Организация социальной помощи неполным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138

Работа состоит из  1 файл

Белоусова.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)

К семьям второго типа, нуждающимся  в превентивной социальной защите в связи с тем, что они могут оказаться в трудной жизненной ситуации, относятся такие семьи: молодая семья, семья, ожидающая рождения ребенка, семья с новорожденным, семья с подростком, семьи с нарушением функций. Все типы семей, объединенных понятием «кризисные», обычно имеют общие социальные проблемы, причем одну семью можно отнести сразу к нескольким типам и как следствие этого – эй присущ весь спектр характерных для них проблем, помочь в разрешении которых, призваны центры социальной помощи семье и детям. Специалисты Центра используют известные технологии социальной работы, наиболее распространенными из которых являются реабилитация, диагностика, профилактика и коррекция. Специфика этих технологий определяется контингентом клиентов. Социальная реабилитация включает в себя, прежде всего оказание материальной помощи семье. Принципиальная позиция Центра состоит в изменении ситуации таким образом, чтобы семья смогла сама себя обеспечить и не нуждаться в материальной помощи извне. В Центре существует «банк вещей», откуда малообеспеченным выдаются подержанная одежда, обувь, предметы гигиены (мыло, стиральный порошок). При оказании материальной помощи Центр, располагая скромными средствами, во многом рассчитывает на местных жителей, которые отдают мебель, бытовую технику, одежду, обувь, пусть не новые, но еще годные к употреблению. Иногда помощь семьям оказывается в виде продуктовых наборов. Центром выдаются справки на получение бесплатного молочного питания на детей. В настоящее время у Центра нет возможности оказывать гражданам денежную помощь, так как на основании закона об адресной социальной помощи он не входит в категорию учреждений, способных ее оказывать.

Социально-медицинская помощь оказывается  преимущественно инвалидам. Медицинская реабилитация включает индивидуальные занятия ЛФК, логопедические занятия, фитолечение, физиотерапию. В Центре действует массажный кабинет. Центром предусмотрены формы обслуживания, которые удобны для клиента, на дому или выездное обслуживание на территории района. Логопедом проводятся занятия с детьми, имеющими нарушения речи. Организуется специальное санаторно-курортное лечение, дети-инвалиды направляются в специализированные реабилитационные центры. Большая работа проводится сотрудниками медико-социального отделения в период подготовки и во время проведения летней оздоровительной компании.

Консультирование – это квалифицированный  совет специалиста, помощь, предоставляемая ими нуждающимся клиентам в решении социальных проблем. Консультации с родителями проводит логопед центра. Консультационные услуги получают также беременные женщины. Все они состоят на учете у специалиста медико-социального отделения. После рождения ребенка отделение осуществляет помощь в уходе за ребенком, организует консультации узких специалистов. Консультирование, в зависимости от характера возникающих у клиента проблем осуществляют также юрист, психолог, социальный педагог.

Педагогическая помощь включает в  себя меры, позволяющие решать вопросы воспитания и обучения. При необходимости организуется индивидуальное обучение, умственно отсталые дети направляются в специальные дома-интернаты. Роль специальных работников в педагогической реабилитации, содействии обучению, помощи в трудоустройстве трудно переоценить. Социальный патронаж осуществляется специалистами над беременными женщинами, новорожденными, инвалидами, асоциальными, малообеспеченными семьями. Каждый специалист патронирует не более 16 семей. Семьи разделены по категориям – с детьми-инвалидами; с детьми под опекой; асоциальные семьи; матери-одиночки и другие. Социальный патронаж является основным методом работы с семьей, используемым в Центре.

Социальная диагностика направлена на выявление причин различных нарушений, на определение состояния клиента. В диагностике могут одновременно участвовать специалист по социальной работе, психолог, врач, что дает наиболее полную картину происходящего. Работа с трудными детьми и подростками включает диагностику семейной и школьной жизни, выявление первичной социальной сети ребенка, анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе результатов диагностики составляется программа работы с семьей ребенка. К примеру, в Центр из инспекции по делам несовершеннолетних поступила информация о трудном подростке. Специалисты Центра ставят ребенка на учет, посещают его семью, составляют акт обследования условий жизни семьи, изучают его на занятиях в школе, беседуют с учителями и сверстниками, тем самым, получая полную информацию о ребенке для составления программы работы с ним и его семьей.

Основные методы диагностики, применяемые  специалистами Центра, - это:

  1. наблюдение;
  2. метод опроса, как самих клиентов, так и их близкого окружения;
  3. беседа;
  4. метод анализа документов (биографии и др.).

Медицинские специалисты Центра участвуют  в обследовании асоциальных семей, выявляют у детей острые или запущенные заболевания. Педиатр едет в определенную семью, осматривает жилищные условия, оценивает гигиену помещения, состояние родителей и составляет на основе этого акт обследования. Большое значение процедура диагностики имеет при поступлении ребенка в приют. Здесь проводится комплексная диагностика его соматического, психологического и физического состояния. Социальная профилактика – это воздействие специалистов на клиентов с целью сохранения нормального уровня их жизнедеятельности, предотвращения возможных проблем и достижения, желаемых клиентами результатов в социальном функционировании.  К группе семей, нуждающихся в профилактике, относят семьи, которые весьма вероятно могут оказаться в трудной жизненной ситуации. Среди них – молодая семья; семья, ожидающая ребенка; семья с безработным членом и другие.

Профилактическая социальная помощь включает:

  1. информирование супругов относительно кризисных этапов развития семьи и методов их преодоления;
  2. консультативную помощь семье в целом и отдельным ее членам, попавшим в ту или иную кризисную ситуацию.

В рамках профилактической деятельности Центр проводит планирование семьи, функционирует клуб «Мамина школа». Специалистами проводятся беседы с подростками в школах района для профилактики курения, алкоголизма, половой распущенности. В организациях и на предприятиях ведется работа по вопросам формирования здорового образа жизни, в местной газете регулярно печатаются статьи врачей и специалистов центра. Важной задачей коррекционных мероприятий является изменение самооценок взрослых и детей, нейтрализация негативных стереотипов и выработка навыков положительного поведения. Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны. Выбор их определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, так и личностными качествами самого специалиста.29

Рассмотрим деятельность другого  центра, направленного на оказание помощи семье и детям.

Муниципальное учреждение «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям с телефоном доверия» действует в г. Магнитогорске с 1996 года.

Цель его деятельности заключается  в обеспечении психологической  поддержки населения и укреплении психологического здоровья семьи: формировании благоприятных социально-психологических и социально-педагогических условий для семейного воспитания, гармонических внутрисемейных и межличностных отношений.

Основными задачами Центра являются:

  1. оказание помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного морально-психологического микроклимата, преодолении семейных конфликтов;
  2. социально-психологическая адаптация детей и взрослых к изменяющимся условиям жизни;
  3. повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения в сферах межличностного, семейного, супружеского, родительского общения;
  4. выявление причин, способствующих дезадаптации несовершеннолетних;
  5. профилактика девиантного поведения детей и подростков;
  6. оказание помощи семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

В соответствии с поставленными  задачами центр осуществляет:

  1. диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, изучение его склонностей и способностей;
  2. консультации по вопросам психологических особенностей детей и подростков, нарушений детско-родительских, супружеских и широких межличностных отношений;
  3. психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений детей и подростков с родителями;
  4. психологические тренинги по снятию состояний тревожности, свободному выражению эмоций, отработке новых приемов и способов поведения, развитию навыков эффективного общения;
  5. помощь семье в воспитании детей, обучение детей и родителей здоровому образу жизни, помощь в поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов;
  6. психологическую помощь людям в тяжелых эмоциональных состояниях;
  7. организацию деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, «круглых столов» по проблемам, входящим в компетенцию Центра;
  8. организацию выступлений в средствах массовой информации по актуальным социально-психологическим и социально-педагогическим проблемам.

В Центре работают коррекционные группы: «Солнышко» (социально-психологическая  адаптация детей 4-5 лет); «Росток» (программа  личностного роста); «Колокольчик» (социально-психологическая адаптация в коллективе сверстников); «Виктория» (коррекционная работа с детьми лиц с химической зависимостью); «Здоровейка»; «Танцевальная терапия»; «Трудотерапия «Лозоплетение»; тренинговые группы. А также коррекционно-оздоровительные группы (коррекционно-оздоровительная гимнастика для подростков 12-18 лет); коррекционно-оздоровительная гимнастика для женщин; малые группы по индивидуальным программам; просветительско-профилактические группы: «Познай самого себя» (программа духовно-нравственного развития); «Чистюли» (группа подростков по профилактике СПИДа).

Структурными подразделениями  Центра являются отделения:

  1. первичного приема, анализа и прогнозирования;
  2. психодиагностики и психокоррекции детей от 5 до 14 лет;
  3. психолого-оздоровительной помощи;
  4. психологической поддержки лиц с химической зависимостью;
  5. психолого-педагогической помощи семье и детям;
  6. экстренной психологической помощи по телефону.

Отделение первичного приема, анализа  и прогнозирования осуществляет прием людей разных возрастных групп  и направляет их к специалистам Центра; выявляет категории населения, нуждающиеся в социальной поддержке, а также потребности клиентов, характер и объем необходимой социальной помощи. Каждый социальный работник, закрепленный за микрорайоном, начинает свою деятельность с составления схемы района и социально-психологической характеристики, представленной социальным паспортом, где указываются все учреждения, находящиеся в социуме, списочный состав учащихся, семей, детей, подростков, состоящих на учете в УВД (наркоманы, токсикоманы). Определяет уровень состояния социально-педагогической работы в микрорайоне (наличие учреждений, занимающихся социальной защитой населения, вопросами оздоровления, профилактики; укомплектованность их психологами, социальными педагогами; виды деятельности данных учреждений). Целью выходов специалистов отделений в организации является психопрофилактика и просветительская работа, социальная адаптация клиентов, профилактика девиантного поведения, повышение невосприимчивости к психотравмирующим факторам в различных стрессовых ситуациях, улучшение психологического климата в семье.

Выявив проблемы клиентов, специалист приглашает их в Центр для дальнейшей работы:

  1. на консультацию к психологу, валеологу, психотерапевту;
  2. для занятий в психокоррекционных тренинговых группах;
  3. для занятий в оздоровительных группах;
  4. для участия в «Родительском университете», «Диспут-клубе», «Часах общения», «Женском клубе» и других.

В перспективе работа отделения  предполагает проведение социологических исследований по различным проблемам и запросам организаций, учреждений города, обработку, обобщение информации, составление рекомендаций и создание более полного банка данных.

Деятельность отделения психодиагностики и психокоррекции детей от 5-14 лет  направлена на оказание психолого-педагогической помощи детям, подросткам, родителям с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшимся сложной жизненной ситуации; на обеспечение саморазвития, самореализации, самоактуализации, адаптации личности подростка к изменяющимся условиям. Примечательно, что в последние годы уровень психологической культуры родителей растет, за помощью в Центр обращаются семьи неполные, социально неблагополучные, многодетные, опекаемые, семьи группы риска и т.д. В отделении ведется индивидуальное консультирование родителей, диагностическая работа, индивидуально-коррекционная и групповая работа с детьми. При этом отделении действует «Университет для родителей», целью которого является повышение психолого-педагогической культуры родителей, оказание им помощи в овладении знаниями, методами и приемами воздействия на ребенка. Занятия проводятся в виде лекций, практикумов, бесед с элементами тренингов, ролевых игр, анализа конкретных ситуаций. Проводятся также индивидуально-коррекционные занятия. В отделении психолого-оздоровительной помощи работают валеологи, медицинский брат, психолог и специалисты социальной работы. Основными задачами являются:

Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям