Организация социальной помощи неполным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138

Работа состоит из  1 файл

Белоусова.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)

Основная идея и цель написания  дипломной работы – это рассмотрение особенностей социальной работы с неполными семьями. Для реализации поставленной цели и задач нами было осуществлено следующие в рамках написания глав дипломной работы.

В первой главе была рассмотрена  сущность семьи, ее основные категории и виды. Нами были рассмотрены причины возникновения неполных семей их виды. Нами было выяснено, что неполные семьи образуются по разным причинам: разводы, внебрачные рождения, смерть или гибель одного из родителей. Был, затронут вопрос о социальной дискриминации неполных семей. Большое внимание было уделено проблемам неполных семей. Нами было выяснено, что неполные семьи сталкиваются с большим количеством проблем. Это, прежде всего материальные трудности, которые испытывают большинство неполных семей, психологические трудности, проблемы воспитания детей. Все проблемы неполных семей имеют негативные последствия. К ним можно отнести: повышенный риск девиантного поведения, одиночество, озлобленность, неудовлетворенность, появление чувства своей ненужности, заброшенности, дезорганизация брачно-семейных отношений. Особое внимание было уделено негативному влиянию развода на детей. Было выяснено, что после развода родителей у большинства детей возникают такие проблемы: нарушение адаптации в повседневной жизни, проблемы успеваемости, ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца или матери. Дети разведенных родителей больше подвержены неврозам и другим нарушениям здоровья, повышается риск асоциального поведения, часто такие дети испытывают проблемы взаимоотношений с родителями и другими взрослыми, при повторном браке у ребенка возникают сложности приспособления к жизни с отчимом (мачехой), сводными братьями и сестрами и новыми родственниками и многие другие проблемы. Нами подробно были рассмотрены социальные технологии, применяемые для работы с неполной семьей. Это социальная диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, социальное посредничество, консультирование, коррекция и терапия и другие.

Вторая глава посвящена рассмотрению оказания практической помощи неполной семье. Нами были рассмотрены Территориальные центры помощи семье и детям, работа социального педагога средней школы № 4 г. Шелехова, а также государственные учреждения и организации, деятельность которых направлена на оказание помощи неполным семьям. Было уделено внимание государственным  и региональным программам направленных на оказание помощи неполной семье. Мы рассмотрели, какие законы и положения существуют для защиты прав и интересов неполных семей. Был, затронут вопрос о том, какие общественные организации оказывают помощь семьям. Нами была рассмотрена государственная семейная политика, направленная на социальную поддержку и защиту семьи. Было разработано и проведено социологическое исследование методом полустандартизированного интервью, проанализированы полученные результаты. Результаты проведенного интервью были сравнены с результатами других исследований.

В третьей главе нами рассмотрен передовой отечественный опыт оказания помощи семьям на уровне муниципальной системы. Также мы рассмотрели, какую помощь оказывают неполным семьям в других странах мира, в частности детям после развода родителей. Было уделено внимание различным программам направленных на оказание помощи неполным семьям.

Главным в совершенствовании механизма  оказания социальной помощи должно стать: 1) совершенствование деятельности организаций и учреждений, в своей деятельности предусматривающих оказание помощи неполным семьям; 2) унифицировать документацию по социальной работе с неполными семьями, оформляемые на местах; 3) ввести стандартизированные бланки, позволяющие собрать полную информацию о неполных семьях, об их потребностях и необходимых видах помощи; 4) разработать целевые программы по работе с неполными семьями, где были бы четко определены ее цели, задачи, формы и методы; 5) актуально создание государственно-общественной структуры по профилактике разводов; 6) общественным организациям целесообразно проведение пропагандистских и просветительских мероприятий для того, чтобы о них знало большее число людей; 7) для усиления адресности, конкретности и действенности социальной работы с неполными семьями следует разработать государственные программы с учетом особенностей функционирования разных типов неполных семей; 8) государству следует поддерживать общественные организации, оказывающим помощь семье.

