Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:13, реферат
Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.
Определение инженерной психологии
Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.
Автоматизация – это применение технических
средств, экономико-математических методов
и систем управления, освобождающих человека
частично или полностью от непосредственного
участия в процессах получения, преобразования,
передачи и использования энергии, материалов
или информации. Фактом является то, что
уже первые успехи автоматизации привели
к радикальной трансформации трудовых
функций. Если в условиях прежней техники
главное содержание трудовых процессов
составляло выполнение двигательных операций,
то введение автоматики переместило основные
трудовые операции на новый уровень –
уровень внутренних процессов посредством интериоризации (
Человек – оператор,
технический специалист, управляющий
с пульта работой сложного оборудования
или устройства, например ЭВМ, радиолокационной
станцией, должен воспринимать, перерабатывать
и удерживать большое количество
информации, принимать решения и
передавать команды машинам. Легко
понять, что это резко повысило
роль человеческого фактора, который
теперь выступает прежде всего как
фактор психологический. Поэтому если
когда-то проблема “человек – техника”
решалась на основе простейших антропологических,
физиологических и
Инженерная психология – наука, изучающая системы “человек – техника” с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:
- конструирования
техники и организации
- подбора людей,
обладающих необходимым
- профессиональной
подготовки людей,
Инженерная психология
как наука имеет двойственный
характер. С одной стороны, это
самостоятельная
Решая вопросы согласования человека и техники как элементов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процессом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих технику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, анатомии, антропометрии, биомеханики.
Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая теория систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др.
Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономики. Под эргономикой следует понимать научную и проектировочную дисциплину, сформировавшуюся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук. Границы этой области очерчиваются в основном междисциплинарными связями инженерной психологии. Эргономика обычно рассматривает системы “человек – техника – среда”, усиливая таким образом прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Не отрицая правомерности такого понятия исследуемой системы, отметим лишь, что используемое в инженерной психологии понятие системы “человек – техника” основано на положении, что всякая система функционирует в условиях внешней среды, способных оказывать то или иное воздействие на систему. Учет факторов внешней среды всегда был обязательным при инженерно-психологических исследованиях и практических разработках системы “человек – машина”.
Необходимо отметить,
что инженерно-психологические
Цель и стратегия инженерной психологии
Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологических исследований имеет главной целью, как указывалось выше, обеспечение высокой эффективности системы “человек – техника”. Эффективность любой системы определяется ее производительностью и надежностьюпри таких прочих равных условиях, как, например, качество продукта (результата), долговечность, энергозатраты и т. п. Надежность – комплексное свойство объекта, состоящее в его способности выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики в установленных пределах. Производительность, качество, надежность следует отнести к основным параметрам эффективности деятельности.
Параметры эффективности деятельности – это количественные и качественные показатели, по которым оценивается эффективность деятельности. Ясно, что эффективная работа системы “человек – техника” требует наличия высокопроизводительной и надежной техники; далее, конструкция техники и организация производственного процесса должны позволять человеку реализовать все технические возможности. И, наконец, человек должен быть способным по своим качествам реализовать эти возможности, добиваться высокой производительности труда и обеспечивать выполнение производственных операций.
Достижение главной
цели инженерной психологии осуществляется,
во-первых, за счет улучшения технологических
характеристик трудового
Улучшение технологических
характеристик трудового
- минимизацию времени
выполнения отдельных действий
и операций в трудовом
- исключение грубых
ошибок типа промахов в
- минимизацию вероятности
ошибок, отрицательно сказывающихся
на ходе технологического
- сохранение высокой
(заданной) работоспособности человека
в течение длительного (
Под улучшением характеристик трудового процесса, стимулирующих трудовую активность человека, подразумевается прежде всего следующее:
- надежность работы технических устройств;
- рациональная конструкция техники;
- соответствие сложности
техники уровню
- совершенный эстетический вид технических устройств и производственных помещений;
- отсутствие вредных и мешающих работе внешних факторов.
Конечно, трудовая активность человека стимулируется не только улучшением характеристик трудового процесса. Существенную роль играют здесь социальные условия, определяющие все отношение человека к труду. Однако нельзя недооценивать роль характеристик трудового процесса в формировании личности человека, в создании высокого уровня мотивации к данному виду трудовой деятельности.
Задачи инженерной психологии
Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности (носителя предметно-практической деятельности и познания, источника активности, направленной на объект), с исследованием информационной сущности всех форм психического отражения, психической регуляции и психических (психофизиологических) состояний в деятельности и в подготовительный период, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскрытием основных закономерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах “человек – техника”. В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяснению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии.
Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой системы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструкции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригодности и профессиональной подготовленности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах “человек – техника”.
Приспособление
техники к человеку должно осуществляться
с помощью ряда последовательных
целенаправленных инженерно-психологических
разработок на всех этапах проектирования.
В целом они составляют суть инженерно-психологического
обеспечения проектирования АСУ. Инженерно-психологическое
обеспечение проектирования систем
есть в то же время и проектирование
деятельности человека. Любое проектирование представл
В связи со сказанным необходимо особо подчеркнуть, что наряду с исследованием формальной (прежде всего количественной) стороны психического в инженерной психологии должно уделяться большое внимание содержательной стороне. Это необходимо, во-первых, потому, что перед инженерной психологией стоит задача изучения человека как субъекта деятельности, а во-вторых, потому, что необходима разработка оценок семантических характеристик информации.Семантика – это значение единицы языка (слова, знака).
Приспособление техники к человеку затрагивает структурную и функциональную стороны их взаимодействия.
Структурное приспособление связано с организацией сенсомоторного поля в рабочих зонах(участках рабочего места, ограниченного углами обзора, амплитудой движения человека и выбора им позы в процессе работы), с учетом рабочего положения сидя или стоя. Основаниями для структурного приспособления являются следующие данные:
- размеры и форма тела человека и отдельных его частей;
- пределы и характер движений в суставной системе;
- силовые характеристики мышечной системы;
- поле зрения;
- чувствительность анализаторов.
В соответствии с указанными данными определяются следующие параметры техники:
- размеры и форма пульта управления и кресла;
- размеры и форма панелей органов управления;
- размеры и форма органов управления (манипуляторов, педалей);
- объем, направление и характер движений органов управления;
- сопротивление органов управления;
- размеры и форма приборных панелей;
- размеры элементов индикационных частей приборов;
- сила сигнала (визуального или слухового).
Функциональное
приспособление техники к человеку
связано с особенностями
- объем и время восприятия;
- объем оперативной
памяти и длительность
- структурно-временные характеристики мышления;
- особенности внимания;
- особенности представлений;
- пределы регуляции произвольных движений;
- особенности координации движений;
- особенности взаимодействия анализаторов.
В соответствии с этим при разработке техники определяются следующие параметры:
- количество сигналов и частота их поступления;
- длительность существования сигнала;
- признаки привлекающего эффекта сигналов;
- мнемические признаки сигналов;
- признаки отражения
в сигнале существенных