Организация творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.

Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.

Содержание

Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59

Работа состоит из  1 файл

курсоваяАлексеевны.docx

— 141.21 Кб (Скачать документ)

     Оглавление

Введение 2

Актуальность  исследования: 2

Глава 1. 7

«Методологические и теоретические  основы организации  творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7

1.1 Психологические  и педагогические  основы организации  творческой деятельности  в трудах зарубежных  и отечественных  исследователей 7

1.2.  Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий  потенциал младших  школьников на  уроках музыки 16

1.3 Психофизиологические  особенности развития  детей младшего  школьного возраста 27

Глава 2. 32

Опытно-экспериментальная  работа по организации  творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32

2.1. Критерии развитости  творческих способностей, познавательных процессов  учащихся 1 класса  в организации  творческой деятельности  на уроках музыки  и её диагностика  на этапе констатирующего  эксперимента 32

Выводы: 40

2.2.Результаты  опытно-экспериментальной  работы в организации  творческой деятельности  учащихся 1 класса  на уроках музыки  по развитию творческих  способностей, познавательных  процессов 41

Выводы: 44

Заключение 46

Список  литературы 51

Приложение  №1 55

Приложение  №2 59 
 

 

          Введение

     Актуальность  исследования:

       Организация творческой деятельности наиболее благоприятна для развития творческих способностей средствами музыки. Особенно в младший школьный возраст, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов мышления. В настоящее время односторонне рационалистический подход образовательной системы переживает кризис, и взоры многих педагогов и родителей обращены в сторону искусства.

     Долгие  годы внимание исследователей сосредотачивалось  на отдельных компонентах процесса обучения и воспитания. И только в XX веке педагоги обратились к личности ребенка, стали развивать их мотивации в обучении, пути формирования потребностей. В Европе и в России были созданы концепции, напрямую выводящие к проблемам организации творческой деятельности через музыку. В работах В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой и др., раскрывается смысл музыкального произведения рассматривается через интонации, жанры и стили историко-культурных контекстов эпох. Социальный аспект проблемы исследуется в работах А. Н. Сохора, Р. Г. Тельчаровой, В. Н. Холоповой.

     На  современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность  в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у  учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах  философов, психологов, педагогов и  методистов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.). Проблема развития творческой активности личности разрабатывали такие исследователи как: Ф.В.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.И.Ильясов, Ж.А.Зайцева, А.А.Кирсанов, А.А.Малахов, Р.А.Петросова, О.Г.Сущенко, А.Энгельбрехт и др.; педагогическое творчество учителя и учащихся затрагивали: Д.Б.Кабалевский, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко и др.; вопрос развития творческого потенциала: Н.Л.Белая, О.Л.Головина, А.И.Ковалёв, Г.И.Шевченко, Т.И.Шевченко и др. Однако в научной литературе не нашли достаточно полного отражения вопросы организации творческой деятельности на уроках музыки, развитие творческой активности учителя музыки в условиях общеобразовательной школы.

     Проблема  исследования состоит в том, чтобы на основе педагогического анализа изучаемого процесса определить пути преодоления противоречия между потребностями учащихся в творческом развитии и ограниченными возможностями для их удовлетворения в исследуемый период; между потенциалом музыкального воспитания как средства формирования творческой активности ребенка и реальным состоянием духовной культуры общества.

     Объектом  исследования является процесс развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

     Предмет исследования –  музыкально-творческая деятельность как средство реализации творческого потенциала учащихся начальной школы.

     Цель  данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности  на уроках музыки.

     Гипотеза  исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.

     Задачи  исследования:

      В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Выявить на основе анализа литературы по теме исследования характерные признаки понятия «организации творческой деятельности».
  2. Проанализировать процесс формирования теоретических основ исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
  3. Определить наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации творческой  деятельности на уроках музыки по активизации творческих способностей, познавательных процессов младших школьников;
  4. Рассмотреть методы и приемы, которые способны развить творческий потенциал учащихся на уроках музыки.
  5. Определить эмпирические показатели уровней сформированности творческой активности, познавательных процессов у младших школьников в условиях музыкальных занятий.
  6. Экспериментально апробировать педагогические приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческого потенциала в процессе творческой деятельности.
  7. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

      

       Теоретически - методологической основой исследования являются философские и психологические концепции процесса развития учащихся и роли музыкального искусства в этом процессе; культурологические аспекты исследуемого явления.

     Теоретические основы исследования, процесса развития творческих способностей школьников определились в процессе изучения трудов философов, психологов (Л.М. Архангельского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова) , педагогов (Ю.К. Бабанского, А.Б. Щербо и др.) . Научному обоснованию положений исследования способствовали результаты известных ученых в области музыковедения и музыкальной педагогики - Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Н.Д. Леонтовича и др.

       Теоретическая значимость. Педагогические выводы и обобщения исследуемого процесса представляют собой один из существенных источников разработки концептуальных идей, связанных с проблемой развития творческого потенциала учащихся и ее решением средствами искусства, в частности музыки, в условиях общеобразовательной школы; все это составляет важную теоретическую основу дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области.

     Автором данного исследования используются такие методы, как:

     – анализ литературы по исследуемой проблеме;

     – обобщение и систематизация теоретического материала;

     – целенаправленное педагогическое наблюдение;

     – изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей музыки;

     – диагностика уровня развития творческой активности, познавательных процессов  детей;

     – опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших  школьников в условиях музыкальных  занятий.

     Новизна исследовательской  работы состоит в комплексном осмыслении творческой деятельности на уроках музыки. К положениям, выносимым на защиту, можно отнести следующие:

     – выявлены на основе теоретического анализа  различные подходы в исследовании творческой деятельности на уроках музыки: культурологический, социологический, логический, исторический, музыковедческий, психолого-педагогический, которые позволили наполнить данную категорию следующим содержанием: основные закономерности мышления вообще, а его специфика обусловлена образностью, интонационной природой музыкального искусства, семантикой музыкального языка и активным самовыражением личности в процессе музыкальной деятельности.

     Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе общеобразовательной школы-интерната №3 г. Улан-Удэ.

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

     Во  введении обоснована актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологическая основа, методы исследования.

     В первой главе «Методологические и теоритические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» исследуется многоуровневость творческой деятельности, рассматриваются психофизиологические особенности развития младших школьников, приводятся факторы, влияющие на творческое развитие младших школьников, а также раскрываются основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве музыки.

     Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников на уроках музыки» проведена диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников, раскрыта последовательность организации и проведения исследования по развитию познавательных процессов детей, показана эффективность разработанной методики и процессе творческой деятельности.

     В Заключении, на основе полученных в ходе теоретического анализа и проведения экспериментальной работы результатов делаются выводы.

     Список  использованной в работе литературы состоит из 45 источников.

 

          Глава 1.

         «Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки»

     1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей

     Известный педагог В. Сухомлинский утверждал, что «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание Человека». Исходя из его слов цель, и смысл педагогики в целом и музыкальной педагогики в частности в настоящее время обозначились отчётливо: это формирование и развитие личности ребёнка. Формируя личность, мы развиваем её интеллект, её индивидуальные способности, формируем её сознание как регулятор поведения и развиваем мышление, формируя ядро личности – её самосознание.1

Информация о работе Организация творческой деятельности