Следует применять передовой зарубежный опыт в работе с неполной семьей, но делать это нужно с большой  осторожностью. Прежде необходимо выяснить; 1) в чем специфика современной  российской ситуации, этических норм, традиций, общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строится отечественная социальная политика; 2) какие зарубежные технологии в России уже применяются; 3) какие технологии являются перспективными; 4) что полностью не применимо в нашей стране.

Государству при разработке семейной политики следует уделять большее внимание неполным семьям, увеличить размер детских пособий. В целях повышения уровня социальной работы с неполными семьями необходим перенос основного объема мероприятий на местный уровень.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Семейный кодекс РФ.
  2. Закон Иркутской области от 29.12.2004 г. №13103 «О государственной помощи отдельным категориям граждан».
  3. Алексеева Л.С. Неполная семья: состояние и развитие // Отечественный журнал социальной работы №2-2005 г.
  4. Алексеева Л.С. Социально-психологическая экспертиза постразводной ситуации неполной семьи как одна из технологий социальной работы // Отечественный журнал социальной работы №3-2005 г
  5. Алексеева Л.С. Социально-психологическая экспертиза постразводной ситуации в неполной семье как одна из технологий социальной работы часть2 // Отечественный журнал социальной работы №4-2005 г.
  6. Государственная семейная политика / Научная школа профессора             Климантовой Г.И. – М., 2004 стр.205 / сер.: Научные школы МГСУ.
  7. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс №11-2001 г.
  8. Закирова В.М. Развод и насилие в семье – феномены семейного неблагополучия // Социс №11-2002 г.
  9. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин детей и семьи: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений – 2-е издание, стер – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. с. 224.
  10. Лунякова Л. Семейные узы: Модели для сборки / Сборник статей КН2 / составил и редактировал Ушакин С. –  М.: Новое литературное обозрение, 2004 г. с.520.
  11. Литвинов В.И. Отдел по делам молодёжи комитета по делам горожан администрации г.Иркутска НП. Социально-психологический центр помощи детям и взрослым «Диалог» Иркутск.2002 г.
  12. Основы социальной работы: Учебник / ответственный редактор         Павленок П.Д. – 3-е издание, исправленное и дополненное – М.: ИНФРА – М, 2006 г. с.560. (Высшее образование).
  13. Основы социальной работы: Учебник / ответственный редактор              Павленок П.Д. – М., 1997 г. стр.368.
  14. Прокофьева Л.М., Валетас М.Ф. Отцы и их дети после развода // Социс №6 2002 г.
  15. Поддубная Т.Н. Управление социальной защиты детства / Т.Н. Поддубная, Л.О. Поддубный – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г. стр.347 (Высшее образование).
  16. Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы / Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» издание 4-е, дополненное и переработанное / под редакцией В.С. Кукушина – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» 2004 г. стр.400 / серия «Учебный курс».
  17. Социальная работа / Под общей редакцией профессора Курбатова В.И. / Учебное пособие – 4-е издание Ростов н/Д; Феникс, 2005 г. стр.480 (Высшее образование).
  18. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие / ответственный редактор д.и.н., профессор Холостова, д.и.н. профессор А.С. Сорвина – М.: ИНФРА-М, 2002 г. стр.427 (Серия «Высшее образование»)
  19. Социальная работа / под общей редакцией профессора В.И. Кубатова серия «Учебники, учебные пособия» – г. Ростов/Дону: «Феникс», 2000 г. стр.576.
  20. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведённых родителей / Учебное пособие / под редакцией профессора Л.И. Савинова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005 г. стр.216.
  21. Технологии социальной работы / Учебник / под общей редакцией профессора Холостовой Е.И. – М.: ИНФРА-М, 2003 г. стр.400 (серия «Высшее образование»)
  22. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей / учебное пособие /         Т.И. Шульга – М.: Дрофа, 2005 г. стр.254 [2]с.: ил.
  23. Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй / учебное пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006 г. стр.212.
  24. Холостова Е.И. Социальная работа / учебное пособие – 2-е издание – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005 стр.668.
  25. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи – М.: Владос-трест, 2004г. стр.272.
  26. Эйдемиллер Э.Г. Юстацкис В. Психология и психотерапия семьи – 2-е издание, расширено и дополнено – СПб.: Питер., 2000 с.656 ил. – (серия «Мастера психологии»).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

