волевой сферы, личностной и социальной
ситуации развития. Как правило интеллект
сохранен. Требуется нивелирование
негативных характерологических особенностей
препятствующим нормальной социальной
адаптации ребенка, учат контролировать
собственные эмоции. При декомпенсированной
психопатии необходимо просвещение
родителей о истоках поведения
ребенка, коррекция родительско- детских
отношений, обучение техникам, методам
наиболее адекватного обращения с ребенком.
Коррекция раннего детского аутизма
– Никольская О.С. Преимущественная
ориентация коррекционных воздействий
на собственные резервы и механизмы
базальной аффективной сферы; любое
психологическое воздействие влияет
не только на конкретные патологические
проявления и на целостность проявления.
Ориентация на структуру уровней, точное
определение объекта задачи работы.
Ориентация на структуру определяет
выбор тактики и стратегии
работы, позволяет дать точный прогноз
динамики состояния и поведения
ребенка. Поиск места данного
симптома в иерархии аффективной
дезадаптации. Выявление патологической
иерархии внутри системы аффективной
организации. Содействие развития тонической
регуляции эмоциональной системы
обеспечивает приток необходимых аффективных
впечатлений. Работа направлена на коррекцию
эмоциональной сферы личности ребенка.
В ходе работы формируются устойчивые
поведенческие механизмы, обеспечивающие
стабильность саморегуляции внутренних
аффективных процессов и адекватно
эмоционально контактировать с миром.
Ведется работа по налаживанию взаимоотношения
ребенка с близкими. Этапы
работы при Р.Д.А.: выявление глубины
аффективной дезадаптации, проведение
качественной диагностики – выявить
сохранные уровни регуляции для
опоры при коррекции. Коррекционная
работа начинается с установления аффективного
контакта с ребенком. Для установления
контакта имеющего свои сложности используются
самые разные средства: опосредованного
непрямого контакта( через игрушку),
проследить внешнюю активность ребенка,
следуя за ним и называя предметы
до тех пор пока ребенок не поймет
и будет вести опосредованную
игру, специально останавливая взгляд.
Параллельно идет работа направленная
на повышение тонуса ребенка. Расширить
сферу положительных эмоций и
заблокировать отрицательные –
через всевозможные манипулирования
со светом, звуком, огнем, водой, песком,
простые игровые действия, ритмические
игры и танцы. Все это способствует
позитивному эмоциональному восприятию
окружающего и ведет к побуждению
собственной эмоциональной активности
ребенка. Выяснить какие объекты
вызывают страх, тогда этих объектов
не должно быть в пространстве психотерапии;
при их наличии вызывать позитивные
эмоции трудно. Стимуляция активности
ребенка к самостоятельной деятельности
– пение, танцы, для снятия двигательного
возбуждения. Важное значение коррекции
негативных эмоциональных переживаний
(страхов и агрессии). Наиболее эффективными
средствами коррекции страхов является
десенсибилизация и психодрама. Десенсибилизация
метод коррекции аффективных
нарушений – наиболее пугающий стимул
предъявляется после релаксации,
если пугают опять релаксация до полного
отсутствия страха, увеличение интенсивности
стимула, разъигрывание не с ребенком
, а с объектом ( на куклах). Коррекция
агрессии – техника игнорирования,
психолог не замечает агрессивных выпадов
. Включение агрессии в контекст
игры, либо запрет ребенку на агрессивное
поведение. Психотравматическое разворачивание
агрессии до ее позитивного завершения.
Коррекция межличностного взаимодействия
и социальной ситуации методом холдинг-терапии
Марта Веми: приласкать адекватно
ситуации. Матери взять ребенка на
руки и удерживать его на руках. Мама
должна в максимальной степени
использовать средства убеждения а
не физическую силу. Желательно присутствие
отца поддерживающего маму в ситуации,
иногда берет ребенка к себе, для
отдыха матери. Задача психолога поддержать
обоих. В начале холдинг терапии
ребенок бурно сопротивляется и
вырывается, поначалу необходимо много
усилий и говорить, что любят, что
он важен, и что хотят сделать
ему хорошо. Через некоторое время
успокаивается и ведет себя адекватно,
становиться возможным смотреть
в глаза и разговаривать с
сидящим рядом. С каждым следующим
сеансом первая фаза сокращается
а вторая удлиняется, в поведении
прослеживается амбивалентность . При
освоении техники родители могут
проводить дома, а в центре устанавливается
контроль правильности проведения. Вторая
фаза длится от 15 минут до 1,5-2 часов.
Хороший контакт позволяет заниматься
обучением, воспитанием и развитием
ребенка, создается возможность
привить навыки. Возможна и интеллектуальная
коррекция. Трудности в работе с
детьми с Р.Д.А. связаны с формированием
функции внимания, памяти, развития
мышления. Убирать аутизм направлять
и развивать совместно со взрослым,
в деятельности (лепка, рисунок). Длительность
эффекта выше при проведении
терапии не менее года. Прекращение
работы может свести результаты на
нет, необходимая частота -3 раза
в неделю.