Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа
Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.
Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.
Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59
Метод
экспертной оценки применялся на психолого-педагогических
консилиумах, которые проводились
в контрольной и
Для проведения данного исследования необходимо соблюсти некоторые условия:
-
создать в классе
-
подхватить непосредственность
детской реакции и ненавязчиво
помочь развить ее в
- увлечь детей своим творческим отношением;
-
уметь объективно оценить
- поддержать в детях желание творческого самовыражения.
Задание №1.
Песня «Разноцветная игра». Детям был предложен только аккомпанемент песни, причем, без мелодической линии, но в проигрыше звучала мелодия припева. После прослушивания была проведена вступительная беседа о характере песни в целом, в ходе которой выяснилось, что дети тонко почувствовали характер песни. Далее следовало повторное слушание, после которой шла речь о мелодии в песне, какая она должна быть на их взгляд. После третьего прослушивания детям раздали текс песни, который мы прочитали все вместе, и последовало задание:
-Попробуйте сочинить мелодию к песни с данными словами, затем создать короткий перформанс (театрализованное представление).
Таким образом, дети были поставлены в условия поиска, что позволяло создать на уроке творческую атмосферу.
Отметим наиболее существенные показатели.
Итак, интерес был проявлен у 60% учащихся, только около 32% проявили при этом инициативу, самостоятельность - 35%. Скучное, неточное и исполнение не в характере данной песни наблюдалось у: 64% детей, 15% детей сочиненная мелодия была в характере и даже напоминала мелодии самой песни, в особенности припев и 10% - не просто спели мелодию более точно и в характере, но и с использованием минимальных ритмических движений и сценического представления..
Задание оценивалось по 10 бальной шкале.
10
баллов - высокий интерес к заданию,
сочинение мелодии в характере,
Итак, результаты показали, что почти половина учащихся работали с увлечением и интересом. Сочинение мелодии было для них весьма доступна, но многим детям не хватало умения и навыков для передачи ее характера и точного исполнения мелодии. Не все знали, как реагировать на изменение музыкальной ткани в припеве.
Задание № 2.
Музыкальное произведение «Метелик» С. Майкапара. Задание для детей: воссоздать с помощью музыкально-ритмических движений образ мотылька, изображенного в музыке. Перед прослушиванием была проведена вступительная беседа, в ходе которой учащиеся вспомнили конкретный образ и характерные особенности поведения мотылька. Было предложено каждому представить «своего» мотылька. Какое у него настроение? И с чем связано изменение настроения? Таким образом, дети были поставлены в условия поиска, что позволяло создать на уроке проблемную ситуацию.
Перед повторным прослушиванием внимание детей обращалось на музыкальное оформление окончания пьесы. Что необычного они слышали в конце произведения? Что происходило с мотыльком? В ходе беседы выяснилось, что дети тонко почувствовали смену музыкальных настроений и увидели своего мотылька в различных ситуациях: уснул, намок под дождем, мальчик поймал в сачок.
Уточним,
что последнее предложение
После этой части занятия дети вышли, из класса и им было предложено по несколько человек заходить в класс и на воображаемом лугу изобразить своего мотылька в действиях под музыку.
Отметим наиболее существенные показатели.
Задание оценивалось по 10 бальной шкале.
0-1 балл - ребенок не заинтересован, его движение не соответствуют характеру музыки.
2-3
балла - минимальная
4-5
баллов - проявление интереса, движения
ребенка соответствуют
6-7
баллов - высокий интерес к заданию,
движения ребенка
8-9
баллов – высокий интерес к
заданию, движения ребенка
10
баллов – выполнение всего
вышеперечисленного на высоком
уровне и высокое
Итак, результаты показали, что почти половина учащихся работали с увлечением и интересом. Музыка для них была весьма доступна, но детям не хватало умения и навыков для точной передачи ее характера. Не все знали, как реагировать после паузы на веселость и подвижность музыки в конце произведения.
Задание № 3.
«Я
и ты - музыканты». Задание с использованием
музыкального инструмента – фортепиано.
Педагог первый посылает в класс
первую интонацию, которая состоит
всего из двух нот, но очень характерных
и ярко окрашенных. Принявший ее
ученик подбирает в определенном
регистре эти две ноты и посылает
свою интонацию другому
Задание оценивалось по 10 бальной шкале.
0-1 балл - ребенок не заинтересован, выполняет задачу нехотя.
2-3
балла - минимальная
4-5 баллов - проявление интереса, выполнять задание не старается и часто делает ошибки.
6-7 баллов - высокий интерес к заданию, старается выполнить задание, но допускает ошибки, эмоциональная активность присутствует.
8-9
баллов – высокий интерес к
заданию, эмоциональное
10 баллов – выполнение всего вышеперечисленного на высоком уровне, безошибочно, и высокое эмоциональное состояние.
Итак, результаты показали, что почти половина учащихся работали с увлечением и интересом. Задание было сложное, но доступное, и детям не хватало умения и навыков восприятия на слух, пусть и короткой, но мелодической интонации. Последним ребятам было сложно исполнить все мелодические интонации без ошибок и спотыканий, но некоторые ребята справились с задачей.
Экспериментальная музыкальная работа включала поиски многообразия форм активизации детского восприятия, которые естественно приводили к развитию творческого начала, к рождению многих видов творческой деятельности детей. Интенсивность музыкальных занятий формирует в детях потребность в яркой моторной реакции, что выражалось в элементах дирижирования, в двигательных импровизациях.
Техника движения, техника рисования; все это как следствие проявления творческого начала при восприятии музыки, как естественная потребность в творческом самовыражении.
Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности.
Всё это является ценным
Результаты первоначальной диагностики уровня творческих способностей, познавательных процессов, развитости музыкального мышления учащихся 1 класса показали, что у детей данной возрастной категории данное качество недостаточно развито (высокий уровень в обеих группах представлен лишь 20-30% учащихся). Таблица №1.
Распределение учащихся по группам с различными уровнями развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса (ЭГ) = 12 N2 (КГ) = 12
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||
Уровень | Абс. | % | Абс. | % |
Высокий | 2 | 17% | 3 | 25% |
Средний | 3 | 25% | 4 | 33% |
Низкий | 7 | 58% | 5 | 42% |
Как видно из таблицы, на этапе проведения первого диагностического среза по результатам тестирования в группу с высоким уровнем творческих способностей вошли лишь 20% детей ЭГ. Второму (среднему) уровню соответствовали 30% детей ЭГ. Половина детей (50%), принимавших участие в тестировании показала принадлежность к третьей группе с низким уровнем развитости исследуемого качества.
Тестирование детей КГ дало приблизительно такие же результаты. Качественная характеристика показателей здесь следующая – 25%, 33% и 42% соответственно в каждой группе детей.
Это свидетельствует о