КАРТА СЕМЬИ

Ф.И.О. ребёнка_________________________________________________________________

Какое образовательное  учреждение посещает______________________________________

Возраст________________________________________________________________________

Домашний адрес________________________________________________________________

                                                                    (прописан и фактический)


Родители: Мать________________________________________________________________

                   Отец_________________________________________________________________

Возраст родителей______________________________________________________________

Образование родителей_________________________________________________________

Род занятий  родителей и их профессия____________________________________________

_______________________________________________________________________________Сколько  лет существует семья?__________________________________________________

Тип семьи______________________________________________________________________

                                                               (подробно охарактеризовать)


_______________________________________________________________________________ Состав семьи___________________________________________________________________

                              (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства)


_______________________________________________________________________________Материальное положение семьи__________________________________________________

_______________________________________________________________________________                                                                                                                                                                         (указать доход на каждого члена семьи, получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.)


Жилищные условия:

нормальные (благоустроенная квартира, дом)_____________________________________

неблагоустроенная квартира, комната, общежитие_________________________________

подробно описать  все особенности________________________________________________

_______________________________________________________________________________Отношения в семье_____________________________________________________________

Неблагополучие  в семье_________________________________________________________

                                                                     (описать, в чём оно проявляется)


_______________________________________________________________________________Наследственные  болезни________________________________________________________

Психолого-педагогическая культура:

Матери________________________________________________________________________

Отца__________________________________________________________________________

Знание интересов  детей_________________________________________________________

_______________________________________________________________________________Забота родителей о детях________________________________________________________

_______________________________________________________________________________Суть  конфликтов родителей с детьми_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Анализ ситуации в семье________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

 

Наличие помощи в семье________________________________________________________

                                                (кто и какую помощь уже оказывал  семье, каковы её результаты)                                        

 


 

В каких видах  помощи нуждается семья?_________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьёй и её отдельными членами? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие проблемы существуют у ребёнка в образовательном учереждении?____________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какова помощь образовательного учреждения ребёнку?____________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребёнка в семье?___________________________________________________________________________

(подробно  описать)


_______________________________________________________________________________Какое  влияние на поведение ребёнка  оказывают друзья, окружение, родственники  и т.д.?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребёнку?___________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что мешает родителям в воспитании детей?_______________________________________ _______________________________________________________________________________

(недостаток  свободного времени, незнание  возрастных особенностей,

отсутствие  единых требований в воспитании, другие причины)


Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям________________________

_______________________________________________________________________________

 (учиться, жестокость, лень, грубость, равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание

невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т.д.)


Цели работы с семьёй___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Основные направления работы для составления программы________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Карту заполнил:________________________________________________________________

Ф.И.О. социального педагога или социального работника__________________________ _______________________________________________________________________________

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ Б

КАРТОЧКА

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙРАБОТЫ

С УЧАЩИМИСЯ  ШКОЛЫ 
ВШУ

 

Дата постановки на учёт________________________________________________________

Причина постановки на учёт ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ф.И.О.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дата рождения_________________________________________________________________

Домашний адрес________________________________телефон________________________

Класс, классный руководитель___________________________________________________

_______________________________________________________________________________Занятость в кружках____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Родители:

Мать:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Работает_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________Отец:__________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________Работает_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Сведения о  других членах семьи_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Материально-бытовые условия__________________________________________________

Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям