Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:47, дипломная работа
Цель исследования: выявить эмоциональные комплексы у детей и осуществить их психологическую коррекцию.
Гипотеза: использование рисунка в коррекционных целях позволяет снизить показатели негативного эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: негативные эмоциональные комплексы.
Предмет исследования: коррекция негативных эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 Проанализировать понятие «эмоциональные комплексы», определить психологические особенности эмоциональных комплексов.
2 Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и возможности их коррекции посредству рисования
3 Провести экспериментальное исследование эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4 Предложить рекомендации по коррекции эмоциональных комплексов у детей.
Методы исследования:
1 Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2 Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперимент.
3 Методы обработки данных (качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Работа состоит из введения, теоретической части, практической части и заключения.
База исследования: исследование проводилось на базе ДОУ № 32 в группах старшего возраста. Общее количество испытуемых: 40 детей, из них 24девочки, 16 мальчиков.
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного и младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие «эмоции» в различных концепциях 6
1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте 21
1.4 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего 24
школьного возраста. 24
1.5 Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в 27
дошкольном возрасте 27
2 Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений у детей 39
2.1 Методы и построение исследования. 39
2.2 Постэкспериментальная диагностика эмоциональных нарушений у
детей 46
2.3 Анализ результатов коррекции эмоциональных нарушений у детей 49
Заключение 54
Глоссарий 56
Список использованных источников 58
Список сокращений 61
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В 69
Приложение Г 70
Приложение Д 71
2. Задания на снятие напряжения «Фейерверк».
У газетного человека сегодня первый день рождения, и в его честь устраивается фейерверк. Для этого используются коктейльные соломинки, бумага А3, акварель. Психолог капает на лист бумаги капли разбавленной акварели, дети, поднеся к ним соломинки, раздувают цветную воду в разные стороны (техника описана в книге «Веселое рождество»). Это забавное рисование, оно и используется для того, чтобы порадовать ребят. Однако нежелательно играть с капельками дольше 3–5 минут, так как от старательного выдувания воздуха через соломинки может закружиться голова.
3. Задание «Поздравления с днем рождения»
Последняя часть занятия может иметь различные варианты. Их выбор определяется количеством оставшегося времени, направлением развития сюжета, особенностями созданных детьми поделок. Хочется отметить, что предлагаемые варианты не равноценны по терапевтическому воздействию. Первый больше подходит для работы с детьми постарше, второй и третий - с детьми помладше, хотя это деление условно.
Вариант 1. Творческий процесс может сильно захватить детей, и из их рук начнут выходить новые и новые поделки. Если в результате их получилось много, можно устроить импровизированный мини-спектакль с участием всех героев. Несколько минут уходит на подготовку, согласование сюжета (каждый хочет придумать свой и быть главным), и после этого показ. Психолог может исполнять роль зрителя и читать слова «от автора». Постановок может быть несколько, тогда каждый ребенок проиграет задуманную роль.
Вариант 2. На праздник в честь дня рождения могут прийти всевозможные гости. Например, так: ребята гуашью или акварелью разукрасят свои ладошки или боковые стороны ладоней, сделают на листе (не меньше А2) отпечатки. Если детей не сильно захватит процесс разукрашивания рук и рисования ладонями, можно предложить дорисовать «гостей» (обвести контуры, сделать им ножки, усики, глазки и пр.).
Вариант
3. Можно сделать подарки «
4. Итог занятия
См.
занятие № 2.
Занятие № 8. «Дракончики»
1. Задание на перевоплощение, снятие эмоционального напряжения
На этом занятии психолог предлагает ребятам превратиться в дракончиков.
Ребята располагаются около зеркал и на свой вкус разукрашивают лица в виде мордочек драконов. Для этого лучше всего подойдет акварель, так как она хорошо смывается водой и мылом. Необходимо иметь чистое полотенце, а также, на всякий случай, детское косметическое молочко, вату. Встречаются дети, которые из-за своих психологических особенностей отказываются наносить краску на лицо. Им надо дополнительно сказать, что акварель легко смывается, поэтому расписываем лица именно этой краской, что имеется хорошее мыло и специально приготовленное чистое полотенце (можно показать), и в конце занятия все ребята тщательно умоются, домой пойдут чистыми, без следов краски. Если взрослый сам для показа разукрашивает свое лицо, детям легче начать действовать. Обычная первая реакция - смешки, переглядывания. Но затем дети активно включаются в процесс, порой с увлечением закрашивая все лицо и кисти рук. За три года работы встретился только один ребенок, который наотрез отказался наносить краску на лицо (гиперсоциальное, эгоцентрическое воспитание, невротические реакции в виде рвоты и истерик, конфликты в семье, отказ от общения с детьми). Однако в ходе выполнения следующего задания его руки случайно испачкались, и психологом это было подано как все-таки случившееся превращение в дракончика, ребенок был счастлив и горд своим смелым поступком. Создавая условия для свободных действий, мы помогаем детям избавляться от обременяющих их базовых запретов.
2.
Задание для совместного
Ведущий. Дракончики живут в круглых норках .На бумаге формата не меньше чем А1 ребятам предлагается рисовать круги. Сначала дети рисуют круги по всей площади листа, закрашивают их, выбирая любые цвета. Затем им предлагается провести дорожки между этими «норками», чтобы дракончики могли по ним гулять и ходить друг к другу в гости. Норки, а также пространство между ними и дорожками украшают, рисуют травку, кустики и пр. Комментарии к приему подробно описаны в книге.
3. Задание на создание ситуации успеха
Ведущий. У дракончиков много друзей - других дракончиков и всевозможных существ.Дети конструируют их из геометрических фигур (овалов, кругов размером 4–6 см) с помощью степлера, придумывают названия. Будьте осторожны: обращение со степлером требует аккуратности.
4. Итог занятия.
Дракончики снова превращаются в детей (умываются).
Далее
- см. занятие № 2.
Занятие № 9. «Необитаемый остров»
1. Графическое задание «Волны».
Традиционно занятие начинается с общего сбора на ковре. Психолог предлагает детям представить, что они попали на необитаемый остров. Школьникам можно напомнить сюжет, придуманный Жюлем Верном, обсудить, какие предметы (и как) оказались на острове вместе с путешественниками. На общем листе, карандашами или мелками, дети рисуют волны, которые омывают остров. Штриховка может передавать характер разных волн: во время шторма, штиля.
2.
Задание для совместного
Эта часть занятия имеет отличия для дошкольников и школьников. Первые строят остров в песочнице. Вторые рисуют его на листе ватмана. На острове необходимо продумать и создать удобные условия для жизни: жилье, продукты питания и способ их добывания, защита от нападений, средства коммуникации. Школьники могут пойти дальше и придумать развитие жизни на острове — обмен и торговлю, производство товаров, электричества и пр.Выполнение заданий проходит весьма бурно. У детей много энергии уходит на раздел территории, споры по поводу содержания рисунков. Однако на этом этапе коррекции они конструктивны и легко регулируются, особенно у школьников. Ребята получают удовольствие от взаимодействия, от своей способности выдвигать ценные идеи, от общего результата. Когда создание острова подходит к концу, компания отправляется на прогулку. Дети ходят по игровой комнате и придумывают, что изображают предметы мебели: например, стеллаж - гора, столы - дремучий лес и т.д. Неожиданно им встречается испытание - на детей надвигается огромный паук. Победить его можно «камнями», сделанными из газетной бумаги. Дети сминают газеты в комки и закидывают ими паука. Победа!
3. Задание на создание ситуации успеха
Ведущий. Мы создали на острове все необходимое для жизни. Давайте теперь украсим его - пусть на нем расцветут прекрасные цветы, полетят бабочки. С помощью техники «монотипия», которую в данном применении еще называют кляксографией, дети создают цветы (наносят кляксы около сгиба бумаги А5, складывают бумагу, проглаживают, делают оттиск). Ребятам нравится эта техника, и они делают кляксы снова и снова. Надо заранее позаботиться о достаточном количестве бумаги. Получившиеся рисунки становятся украшением острова. Взрослый и дети развешивают, раскладывают «цветы» по всему пространству игровой.
4. Итог занятия
См.
занятие № 2.
Занятие № 10. «Автопортреты»
Данное занятие является последним в цикле, дети знают об этом заранее.
1.
Диагностическое задание «
Так же как на втором занятии, ребята разукрашивают круги. Новые рисунки сравниваются с нарисованными раньше. Дети выбирают, какой их них нравится им больше - первый или второй. Более позитивным является выбор рисунка, выполненного на данном занятии. Это указывает на то, что за период встреч у ребенка усилилось самопринятие.
2.
Творческое задание «
Ведущий. Сегодня последнее занятие. Очень хочется, чтобы на память о наших встречах в игровой комнате остались ваши портреты. Предлагается воспользоваться техникой коллажа. В качестве материалов подойдут детские и подростковые журналы. В них много фотографий и иллюстраций из популярных фильмов, комиксов. Ребята сами выбирают и вырезают для своего портрета глаза, нос, рот и любые другие части. Приклеивают к основе, для завершения образа дорисовывают фломастерами или красками. Часто дети создают коллажи, которые можно назвать «образным портретом». Имеется в виду, что на них присутствуют машины, боксерские перчатки, игрушки и другие элементы, с помощью которых ребенок воплощает свой образ Я, украшает себя, делает сильнее, интереснее. Затем традиционно устраивается выставка. По окончании занятий ее смогут посетить родители.
3. Итог занятия
Итог занятия должен логично завершить циклвстреч. Несмотря на то, что содержание занятий повторяется в работе со всеми группами, каждая из них обладает уникальностью и собственной психологической атмосферой. В связи с этим трудно унифицировать последнюю церемонию. В зависимости от степени развития отношений между детьми можно выбрать один из вариантов:
а) торжественно вручить детям дипломы, в которых перечислены их сильные качества, продемонстрированные за период встреч;
б) придумать сюрприз: например, детям очень нравится видеоролик о создании рисунков с помощью песка;
в) по предварительной договоренности подготовить чаепитие.
Информация о работе Коррекция эмооциональных комплексов у детей дошкольного возраста