Организация социальной помощи неполным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138

Работа состоит из  1 файл

Белоусова.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем респондентки все  же отмечали «важную роль мужчины  в воспитании ребенка» (особенно у  кого растут мальчики): « В действительности если мужчины в семье нет, то мать как-то справляется только и всего…». Половина разведенных респонденток считала, что жизнь и атмосфера в семье для воспитания детей улучшилась  «в доме стало спокойней», «нет конфликтов».

 Как вы сами справляетесь  с проблемами? Преобладающее большинство  ответило «выкручиваюсь как-то», многих выручают садовые участки, имеющиеся у них или у ближайших родственников, для покупки дорогостоящих вещей треть опрошенных, берут ссуды в банке или приобретают товары в кредит. Проблему воспитания детей многие респондентки решают словами «да вырастет как-нибудь, главное чтобы сыт был, да одет».

С проблемами какого характера вы бы не столкнулись в полной семье?

Большинство опрошенных считает, что  у них бы не было проблем, где нужна  «грубая мужская сила», например переноска тяжелых вещей, а  также проблем бытового характера (ремонт розеток, починка утюга, сломавшейся мебели) и др.

Оказывает ли вам кто-нибудь помощь в воспитании детей?

Респондентки, проживающие вместе с родственниками, отметили, что  воспитанием детей им помогают заниматься бабушки, в двух семьях в воспитании детей помогают дедушки, остальные опрошенные ответили, что  в вопросах воспитания детей им никто не помогает.

Какие виды помощи от государственных  органов социальной защиты вы получаете, как неполная семья?

Одинокие матери ответили, что получают повышенные детские пособия в размере 240 руб. Все опрошенные, имеющие детей-школьников отметили, что дети в школе получают бесплатное питание. Одна респондентка получила материальную помощь, как одинокая мать в Шелеховской администрации. Семь семей получают субсидии на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг. Три семьи субсидии не получают, так как их доход несколько выше прожиточного минимума. Другие виды помощи респондентки не получают.

Какие существующие государственные  программы социальной защиты неполных семей вы знаете?

Все, без исключения, респонденты  затруднились ответить на этот вопрос.

Какие другие организации (общественные, негосударственные), помимо главного управления социальной защиты оказывают помощь неполным семьям?

Интервью показало, что кроме кризисного центра помощи женщинам и детям, других организаций респондентки не знают. Двое респонденток назвали организацию «Красный Крест».

Какую именно социальную помощь получаете  от негосударственных организаций?

Отметим,  что все респондентки не получают  помощи. Это связано с тем, что не одна из них и не обращалась за помощью к общественным структурам.

Какую социальную помощь, как неполная семья вы бы хотели получать?

Все, без исключения, респондентки хотели бы получать большую материальную помощь (увеличение размера детских пособий). Большинство хотели бы получать помощь в организации летнего отдыха детей, санаторно-курортного лечения детей, в случае необходимости, приобретать лекарства для детей по льготной цене. Также хотят большего внимания, в вопросе решения жилищных проблем.  Сталкиваясь с большими материальными трудностями, связанными с подготовкой детей к школе, многие хотели бы получать помощь при сборе детей в школу.

Что бы вы рекомендовали государственным  органам социальной защиты в плане улучшения работы с неполными семьями?

Большинство респонденток считают, что  нужно организовать центры, куда можно  на время привести ребенка, в случае, когда не с кем его оставить. Оказать содействие в создании групп  самопомощи и взаимоподдержки неполных семей. Рекомендуют меньше бюрократической волокиты в службах социальной защиты, из-за большого количества справок, которые нужно туда предоставить, многие респондентки перестали туда обращаться, потому что все это отнимает много времени и сил.

Что бы вы рекомендовали общественным организациям и прочим негосударственным структурам, занимающихся проблемами неполных семей?

Респонденты затруднились ответить на этот вопрос, так как не знают  деятельность таких организаций, потому что не прибегали к их помощи.

Стоит ли изучать проблемы неполных семей и как изучать?

Все респонденты считают, что проблемы неполных семей надо изучать, а как  изучать затруднились ответить.

В интервью принимали участие женщины  в возрасте от 26 до 37 лет, с детьми до 10 лет. В исследование  представлены две женщины с высшим образованием, остальные имеют либо средне специальное образование, либо среднее образование. В интервью принимали участие, в основном одинокие матери с одним ребенком, и лишь у одной опрошенной было двое детей.

Одинокие женщины, которые растят детей одни, - это, к сожалению  черта нашего времени. В положении «О порядке назначений и выплаты пособий беременным женщинам» определяется, что одинокая мать – это женщина, не состоявшая в браке и имеющая детей, в свидетельстве о рождении которых, запись об отце отсутствует или произведена в установленном порядке по указанию матери. Таким образом, к категории одиноких матерей не относятся женщины, расторгнувшие брак с отцом ребенка. В социологических исследованиях одинокие матери рассматриваются в широком контексте: основой такого взгляда является то, что мать живет одна с детьми и что особенно важно, не имеет супруга или партнера. В своем исследование мы руководствовались именно этим подходом, рассматривая одиноких матерей в более широком социальном контексте и, относя к ним не только тех, кто имеет юридическое право называть себя «одинокой матерью», но и тех, кто в силу определенных обстоятельств расстался с мужем, никогда не был замужем, однако имеет на своем иждивении детей. Исследование показало, что в основном все женщины работают в ограниченных отраслях, очень часто на неквалифицированных или низкоквалифицированных работах и в основном в сфере обслуживания. Лишь две одинокие матери имели высшие образование и работали бухгалтером и экономистом на крупном предприятии. В выборку в основном попали малообеспеченные одинокие матери, и только две женщины сравнительно достаточно обеспечены. Одинокие матери страдают не только от недостаточности заработка или оттого, что не с кем оставлять детей, но и оттого, что они не обладают достаточным количеством знаний о том, какие существуют возможности, центры помощи или поддержки и имеют ли они право на поддержку. Очень низкий уровень информированности по поводу существования определенного рода программ для одиноких матерей работы центров социального обеспечения. Большинство опрошенных женщин никогда не обращались ни в один центр социальной защиты, или обращались один раз. Никуда не обращались, не знают куда идти, у кого просить помощи и вообще считают это ниже своего достоинства. Большинство матерей признали, что размер выплачиваемых детских пособий унизителен, а система бюрократических процедур – отталкивающей. Многие из женщин говорили о том, что им ничего и не надо, ни этих подачек от государства, ни денег только была бы высокооплачиваемая работа, с помощью которой они смогли бы обеспечить себе и своим детям достойное существование. Большинство матерей не знают общественных организаций, занимающихся оказанием помощи неполным семьям, никогда туда не обращались. Тем самым, подтверждается выдвигаемая в начале исследования гипотеза о низком уровне социальной помощи и социальной работы с неполными семьями, как государственных, так и общественных структур. Все деньги уходили у одиноких матерей на питание, и они не могли себе позволить ни новой одежды, ни обуви или были вынуждены залезать в долги.

В семьях, где родители развелись, существует и такая проблема: женщина с ребенком, если она поддерживала определенный уровень жизни, будучи в браке, вынуждена от этого уровня резко отказаться. Независимо от того, каково было ее социальное положение до развода, после него она явно ухудшила свое материальное положение. Большинство разведенных женщин, в той или иной мере признались, что на ухудшение своего положения отреагировали уменьшением потребления. Практически все отметили, что стали хуже питаться, ассортимент продуктов значительно уменьшился. Респонденты практически перестали покупать себе одежду, обувь, свели до минимума походы в гости и сами перестали принимать гостей. Вот, например выдержка из интервью с одной одинокой матерью.

«…Сократили расходы на питание, в  гости совсем не ходим. Развлекаемся с трудом. Урезали расходы на покупку  вещей, залезаю в долги».

Все опрошенные женщины отметили, что страдают от чувства одиночества, покинутости. Страдают затяжными депрессиями, испытывают чувство неудовлетворенности, страх за будущее детей. Проблемы  с воспитанием детей испытывают в той или иной мере все одинокие матери. Многие испытывают чувство вины перед детьми за то, что они растут без отцов. В  воспитании детей большинство опрошенных получают помощь от родственников только в тех случаях, если они проживают вместе с ними. В случае, если одинокая мама живет отдельно, помощи она не получает или эта помощь незначительна. Существует тенденция, когда одинокая мать вместе с родителями, родственниками обрабатывают огород, тем самым, обеспечивая себя овощами, ягодами. Те же матери, которые живут без поддержки родителей, не имеют ни дачи, ни огорода, ни средств на их обработку. В случае, где одинокие матери проживают с родителями, надеются они именно на пенсии родителей.

Разведенные матери, как правило, не получают никакой дополнительной помощи от государства. В основном они надеются на свои силы и на алименты от бывших мужей. Все матери привыкли думать о себе, как о неполной семье и вполне согласны называть себя матерями-одиночками. В целом, все опрошенные матери повторяли одну и туже фразу, что в жизни надеются только на себя, на свои собственные силы. Пример качественного социологического исследования «Исповедь одиноких матерей», где они описывали свою жизнь, проблемы в форме свободного ведения дневника представлены в «Приложении Ж». 

Если сравнить исследование, проведенное  автором и исследование, описанное в книге М.Киблицкой то можно отметить, что большинство одиноких матерей имеют одни и те же проблемы. Все одинокие матери испытывают материальные трудности. В своих дневниках они указывают также на трудности в воспитании детей, на то, что их ребенка обижают другие дети за то, что они одеты хуже их. Одинокие матери отмечают дороговизну лекарств, то, что они недостаточно хорошо питаются. Одинокие матери указывают на большую помощь родителей в вопросах воспитания детей и оказываемую ими материальную помощь. Все одинокие матери, как в исследование проведенном автором, так и в исследование описанном в книге М. Киблицкой отмечают проблему покупки одежды для себя и детей, невозможность часто ездить в гости. В обоих исследованиях женщины отмечают значимость своих земельных участков в вопросе обеспечения овощами своих семей. В исследование описанном в книге М. Киблицкой одинокая мать жила на то, что продавала овощи со своего земельного участка. Практически все семьи в обоих исследованиям относятся к малообеспеченным. Все матери без исключения отмечают низкую помощь государства в решении проблем неполных семей, указывают на низкий размер детских пособий. Это все подтверждает гипотезы, выдвинутые в начале исследования, о том, что большинство семей испытывают материальные  трудности, имеют психологические проблемы и проблемы воспитания детей, что помощь оказываемая им является недостаточной. Что многие неполные семьи находятся на грани выживания и нуждаются в различных видах помощи. Преобладающие большинство неполных семей – это матери-одиночки и разведенные женщины. Поэтому  эти семьи очень часто называют «материнскими». Для  эффективности социальной помощи таким семьям, нужно усиление внимания со стороны государства к их проблемам, увеличение размера детских пособий. Также необходимо, чтобы различные общественные организации уделяли неполным семьям большее внимание.

 

2.4. Программа государственной социальной защиты неполных семей,

направления ее реализации на региональном уровне

В современной России социальная работа с «детьми развода» строится на основе ряда нормативно-правовых актов, определяющих их социально-правовой статус, устанавливающих права и обязанности родителей, а также порядок разрешения споров и проблем, предоставления помощи нуждающимся. Речь идет, прежде всего, о Конвенции ООН о правах ребенка, в которой сказано, что ребенку для гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья и любви. Закрепив права несовершеннолетнего, документ провозглашает и право жить с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок вправе сохранять связь с обоими родителями при разлучении с одним из них (91, ст.9). Запрещается разлучать его с родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что это необходимо в интересах несовершеннолетнего (91, ст.9). Такое определение может оказаться необходимым, например, когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места жительства ребенка. В документе закреплено, и право несовершеннолетнего свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам, которым должно уделяться внимание в соответствии с возрастом и зрелостью. Ему предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы (там же, ст.12)

Законодательство РФ также направлено на создание оптимальных условий для защиты прав и интересов «детей развода». В Конституции страны сказано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства; закреплены гарантии жизнеобеспечения детей, включая получение образования, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д. Определено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Наиболее полно права детей в ситуации развода родителей отражены в Семейном кодексе РФ. Отмечается, что ребенок имеет права: на жизнь и воспитание в семье; на совместное проживание с родителями, если это не противоречит его интересам; на заботу и воспитание родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства (155, ст.54); на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, сестрами, братьями и другими родственниками. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка (там же, ст.55). Семейный кодекс определяет и закрепляет имущественные права детей при разводе родителей. При решении вопросов о разделе жилой площади, имущества, материальных ценностей суд принимает во внимание все обстоятельства дела, социальное положение обеих сторон, их состояние здоровья и т.д. Но в первую очередь суд защищает интересы несовершеннолетнего и учитывает жилищные условия того из родителей, кто будет воспитывать его после развода.

Семейный кодекс РФ устанавливает  и порядок разрешения споров родителей о детях в ходе  бракоразводного процесса. Семейный кодекс закрепляет обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей (155, ст.60). Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов (пособий), поступают в распоряжение воспитывающего родителя и расходуются им на содержание, воспитание и образование ребенка. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяется родителями самостоятельно. В случае если родители не предоставляют содержания своим детям, средства (алименты) взыскиваются с низ в судебном порядке; их размер также определяется законом. В частности, при отсутствии соглашения об уплате алиментов на детей они взимаются судом с родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка –одной четверти, на двух детей –одной трети, на трех и более детей – половины заработка или иного дохода родителей, установленных постановлением Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон (124, ст.81) Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения им полной дееспособности до достижения им 18 лет (124, ст.120).31

Государственная семейная политика –  комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи. Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с предоставлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной защиты и поддержки. Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы 20 столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи.

После выхода Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 года № 712 семейная политика получила государственный статус. В Указе сформированы цель, принципы, основные направления и место в социальной политике; социальная политика – это продолжение политики государства в укреплении положения российской семьи.

Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям