Организация социальной помощи неполным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138

Работа состоит из  1 файл

Белоусова.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)

Основные принципы семейной политики:

  1. автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;
  2. приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития;
  3. равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;
  4. партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;
  5. доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;
  6. комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции;
  7. профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

Государственная семейная политика проводится высшими органами государственной власти: законодательной и исполнительной Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах.

Впервые Указом Президента от 15 ноября 1993 года № 1908 была образована комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ. Это коллегиальный орган по формированию и координации государственной политики, направленной на достижение равных прав и возможностей мужчин и женщин. В Государственной Думе существует комитет по делам женщин, семьи и молодежи. На федеральном уровне исполнение законов осуществляется через Министерство труда и социального развития РФ, где есть департамент по проблемам семьи, женщин и детей. Министерство труда и социального развития разработали Президентскую программу «Дети России».

В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь краткосрочный  характер социальной защиты в условиях массовой бедности российских семей. Она  направлена на выживание семей и  включает социальную помощь и социальное обслуживание семей. Социальное обслуживание семьи – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих определенную лицензию, в порядке, установленном Правительством РФ. Социальное обслуживание включает в себя: социальный патронаж детей и семей, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставлении временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь семьям, реабилитационные услуги.32

К сожалению, российское законодательство не предусматривает определенных льгот для неполных семей, за исключением случаев, когда отдельные члены семьи относятся к контингенту граждан, для которых установлены социальные льготы: пенсионеры, многодетные семьи, семьи с ребенком – инвалидом, граждане имеющие особые заслуги (Герои Советского  Союза, России, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и т.п.), а также пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Основанием для введения льгот выступают низкие доходы и особые заслуги.33

Федеральный закон « О государственных  пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995 года № 81 устанавливает  единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Постановлением Правительства  РФ « Об утверждении положения  о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» от 4 сентября 1995 года№ 883 предусмотрены следующие виды пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Меры государственной поддержки  неполных семей.

 

Семье, состоящей из разведенной  женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), предоставляются аналогичные  выплаты, натуральная помощь, льготы и гарантии, как и полной семье. Отличительными от общеустановленных мер государственной поддержки семьи для одиноких матерей с ребенком (детьми) являются следующие меры:

Повышенное ежемесячное пособие  на ребенка выплачивается,  при  условии, что среднедушевой доход такой семьи ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации и в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или запись произведена по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на это пособие, если только ребенок не будет усыновлен новым отцом. При усыновлении ребенка женщиной, не состоявшей в браке, начиная с месяца усыновления. При передаче в установленном порядке детей одинокой матери на воспитание опеку или попечителю. Повышенное пособие выплачивается на детей разыскиваемых родителей (ДРР). Ежемесячное пособие на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, назначается и выплачивается, если решение суда о взыскании алиментов не исполняется в следующих случаях:

  1. розыска их органами внутренних дел на основании определения судов и постановлений следственных органов в связи с уклонением от уплаты алиментов;
  2. отсутствия заработка у родителей, в случае если родитель отбывает наказание в исправительно-трудовых учреждениях;
  3. нахождение родителей на принудительном лечении по решению суда;
  4. постоянного проживания родителей на территории иностранных государств, в том числе на территории союзных республик, с которыми у РФ отсутствуют договоры о правовой помощи.

На детей военнослужащих пособие  выплачивается только на период службы по призыву.34

Дети одиноких родителей принимаются  в детские дошкольные учреждения в первую очередь (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 667 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (в редакции от 14 февраля 1997 года).

Семьи вдов (вдовцов) с ребенком (детьми), помимо иных установленных мер государственной  поддержки, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию.

Федеральный закон от 22.08.1996г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает льготные условия приема детей из неполных семей в высшие учебные заведения. Согласно ст.11 данного Закона граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного  в соответствующем субъекте Российской Федерации, принимаются в федеральные государственные высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний. Если неполная семья является малообеспеченной (малообеспеченной считается семья со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума), то ей предоставляются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационные выплаты на питание учащихся (или бесплатное питание на усмотрение администрации школы), а также единовременная материальная помощь. Основными критериями получения единовременной материальной помощи являются:

  1. наличие среднедушевого дохода ниже установленного Правительством субъектов РФ прожиточного минимума;
  2. отсутствие лиц, обязанных содержать ребенка на основании действующего законодательства;
  3. невозможность получения трудового дохода (например, вследствие болезни, временной нетрудоспособности и т.п.);
  4. медицинские показатели членов семьи;
  5. наличие материального ущерба, причиненного, например, стихийным бедствием, пожаром, в результате кражи и иных обстоятельств.

Во многих субъектах РФ адресная социальная помощь предоставляется детям малообеспеченных неполных семей за счет средств региональных, местных бюджетов, общественных организаций, спонсоров в виде социальных пособий, социальных услуг, натуральной помощи.35 Во многом взаимодействие социального работника с неполной семьей аналогично его работе с другими видами семей: организация и проведение лекториев, конференций, семинаров для родителей, посвященных особенностям пребывания ребенка в неполной семье, пропаганде здорового образа жизни, с привлечением компетентных специалистов. Социальный работник выступает связующим звеном между неполной семьей и субъектами социальной помощи. С учетом мнения других специалистов в качестве субъектов социальной помощи, составляющих основу социальной работы с неполной семьей, выступают:

  1. Служба  занятости: поиск удобной работы для родителя.
  2. Органы образования: решают вопросы о группе продленного дня, бесплатном питании, материальной помощи, обеспечения учебниками, проведении досуга (отдыха) детей, представлении услуг детских диспансерных учреждений.
  3. Юрист: рассматривает вопросы алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца, жилищные проблемы, трудовые споры на работе, вопрос о взаимоотношениях бывших супругов.
  4. Органы социальной защиты: все виды пособий и пенсий, материальной помощи.
  5. Работодатель родителя: предоставление места в детском дошкольном учреждении, материальная помощь, жилищный вопрос.
  6. Аналогичные семьи: обмен опытом, организация совместного отдыха, вопросы межсемейного предприятия, взаимопомощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).
  7. Соседи: проблема общественного мнения и помощи семье.
  8. Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций.
  9. Исполнительная власть: жилье.
  10. Церковь: материальная и натуральная помощь.
  11. Торговые организации: снабжение продуктами питания и другое.
  12. Психолог: проблемы психологического климата в семье.
  13. Органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи; организация медико-социального патронажа.

 Системы действий социального  работника в неполной семье  показаны в рисунке 2.36

В указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1 июня 1992 года № 543 сказано: «…Содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям  центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-психологических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.»

Служба социальной помощи населению  предусматривает: выявление семей группы социального риска (многодетных, неполных, студенческих, проживающих в неудовлетворительных условиях, асоциального поведения родителей и детей) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов (психологов, юристов, врачей, педагогов и других); проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

 








 


 


 

Рисунок - 2. Системы действий социального работника в неполной семье

 

 Служба планирования семьи  предусматривает: повышение квалификации врачей, работников культуры и просвещения по вопросам формирования у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению; организацию центров планирования семьи. Служба медико-социальной помощи предусматривает: патронаж беременных и родивших женщин, расширение сети стационарных медико-социальных учреждений. Служба социальной реабилитации проводит: социальную реабилитацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, создание медико-психолого-педагогических диагностических центров, центров социальной реабилитации, лечебно-и учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, социальных приютов, бирж для устройства несовершеннолетних и женщин с детьми и другое. Служба психолого-педагогической помощи предусматривает: создание психолого-педагогических консультаций, центров повышения психологической устойчивости, организацию службы доверия и знакомств, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, оказание помощи в воспитании детей в семье. Служба социально-правовой защиты и юридической помощи предназначена для обеспечения функционирования комиссий по защите прав детей и рассмотрению дел несовершеннолетних; создания социальных консультаций по вопросам семьи, брака и прав детей; содействия в организации семейных судов. Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, их безнадзорности; содействие органам внутренних дел в предупреждении преступлений. Служба семейного досуга предусматривает участие в развитии социально-культурной среды, внешкольных, культурно-спортивных и иных учреждений; создание центров семейного досуга, семейных клубов. Служба социально-бытовой помощи предусматривает развитие сети отделений и центров социально-бытовой помощи, расширение и развитие предоставляемых услуг и другое. Психотерапевтические, психологические и социальные службы выполняют функции информационные (информация о социальных льготах, предоставляемых государством для улучшения условий воспитания детей, материального положения семей, порядка получения дополнительных льгот) и посреднические (установление контактов с администрацией по месту работы взрослых членов семьи и органами социального обеспечения с целью получения пособий, оказание содействия в улучшении жилищных условий.). Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996года № 803 и Концепция государственной национальной политики предусматривают правовые разграничения полномочий и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования.37

Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям