Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138
Создаются свои целевые программы.
В Иркутской области разработан
Таким образом, можно сделать вывод, что хотя в России существует ряд учреждений, способных оказать содействие в решении проблем неполных семей, основная часть их трудностей остается неразрешенной. Материальная и натуральная помощь остро нуждающимся, психолого-педагогическая поддержка детей и их родителей, организация досуга и летнего отдыха, несовершеннолетних – вот основные формы работы с рассматриваемой категорией нуждающихся. Для усиления адресности, конкретности и действенности социальной работы, программы помощи следует разрабатывать с учетом особенностей функционирования разных типов неполных семей. Такая постановка проблемы будет способствовать преемственности в деятельности социальных, общественных и государственных институтов, решающих вопросы семейного благополучия. Дифференцированный подход позволит государству влиять на создание равных возможностей для выживания и развития детей, ведь именно в этом случае социальная поддержка становится ответом на потребности конкретного ребенка из неполной семьи.
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки
неполных семей
Для оказания социальной помощи неполным семьям разработано множество методик, социальных технологий. Функционируют различные социальные учреждения, общественные организации, помогающие семье и детям преодолевать кризисные ситуации в жизни. Но всегда остается место для внедрения в практику чего-то нового, эффективного. В этом плане интересен опыт муниципальной системы социально-педагогической системы в Люберецком районе Московской области. Рассмотрим деятельность опытно-эксперементальной муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства (опыт Люберецкого района Московской области). Эксперимент проводился в течение шести лет. Экспериментом было охвачено более 10 000 детей и подростков, из них более 7500 детей прошли через социально-педагогические учреждения. Самый главный результат опытно-экспериментальной работы по организации социально-педагогической поддержки детства на муниципальном уровне – это создание таких служб, что позволило действенно и оперативно решать в рамках муниципальной системы образования проблемы, которые она прежде не решала. Все созданные учреждения представляли собой новые типы учреждений, которых до этого не было в стране. Более того, полностью отсутствовала нормативно-законодательная база их создания и деятельности. Опыт создания муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства в Люберецком районе, получивший широкое распространение через публикации, научно-практические конференции и семинары, позволил начать внедрение таких систем в других районах Московской области, а также в других регионах РФ.
В целом созданная система
Создаваемые социально-педагогические учреждения и службы, с учетом специфики контингента детей, требующих строго индивидуального подхода и не допускающих их большого скопления в рамках одного учреждения, были рассчитаны на сравнительно небольшое количество детей. Однако в ходе эксперимента выяснилось, что число детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, намного превышает возможности учреждений и, кроме того, имеет тенденцию к росту. В результате сложилась ситуация, когда все созданные учреждения и службы работают с превышением возможностей, но не могут охватить всех нуждающихся в помощи и поддержке детей. Анализ организации деятельности учреждений показывает, что сложилась не только внутренняя система работы в каждом учреждении (отработано адекватное задачам штатное расписание, разработаны должностные инструкции работников, определен оптимальный режим работы, прошли подготовку и переподготовку специалисты), но и система взаимодействия между всеми социально-педагогическими и образовательными учреждениями, оказывающими социально-педагогическую поддержку детям в районе, а также установлены связи с учреждениями других ведомств – здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, службой занятости и др. В районе постоянно проводятся методические объединения специалистов разных направлений, специализацией и квалификацией, где обсуждаются проблемы детей и специфика оказания им помощи и поддержки, регулярные совещания руководителей социально-педагогических учреждений, что позволяет осуществлять более тесную преемственность в их работе и оценивать результаты деятельности. Комитет по образованию рассматривает вопросы развития системы, оказывает поддержку учреждениям, содействует в осуществлении переподготовки и повышения квалификации кадров. Разработка содержания деятельности муниципальной системы социально-педагогической поддержки детства может быть отнесена к практическим результатам. Все эти учреждения – вновь созданные, поэтому начинали свою работу с самой сложной категорией детей, практически с нуля. В настоящее время в каждом учреждении совместно с зарубежными коллегами разработаны, апробированы и внедрены в практику оригинальные методики работы.
Центр социально-трудовой адаптации, который создан для оказания помощи детям «группы риска», покинувшим дневные общеобразовательные заведения, в их профориентации, профподготовке и трудоустройстве, разработал методики начального профессионального обучения детей, имеющих низкий уровень образования, программы обучения таких детей, квалификационные требования к уровню их профессиональной подготовки. Центр социально-трудовой адаптации (ЦСТА) имеет хорошую материальную базу для обучения по двенадцати профессиям. Со всеми учащимися в центре работают социальные педагоги, психологи. По окончанию обучения решается проблема их трудоустройства. Кроме того, ЦСТА дает возможность получить профессию подросткам из малообеспеченных семей и выпускникам интерната для слабовидящих детей. Однако центр не реализовал все возможности учреждения такого типа; в частности, в организации временных рабочих мест для детей и подростков, где они могли бы работать в свободное от учебы время, летних трудовых объединений, сотрудничества с предприятиями и организациями по созданию материальной базы центра трудоустройства и ряде других. Эти проблемы определяют перспективы развития Центра. Работа с неблагополучными семьями ведется в Центре семейного воспитания (ЦСВ). Она включает: выявление таких семей, социальный анализ положения семей, педагогическую работу с членами семьи, психологическую поддержку и коррекцию поведения, социальную работу (юридическое консультирование, трудоустройство детей и при необходимости родителей, профориентация, материальная помощь и др.). В ЦСВ разработаны содержания и методики работы социальных педагогов с разными категориями семей (неполные, асоциальные, конфликтные и др.), введена и апробирована методика «Инстап» по работе с неблагополучной семьей. Началась работа по профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних. Выявление неблагополучных семей сначала велось стихийно. Затем было организовано поступление данных из школ, подразделений по делам несовершеннолетних, из поликлиник, отдела опеки Комитета по образованию. Систематической работой ЦСВ позволяет охватить только около 500 семей, в которых более 1200 детей разного возраста, т.е. потребности района значительно превышают возможности Центра. Это подтверждает потребность в таком социально-педагогическом учреждении.
Центр неотложной социально-психолого-
Кризисный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - единственное в России учреждение такого типа. Работа муниципального детского дома, который является основным структурным подразделением центра, существенно отличается от традиционных областных домов тем, что ребенок живет вблизи от своих родителей, родственников, друзей, не прерывает эти связи, дающие надежду на возможность возвращения ребенка к родителям в случае реабилитации семьи. Основными направлениями работы Центра являются: установление социального статуса ребенка, создание условий для проживания и развития ребенка, приближенных к домашним, его педагогическая и медицинская реабилитация, психологическая коррекция личности. В основе работы центра – подготовка детей к будущей самостоятельной жизни. В целом на уровне практической помощи методики такой работы освоены, но отсутствуют методики полной реабилитации, включающей трудовую. Без этого дети не могут научиться справляться со своими проблемами самостоятельно. Дальнейшей проработки требуют проблемы организации трудовой деятельности и самообслуживания воспитанников, а также контроля на протяжении некоторого времени за самостоятельным проживанием выпускника после выхода из Центра.
Психолого-медико-
Таким образом, можно сделать вывод
о том, что организация социально-
3.2 Изучение зарубежного опыта социальной поддержки
неполных семей
Социальная политика большинства развитых стран мира сегодня предусматривает оказание неполным семьям с детьми определенной (большей или меньшей) помощи со стороны государства. В современном мире можно выделить две основные модели социальной поддержки неполных семей: американская модель и европейская модель. Подходы к решению проблем детей в семьях разведенных родителей показаны на рисунке 3.
Первая модель характерна для США, где социальная политика строится на базе неоконсервативных теорий. Она отличается низким уровнем участия государства в решении социальных проблем и относительно небольшими расходами на социальное обслуживание. Несмотря на то, что в «Энциклопедии социальной работы» о поддержке, которую американское общество предоставляет семьям разведенных родителей, сказано, что она «предполагает государственное финансирование, опеку над детьми, обслуживание их, здравоохранение, социальную работу и службу технического здоровья», объем государственной помощи им, как впрочем, и другим группам семей, незначительный.
Рисунок - 3 Подходы к решению проблем детей в семьях разведенных родителей в странах мира
В частности, многие американские специалисты отмечают недостаточность материальной поддержки, которая назначается судами матерям, оставшимся с детьми. В наиболее уязвимом положении оказались женщины, в зрелом возрасте. В США господствует мнение, что разведенные злоупотребляют поддержкой государства, поэтому программы по поддержанию дохода направлены на самых бедных. Государственная помощь детям разведенных родителей в стране оказывается в рамках федерально-штатной «Программы помощи семьям с зависимыми детьми (ПСЗД)». Дети из малообеспеченных семей разведенных родителей, матерей-одиночек, наряду, с другими категориями нуждающихся, имеют право на получение продовольственных талонов («Программа продовольственных талонов»), на бесплатное питание («Программа школьных завтраков»), на получение медицинской помощи (Программа «Медикейд»). Основная же помощь им в США оказывается в рамках программ:
В 1935 году в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования: пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков, а со временем пенсии по утрате кормильца. Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов существуют свои программы страхования. Что касается вспомоществования, бедным, то оно получило распространение в стране с 60-х годов нашего века и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержки семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина), нуждающихся в продовольственной, медицинской, жилищной помощи. Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низким доходом, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью. Социальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организацию социальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству, создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей, обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей и т.д.
Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям