Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138
Заранее на доске объявлений вывешивается красочный плакат с названием темы. Темы несут информацию о разнообразных гранях семейной жизни. Характер необходимых знаний касается, в основном, потенциальных родителей и собран опираясь на накопленный обществом и учеными опыт, где можно определить общие вопросы воспитания будущих и состоявшихся родителей. Это знания о роли пола, о личной гигиене и здоровье, об устройстве своего дома, о бюджете семьи и ее расходах, о домоводстве, об уходе за детьми и их воспитании, о взаимоотношениях в семье, о семейном законодательстве, о помощи оказываемой государством, о государственных службах и системе услуг, об отношении семьи к другим общественным институтам: школе, религии, учреждениям здравоохранения, социального обеспечения и досуга, знания мировоззренческого характера, касающиеся образа жизни семьи, ее духовных ценностей, правил поведения, взаимоотношений, ответственности каждого, досуг и развлечения, хобби, праздники в семье и т.п.
В ходе проведения самих мероприятий раздаются буклеты, памятки с ключевым понятийным аппаратом темы. Одной из оценок эффективности проводимых мероприятий является то, что ребята после занятий обращаются к специалистам с личными вопросами. Программа первоначально рассчитывалась на ту возрастную категорию молодых людей, у которых уже возникли или появляются в настоящее время вопросы, связанные в недалеком будущем семейных отношений. Это 15-20 лет. По этому программой охвачены учащиеся учреждений начального, среднего и профессионального высшего образования. По итогам реализации программы в 2000 году и ее мониторинга, появились запросы для проведения программы в старших классах школ. Для этого программа была переработана и подготовлена в соответствии с возрастными психофизиологическими характеристиками старшеклассников. В дальнейшем, руководствуясь такими же принципами, была подготовлена программа для тех молодых людей, кто не охвачен стенами учебных заведений. Это вчерашние выпускники, молодожены, молодые семьи и все те, кто хотел бы получить дополнительную информацию, знания о семейной жизни. И еще не маловажным фактором использования данной программы для всех категорий подростков и молодежи является то, что семья, являясь основным институтом социализации человека, как таковая фактически начала утрачивать эту функцию. Нарушилась связь поколений.
Статистика, как бы мы к ней не относились, показывает, что в день родители тратят на ребенка в среднем 20 минут! И получается, когда у ребят идет процесс социализации, переходный период, когда им необходимы какие-то элементарные знания о личной жизни, они получают их искаженно: во дворе, на улице, от друзей - в основном «испорченным телефоном».
Для того чтобы возможно было реализовать, претворить в жизнь ту или иную программу или проект, необходимы законодательные акты, концепции и механизмы непосредственного взаимодействия теории и практики. И хотя государственные и общественные структуры, в большинстве случаев запаздывают с претворением в жизнь превентивных, социально-значимых программ, тем не менее, правовая и инструментальная база для внедрения этих программ имеется.
В Иркутске принято областной
В 2002 году центр «Диалог» работая в коалиции общественных и государственных организаций, благодаря финансовой поддержке американской некоммерческой организации «Прожект Хармони Инк» и в том числе, программе «Азбука молодой семьи», создал ресурсный центр Содействия семье. Таких центров пока четыре; в Петрозаводске, Волгограде, Одессе и Иркутске. На создание и работу центра не затрачено ни копейки местных бюджетных средств и, тем не менее, любой человек, любая семья, (в том числе и неполная) может получить здесь бесплатную поддержку по семейным проблемам: психолога, социального работника, юристов. В центре имеется библиотека, помещение для семинарской работы и тренингов, аудио и видео оборудование, открыт Веб-сайт виртуального центра содействия семье, на котором также можно через интернет-технологии получить консультацию разных специалистов. Для центра важны все его программы, но так как программа «Азбука молодой семьи» прошла апробацию, мониторинг, показала свою востребованность, она имеет право на дальнейшее развитие. Это расширение числа учебных заведений и групп учащихся, охваченных программой и подготовкой специалистов по семейной тематике и, конечно же, ее тиражирование с учетом положительных моментов по региону и стране. И так как эта программа долгосрочная и профилактическая, то она принесет свои плоды не сиюминутно, а в ближайшем будущем. Хочется отметить, что статистический анализ и учет неполных семей обратившихся в ресурсный центр содействия семье не ведется. При обращении в центр, в зависимости от данной проблемы ей оказывается необходимая психологическая, юридическая и другие виды помощи. Такая же ситуация складывается и в других организациях, например в областном комитете женщин и в кризисном центре для женщин и детей. Систематическим учетом и ведением документации по работе с неполными семьями не одна из названных организаций не занимается. Существуют также примеры объединения государственных и общественных структур для оказания социальной помощи семье и детям.
При администрации г. Шелехова сформирована государственно-общественная организация – попечительский совет. Он включает в себя представителей заинтересованных организаций: профсоюзов, общественных ассоциаций благотворительных фондов, органов социальной защиты, органов внутренних дел, органов образования и здравоохранения. К функциям Попечительского совета относятся анализ социальной ситуации, определение структуры и характера формируемой в городе социальной службы помощи семье и детям; финансирование социальных служб; контроль работы социальных учреждений: государственно-общественных, государственных, общественных, частных и др.
Подводя итог, хочется заметить, что оказание помощи неполным семьям, как в общественных организациях, так и государственных службах носит эпизодический, разовый характер. Документация по социальной работе с неполными семьями, оформляемая на местах, не унифицирована, нет стандартных бланков, позволяющих собрать полную информацию о социальном статусе данной категории нуждающихся, об их потребностях и необходимых видах помощи.
В целом по сравнению с детьми из других категорий семей детям разведенных родителей уделяется наименьшее внимание.
Особо нуждающимся неполным семьям
предоставляются путевки в оздо
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром социальной помощи семье и детям»
Территориальные центры
К сожалению, в г. Иркутске и близлежащих городах этих центров нет, поэтому изучим их деятельность на примере работы таких центров в других городах РФ. Рассмотрим деятельность Центра социальной помощи семье и детям в слободе Большая Мартыновка Ростовской области.
Центр имеет в своей структуре пять необособленных подразделений социального обслуживания семьи и детей:
Все подразделения в своей
В задачи Центра входит:
В своей деятельности Центр руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка; Конституцией РФ, указами Президента РФ, постановлениями правительств РФ и региональных властей; приказами и указаниями министерства труда и социального развития Ростовской области. Основными документами, регламентирующими деятельность Центра, являются Федеральный закон об основах социального обслуживания населения в РФ и положение министерства труда и социального развития Ростовской области о центре социальной помощи семье и детям. Федеральный закон об основах социального обслуживания населения был принят Государственной Думой 15 ноября 1995года. В нем даются определение и основные понятия социального обслуживания; перечень системы социальных служб; оговорены основные принципы и государственные стандарты социального обслуживания; дан перечень видов социального обслуживания, как платного, так и бесплатного; оговорено ресурсное обеспечение социальных служб, кадровое обеспечение и многое другое.
Цель деятельности Центра – реализация права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства; содействие развитию и укреплению семьи как социального института, улучшение социально-экономических условий жизни и благополучия семьи, гуманизация связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений, профилактика детской преступности и безнадзорности.
Центр является юридическим лицом,
находится в ведении министерст
Семьи, нуждающиеся в социальной защите, делятся на две категории:
Основную часть семей первой категории, т.е. нуждающихся в реальной социальной защите, составляют семьи с повышенной иждивенческой нагрузкой. Это семьи с инвалидом (ребенком, взрослым); многодетные семьи; семья безработных, малообеспеченная семья, семья, в которой есть наркозависимые личности, лица с девиантным поведением; семья с деструктивными взаимными отношениями; социально уязвимая семья (по каким-либо причинам находится на грани благополучия-неблагополучия и поэтому реагирует на любые негативные перемены в обществе); неполная семья. Социальные проблемы неполных семей связаны, в первую очередь, с малообеспеченностью, которая обусловлена наличием единственного трудового дохода в семье. В экстремальных случаях семья не имеет его вообще и вынуждена жить на пособие по безработице либо на пособие на детей. Столь же остры социально-психологические проблемы.
Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям