Существуют несколько форм родительских
групп.
консультирование по частным проблемам
воспитания. Работа группы строится на
обсуждении для членов группы конфликтных
ситуаций и связанные с детьми.
В ходе обсуждения вырабатывается некие
поведенческие модели, родители обучаются
как вести себя правильно в
конфликтной ситуации, глубокий анализ
причин конфликтных ситуаций.
родительский тренинг, способствует
повышению сензитивности родителей
к чувствам и переживаниям своих
детей. Родители учатся понимать скрытый
смысл поведения своих детей,
удается выявить причины неадекватного
отношения к детям. Причинами
могут быть усвоенные стереотипы
воспитания , субкультурные нормы, ошибочные
нормы.
Общие принципы организации родительских
групп: сформулированы Славсоном
Первичный кодекс группы: 1. предмет
дискуссии это дети и способы
их взаимодействия с родителями. 2. Все
члены группы имеют право на свободное
участие в дискуссии. 3. Ведущие
не являются абсолютным авторитетом
и единственным источником информации.
Участники группы могут не соглашаться
с мнением ведущего и высказывать
противоположные точки зрения. По
ходу работы фокус перемещается с
перспектив ребенка, через проблемы
родительско-детских отношений к
проблемам самих родителей. Существует
еще одна форма родительских групп.
Психотерапевтические группы для
решения психологических проблем
смих родителей.
В истории психотерапии примеры
и модели родительских групп
предложенны программой Дрейкуса,
Томаса- Гордона – тренинги эффективного
родителя. Работа группы основана
на гуманистической психологии.
В процессе работы родители
усваивают три основных навыка:
активно слушать и слышать
ребенка, выражать собственные
мысли и чувства доступно для
понимания ребенка, исполнение
принципа оба правы при решении
конфликтных ситуаций.
Ждайнотт : считал, что в процессе
родительского тренинга должны быть
сформированы навыки эмпатического
общения и конгруэнтной коммуникации,
основанной на трех принципах: 1. во всех
ситуациях родитель должен стремиться
поддержать в ребенке ростки позитивного.
2. не ронять его собственного достоинства,
усиливать позитивный образ
у ребенка. Обсуждаются только поступки,
а не характер, не личность ребенка.
Высказывания взрослого не должны нести
диагноза и прогноза судьбы ребенка.
Похвала и порицание в виде
развернутого описания усилий, действий
и результата. Представление ребенку
возможности самому сделать заключение
и выводы по- поводу ситуации. 3. Взрослый
всегда является инициатором предложения
кооперации. При выполнении всех условий
родители постепенно научаются психотерапевтическому
подходу к ребенку. Работа группы
родителей строится следующим образом:
- опрос, что чувствует ребенок
в какой-то конкретной ситуации
и отразить собственные эмоциональные
переживания по этому поводу. Хорошим
способом является разыгрывание конкретной
проблемной ситуации ( один из родителей
выступает в роли ребенка) – становиться
понятно, что не так. Работа с родителями
ведется в рамках поведенческого
подхода – учебно-теоретическая
модель работы с родителями. Цель: привить
родителям, через них детям социальные
навыки поведения. Социальные навыки рассматриваются
как сформированное и закрепленное
поведение, с помощью которого индивид
может осуществлять целенаправленные
действия в различных ситуациях,
взаимодействия с социальной средой.
Задача группы родителей: 1. формирование
навыка социального наблюдения, диагностика.
2. обучение теоретическим принципам
и их практическому применению в
воспитании детей, задача усвоения и
применение теорий, обучение разработки,
определенным оценочным программам
для изменения поведения ребенка.
В ходе работы группы ведущий вместе
со всеми разрабатывает систему
позитивного подкрепления и негативных
санкций. Интегрирование техник разработанных
в моделях, обучение родителей механизмам
игровой терапии с детьми. (книги
Крафт и Леонгард – родители как
психотерапевты, основы консультирования
и коррекции). Объединяли несколько
мам в игровой терапии, разъясняли
принципы и методы проведения игровых
занятий с детьми. Начиная с
третьего и четвертого занятия мамы
начинают сами проводить занятия
и рассказывать как провели дома;
обсуждается опыт, ведущий разъясняет
сложности, интерпретирует и мягко
направляет в работе мам у которых
становятся очевидны собственные психологические
трудности. Эффективный способ работы
приводит к улучшению отношений
матери и ребенка, приводит к редуцированию
негативной симптоматики.
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ ДИСОНТОГЕНЕЗА.
Формы психологической коррекции
могут быть направлены на познавательную
сферу, аффективной или личностной,
отношений. При разных аномалиях
развития в разном процентном
отношении проводится коррекция
этих сфер.
Психическое недоразвитие- жизнь в
семье важнейший фактор возможностей
коррекции, на первый план выступает
коррекция познавательной сферы, с
учетом динамики развития, наличие
предела развития. Успеть сформировать
необходимые навыки и знания до достижения
момента постоянного обучения.
Конечная цель психологической коррекции
при любом варианте аномального
развития это социальная адаптация.
Проще достигнуть путем интеллектуального
развития. Успешность коррекции характеризуется
возможностью использования привитых
навыков. Эмоционально – личностная
коррекция не играет особенной роли,
так как личность остается в недоразвитом
состоянии. Коррекция личности направлена
на волевой компонент, важно научить
адекватно и безопасно выражать
свои чувства. Так олигофрен
не обладает волей, не в состоянии
отвечать за свои поступки и не может
регулировать свой аффект, необходимо
сформировать поведенческие навыки
касающиеся аффекта который не причинит
вреда ему самому и окружающим.
Наиболее эффективна работа методами
поведенческой терапии; позитивное
подкрепляется, к негативному применяются
санкции. При нахождении в семье
– необходима коррекция межличностных
внутрисемейных отношений. По уровню интеллектуального
и личностного развития олигофрен
остается на этапе маленького ребенка,
а физическое развитие продолжается.
У родителей могут возникать
проблемы, при общении как с
маленьким отмечается стогнация
в отношениях, особенно если в семье
следующий ребенок рождается
полноценным и младший ребенок
становиться более старшим по
развитию чем аномальный ребенок. Часто
происходит эмоциональное отвержение,
чаще не осознанное. В ходе коррекции добиваются
чтобы аномальный ребенок не был козлом
отпущения, на котором все члены семьи
разряжают свои эмоции. Если ребенок постоянно
воспринимает агрессию на себе, то усваивает
агрессию как нормативность поведения.
То поведение будет агрессивным и не контролируемым,
так как не моральных и этических убеждений.
Агрессия может проявляться как все разрушающая.
Когда наступает период подросткового
возраста агрессия возрастает, при нормальном
физическом развитии и силе семья не сможет
осуществлять ограничение поведения,
в таких случаях семья стремиться отдать
в интернат, что усугубляет психологической
травматизацией структуру основного дефекта.
Специфика коррекции З.П.Р.
– приоритет интеллектуальной
коррекции. Выделяют два основных
направления :
1. организация снимания и контроля,
актуализация мотивов деятельности.
Средством для решения этой
задачи в первую очередь является
усиление речевого контроля. Вводится
речевой отсчет предваряющий
реализацию моторной программы
или вводится проговаривание
программируемого действия ( проба
кулак – ребро – ладонь). Вводится
отсроченное воспроизведение, требуется
не импульсивный ответ, а выдерживание
паузы. Включение игровой ситуации,
так как эти дети не включаются
в учебную деятельность, через
игру формируются новообразования
необходимые для учебной деятельности.
Эмоциональная стимуляция, важно
эмоциональное отношение – ребенок
на многое готов , чтобы заслужить
поощрение учителя.
2.Коррекция индивидуальных трудностей
через расчленение программы
на отдельные смысловые звенья.
Уменьшение объема и скорости
выполнения задания, через отработку
речевой формулы программы с
последующим ее совмещением с
предметной деятельностью. Отставание
функции программирования и контроля
связано с недоразвитием речи,
то есть возникает необходимость
коррекции речевого развития
– программирующей и регулирующей
функции речи. Коррекционная работа
психолога должна быть параллельно
с работой логопеда.
Коррекция эмоционально- личностного
развития при З.П.Р. направлена на ликвидацию
психического инфантилизма, помощь в
формировании адекватных возрасту поведенческих
проявлений ребенка, навыки поведения
и форма эмоционального реагирования.
Дополнительно используется
нейропсихологическая коррекция,
методы игровой терапии, психогимнастика,
арт терапия. Важным условием
эффективности работы с З.П.Р.
при церебрально -органическом
генезе и в сочетании с энцефалопатическими
расстройствами ( проявления астении,
адинамии, расторможенности) требуется
медикаментозная коррекция под
руководством неврологов и психотерапевтов.
Коррекция социальной ситуации развития
– в большинстве случаев источник
задержки неблагоприятная социальная
ситуация, психогенный генез заболевания
может быть обусловлен не правильным
воспитанием. Задержка ведет к неуспеваемости
в школе, при этом статус ребенка
в группе в начальной школе
зависит от его успешности и отношения
педагога. Неуспеваемость автоматически
относит ребенка в группу уатсайдеров,
это усложняет социальную ситуацию
развития, особенно при негативном
отношении учителя к учащемуся,
самооценка и уровень притязаний
ребенка при этом падает. В поведении
могут доминировать гиперкомпенсаторные
реакции (фиксация на игре, позиция
лидера во дворе). Задержка психического
развития может приводить к аномальному
формированию личности ребенка.
Коррекция семейной ситуации,
необходимо выяснить, что не правильно
делают родители, какой тип воспитания
доминирует в семье. От результатов
диагностики зависит выбор коррекции.
Ситуация безнадзорности – беседа
с родителями не всегда эффективна,
создается новая среда - спортивные
секции, формирование спортивных навыков
и внимание развитию личности, поиск
иной социальной среды. Гипер опека
– коррекция типа взаимодействия
ребенок- родитель, позволить ребенку
вырасти до документального возраста,
обращение с ребенком адекватно
возрасту. Проблематика отношений родителей
– скрывается конфликт родителя со
своим ребенком, то , что родителю
не дали дать своему ребенку. Иногда
гипер опека скрывает эмоциональное
отвержение ребенка, единственная возможность
удержать мужа – попытка искупить
свою вину . В ситуации школы объектом
коррекции является педагог –
формирование позитивного отношения
к ребенку, хотя бы нейтральное. Ребенок
неадекватно ведет себя в классе
не чтобы плохо сделать учителю
и не потому , что плохо воспитан,
а потому что имеются медицинские
проблемы. Коррекция положения в коллективе
класса- проводится работа с детским коллективом,
коллективная психотерапия. Помощь одноклассникам
найти какие-то позитивные качества ребенка
( сказка, история) , элементы деловых игр,
где этому ребенку удается блеснуть, социально-метрические
техники. Организация шефства лидера группы
над этим ребенком, дружба лидера с уатсайдером
повышает статус аутсайдера, либо применить
шевство старших. В С.С.С.Р. создавались
специальные школы коррекции З.П.Р, длительность
урока 35-40 минут, по 4-5 уроков в день, численность
классов 10-15 человек. Все время обучения
под наблюдением медиков. Продолжительность
такой программы обучения дольше, однако
это помогает снять истощаемость, утомляемость
и расторможенность. Нормализуется неврологический
статус при этом нормализуется обучение.
Требуется интервал от1 до 3 лет чтобы подтянуть
ребенка до нормального развития. В наиболее
тяжелых случаях весь курс школьного обучения.
Обязательна профориентация и трудовая
деятельность. Сейчас существуют коррекционные
классы, чтобы не вырывать ребенка из привычной
социальной среды. Однако на сегодняшний
день коррекционные классы являются мусорным
ведром, там обучаются дети у которых не
сложились отношения с учителем, при отсутствии
диагноза. С коррекционным классом работают
те же учителя. Дети не имеющие возможность
вернуться в массовую школу переводятся
на домашнее обучение, свободное посещение
школы, при этом не получают качественного
образования и коррекция не проводится.
При этой тенденции общий интеллектуальный
уровень общества падает, общество деградирует.
Коррекция дефицитарного развития
– нарушение слуха, зрения, направлена
на вторичные дефекты. При поражении
слуха для формирования восприятия
звуков речи используется зрительный,
двигательный и тактильный анализаторы
( чтение по губам); при поражении
зрения опора на слуховое восприятие
и осязание. Опора на сохранные
функции далеко стоящих от дефекта
– обязательно стимулирование остаточных
явлений нарушенного анализатора.
Воздействие на дефект возможно сверху
–вниз путем вербализации и интеллектуализации
сенсорного опыта. У слепого ребенка
активно развивают речь, речевое
общение со взрослым помогает быстрее
овладеть опытом. Коррекция сверху
вниз возможна при нарушении
слуха через активное развитие речи,
может улучшить состояние слуха.
Опора на те сохранные функции
которые находятся в сенсетивном
периоде, на этом построена коррекция
Солнцевой для слепых детей. На 1
году жизни ведущий кинестетический
и двигательный анализатор, на 2
году сенсетивный период речи. Важна
помощь в овладении большим запасом
слов, освоение предложений, формирование
представлений о окружающем мире,
предметные действия – на этой основе
развивать мышление. Коррекция эмоционально-
личностной сферы направлена на профилактику
вторичных нарушений в развитии
личности, риск формирования личности
по дефицитарному типу. Отталкиваясь
от возрастной специфики потребностей
ребенка необходимо обеспечить ребенку
–общение с здоровыми сверстниками,
и с такими же нарушениями, коррекция
семейно ситуации направлена на избежание
гипер опеки. Коррекция дисонтогенеза
связанного с двигательными нарушениями
– важна коррекция познавательной,
эмоционально- личностной сфер и социальной
ситуации развития. Коррекция познавательной
сферы заключается в формировании
пространственных представлений, функции
программирования и контроля, коррекция
двигается сверху- вниз. Коррекция
эмоционально-личностной сферы направлена
на профилактику двух нарушений в
развитии личности – склонны к
формированию комплекса неполноценности,
ущербности, склонны к аутизации,
избегают контактов со сверстниками.
Могут быть включены компенсаторные
механизмы – направленные на компенсацию
физического дефекта. Требуется
избегание перекосов в развитии
личности и помощь в адекватной оценке
дефекта и его значение для
дальнейшей жизни. Коррекция социальной
ситуации развития в семье и вне
семьи. Коррекция чувства вины и
стыда родителей. Создать наиболее
благоприятные условия социальных
связей вне семьи, адаптация в
социуме.
Поврежденное развитие – основная
коррекция направлена на семью такого
ребенка, особенно если деменция грубо
прогрессирует. Коррекция интеллектуальной
сферы сложна так как идет распад
психики на фоне органической патологии.
Коррекция личности так же затруднена.