Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138
______________________________
______________________________
Причина снятия
с учёта_______________________
______________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ В
утверждаю
Директор школы №4
___________________
«____»____________200__год
______________________________
обследовала материально-бытовые
условия семьи_________________
______________________________
Ребёнок (дети)
проживающие в семье по адресу:_______________________
______________________________
______________________________
______________________________
отец ______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Социальный
педагог_______________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
«____»____________200__год
Обследовала материально-бытовые условия семьи_________________________
______________________________
(Ф.И.О., год рождения, адрес несовершеннолетнего или семьи)
______________________________
Состав семьи:
родители______________________
(Ф.И.О., место работы, з/плата)
______________________________
Родсвенники___________________
(сестра, брат, дедушка, бабушка и т.д., если проживают вместе Ф.И.О., занятость)
______________________________
Где проживают_____________________
Санитарное
состояние_____________________
______________________________
______________________________
Внешняя характеристика семьи_________________________
______________________________
______________________________
Вывод:________________________
(возможно, ли проживание детей в семье, если нет, то ходатайствовать о принятии мер к родителям)
______________________________
Члены комиссии______________________
______________________________
______________________________
гербовая печать
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГ (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»
(с изменениями от 26 марта 2001 г.)
В целях реализации Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4872) и Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, 26, ст.3177), а также дальнейшего совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
Утвердить Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям".
Министр труда и социального
развития А.Починок
Российской Федерации
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
БЛАНК ИНТЕРВЬЮ
1. К какой категории неполных семей вы относите свою семью: а)после развода; б)в результате внебрачного рождения; г)после гибели родителя; д)другое.
2. Каков
состав семьи?_________________
______________________________
______________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
ИСПОВЕДИ ОДИНОКИХ МАТЕРЕЙ
ДНЕВНИКИ
Во время интервью, в наиболее интересных для исследования случаях, мы просили респондентов написать дневник о своей жизни. Качественные методы предполагают особую гибкость, и, несмотря на существование определенных правил написания дневников, мы сознательно не навязывали респондентам свою форму. Мы просили их написать в свободной форме о том, как они выживают, и, если получится, о том, какие права нарушаются. Именно от этой гибкости дневники получились очень разные: кто-то постарался вести дневник некоторое время, другие просто сели и написали о проблемах, с которыми они сталкиваются. Мы очень благодарны всем респондентам, которые откликнулись на нашу просьбу и согласились на анонимное использование их записей. Ниже приводятся дневники респондентов - не только для того, чтобы показать, насколько тяжело приходится выживать одиноким матерям в современных условиях, но также и для того, чтобы ввести новые практики этнографической работы в отечественный контекст. Мы рассматриваем и представляем эти дневники, эссе, размышления не как "доказательство" каких-либо наших гипотез или выводов, а как уникальный след, как опыт проживания российских женщин (которые волею случая воспитывают детей без партнера) в постсоветской действительности. Эти женщины делятся своими мыслями с другой женщиной - автором книги - и, следовательно, - с читательницами. Такая практика социологического исследования уже давно вошла в мировую социологию, и особенно важно подчеркнуть, что дискутируются и плюсы и минусы такого подхода, однако мы разделяем его по необходимости создания поля солидарности и взаимообмена наряду с предоставлением места для голосов разных женщин.
1. Лариса (г. Домодедово Московской области)
14.09.98
Уволили из детского сада московской железной дороги, так как железная дорога отказалась от детских садов. Обидно! Ведь, проработав много лет на одном месте, всегда думаешь, что относиться должны лучше, по-человечески. Уволили почти первую. Я нашла работу в другом саду. Искать другую работу не было времени, ведь тогда бы прервался стаж. Хотя, вероятно, при увольнении он все равно как бы прерывается. Это же не перевод. Учреждение одно и то же. На душе нехорошо. Сплошная нервотрепка, одни переживания. Жаль железнодорожный детский сад. Там были хорошие больницы в Москве и бесплатный проезд на поезде.
15.09.98
Новая работа. Чего ждать - не знаешь. Но вроде бы зря переживала, плакала. Коллектив хороший, отношения тоже, но зарплата меньше. Няни все молодые, некоторые тоже одиночки. Делимся своими проблемами.
9.02.99
Заболела. И сразу же видно, как мир переворачивается. Меняется. Когда работала от московской железной дороги, держалась в основном из-за больницы. В Москве они лучше. И питание было как в санатории. Отношение к больным прекрасное, лечат до конца. И тут - черная действительность.
Наша больница сильно отличается от других. Бесплатно, можно сказать, не лечат. Только снимут острую боль, и все. Одна отдушина, что приходит дочь. А так, как в аду. Санитарную гигиену проводить негде. Домой не отпускают. Да еще и карантин. Даже с ребенком поговорить не дают. В отделении с больным желудком дают суп из консервов. Молока, кефира нет.
Комментарий социолога. О больницах надо говорить особо. Так же как вся страна была построена по принципу ГУЛАГа, такие же отношения продолжают оставаться в российских больницах. Персонал очень груб с больными. Все в основном за свой счет. Однако особенно поражает другое. Когда человек больной, казалось бы, родственная поддержка значит очень многое. Вместе с тем, особенно при эпидемиях гриппа или при других массовых заболеваниях, больницы закрываются для посещений родственников и знакомых - объявляется карантин. Персонал, ни на какие просьбы встретиться с родными не реагирует. И горе тому, кто случайно появился в больнице в неурочный час, поскольку в больницу пускают только по часам: с 16 до 19 в будни; и с 11 до 14 и с 16 до 19 в выходные.
20.02.99
Выписка. Очень странно, ведь с язвой 12-перстной кишки держат 21- 24 дня. Естественно, она не затянулась. Теперь придется тратить больше денег. Лекарства - просто бешеные цены. А надо еще и ребенка кормить. Свести бы только концы с концами. Толку что, что пролежала в больнице: все болит.
У дочери в школе неладно. Программу не тянет. Собралась с духом, пошла к директору. Думала: просто поговорим, поможет хотя бы советом. Но нет. Беседа для меня была тяжелой. Директор ругалась на меня, кричала. Мне было сказано, что надо больше времени уделять ребенку. Обвиняла меня в том, что дать нужного образования я не могу. Опять одни слезы, хотя я ее считаю нормальным ребенком. Просто из-за нищеты она и держится отдельно от всех.
24.02.99
Дочь не хочет идти в школу. Всю голову изломала - почему. Когда узнала - обревелась. Наш разговор директор передала учителю, а учитель - детям. Но дети - народ жестокий. Стали издеваться. Еле уговорила пойти. Ведь учиться надо. Ей трудно. Она приходит домой и плачет, и я плачу. Ведь идти опять. Унижаешься, и ничего не докажешь. Дети в школу одеваются как на праздник. Девочки не берут ее в свой круг, говорят: оборванка. Стараюсь ей объяснить, что не в одежде дело.
Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям