Организация социальной помощи неполным семьям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание

Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138

Работа состоит из  1 файл

Белоусова.doc

— 777.50 Кб (Скачать документ)

 

5. Нина. Дневник разведенной 

(г. Домодедово Московской  области)

 Стоит ли плакаться  и писать о своем наболевшем, о своих трудностях и проблемах?

Если бы правительство  задумалось о нашем положении, если бы хоть на капельку больше уделяло  внимание матерям-одиночкам! Вряд ли моя  писанина что-нибудь изменит. Чувствую, что я сама изменилась, изменился мой характер. Раньше я была веселой, озорной девчонкой, бегала с подругами на дискотеки и строила мальчишкам глазки. Строила, строила, пока не забеременела. Пошли в загс. Все вроде было на любви и согласии, а родилась дочь, все стало по-другому. Муж то на работе, то с друзьями задержится, а я - с Леркой, пеленки, стирка. Сейчас смотрю назад и думаю: а любила ли я его? А любили мы друг друга?  Так, чисто физическое влечение, никакого родства души. Если у мужа был выходной, мы сидели у телевизора, он обязательно с пивом. Никуда и ни к кому не ходили, все внимание на экран, а меня как будто и нет. С дочкой он не умел заниматься, она часто плакала у него на коленях, как будто чувствовала, что он к ней безразличен. Все домашние дела как-то перешли на одну меня: и стирка, и уборка, и дочка, да к тому же много времени занимала кухня: то завтрак, то обед, то ужин. Все чаще муж приходил пьяным, всегда при этом находился повод для скандала. Да самое обидное, что меня обзывал, оскорблял совсем незаслуженно: ведь я никуда не ходила, кроме как погулять с ребенком. А уж когда стал руки распускать, подала на развод. И теперь до смешного: сначала любила, потом ненавидела, а теперь совсем безразличен. Вижу когда его на улице одного или с друзьями, мы даже не здороваемся. Ну, совершенно чужие люли. А ведь когда-то были вместе, растили ребенка, была полная семья.

 

Теперь я одна с  дочерью. Никому не поверю, что одной  хорошо, потому что не нужно стирать носки, гладить брюки и рубашки. Когда в семье лад - все делается, спорится легко и быстро. Зато сейчас одна, одиночка. Кажется, что показывают пальцем, может быть, считают виноватой меня в том, что не сложилась семья. Может быть, я плохая жена, мать? Но признаюсь, что одной очень, очень тяжело. Если бы повстречала порядочного мужчину, только не пьющего, вышла бы замуж. Вдвоем и трудности легче переносить, и мужская работа на нем: ремонт, починка и т.д. А то сама лампочки вкручиваю, гвозди забиваю.

 Днем на работе, среди людей, среди школьников, времени не замечаешь, крутишься,  вертишься, а как выйдешь за порог школы - тут же целая стена проблем: и самая главная, самая неразрешимая - это материальная. Денег не хватает просто катастрофически. Неужели государство не представляет, что прожить на зарплату бюджетника невозможно? Загнали учителей, педагогов в такой угол темный, что выбраться в одиночку очень тяжело. Задавлена и морально, и материально. Иду по дороге домой, еле ноги несут, прямо заплетаются, как у старухи. И мечтаю, как Бальзаминов: вот если бы я была царем, что бы я сделала в первую очередь? Поменяла бы местами богатых и нищих, пусть богатенькие побудут в нашей шкуре, поохладят свой пыл, потом всех бы уравняла, чтобы все жили одинаково, а матерям-одиночкам, сиротам, инвалидам чтобы уделяли вообще большое внимание и заботу. И уж, конечно, чтобы не стоял вопрос: что приготовить на ужин, на что, из чего? Ведь страна обезумела, две крайности: кинофестивали, выставки, шоу, просмотры, конкурсы всяких мисс, на проведение которых выкладывают несметные суммы... А с другой стороны - вынужденные забастовки, нищета, безработица, никому не нужные детские дома и приюты, до слез смешные оклады бюджетников. Я ведь молодец женщина, я хочу нравиться мужчинам, по-прежнему быть немного кокеткой, беззаботной, порой не хочу смотреть в зеркало. "Голова стала белою, что с ней я поделаю?" Купить краску и закрасить седину. Нытьем горю не поможешь. Надо срочно купить, нельзя опускаться.  А ко всему прочему - оплата коммунальных услуг: я всегда должница. Стыдно, что не могу помочь пенсионерам-родителям, а помогают мне они. Дай Бог им здоровья, пусть живут подольше. Я их просто люблю как дочь, чисто по-человечески. Благодарю их за поддержку и помощь. В душе надеюсь, что настанет время, и я смогу вернуть свой дочерний долг своим вниманием, заботой, да и просто материальной поддержкой. Я знаю, что они во всем отказывают себе, помогая мне и внучке.  Хорошо, что дочь научилась как-то самостоятельно чувствовать наши невзгоды, наши трудности и никогда не потребует того, что ей хочется: и сладостей, и дорогих игрушек, и красивых вещей. Умеет благодарить и ценить то малое, что я ей могу сделать. Хочу, чтобы она выросла порядочной, доброй девушкой, и не хочу, чтобы она повторила мою судьбу. Часто вечерами мы говорим с ней на разные темы. Хотелось бы, чтобы в будущем она имела высшее образование, хотя в настоящее время, к сожалению, не всегда это ценится, да и обучение все чаще становится платным. Хорошо, что пока вроде еще рано об этом думать, а там, глядишь, дождемся перемен к лучшему. Все надеемся на "авось".  Так хочется оградить ее от толпы! Почему дети-подростки стали жестокими, злыми? В них не осталось детской добродетели, жалости, сострадания. Только копируют взрослых и подражают виденному с телеэкранов. Пробовала через дочь приглашать подружек на чай, на блины. Держатся при мне скованно, неразговорчивы, а когда оставляешь их одних, сразу же  включается, "врубается" на всю катушку рок-музыка. Им нравится, а что нравится - непонятно. Организовать бы какую-нибудь культурную программу на летние каникулы - театры, концерты, выставки - это стало просто невозможным. Хотя бы службы социальной защиты работали более действенно, а не формально; провели бы какую-нибудь регистрацию одиночек и оказывали бы хотя бы раз в квартал какую-нибудь помощь. Вот, например, рядом с нами в микрорайоне ДК "Мир" проходят концерты, билеты на которые очень дорогие. Сделали бы матерям-одиночкам и их детям какую-то процентную скидку. Да зачем? Живы? С голоду не умирают? У исполкома не стоят? Значит все нормально. Живу одним днем, с думами о хлебе насущном, молю Бога о здоровье - ведь лечение платное, не потянем.

Плачусь я, плачусь, а  ведь я не одна такая. Сколько нас  по стране, кому так живется! Может  быть, хуже. Надо бы организовать  клуб матерей-одиночек. Чем-то делились бы, советовались, обменивались, а то бы взялись да  объединились всем миром на власть имущих: войдите же в наше положение, растопите ледяные сердца и черствые души. Мы тоже матери и хотим быть достойными этого слова во всех отношениях и дать счастливое, беззаботное детство нашим детям.

А может быть, на нашей  улице будет праздник? И нас услышат?

1 Холостова Е.И. Социальная работа. – М., 2005 –С. 450.

2 Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.; 2004. – С. 19-24

3 Холостова Е.И. Социальная работа – М., 2005. – С. 505.

4 Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2006. – С.231

5 Алексеева Л.С.// Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 12. – С. 49-53

6 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.3

7 Технологии социальной работы: Учебник/  Под. общ. ред. Холостовой Е.И. – М., 2003. – С. 245

8 Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ф., 2005. – С.212.

9 Поддубная Т.Н., Поддубный А.О., Управление социальной защиты детства. – Ф., 2005 – С. 213.

10 Савинов Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.39-41

11 Савинов Л.И.. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.43-45

12 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.45-46

13 Савинов Л.И.  Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С. 50-51

14 Прокофьева Л.М., Валетас М.Ф.//Социс. – 2002.  № 6 – С. 111

15 Прокофьева Л.М. Валетас М.Ф.// Социс. - № 6. – С. 111-112

16 Прокофьева Л.М., Валетас М.Ф.//Социс. – 2002. - № 6. – С. 113-115

17 Холостова Е.И. Социальная работа с семьей.  – М.,  2006. – С. 160

18 Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М., 2005. – С. 32-34

19 Холостова Е.И. Социальная работа. – М.,  2005. – С. 475

20 Савинов Л.И.. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С. 60

21 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.112-113

22 Эйдемиллер Э.Г. Юстацкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2000. – С.92

23 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.66-70

24 Алексеева Л.С.// Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 3. – С. 48-49.

25 Холостова Е.И. Социальная работа. – М.,  2005. – С.524

26 Павленок П.Д.  Основы социальной работы. – М., 2006. – С. 236

27 Поддубная Т.Н. Управление  системой социальной защиты детства. – Ф.,  2005. – С. 89

28 Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства. – Ф., 2005. – С. 90-93

29 Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. – М., 2004. – С. 96-105

30 Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. – М., 2004. – С.105-119

31 Савинов Л.И.  Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.82-87

32 Зубкова Т.С. Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.,  2004. – С. 36-42

33 Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства. – Ф.,  2005. – С.214-216

34 Климантова Г.И. Государственная семейная политика. – М., 2004. – С.88-91

35 Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства. – Ф., 2005. – С.212

36 Зубкова Т.С Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи М., 2004.-С.7

37 Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М., 2004.-С.5

38 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М.,  2005. – С.70-75

39 Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М., 1997.  – С.350

40 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.75-80


Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям