Организация социальной помощи неполным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138

Работа состоит из  1 файл

Белоусова.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)

В основе второй модели – европейской – либеральные теории, которые настаивают на полном контроле социальной сферы со стороны государства и его частичном вмешательстве в экономику. Социальная политика рассчитана на обеспечение стабильного уровня жизни людей, на сотрудничество государственных и общественных институтов в периоды жизненных кризисов отдельных индивидов и их семей (развод, безработица, инвалидность и т.д.). Государство активно участвует в предоставлении социальной помощи нуждающимся и в организации обслуживания семьи и детей. Гарантия экономического благополучия ребенка в семье, распавшейся вследствие развода, является предметом особого внимания большинства европейских государств: действуют надежные системы базовых и специальных пособий, назначаются компенсации. Например, в Дании до тех пор, пока разведенный родитель, проживающий вместе с ребенком, не вступил в повторный брак, несовершеннолетнему, кроме базового пособия, выплачивается еще и специальное. Социальные службы муниципальных образований обеспечивают своевременную выплату средств, на них лежит обязанность не только взыскания с родителей алиментов, но и обеспечения при любых обстоятельствах выплаты причитающейся ребенку суммы алиментов на полгода вперед из местного бюджета. Помимо материальной в европейских странах, при работе с семьями разведенных с детьми, огромное  внимание уделяется психолого-педагогической помощи, организации досуга.

Охарактеризуем распространенную в США промежуточно-переходную форму  между браком и разводом, так называемую «сепарацию», т.е. узаконенное, временное раздельное проживание пары в отличие от обычных для любой семьи возможных расставаний по бытовым и т.д. причинам. Ее можно рассматривать и как период, в течение которого супруги оформляют документы о разводе или решают, действительно ли они хотят расторгнуть брак. Сепарация распространена среди тех, кто по ряду причин не имеет возможности развестись, а также среди членов религиозных и национальных групп, негативно оценивающих развод. В некоторых штатах Америки она нужна как временный промежуток оформления развода, а в других – развод оформляется лишь при условии сепарации. В Канаде же существует закон о сепарации, не ограниченной во времени. Думается, сепарация часто предпочтительнее, нежели расторжение брака, поскольку как неординарная форма разрешения супружеского конфликта значительно менее деструктивна по отношению к личности, детям, институту семьи, чем развод. С одной стороны, она может служить для одного или обоих супругов средством подчеркнуть неудовлетворенность браком, а с другой – предоставляет возможность для принятия решения о желательности или нежелательности развода в более спокойных условиях, помогает обдумать стратегию дальнейшего поведения с супругом и детьми, а также освобождает последних от роли свидетелей постоянно продолжающихся конфликтов между родителями. Важно и изучение опыта решения вопроса, связанного с проблемой оформления отношений разведенных родителей по поводу воспитания детей. В настоящее время во многих странах наблюдается пересмотр непреложности материнского права в деле воспитания детей после развода. Принцип полного равенства прав родителей при решении спора о месте проживания ребенка составляет одно из определяющих положений законодательства о браке и семье большинства развитых стран мира, хотя на практике при его реализации между отдельными государствами есть различия. Общая же тенденция такова: сегодня больше отцов стало претендовать на роль основного опекуна или участие в совместном опекунстве. Также растет число матерей, желающих разделить опекунство с отцом или уступить ему роль главного опекуна. Реально за рубежом имеют место три варианта заботы о ребенке: одиночная, раздельная и совместная. Одиночная опека (материнская и отцовская) практикуется в большинстве стран: один из родителей имеет полную власть, второй – не имеет юридических прав принимать решения о детях, хотя не освобождается от финансовых обязательств; он обычно имеет право посещений детей, порядок которых устанавливается судом или согласием родителей. Одиночная опека ведет ко многим негативным последствиям для детей: к утрате близости с ушедшим родителем, потере ролевой модели для них, к чувству одиночества. Некоторые отцы, отстраненные от процесса воспитания детей, прекращают финансовую поддержку. Если пара имеет более одного ребенка, родители делят детей –это раздельная опека. Чаще всего отец берет мальчиков, мать – девочек. Оба родителя имеют преимущественного права воспитания взятых детей. Хотя такое разделение не слишком поощряется судом, оно имеет ряд преимуществ по сравнению с одиночной опекой, так как смягчает родительский конфликт, связанный с детьми; обеспечивает детям стабильное окружение; облегчает воспитание, особенно в случае многодетности. Но дети теряют поддержку братьев и сестер, боятся потерять оставшегося или ушедшего родителя и т.д.

Совместная опека получает все  большее распространение. Например, в Швеции совместный надзор за детьми после развода вводится автоматически, если родители или один из них не просят другого решения. Предпочтительным данный вид опеки считается и  в США. Среди его преимуществ называются: облегчение травмы развода для ребенка, улучшение отношений между бывшими супругами и т.д. Но есть и проблемы: два разных авторитета могут привести к конфликту лояльности у ребенка; несовершеннолетний может чувствовать свою раздвоенность между ценностями и различными стилями жизни родителей; сама смена домов может быть дискомфортной. Совместная опека подразделяется на два типа: 1) только юридическая совместная забота, предполагающая равные права родителей при принятии важных решений, касающихся ребенка; 2) фактически совместная забота, когда ребенок подолгу живет попеременно с каждым из родителей. При этом право опеки обычно дается матери, аналогично случаям исключительно или преимущественно материнской опеки со свободными посещениями отца. Как среди теоретиков, так и среди практиков есть и сторонники, и противники обоих типов совместной заботы о ребенке. Однако во многих зарубежных странах судебное решение такого рода считается, если не наиболее предпочтительным, то, по крайней мере, возможным. Важную роль на Западе выполняет институт семейного посредничества. Оно уменьшает деструктивное психофизиологическое влияние развода на членов семьи и приводит к снижению и стагнации общего уровня разводов. Так, в США посредничество при разводах – важная сфера деятельности социальных работников. Посреднические услуги предоставляются во многих агентствах при судах, а также в частном секторе, где работают специалисты, которые помогают посредством переговоров решать проблемы, связанные с разделом имущества, а также с опекой и посещением детей, с восстановлением нарушенных отношений между родителями и ребенком.     Организация примирительной процедуры с разведенными (разводящимися) супругами – одна из функций агентов, специализирующихся на семейном посредничестве. Современная трактовка института примирения не означает процедуру примирения в ее традиционном понимании как способа восстановления супружеских отношений. Речь идет, прежде всего, о « содействии супругам в решении конфликтов «мирным» внесудебным путем». Распад брака, как правило, является уже свершившимся фактом, и цель примирительной процедуры – «помочь двум лицам, уже не являющимися более мужем и женой, но продолжающих оставаться родителями по отношению к своим детям, сохранять нормальные дружеские отношения как друг с другом, так и со своими детьми». Несмотря на разнообразие трактовок к институту примирения, в общем, признано, что он может быть определен как «процесс, стимулирующий стороны достичь соглашения по спорным вопросам при соответствии занимающего нейтральное положение посредника». По единодушному мнению западных юристов, примирительная процедура должна быть доступна всем разводящимся (разведенным) супругам, особенно если у них есть дети. Большинство ученых и практиков убеждены, что чем на более ранней стадии конфликта супруги обращаются к семейному посреднику, тем больше шансов на успех.

В настоящее время примирительные службы распространены во многих странах  мира. Они отличаются друг от друга  степенью «включенности» в судебную систему, обязательностью для разводящихся супругов и спектром охватываемых конфликтов. Но суть их повсюду одна – создание альтернативного, менее формализованного способа урегулирования брачно-семейных отношений. В самом общем виде можно выделить два основных вида служб примирения: 1) судебные, т.е. функционирующие в рамках судебной системы; 2) внесудебные, где процесс примирения осуществляется независимо от суда добровольческими организациями или частными посредническими фирмами. Быстрое распространение подобных служб объясняется их результативностью.

Интересен также опыт США, Великобритании, Новой Зеландии, где успешно функционируют так называемые «семейные суды». Основные положения, лежащие в основе семейного суда: обладая известной автономностью, он входит в общую систему судов; он должен по возможности располагаться отдельно от других судов или быть обособленным каким-либо иным образом, что позволяет создать в нем благоприятную обстановку; слушание дел проходит в обстановке относительной неформальности, стороны должны чувствовать себя свободно и непринужденно. Кроме института посредничества во многих странах широко практикуется профессиональная консультативная помощь (индивидуальная, семейная, групповая), ориентированная как на содействие адаптации разводящихся и уже разведенных супругов, и их детей, так и на возможное предотвращение разводов. Консультации оказываются частными практиками, агентствами социальных служб, специалистами по терапии брака и семьи, консультантами по примирению, священнослужителями, представителями групп само – и взаимопомощи. Хотя профессионалы-практики различают консультационные и терапевтические аспекты, в литературе они оба сведены в термин «консультация о разводе». Программы для разводящихся включают поиски способов примирения, анализ недостатков браков, помощь при адаптации, способы смягчения травмирующего влияния развода на детей. В частности, в США распространение получили программы, в которых делается упор на помощь в установлении правильных взаимоотношений с ребенком и разрешении возникающих проблем. Характеризуя идеологию, исповедуемую консультантами по разводу, можно утверждать, что она строится на признании того факта, что развод не обязательно разрушает семейную ячейку, а различие индивидуального и семейного стиля жизни может стать основой для функционирования жизненного соглашения. Но, с учетом того, что развод часто порождает отчуждение между родителями и детьми, консультанты занимаются организацией их совместного досуга и игровой практики.38

В США широко распространен так называемый групповой подход, в силу того, что групповые занятия более дешевы, краткосрочны и ориентированы на специфическую проблематику. Под руководством консультанта по разводу функционируют терапевтические группы, группы взаимопомощи и группы с образовательным уклоном. Они часто финансируются церковью, женскими и другими общественными движениями. Если иметь в виду социальную работу с неполными семьями в США, то можно отметить широкое развитие в стране групп самопомощи и группы поддержки, объединенные в организацию «Родители без партнера». Она объединяет более 210 тыс. человек, большинство из которых (65%) разведенные женщины из средних слоев населения. Группы поддержки на уровне социально-территориальных сообществ состоят из12-15 человек. Главные основные направления работы указанных групп – обмен педагогическим опытом, помощь в проведении выходных дней и отпусков, организация юридической помощи в решении различных жизненных проблем и т.д.

В американской системе социальной защиты особая роль принадлежит  учреждениям, их структура включает детские сады (дневные и круглосуточные), группы продленного дня в школах, центры программ «Хелп» и «Хедстарт», а также учреждения специального типа – приюты для «трудных» детей и подростков, школы для инвалидов и умственно отсталых, исправительные заведения. Программа «Хелп» рассчитана на матерей до 20лет. Для тех из них, кто по каким-то причинам не имеет возможность проживать с родителями, создаются специальные приюты. Детям обеспечивают уход в объеме, принятом детских садах, поэтому матери имеют возможность днем пополнять образование или получать специальность. Программа «Хедстарт» направлена на помощь детям из бедных семей, отстающим  в своем развитии. На стационарной основе функционируют приюты для детей и подростков, испытавших эмоциональный срыв. 39

Консультациям для детей свойственна  строго целевая ограниченность, т.е. во главу угла не ставится исследование влияния развода в целом на состояние ребенка и тех особых условий, которые он создает. Подобная стратегия консультационной работы с детьми требует детальной дальнейшей проработки. В частности, дети нуждаются в серьезной терапии, затрагивающей не только и чувства в связи с разводом, но и сложившиеся негативные, часто прогрессирующие психологические комплексы. В Европе и США при работе с ними много внимания уделяется организации свободного времени. Организуются специальные группы, объединяющие детей с аналогичными проблемами и способные обеспечить атмосферу доверительности при их обсуждении. Социальные работники помогают матерям устраивать детей в кружки и секции, а также сами их организовывают как силами родителей, так и в дошкольных учреждениях и школах. Во многих странах распространено помещение ребенка на время развода родителей в реабилитационные центры, приюты для несовершеннолетних с целью изолировать его из конфликтной семейной среды и тем самым минимизировать ее негативное влияние. В современном мире накоплен богатый опыт решения проблем «детей развода». В целом, несмотря на разнообразные организационно-управленческие, психолого-педагогические подходы, которые существуют в разных государствах, можно проследить основные тенденции и принципы в организации и функционировании системы социальной работы с семьями разведенных. Это -  прежде всего:

  1. гуманизация превентивной и реабилитационной практики, преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;
  2. профессионализация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов, практических психологов, специализирующихся на работе по коррекции поведения супругов и их детей на всех стадиях развода и в постразводный период и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
  3. создание сети специальных структур, осуществляющих социальную и социально-психологическую помощь семье и детям: психологические службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты и другие;
  4. психологизация профилактической и компенсационной деятельности, ведущая роль психолого-педагогической помощи и поддержки в коррекции негативных проявлений постразводного кризиса в поведении детей и родителей40

Подводя итог можно сказать, что  важно знать опыт других государств; можно и нужно внедрять действительно ценные решения и методики в работе с неполной семьей, но следует учитывать, что эффективность подобной работы зависит от многих политических, социально-экономических, социокультурных, национальных и других особенностей страны в целом и регионов в частности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, неполные семьи – это объект социальной работы и помощи со стороны государства. Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов. Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. Но семья имеет и свою автономную сущность, которая в положительном смысле транслирует традиции, обычаи фундаментальных ценностей человечества от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводство рабочей силы, становление гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит росту напряженности.

Семья выполняет важнейшие функции: демографическую (воспроизводство населения), экономическую, социальную, культурную, воспитательную, эмоциональную, функцию первичной социализации детей и другие. В связи с все возрастающим числом разводов, рождения внебрачных детей растет и число неполных семей. Социальное функционирование этих семей затруднено. Такие семьи сталкиваются с большим количеством проблем: материальных, социальных, психологических, проблемами воспитания детей и многими другими. Такие семьи нуждаются в особом внимание со стороны государства и общественных организаций.

Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям