Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, военные конфликты, материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становясь заметными не только для специалистов, но и для широких кругов общественности. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в росте числа неполных семей. Основными факторами формирования неполных семей являются разводы, не компенсируемые последующим вступлением в брак; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка (детей); внебрачные рождения при условии одиночества родителя. Поскольку в подавляющем большинстве случаев единственным родителем и кормильцем в семье остается мать, то часто такие семьи называют «материнскими». Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Количество разводов в год в нашей стране – один из самых высоких показателей в мире: на каждые три заключаемых брака фиксируется в среднем два развода, а в некоторых регионах число разводов может даже превышать число заключенных браков. В результате огромное количество детей остается с одним родителем. При современном уровне смертности каждый пятый ребенок еще до совершеннолетия может стать сиротой; при этом вероятность смерти отца более чем в четыре раза превышает вероятность смерти матери (круглых сирот очень немного).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………4
1.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ.8
1.1. Неполная семья как объект социальной работы, ее виды и причины формирования ……………………………………………………………………..8
1.2. Социально-экономические и психологические проблемы жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………….19
1.3. Комплекс технологий и методов социальной работы с неполными семьями……………………………………………………………………………42
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ …….63
2.1. Комплекс социальной помощи неполным семьям…………………63
2.2. Социальная поддержка оказываемая «центром помощи семье и детям»………………………………………………………………………………...78
2.3 Социологическое исследование проблем жизнедеятельности неполных семей……………………………………………………………………..…...93
2.4 Программа государственной социальной защиты неполных семей, направления ее реализации на региональном уровне………………...….102
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ……………………………………….116
3.1. Анализ передового отечественного опыта социальной поддержки неполных семей…………………………………………………………………….116
3.2. Изучение зарубежного опыта социальной работы с неполными семьями…………………………………………………………………………..122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….138
5. Нина. Дневник разведенной
(г. Домодедово Московской области)
Стоит ли плакаться и писать о своем наболевшем, о своих трудностях и проблемах?
Если бы правительство задумалось о нашем положении, если бы хоть на капельку больше уделяло внимание матерям-одиночкам! Вряд ли моя писанина что-нибудь изменит. Чувствую, что я сама изменилась, изменился мой характер. Раньше я была веселой, озорной девчонкой, бегала с подругами на дискотеки и строила мальчишкам глазки. Строила, строила, пока не забеременела. Пошли в загс. Все вроде было на любви и согласии, а родилась дочь, все стало по-другому. Муж то на работе, то с друзьями задержится, а я - с Леркой, пеленки, стирка. Сейчас смотрю назад и думаю: а любила ли я его? А любили мы друг друга? Так, чисто физическое влечение, никакого родства души. Если у мужа был выходной, мы сидели у телевизора, он обязательно с пивом. Никуда и ни к кому не ходили, все внимание на экран, а меня как будто и нет. С дочкой он не умел заниматься, она часто плакала у него на коленях, как будто чувствовала, что он к ней безразличен. Все домашние дела как-то перешли на одну меня: и стирка, и уборка, и дочка, да к тому же много времени занимала кухня: то завтрак, то обед, то ужин. Все чаще муж приходил пьяным, всегда при этом находился повод для скандала. Да самое обидное, что меня обзывал, оскорблял совсем незаслуженно: ведь я никуда не ходила, кроме как погулять с ребенком. А уж когда стал руки распускать, подала на развод. И теперь до смешного: сначала любила, потом ненавидела, а теперь совсем безразличен. Вижу когда его на улице одного или с друзьями, мы даже не здороваемся. Ну, совершенно чужие люли. А ведь когда-то были вместе, растили ребенка, была полная семья.
Теперь я одна с дочерью. Никому не поверю, что одной хорошо, потому что не нужно стирать носки, гладить брюки и рубашки. Когда в семье лад - все делается, спорится легко и быстро. Зато сейчас одна, одиночка. Кажется, что показывают пальцем, может быть, считают виноватой меня в том, что не сложилась семья. Может быть, я плохая жена, мать? Но признаюсь, что одной очень, очень тяжело. Если бы повстречала порядочного мужчину, только не пьющего, вышла бы замуж. Вдвоем и трудности легче переносить, и мужская работа на нем: ремонт, починка и т.д. А то сама лампочки вкручиваю, гвозди забиваю.
Днем на работе,
среди людей, среди школьников,
времени не замечаешь,
Плачусь я, плачусь, а ведь я не одна такая. Сколько нас по стране, кому так живется! Может быть, хуже. Надо бы организовать клуб матерей-одиночек. Чем-то делились бы, советовались, обменивались, а то бы взялись да объединились всем миром на власть имущих: войдите же в наше положение, растопите ледяные сердца и черствые души. Мы тоже матери и хотим быть достойными этого слова во всех отношениях и дать счастливое, беззаботное детство нашим детям.
А может быть, на нашей улице будет праздник? И нас услышат?
1 Холостова Е.И. Социальная работа. – М., 2005 –С. 450.
2 Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.; 2004. – С. 19-24
3 Холостова Е.И. Социальная работа – М., 2005. – С. 505.
4 Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2006. – С.231
5 Алексеева Л.С.// Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 12. – С. 49-53
6 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.3
7 Технологии социальной работы: Учебник/ Под. общ. ред. Холостовой Е.И. – М., 2003. – С. 245
8 Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. – Ф., 2005. – С.212.
9 Поддубная Т.Н., Поддубный А.О., Управление социальной защиты детства. – Ф., 2005 – С. 213.
10 Савинов Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.39-41
11 Савинов Л.И.. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.43-45
12 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.45-46
13 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С. 50-51
14 Прокофьева Л.М., Валетас М.Ф.//Социс. – 2002. № 6 – С. 111
15 Прокофьева Л.М. Валетас М.Ф.// Социс. - № 6. – С. 111-112
16 Прокофьева Л.М., Валетас М.Ф.//Социс. – 2002. - № 6. – С. 113-115
17 Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. – М., 2006. – С. 160
18 Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М., 2005. – С. 32-34
19 Холостова Е.И. Социальная работа. – М., 2005. – С. 475
20 Савинов Л.И.. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С. 60
21 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.112-113
22 Эйдемиллер Э.Г. Юстацкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2000. – С.92
23 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.66-70
24 Алексеева Л.С.// Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 3. – С. 48-49.
25 Холостова Е.И. Социальная работа. – М., 2005. – С.524
26 Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М., 2006. – С. 236
27 Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства. – Ф., 2005. – С. 89
28 Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства. – Ф., 2005. – С. 90-93
29
Социальная защита населения: опыт организационно-
30
Социальная защита населения: опыт организационно-
31 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.82-87
32 Зубкова Т.С. Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М., 2004. – С. 36-42
33 Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства. – Ф., 2005. – С.214-216
34 Климантова Г.И. Государственная семейная политика. – М., 2004. – С.88-91
35 Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства. – Ф., 2005. – С.212
36 Зубкова Т.С Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи М., 2004.-С.7
37 Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М., 2004.-С.5
38 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.70-75
39 Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М., 1997. – С.350
40 Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005. – С.75-80
Информация о работе Организация социальной помощи неполным семьям