Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71

Работа состоит из  1 файл

Диплом Лада..doc

— 794.00 Кб (Скачать документ)

     5. Итог занятия  занятие №  2. 

     Занятие № 4. «Страх»

     На  занятии с дошкольниками используется игрушка Страшилка. Работая со школьниками, опосредовать взаимодействие с игрушкой нет необходимости.

     В центральной части ковра кроме  традиционных подушек разложены  иллюстрации из журналов, на которых  изображены явления или события, потенциально страшные для человека. У психолога на руке игрушка. На протяжении занятия психолог и дети общаются с ней.

     1. Беседа с детьми

     Ведущий. Страшилка хотел напугать детей  и разбросал фотографии, на которых  изображено то, чего можно испугаться. Давайте рассмотрим их и выберем те фотографии, на которых действительно есть что-то пугающее.Найдите испуганного человечка (рассматривание и выбор пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Изобразите лицо испуганного человека. Найдите испуганное лицо среди этих фотографий.

     2. Задание на создание ситуации  успеха и отреагирование эмоций  «Рисуем страшную маску»

     Ведущий. Давайте сами испугаем Страшилку. Нарисуем страшные маски, наденем их и прогоним Страшилку! Для работы могут потребоваться  любые изобразительные средства по выбору детей (гуашь, акварель, фломастеры, мелки) и бумага А4. Чтобы получилась действительно маска, для младших детей можно обозначить на листе контур (круг, овал), ориентируясь на который они смогут нарисовать маску нужного размера. По окончании рисования лишнюю бумагу надо вырезать ножницами или оборвать по контуру маски, проделать глаза, рот (вырезать или прорвать). Маска с рваными краями получается особенно впечатляющей. Детям помладше помогает взрослый. С левого и правого боков маски на скотч крепятся веревочки. Теперь маска готова к примерке! Дети надевают маски, им дается возможность сначала «покривляться» перед зеркалом и «попугать» друг друга (а детям этого непременно захочется). Психолог отслеживает момент, когда дети уже слишком расшалились, и в это время направляет их энергию на Страшилку. Игрушка «пугается» и исчезает из комнаты. Дети переключаются на следующее задание.

     3. Задание на отреагирование эмоций  «Рисуем страхи»

     Ведущий. Вы победили Страшилку, и теперь у  вас есть силы, чтобы победить свои страхи. Первый шаг к победе над страхом вы сделаете, если нарисуете его. Понадобится бумага А4, фломастеры, карандаши. часто дети выражают желание рисовать красками. Иногда задание вызывает сопротивление. Если ребенок убеждает, что не боится ничего, предложите ему нарисовать то, чего боятся другие люди. Стимулом к рисованию зачастую служит дальнейший «ритуал уничтожения страхов». И те дети, которые до этого отказывались рисовать, активно подключаются к остальным.

     4. Задания на снятие напряжения «Ритуал уничтожения страхов»

     По  ходу рисования и по его окончании  происходит работа с рисунком по методике А.И. Захарова. Детям особенно нравится, когда рисунки рвутся на мелкие кусочки  и сжигаются. Для этого надо иметь  термостойкую емкость для сжигания бумаги, подставку под горячее, спички, кувшин с водой. Со школьниками можно устроить маленький костерчик на улице. Ритуал уничтожения страхов увлекает детей. Они начинают рисовать страхи еще и еще. Некоторые дети сильно возбуждаются, топчут рисунки ногами, кричат, бранятся. Не надо им запрещать делать это, но важно следить, чтобы они никому не мешали и не заражали этим остальных детей. Необходимо позитивно прокомментировать эти действия другим детям, чтобы избежать шуток или недоумения, например: «Олег нашел свой способ победы над страхом, когда он закончит свой ритуал, он к нам вернется». Обычно после таких действий происходит разрядка, и, начиная со следующего занятия поведение этих детей, постепенно меняется в конструктивную сторону, становится значительно спокойнее.

     5. Итог занятия

     Дети  и психолог собираются на ковре, берутся  за руки, произносят слова позитивной установки, например: «Мы можем победить страх!» 

     Занятие № 5. «Удивление»

     Занятие по мотивам космических путешествий. Скорее всего, школьники уже читали фантастические рассказы или смотрели фильмы о полетах в другие галактики. Им можно предложить стать космическими создателями новых миров. Дошкольники приглашаются в космическое путешествие, в котором будут часто удивляться (находим пиктограмму удивления). Для начала надо сделать космический корабль.

     1. Графическое задание для совместного  выполнения «Продолжи рисунок»

     (См. занятие № 3.)

     Расположившись  на ковре, фломастерами, мелками или  карандашами дети рисуют космический  аппарат. Психологом поощряются технические «изыски» и фантазия.

     2. Мотивирующее задание «Небо»

     Теперь  необходимо нарисовать космическое  небо, в которое отправятся путешественники. Его можно сделать, например, пульверизатором  с синей краской на ватмане  А1. Дети по очереди брызгают из пульверизатора и до поры оставляют сохнуть. Вроде задание нехитрое - побрызгать краской. Однако этот процесс требует умения выполнять действия по очереди, вовремя остановиться, чтобы капли на листе не превратились в лужу, удержать в поле внимания весь лист, дабы наносить краску, ровно по всей поверхности. Это задание хорошо иллюстрирует, как с помощью несложных упражнений можно решать различные задачи, главное - увидеть потенциал подбираемого задания.

     3. Задание на создание ситуации  успеха «Новые планеты»

     Ведущий. Представим, что мы летим уже долго  и наконец, подлетаем к новой, еще не открытой планете. Какая она? Как выглядит? Каждый человек представляет себе новую планету по-своему. Перейдя  за столы, дети начинают создавать собственную  планету с помощью сыпучих продуктов (разных круп, сахара, соли) и клея ПВА. Аналогичный способ использовался на занятии № 2 при рисовании сухими листьями. Работа выглядит более эффектно, если для основы используется цветной картон. Обращая внимание на фантазии каждого из детей, психолог делает акцент на удивлении, которое возникает при взгляде на них.

     4. Индивидуальное творческое задание  «Инопланетяне»

     Ведущий. Если на вашей планете есть жизнь, как выглядят ее обитатели? Где они  живут? Чем питаются? Какие по характеру? С помощью ковролиновой мозаики (или другим способом) ребята изображают «инопланетян», особенности их жизни. Школьники могут описать подробности, представить свои работы. Опять акцент на удивлении как реакции на необычное, неожиданное.

     5. Задание для совместного выполнения «Карта звездного неба»

     Ведущий. Путешествие в глубины космоса  подходит к концу. Нам необходимо сделать карту звездного неба, нанести не нее новые планеты  и наш маршрут, чтобы другие космические  путешественники узнали о совершенных  нами открытиях. На ватмане с нанесенным набрызгом продолжаем рисовать «космическую карту»: ребята должны договориться, кто из них будет рисовать звезды, кто - солнце, планеты, другие космические тела. Обычно обсуждение проходит бурно, почему-то многим хочется рисовать одно и то же. Регулируя отношения, у дошкольников можно принять вариант двух солнц или чего-то подобного (и психолог может дать этому явлению объяснение, например - будто дети пролетали несколько галактик), дети же школьного возраста должны постараться договориться. Хотя вариант их собственного объяснения также может быть уместен. В завершение поверх «карты» пунктирными линиями прокладывается маршрут полета.

     6. Итог занятия

     См. занятие № 2. 

     Занятие № 6. «Злость»

     1. Беседа с детьми

     Расположившись  на ковре, дети узнают, что в этот раз разговор пойдет о злости. Ведущий. По вашему мнению, что такое «злость»? Из-за чего люди злятся? В чем разница между злым и разозлившимся человеком?

     2. Графическое задание

     Ведущий. Представьте себе, что ваши карандаши  перессорились. Выберите цвет и нарисуйте «злые» линии. Можно рисовать сразу двумя руками - ведь в ссоре участвуют как минимум двое: линии будут пересекаться, сталкиваться, образовывать ломаные линии, петли.

     3. Продолжение беседы

     Ведущий. Найдите разозлившегося человечка (рассматривание и выбор пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Изобразите лицо разозлившегося человека. Найдите разозлившегося ребенка среди этих фотографий. Почему он злится? Из-за чего бывает, что злитесь вы? На что похожа злость? Какая бывает злость? Психолог предлагает рассмотреть карточки со схематическим изображением кошки, динозавра, молнии, открытой консервной банки, шестеренок, змеи. Дети выбирают ту, на которую похожа их злость (на которую похожи они, когда злятся).

     4. Задание на демонстрацию индивидуальности восприятия

     Ведущий. У нас с вами есть очень много  рисунков. Давайте разложим их на три  части - на те, которые вам кажутся  «злыми», «радостными», и остальные. Очень эффектный прием. За все  время арт-работы с детьми накапливается  множество рисунков. Одни были оставлены из-за их красоты или оригинальности, с другими были связаны интересные истории, третьи принадлежат детям, которые еще находятся в процессе терапии. Оставлять все это богатство лежать «мертвым грузом» - непозволительная роскошь. Как известно, рассматривание продуктов творчества имеет хороший терапевтический потенциал. Рисунки других детей близки по опыту и манере изображения, присутствующим на занятии. Знание, что это рисунки ровесников, дает им свободу критиковать, иронизировать, скептически оценивать, то есть быть естественными в своих оценках. Таким образом снимаются социальные маски, дети становятся восприимчивыми к психологическому воздействию. Независимо от содержания и цветовой гаммы одни и те же рисунки воспринимаются детьми по-разному - психолог обращает на это внимание ребят. При сортировке в категорию «злые», как правило, попадает значительно больше рисунков, нежели в другие две. Когда деление на части заканчивается, «злые» рисунки равномерно раскладываются по ковру, вокруг расставляются стулья. Сняв обувь, дети встают на стулья и рассматривают получившийся коллаж. Каждому предлагается придумать для него свое название.

     5. Задания на снятие эмоционального  напряжения «Рисуем злость».

     Ведущий. Теперь вы будете рисовать сами. Детям  предлагается работать в технике  «монотипия» - нанесение рисунка  для последующего создания оттиска. Однако традиционный вариант у дошкольников и младших школьников трансформируется. Ребят захватывает сам процесс рисования на стекле: гуашь (именно ее свойства лучше всего подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать, так как она долго не высыхает. Как правило, кто-нибудь выливает на стекло много воды, гоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такое «мазание» очень характерно для детей данного возраста, имеющих проблемы эмоционально-личностного характера. В данном случае психолог следит, чтобы действия ребенка не мешали другим членам группы. Детям нравится рисовать на стекле большого размера - есть, где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть (так и поступают реактивные и тревожные дети). Для создания оттиска на этом занятии каждому дается только один лист (А3), и ребенок сам решает, в какой момент его сделать. Ребята обязательно просят дать им еще бумаги для следующих оттисков. Вместо этого им предлагается использовать выданный лист и накладывать оттиски один на другой. Каждый раз изображение меняется, и опять ребенок сам решает, когда полученное изображение удовлетворит его эстетические притязания. Рисование продолжается до тех пор, пока дети не удовлетворят свое желание действовать с красками.

     6. Итог занятия

     См. занятие № 2. 

     Занятие № 7. «День рождения газетного человека»

     1. Задание на конструирование.

     Занятие покажет, насколько дети способны взаимодействовать, объединяться для решения общих  задач, договариваться. Группа собирается на ковре, и психолог предлагает детям сделать человечка из газет (спасибо издателям рекламы) и скотча. Вначале детям дается простая инструкция: «Сегодня мы все вместе будем делать Газетного человека». Само по себе задание интересно детям, поэтому дополнительной мотивации не требуется. Взрослый демонстрирует способ выполнения работы: комкает газеты для придания задуманной формы, обматывает их скотчем. После показа проходит распределение обязанностей (один делает голову, другой туловище и т.д.). Психолог выступает в роли активного помощника. Очень важно не предлагать готовый способ создания элемента, а поощрять инициативу ребенка, указывать ему на его «идеи», успехи. Газетного человека можно украсить цветной бумагой, любым бросовым материалом, сделать ему лицо, уши, пальцы и пр., придумать имя, с которым согласятся все члены группы, если это коллективная работа. Воплощая образ (когда задуманный, а когда и спонтанный), ребенок вкладывает в него свои силы, идеи, наделяет характером, особенностями. Работая над созданием куклы, дети обращаются к своему образу Я. Важно, чтобы ребенок был удовлетворен работой, и в этой связи задачей психолога становится формирование у ребенка положительного эмоционального отклика, коррекция негативных переживаний. Для этого психолог может более активно подключиться к работе над создаваемой поделкой, ненавязчиво давать советы, направлять ход работы. Есть отличия в качестве конструкций дошкольников 4,5–5,5 лет и младших школьников. Маленькие дети придумывают поделки менее масштабные по форме, часто плоскостные и хрупкие, небольшого размера, менее детализированные, но не уступающие поделкам школьников по содержанию, то есть по творческой идее. Обычно дети этого возраста делают много несложных по изготовлению объектов. Работы дошкольников 6–7 лет близки по качеству работам учащихся начальной школы. Отличия состоят в направленности на детализацию поделки первыми и воплощение оригинальных идей вторыми. Дети создают не только человечков. На моих занятиях ребята делали трехголового дракона, с крыльями и длинным хвостом (сразу троим, захотелось делать голову, и дракон был компромиссом - получилось здорово!), Смерть с косой, лыжников на лыжах и с лыжными палками, всевозможное оружие, принцесс и др. - в зависимости от возраста детей. Идеи детей обязательно принимаются, оказывается помощь в их реализации.

Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста