Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:57, лекция

Описание

Психология аномального детского развития – наука о закономерностях психического дизонтогенеза. Дизонтогенез - любое отклонение от нормального психического онтогенетического развития .

Объект психологии аномального развития – психическое развитие ребенка .

Предмет – законы психического дизонтогенеза .

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ.docx

— 140.98 Кб (Скачать документ)

Психологическая коррекция дисгармонического  отногенеза – главный дефект эмоционально- волевой сферы, личностной и социальной ситуации развития. Как правило интеллект  сохранен. Требуется нивелирование  негативных характерологических особенностей препятствующим нормальной социальной адаптации ребенка, учат контролировать собственные эмоции. При декомпенсированной психопатии необходимо просвещение  родителей о истоках поведения ребенка, коррекция родительско- детских отношений, обучение техникам, методам наиболее адекватного обращения с ребенком.

Коррекция раннего детского аутизма  –  Никольская О.С. Преимущественная ориентация коррекционных воздействий  на собственные резервы и механизмы  базальной аффективной сферы; любое  психологическое воздействие влияет не только на конкретные патологические проявления и на целостность проявления. Ориентация на структуру уровней, точное определение объекта задачи работы. Ориентация на структуру определяет выбор тактики и стратегии  работы, позволяет дать точный прогноз  динамики состояния и поведения  ребенка. Поиск места данного  симптома в иерархии аффективной  дезадаптации. Выявление патологической иерархии внутри системы аффективной  организации. Содействие развития тонической регуляции эмоциональной системы  обеспечивает приток необходимых аффективных  впечатлений. Работа направлена на коррекцию  эмоциональной сферы личности ребенка. В ходе работы формируются устойчивые поведенческие механизмы, обеспечивающие стабильность саморегуляции внутренних аффективных процессов и адекватно  эмоционально контактировать с миром.  Ведется работа по налаживанию взаимоотношения  ребенка с близкими.  Этапы  работы при Р.Д.А.: выявление глубины  аффективной дезадаптации, проведение качественной диагностики – выявить  сохранные уровни регуляции для  опоры при коррекции. Коррекционная  работа начинается с установления аффективного контакта с ребенком. Для установления контакта имеющего свои сложности используются самые разные средства: опосредованного  непрямого контакта( через игрушку), проследить внешнюю активность ребенка, следуя за ним и называя предметы до тех пор пока ребенок не поймет и будет вести опосредованную игру, специально останавливая взгляд. Параллельно  идет работа направленная на повышение тонуса ребенка. Расширить  сферу положительных эмоций и  заблокировать отрицательные –  через всевозможные манипулирования  со светом, звуком, огнем, водой, песком, простые игровые действия, ритмические  игры и танцы. Все это способствует позитивному эмоциональному восприятию окружающего и ведет к побуждению собственной эмоциональной активности ребенка. Выяснить какие объекты  вызывают страх, тогда этих объектов не должно быть в пространстве психотерапии; при их наличии вызывать позитивные эмоции трудно. Стимуляция активности ребенка к самостоятельной деятельности – пение, танцы, для снятия двигательного  возбуждения. Важное  значение коррекции  негативных эмоциональных переживаний (страхов и агрессии). Наиболее эффективными средствами коррекции страхов является десенсибилизация и психодрама. Десенсибилизация метод коррекции аффективных  нарушений – наиболее пугающий стимул предъявляется после релаксации, если пугают опять релаксация до полного  отсутствия страха, увеличение интенсивности  стимула, разъигрывание не с ребенком , а с  объектом ( на куклах). Коррекция  агрессии – техника игнорирования, психолог не замечает агрессивных выпадов . Включение агрессии в контекст игры, либо запрет ребенку на агрессивное  поведение. Психотравматическое разворачивание агрессии до ее  позитивного завершения. Коррекция межличностного взаимодействия и социальной ситуации методом холдинг-терапии  Марта Веми: приласкать адекватно  ситуации. Матери взять ребенка на  руки и удерживать его на руках. Мама должна  в максимальной степени  использовать средства убеждения  а  не физическую силу. Желательно  присутствие  отца поддерживающего маму в ситуации, иногда берет ребенка к себе, для  отдыха матери. Задача психолога поддержать обоих. В начале холдинг терапии  ребенок бурно сопротивляется и  вырывается, поначалу необходимо много  усилий и говорить, что любят, что  он важен, и что хотят сделать  ему хорошо. Через некоторое время  успокаивается и ведет себя адекватно, становиться возможным смотреть в глаза и разговаривать с  сидящим рядом. С каждым следующим  сеансом первая фаза сокращается  а вторая удлиняется, в поведении  прослеживается амбивалентность . При  освоении техники родители могут  проводить дома, а в центре устанавливается  контроль правильности проведения. Вторая фаза длится от 15 минут до 1,5-2 часов. Хороший контакт позволяет заниматься обучением, воспитанием и развитием  ребенка, создается возможность  привить навыки. Возможна и интеллектуальная коррекция. Трудности в работе с  детьми с Р.Д.А. связаны с формированием  функции внимания, памяти, развития мышления. Убирать аутизм направлять и развивать совместно со взрослым, в деятельности (лепка, рисунок). Длительность эффекта выше  при проведении терапии не менее года. Прекращение  работы может свести результаты на нет, необходимая частота  -3 раза в неделю.

 


Информация о работе Клиническая психология