Организация социальной помощи неполным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138

Работа состоит из  1 файл

Белоусова.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)
  1. поддержка и укрепление психофизического здоровья населения;
  2. формирование психологической и валеологической культуры;
  3. формирование нравственно-здоровых отношений в семье, социуме.

Специалистами отделения были определены приоритетные направления, по которым  идет поиск новых и совершенствование  уже апробированных форм работы с  различными категориями населения. На сегодняшний день особым спросом  пользуются группы коррекционно-оздоровительной гимнастики для подростков, детей. Оздоровление – это ряд мероприятий, направленных не только на формирование физической культуры, но и на развитие психологической, нравственной культуры. Поэтому в оздоровительных группах, наряду с физическими упражнениями (работа с телом через движение), проводятся валеологические и психологические консультации, тренинги по поддержанию психофизического здоровья. В связи с этим разрабатывается программа, которая предусматривает решение следующих задач:

  1. устранение нервно-психического напряжения;
  2. повышение стрессоустойчивости организма;
  3. усиление функциональных возможностей организма.

Поскольку основным направлением работы отделения является оздоровление, то комплексный подход к здоровью каждого отдельного клиента предусматривает разные виды терапии: арттерапия, музыкотерапия, ароматерапия, вибротерапия, массаж и другие. Новые программы, новые формы работы, как групповые, так и индивидуальные, направлены на формирование нового сознания по отношению к своему здоровью, к себе, к окружающим и дают знания по поддержанию здоровых отношений в семье и социуме. Проблема химической зависимости в настоящее время актуализируется. По данным статистики, каждая вторая семья в городе страдает от алкоголизма. В связи с этим проблема социальной адаптации лиц с химической зависимостью выдвигается на передний план работы отделения психологической поддержки граждан этой категории. Целью его деятельности является мотивация, формирование и закрепление установки трезвого образа жизни, разрушение старых негативных стереотипов семейных отношений и формирование позитивных; повышение уровня культуры психологического здоровья.

В психокоррекционной работе сотрудники отделения руководствуются программой «12 шагов плюс», которая предполагает деятельность групп взаимопомощи и взаимоподдержки людей с химической зависимостью. Специфика работы отделения определяется довольно значительным контингентом (до 25%) женщин с алкогольной зависимостью (в основном из неполных семей или одиноких), у которых эта зависимость возникает на фоне личной неустроенности. По мере закрепления алкогольной ремиссии такие женщины особенно обостренно начинают осознавать свою личную драму и требуют индивидуальной работы с психологом, который должен быть компетентным как в вопросах химической зависимости, так и в особенностях взаимоотношений в семьях алкоголиков. Другая особенность работы отделения химической зависимости - обязательная психокоррекционная работа с лицами созависимыми (членами семей алкоголиков и наркоманов).

Важнейшим структурным подразделением Центра является отделение психолого-педагогической помощи семье и детям. Основные направления  деятельности отделения можно сформулировать следующим образом.

  1. Консультирование по проблемам: воспитания подростков, супружество, межличностные отношения, психотравмы, психопатология, суицид, внутриличностный конфликт, девиантное поведение, химическая зависимость, профориентация подростков.
  2. Психологическое обследование личности.
  3. Психокоррекция нарушений общения у подростков, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватность родительских установок в воспитании детей. Организация групп взаимоподдержки, создание клубов общения, проведение групповых занятий. Организация просветительской и профилактической работы с населением в учебных учреждениях и промышленных организациях города. Разработка и проведение лекций, бесед-практикумов.
  4. Изучение, обобщение и распространение эффективных форм и методов психолого-педагогической работы.
  5. Организация и участие в обучающих, научно-практических семинарах и конференциях; выступление в средствах массовой информации по психолого-педагогическим проблемам.

Отделение экстренной психологической  помощи по телефону пользуется большой  популярностью в городе. Рост обращений  на телефон доверия позволяет считать, что деятельность Центра, услуги психологов стали вызывать большее доверие у населения. Это свидетельствует также о выросшим в последние годы профессионализме сотрудников центра и эффективности их работы. Увеличение количества звонков указывает на растущую готовность людей воспользоваться услугами психологов, подсказывает направления работы центра, позволяет заключить, что такая форма психологической помощи наиболее доступна и адекватна в сложившейся социально-экономической ситуации. Анонимность клиента и отсутствие визуального контакта позволяет людям обращаться на телефон доверия практически с любыми проблемами и получать соответствующую помощь, поддержку и квалифицированные рекомендации. Открытость и доверительность обращений абонентов на телефон доверия позволяет анализировать психологический климат в городе и прогнозировать его изменения. В свою очередь это дает возможность принять превентивные меры или сместить акценты с одного направления работы на другое, более актуальное. Рассматривая динамику обращений на телефон доверия, можно вычленить проблемы, которые особенно тревожат население города: воспитание детей в семье, отношения между поколениями; личность, адаптация человека в обществе; супружеские взаимоотношения, ревность, измена, разводы. На основе обращений клиентов можно сделать вывод, что в обществе произошел сдвиг в сторону принятия посторонней помощи – консультантов телефона доверия. Центр психолого-педагогической помощи семье и детям с телефоном доверия постоянно совершенствует свою работу. В перспективе планируется открытие «мини-мастерской трудотерапии» для адаптации клиентов, обратившихся за помощью к психологу (безработные, подростки т.д.); создание «скорой» психологической помощи на дому; создание выездных бригад для близлежащих сельских районов по оказанию психологической помощи на местах.30

Подводя итог, можно сказать, что  хотя работа рассмотренных нами двух центров социальной помощи семье  и детям несколько отличается (имеют разную структуру, ставят разные задачи и т.д.) друг от друга, в своей деятельности они руководствуются единой целью – оказание социальной помощи семье и детям, в том числе и неполной семье. На примере рассмотренной деятельности центров оказания помощи семье и детям можно придти к выводу, что их работа действительно является очень важной и эффективной в решении проблем семьи и детей.

 

2.3. Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей

Для изучения проблем жизнедеятельности  неполных семей, автором было проведено социологическое исследование  таких семей и уровня оказания им социальной помощи.

Объектом исследования выступили  неполные семьи, предметом – состояние и перспективы социальной работы с ними.

Цель исследования – определить проблемы жизнедеятельности неполных семей, степень оказания им социальной помощи учреждениями социальной защиты и общественными организациями.

Задачи исследования:

  1. Выявить категорию семей (разведенные, матери-одиночки, после гибели одного из родителей);
  2. Состав семей;
  3. Длительность времени, в течение, которого семья является неполной;
  4. Выявить, причины по которым семья является неполной;
  5. Определить с какими трудностями сталкивается семья (экономические, психологические, трудности в воспитании детей) и другими;
  6. Выяснить с какими трудностями семья не столкнулась бы будь она полной;
  7. Выявить как неполные семьи справляются с возникающими трудностями;
  8. Узнать в какой семье воспитывались родители;
  9. Изучить, какую помощь оказывают неполной семье государственные учреждения социальной защиты и общественные организации;
  10. Узнать в какой помощи нуждаются неполные семьи;
  11. Узнать мнение неполных семей по улучшению оказываемой им помощи.

Гипотезы исследования состоят  в том, что преобладающие число  неполных семей - это семьи разведенных и матерей-одиночек, что неполная семья состоит из матери и одного (реже двух и более детей) ребенка, что неполные семьи сталкиваются с психологическими, материальными и другими трудностями,   что в целом социальная помощь неполным семьям имеет низкую оценку, общественные организации играют не существенную роль в решении проблем неполных семей, и что многих проблем неполных семей можно избежать, будь это полные семьи.

В исследование принимало участие  десять неполных семей, была применена выборка доступных случаев.

В качестве метода исследования выступило  полустандартизированное  интервью. Бланк социологического исследования находится в «Приложении Е»

Анализ проведенного интервью показал, что категории неполных семей  распределились почти поровну, шесть семей это семьи одиноких матерей, четыре семьи стали неполными в результате развода. Все опрошенные семьи состоят из матери и одного ребенка, за исключением одной семьи, где детей двое. Лишь пять опрошенных семьй живут отдельно, остальные проживают вместе с бабушками, дедушками, младшими братьями и сестрами. Длительность времени, когда семья стала неполной, колеблется от трех до десяти лет.

Почему семья является неполной? На этот вопрос респондентами был  дан неоднозначный ответ. Матери-одиночки назвали в качестве причин, безответственность и ненадежность современных мужчин, потерю личной свободы и независимости, мужской эгоизм. Две одинокие матери не стремились искать опору в муже, создавать полную семью и выбрали статус неполной семьи сознательно.

«…Зачем мне муж? От мужчин одни неприятности. Я родила ребенка для себя, чтобы было кому в старости мне воды подать» (незамужняя мать, сыну 6 лет).

«…Мужчин путных не найдешь. Годы идут, надо рожать» (незамужняя мать, дочери 3 года).

Разведенными женщинами в качестве причин развода назывались конфликтные отношения с бывшим мужем, его измена, несовместимость характеров и взглядов, отклоняющиеся поведение супруга (алкоголизм), одна респондентка в качестве причины развода, назвала наркоманию мужа со всеми вытекающими отсюда последствиями (кражи вещей из дома, отсутствие у него работы). Все без исключения, разведенные женщины склонны при тех или иных обстоятельствах оправдывать развод. Отметим также, что большинство опрошенных респондентов, семь из десяти, сами воспитывались в неполной семье, где во главе семьи стояла мать. Тем самым они как бы повторяли судьбу своих родителей, сами сейчас одни воспитывая детей. У всех опрошенных самой дефицитной ценностью был материальный достаток. Несмотря на это, никто из опрошенных не представлял «их добывание» как самоцель и относился к ним как к источнику существования и удовлетворения насущных проблем. Все без исключения респонденты отмечали не хватку денежных средств на организацию отдыха с детьми, невозможностью свозить ребенка куда-нибудь отдохнуть, отправить в санаторий.

«…Нет денег на ремонт квартиры. Сын  просит компьютер, а на что его  купить? Ему штаны купить надо, из куртки вырос, ботинки зимние через месяц покупать надо. Кредит брать?  Так отдать нужно, да еще и с процентами» (разведенная мать, сыну 8 лет, дочери 4 года).

Респонденты отмечали, что нет денег  для дорогостоящих покупок (бытовой  техники, мебели, зимней одежды). Также  указывали на  факт, что если ребенку  еще что-нибудь приобретается, то для  покупки косметики, одежды, обуви  для себя совсем не остается средств. Болезни детей тоже пробивают значительную брешь в бюджете семьи, так как лекарства очень дороги, а скидок на покупку лекарств они не имеют.  Почти все респонденты считают, что если бы семья была полной, то в материальном плане им было бы значительно легче, так в семье имелся бы не один трудовой доход. Женщины, получающие алименты, отметили, что они не покрывают и половины расходов на детей.

К психологическим проблемам большинство  респонденток, отнесли чувство одиночества, покинутости, ненужности.

«… Я уже не хожу на праздничные  мероприятия на работе, куда все  приходят с мужьями, мне неловко, что я всегда прихожу одна. Люди думают, что я некому не нужна» (одинокая мать, дочке 5 лет).

Пять респонденток отметили постоянное чувство внутреннего беспокойства, повышенное нервное напряжение.  Все респондентки отметили повышенную раздражительность и неудовлетворенность, три респондентки указали на отсутствие жизнерадостности (будущее кажется им серым и мрачным). Восемь из десяти респонденток считают, что если бы семья была полной, то многих психологических проблем они бы избежали (чувства одиночества, ненужности), также отметили, что все проблемы вдвоем решать легче.

«…Есть рядом плечо, на которое  можно опереться, поплачешь ему  в жилетку, и легче становится» (разведенная мать, дочери 7 лет).

Будущее детей беспокоит всех матерей. Малоимущими, материнскими семьями  образование рассматривается как  стратегически важная сфера, но его  коммерциализация и отсутствие средств  «блокируют» возможность получения хорошего образования у детей. Большинство опрошенных женщин, родивших детей вне брака, считает, что они в состоянии самостоятельно воспитать ребенка, лишь одна одинокая мать считала, что не справляется с воспитанием сына и что ребенку обязательно нужна «твердая мужская рука», частично дефицит мужского общения компенсировался младшим братом опрошенной, который проживал вместе с ними. Три разведенных матери считали, что поведение ребенка, воспитание и формирование его личности не определяется «полнотой» семьи и наличием отца, так как их бывшие мужья практически не выполняли своих родительских обязанностей.В трех неполных семьях отсутствие отца рождает сложные отношения «мать-ребенок».

«…У сына большая обида на меня за то, что у него нет отца. Есть такое. У нас очень сложные взаимоотношения, и мне кажется, что из-за этого. Мужчина в воспитании ребенка нужен. Потому что мальчику важнее бывает отец, чем мать. А я не могу сходить с ним на рыбалку, поиграть в футбол. Я трачу основное время на добычу средств, к существованию и у меня, как у загнанной лошади не остается сил на общение с ребенком. Сын постоянно сталкивается с детьми, у которых есть отец, и страдает из-за этого. Может быть, присутствие мужчины в доме уже помощь в воспитании, я не знаю, я не жила полной семьей с ребенком» (одинокая мать, сыну 10 лет).

Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям