Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 00:54, контрольная работа
По поводу вопроса “Что такое личность?” велись и ведутся долгие, нескончаемые споры. Причин тому несколько. Во-первых, крайне трудно, практически невозможно представить себе человека как личность, то есть как человеческого индивида, обладающего ясно выраженным социально-нравственным обликом, своим общественным “лицом” , без потребности в выработке собственного цельного мировоззрения, уходящего корнями в толщу мировой культуры, без по-своему активного отношения к сколько-нибудь значительным явлениям действительности. Личность без самосознания -нонсенс.
Введение………………………………………………………………………………………………3
Понятие о личности в психологии……………………………………....................4
Форма направленности личности: установки, убеждения, идеал, мировоззрение…………………………………………………………………………………….7
Самооценка и ее роль в самосознании личности……………….................9
Уровень притязаний………………………………………………………………………………………….10
Анализ монографии…………………………………………………………………………………………12
Список используемой литературы………………………………………………………………………………………….14
Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными(например, отношение к представителям здравоохранения у больного) и негативными, принимающими характер предубеждения, примеры которых рассмотрены выше. Совершенно очевидно, что для изменения предубеждений необходимо выведение установочного отношения в сознание и доказательство ложности посылок, на основе которых сделано суждение, фиксирующее в словесной форме данное отношение.
Убеждения- это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии с ее ценностными ориентациями. Содержание потребностей в форме убеждений образует упорядоченную систему взглядов и представляет собой мировоззрение человека, являясь регулятором его сознания и поведения. Убеждения личности выражаются в ее субъективном отношении к собственным поступкам; они связаны с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми она руководствуется. Убеждения основываются на знаниях прежде всего мировоззренческого характера, будучи тесно переплетенными с волей, составляют содержание мотивов действительности, формируют установки личности.”Убеждение…-писал Н.А. Добролюбов,- только тогда и можно считать истинным, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волею, присутствует в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает”. Убеждения формируются при активном отношении к действительности, при самостоятельном, вдумчивом отношении к знаниям, ответственном отношении к собственным обязанностям.
Идеал- это важная цель личных стремлений человека, это прошедший через эмоциональную сферу, принимаемый в сознании и зовущий пример, эмоционально окрашенный эталон действия. Следует отметить, что идеалы, возникая под воздействием условий жизни и воспитания, меняются с возрастом и могут в зависимости от их содержания оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности.
Формирование идеала тесно связано с мировоззрением человека, которое представляет систему взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение личности, как правило, обусловлено классовой принадлежностью. Оно служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, ее целеустремленность. Придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и склонностей. Ядро мировоззрения составляют убеждения, которые представляют собой “сплав” из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.
Мировоззрение личности оценивается по содержанию, систематичности, целостности, логической последовательности и доказательности, уровню обобщенности и конкретности, степени действенности.
Содержательность
мировоззрения характеризует
Логическая последовательность и доказательность мировоззрения свидетельствует о том, что человек не только воспринял идеи, но и глубоко их продумал и внутренне, для себя их обосновал, опираясь на жизненные факты. Только с таким мировоззрением человек способен бороться за свои взгляды, отстаивать их и твердо следовать им в поведении и деятельности.
Уровень обобщенности
и конкретности мировоззрения как
системы взглядов играет важную роль
в регуляции поведения
Степень действенности мировоззрения проявляется в единстве слова и дела.
Развитие мировоззрения как мотива поведения- противоречивый диалектический процесс. Мировоззрение может развиваться не только равномерно, постоянно, бесконфликтно, но и конфликтно, неравномерно, с задержками, кратковременными или длительными отступлениями.
Самооценка и ее роль для становления самосознания личности
Самооценка-оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек становиться личностью в процессе совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включается в деятельность и общение и там почерпает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете все, что человек делает для себя, он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
Познавая себя, человек как ‘’в зеркало ’’ сначала смотрит на другого человека, т.е. познавая качества другого человека , личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того , что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.
Каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности.
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате человек сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.
Чрезмерная низкая самооценка может свидетельствовать о развитии так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.
Оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентаций, идеалов личности.
Важно также знать какова оценка, которую личность заслужила в группе, т.е. какую оценку могут дать товарищи (ожидаемая оценка). Она также может быть высокой, средней, низкой, может больше приближаться к уровню самооценки или меньше, наконец, может быть разной по отношению к различным группам. Являясь устойчивой по отношению к своему коллективу, ожидаемая оценка существенно изменяется, становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, устанавливает новые коммуникации.
Установив факт возврата личности, находящейся в новых жизненных обстоятельствах, к первоначально ожидаемой оценке, можно выяснить степень вхождения личности в новую группу, уровень ее взаимопонимания с группой, а вместе с тем и характер ее самочувствия в группе. Хочет человек или нет, он объективно вынужден считаться с самооценкой, ожидаемой оценкой и оценкой личности группой как субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим.
Самооценка
тесно связана с уровнем
Притязания представляют собой привычный обосновывающий поведения человека уровень удовлетворения его потребностей. На базе одной потребности могут сформироваться различные притязания. Так, один человек потребность в пище может удовлетворить, съев бутерброд, у другого же человека нормальное удовлетворение в пище предполагает изысканный обед в дорогом ресторане.
Ожидания конкретизируют притязания применительно к реальной ситуации, определенному поведению и самооценке человека. Уровень притязаний- это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
Уровень притязаний человека определяется тем, какие цели он выбирает для достижения. Человек стремится пережить удачу( т.е. удовлетворить возникшую потребность наилучшим способом) и избежать неудачи(неудовлетворения потребности) , поэтому чаще всего он определяет уровень своих притязаний где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями, чтобы сохранить для себя определенную перспективу. При этом работники с высоким уровнем притязаний выбирают трудные, порой нереальные цели, а те, у которых уровень притязаний занижен, выбирают легкодостижимые цели и часто удовлетворяются частичным результатом.
Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но также учетом и оценкой прошлых успехов или неудач.
Знание уровня притязаний человека представляет широкие возможности лучше понять мотивацию его поведения и осуществить направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.
В одних случаях существенно важной для педагога становится задача повышения уровня притязаний ученика, т.к. он не высоко оценивает себя и свои возможности, что создает у него ощущения собственной ущербности, приводит к устойчивой потере уверенности в себе. Повторяющиеся неудачи могут стать причиной общего снижения самооценки, сопровождающегося тяжелыми эмоциональными переживаниями, конфликтами; в такой ситуации ученик может “махнуть на себя рукой”. Руководитель, который постоянно невысоко, и казалось бы, объективно оценивает его возможности, допускает при этом серьезную ошибку, не учитывая психологию подчиненного, примирившегося с подобным положением. Людям с заниженным уровнем притязаний следует помогать обрести веру в себя, поддерживать, ободрять их, отмечать даже незначительные успехи.
Пути повышения уровня притязаний зависит от особенностей личности человека, реальных возможностей и многих других факторов. Такими путями могут быть прямая помощь со стороны педагога и коллектива, а также различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанные с той, в которой обнаружились неудачи, с последующим переключением созданной таким образом активности в сферу, где надо повысить уровень притязаний человека и восстановить снизившуюся самооценку.
В других случаях для педагога важно несколько снизить уровень притязаний учеников, особенно тогда, когда они ставят перед собой слишком сложные задачи, их самооценка неоправданно завышена, они зазнаются, у них возникает своеобразный “комплекс превосходства” и т. п. Необходимость решения подобной задачи объясняется не только тем, что человек с неоправданно завышенным уровнем притязаний плохо воспринимает коллектив, но и с тем, что его завышенная самооценка, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. При этом человек, пытаясь игнорировать личные неудачи, часто проявляет упрямство, обижается, ведет себя неадекватно, стремится объяснить свои неудачи чьим-то противодействием. В работе с такими людьми нужно аргументированно показывать, что их притязания должны быть более обоснованными и подкрепляться реальными достижениями в труде.
На уровень притязаний человека влияет также наличие информации о результатах его деятельности. Исследования показывают, что пока человек знает результаты своей деятельности уровень его притязаний более реальный, мотивация деятельности целенаправленна, осмыслена. Как только человек перестает получать такую информацию, он начинает проявлять слепую и случайную активность.
Человек в своей деятельности должен не пасcовать перед трудностями, а преодолевать их, обнаруживая свои волевые качества и сильный характер. Индивид может стать личностью только в коллективе и через коллектив, который представляет собой группу высокого уровня развития, обладающую наиболее благоприятными условиями для формирования ценных качеств личности. Именно в коллективе получает полноценное удовлетворение потребность индивида быть личностью, активным участником строительства нового общества, происходит всестороннее ее развитие.
Анализ монографии “ Личность и неврозы” В.Н. Мясищев
В. Н. Мясищев сформировал одно из важнейших положений теорий личности. Он подчеркивал, что система общественныхотношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти формирует его субъективное отношение ко всем сторонам действительности и эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе, является наиболее специфической характеристикой личности.