Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа
Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.
Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.
Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59
Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение
№2 59
Организация творческой деятельности наиболее благоприятна для развития творческих способностей средствами музыки. Особенно в младший школьный возраст, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов мышления. В настоящее время односторонне рационалистический подход образовательной системы переживает кризис, и взоры многих педагогов и родителей обращены в сторону искусства.
Долгие годы внимание исследователей сосредотачивалось на отдельных компонентах процесса обучения и воспитания. И только в XX веке педагоги обратились к личности ребенка, стали развивать их мотивации в обучении, пути формирования потребностей. В Европе и в России были созданы концепции, напрямую выводящие к проблемам организации творческой деятельности через музыку. В работах В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой и др., раскрывается смысл музыкального произведения рассматривается через интонации, жанры и стили историко-культурных контекстов эпох. Социальный аспект проблемы исследуется в работах А. Н. Сохора, Р. Г. Тельчаровой, В. Н. Холоповой.
На
современном этапе развития общества
существует реальная общественная потребность
в активизации творческого
Проблема исследования состоит в том, чтобы на основе педагогического анализа изучаемого процесса определить пути преодоления противоречия между потребностями учащихся в творческом развитии и ограниченными возможностями для их удовлетворения в исследуемый период; между потенциалом музыкального воспитания как средства формирования творческой активности ребенка и реальным состоянием духовной культуры общества.
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – музыкально-творческая деятельность как средство реализации творческого потенциала учащихся начальной школы.
Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.
Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.
Задачи исследования:
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
Теоретически - методологической основой исследования являются философские и психологические концепции процесса развития учащихся и роли музыкального искусства в этом процессе; культурологические аспекты исследуемого явления.
Теоретические основы исследования, процесса развития творческих способностей школьников определились в процессе изучения трудов философов, психологов (Л.М. Архангельского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова) , педагогов (Ю.К. Бабанского, А.Б. Щербо и др.) . Научному обоснованию положений исследования способствовали результаты известных ученых в области музыковедения и музыкальной педагогики - Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Н.Д. Леонтовича и др.
Теоретическая значимость. Педагогические выводы и обобщения исследуемого процесса представляют собой один из существенных источников разработки концептуальных идей, связанных с проблемой развития творческого потенциала учащихся и ее решением средствами искусства, в частности музыки, в условиях общеобразовательной школы; все это составляет важную теоретическую основу дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области.
Автором данного исследования используются такие методы, как:
– анализ литературы по исследуемой проблеме;
– обобщение и систематизация теоретического материала;
– целенаправленное педагогическое наблюдение;
– изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей музыки;
– диагностика уровня развития творческой активности, познавательных процессов детей;
–
опытно-экспериментальная
Новизна исследовательской работы состоит в комплексном осмыслении творческой деятельности на уроках музыки. К положениям, выносимым на защиту, можно отнести следующие:
–
выявлены на основе теоретического анализа
различные подходы в
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательной школы-интерната №3 г. Улан-Удэ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методологическая основа, методы исследования.
В первой главе «Методологические и теоритические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» исследуется многоуровневость творческой деятельности, рассматриваются психофизиологические особенности развития младших школьников, приводятся факторы, влияющие на творческое развитие младших школьников, а также раскрываются основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве музыки.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников на уроках музыки» проведена диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников, раскрыта последовательность организации и проведения исследования по развитию познавательных процессов детей, показана эффективность разработанной методики и процессе творческой деятельности.
В Заключении, на основе полученных в ходе теоретического анализа и проведения экспериментальной работы результатов делаются выводы.
Список использованной в работе литературы состоит из 45 источников.
Известный педагог В. Сухомлинский утверждал, что «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание Человека». Исходя из его слов цель, и смысл педагогики в целом и музыкальной педагогики в частности в настоящее время обозначились отчётливо: это формирование и развитие личности ребёнка. Формируя личность, мы развиваем её интеллект, её индивидуальные способности, формируем её сознание как регулятор поведения и развиваем мышление, формируя ядро личности – её самосознание.1