Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138
Основная идея и цель написания дипломной работы – это рассмотрение особенностей социальной работы с неполными семьями. Для реализации поставленной цели и задач нами было осуществлено следующие в рамках написания глав дипломной работы.
В первой главе была рассмотрена сущность семьи, ее основные категории и виды. Нами были рассмотрены причины возникновения неполных семей их виды. Нами было выяснено, что неполные семьи образуются по разным причинам: разводы, внебрачные рождения, смерть или гибель одного из родителей. Был, затронут вопрос о социальной дискриминации неполных семей. Большое внимание было уделено проблемам неполных семей. Нами было выяснено, что неполные семьи сталкиваются с большим количеством проблем. Это, прежде всего материальные трудности, которые испытывают большинство неполных семей, психологические трудности, проблемы воспитания детей. Все проблемы неполных семей имеют негативные последствия. К ним можно отнести: повышенный риск девиантного поведения, одиночество, озлобленность, неудовлетворенность, появление чувства своей ненужности, заброшенности, дезорганизация брачно-семейных отношений. Особое внимание было уделено негативному влиянию развода на детей. Было выяснено, что после развода родителей у большинства детей возникают такие проблемы: нарушение адаптации в повседневной жизни, проблемы успеваемости, ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца или матери. Дети разведенных родителей больше подвержены неврозам и другим нарушениям здоровья, повышается риск асоциального поведения, часто такие дети испытывают проблемы взаимоотношений с родителями и другими взрослыми, при повторном браке у ребенка возникают сложности приспособления к жизни с отчимом (мачехой), сводными братьями и сестрами и новыми родственниками и многие другие проблемы. Нами подробно были рассмотрены социальные технологии, применяемые для работы с неполной семьей. Это социальная диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, социальное посредничество, консультирование, коррекция и терапия и другие.
Вторая глава посвящена
В третьей главе нами рассмотрен передовой отечественный опыт оказания помощи семьям на уровне муниципальной системы. Также мы рассмотрели, какую помощь оказывают неполным семьям в других странах мира, в частности детям после развода родителей. Было уделено внимание различным программам направленных на оказание помощи неполным семьям.
Главным в совершенствовании механизма оказания социальной помощи должно стать: 1) совершенствование деятельности организаций и учреждений, в своей деятельности предусматривающих оказание помощи неполным семьям; 2) унифицировать документацию по социальной работе с неполными семьями, оформляемые на местах; 3) ввести стандартизированные бланки, позволяющие собрать полную информацию о неполных семьях, об их потребностях и необходимых видах помощи; 4) разработать целевые программы по работе с неполными семьями, где были бы четко определены ее цели, задачи, формы и методы; 5) актуально создание государственно-общественной структуры по профилактике разводов; 6) общественным организациям целесообразно проведение пропагандистских и просветительских мероприятий для того, чтобы о них знало большее число людей; 7) для усиления адресности, конкретности и действенности социальной работы с неполными семьями следует разработать государственные программы с учетом особенностей функционирования разных типов неполных семей; 8) государству следует поддерживать общественные организации, оказывающим помощь семье.
Следует применять передовой зарубежный опыт в работе с неполной семьей, но делать это нужно с большой осторожностью. Прежде необходимо выяснить; 1) в чем специфика современной российской ситуации, этических норм, традиций, общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строится отечественная социальная политика; 2) какие зарубежные технологии в России уже применяются; 3) какие технологии являются перспективными; 4) что полностью не применимо в нашей стране.
Государству при разработке семейной политики следует уделять большее внимание неполным семьям, увеличить размер детских пособий. В целях повышения уровня социальной работы с неполными семьями необходим перенос основного объема мероприятий на местный уровень.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
КАРТА СЕМЬИ
Ф.И.О. ребёнка_______________________
Какое образовательное
учреждение посещает______________________
Возраст_______________________
Домашний адрес________________
Родители: Мать__________________________
Отец__________________________
Возраст родителей_____________________
Образование родителей_____________________
Род занятий
родителей и их профессия_____________________
______________________________
Тип семьи_________________________
______________________________
(перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства)
______________________________
______________________________
Жилищные условия:
нормальные (благоустроенная квартира, дом)__________________________
неблагоустроенная
квартира, комната, общежитие_____________________
подробно описать
все особенности_______________
______________________________
Неблагополучие
в семье_______________________
______________________________
Психолого-педагогическая культура:
Матери________________________
Отца__________________________
Знание интересов
детей_________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Наличие помощи
в семье_______________________
В каких видах
помощи нуждается семья?______________
(подробно описать)
______________________________
(недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей,
отсутствие единых требований в воспитании, другие причины)
Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям________________________
______________________________
(учиться, жестокость, лень, грубость, равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание
невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т.д.)
Цели работы
с семьёй______________________
Ф.И.О. социального педагога или социального
работника_____________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
КАРТОЧКА
ИНДИВИДУАЛЬНО-
С УЧАЩИМИСЯ
ШКОЛЫ
ВШУ
Дата постановки
на учёт__________________________
Причина постановки
на учёт ______________________________
______________________________
Домашний адрес________________
Класс, классный
руководитель__________________
______________________________
______________________________
Мать:_________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Сведения о
других членах семьи_________________________
______________________________
Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям