Организация творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.

Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.

Содержание

Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59

Работа состоит из  1 файл

курсоваяАлексеевны.docx

— 141.21 Кб (Скачать документ)

     Метод экспертной оценки применялся на психолого-педагогических консилиумах, которые проводились  в контрольной и экспериментальной  группах. Экспертная оценка определялась в ходе совместного обсуждения показателей развития творческого потенциала учащихся специалистами образовательного учреждения (учителем, воспитателем, психологом, социальным педагогом, представителем администрации школы-интерната).

     Для проведения данного исследования необходимо соблюсти некоторые условия:

     - создать в классе непринужденную  атмосферу, в которой дети будут  чувствовать себя легко и непосредственно;

     - подхватить непосредственность  детской реакции и ненавязчиво  помочь развить ее в конкретном  выражении;

     - увлечь детей своим творческим  отношением;

     - уметь объективно оценить вместе  с ребятами их творческую реализацию  художественного замысла;

     - поддержать в детях желание  творческого самовыражения.

     Задание №1.

     Песня «Разноцветная игра». Детям был  предложен только аккомпанемент  песни, причем, без мелодической линии, но в проигрыше звучала мелодия  припева. После прослушивания была проведена вступительная беседа о характере песни в целом, в ходе которой выяснилось, что  дети тонко почувствовали характер песни. Далее следовало повторное  слушание, после которой шла речь о мелодии в песне, какая она  должна быть на их взгляд. После третьего прослушивания детям раздали  текс песни, который мы прочитали  все вместе, и последовало задание:

     -Попробуйте  сочинить мелодию к песни с  данными словами, затем создать короткий перформанс (театрализованное представление).

     Таким образом, дети были поставлены в условия  поиска, что позволяло создать  на уроке творческую атмосферу.

     Отметим наиболее существенные показатели.

     Итак, интерес был проявлен у 60% учащихся, только около 32% проявили при этом инициативу, самостоятельность - 35%. Скучное, неточное и исполнение не в характере данной песни наблюдалось у: 64% детей, 15% детей сочиненная мелодия была в  характере и даже напоминала мелодии  самой песни, в особенности припев и 10% - не просто спели мелодию более  точно и в характере, но и с  использованием минимальных ритмических движений и сценического представления..

     Задание оценивалось по 10 бальной шкале.

    1. балл – ребенок не заинтересован, не смог произвести мелодическую линию.
    2. балла – минимальная заинтересованность, сочиненная мелодия, короткое выступление не соответствует характеру песни.
    3. баллов – проявление интереса, сочинение мелодии в характере, но неточное инсценирование.
    4. баллов – высокий интерес к заданию, сочинение мелодии в характере, хорошее инсценирование.
    5. баллов - высокий интерес к заданию, сочинение мелодии в характере, отличное инсценирование, эмоциональное проявление.

     10 баллов - высокий интерес к заданию,  сочинение мелодии в характере,  эмоциональность и добавление  музыкально-ритмического проявления, отличное инсценирование.

     Итак, результаты показали, что почти половина учащихся работали с увлечением и  интересом. Сочинение мелодии было для них весьма доступна, но многим детям не хватало умения и навыков для передачи ее характера и точного исполнения мелодии. Не все знали, как реагировать на изменение музыкальной ткани в припеве.

     Задание № 2.

     Музыкальное произведение «Метелик» С. Майкапара. Задание для детей: воссоздать с помощью музыкально-ритмических движений образ мотылька, изображенного в музыке. Перед прослушиванием была проведена вступительная беседа, в ходе которой учащиеся вспомнили конкретный образ и характерные особенности поведения мотылька. Было предложено каждому представить «своего» мотылька. Какое у него настроение? И с чем связано изменение настроения? Таким образом, дети были поставлены в условия поиска, что позволяло создать на уроке проблемную ситуацию.

     Перед повторным прослушиванием внимание детей обращалось на музыкальное  оформление окончания пьесы. Что  необычного они слышали в конце  произведения? Что происходило с  мотыльком? В ходе беседы выяснилось, что дети тонко почувствовали  смену музыкальных настроений и  увидели своего мотылька в различных  ситуациях: уснул, намок под дождем, мальчик поймал в сачок.

     Уточним, что последнее предложение композитор «разрывает» паузой в целый такт, в силу чего последующий характерный  взлет шестнадцатых и стаккатное движение восьмых в высоком регистре воспринимается как взлет-освобождение, либо стремительный перелет на другой невидимый глазу цветок. В виду своих первоначальных представлений ребята предположили, что мотылек благополучно вырвался из сачка, или улетел от птички, либо намокшие крылышки высохли на солнышке и т.д.

     После этой части занятия дети вышли, из класса и им было предложено по несколько человек заходить в класс и на воображаемом лугу изобразить своего мотылька в действиях под музыку.

     Отметим наиболее существенные показатели.

     Задание оценивалось по 10 бальной шкале.

     0-1 балл - ребенок не заинтересован,  его движение не соответствуют  характеру музыки.

     2-3 балла - минимальная заинтересованность, движения ребенка не всегда  соответствуют характеру музыки.

     4-5 баллов - проявление интереса, движения  ребенка соответствуют характеру  произведения, но однотипны и  однообразны.

     6-7 баллов - высокий интерес к заданию,  движения ребенка соответствуют  характеру, показ перемены настроения  «мотылька».

     8-9 баллов – высокий интерес к  заданию, движения ребенка соответствовали  характеру произведения, показ перемены  настроения, видение «мотылька»  в различных ситуациях.

     10 баллов – выполнение всего  вышеперечисленного на высоком  уровне и высокое эмоциональное  состояние.

     Итак, результаты показали, что почти половина учащихся работали с увлечением и  интересом. Музыка для них была весьма доступна, но детям не хватало умения и навыков для точной передачи ее характера. Не все знали, как реагировать  после паузы на веселость и  подвижность музыки в конце произведения.

     Задание № 3.

     «Я  и ты - музыканты». Задание с использованием музыкального инструмента – фортепиано. Педагог первый посылает в класс  первую интонацию, которая состоит  всего из двух нот, но очень характерных  и ярко окрашенных. Принявший ее ученик подбирает в определенном регистре эти две ноты и посылает свою интонацию другому однокласснику  и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все учащиеся групп (экспериментальной  и контрольной) не перебывают за инструментом опять и не настанет очередь учителя, задача которого не проста. Выигрыш  его возможен лишь в том случае, если в финале он сможет собрать  максимально большое количество всех услышанных интонаций в единое смысловое целое. В этой игре не возможен шум и сумятица. Ведь каждому надо придумать свою интонацию, принять чужую, да еще узнать свою в финальной импровизации учителя.

     Задание оценивалось по 10 бальной шкале.

     0-1 балл - ребенок не заинтересован,  выполняет задачу нехотя.

     2-3 балла - минимальная заинтересованность, безэмоциональная активность, выполняет задачу с большой трудностью.

     4-5 баллов - проявление интереса, выполнять  задание не старается и часто  делает ошибки.

     6-7 баллов - высокий интерес к заданию,  старается выполнить задание,  но допускает ошибки, эмоциональная  активность присутствует.

     8-9 баллов – высокий интерес к  заданию, эмоциональное выполнение  задания, минимальное количество  ошибок.

     10 баллов – выполнение всего  вышеперечисленного на высоком  уровне, безошибочно, и высокое эмоциональное состояние.

     Выводы:

     Итак, результаты показали, что почти половина учащихся работали с увлечением и  интересом. Задание было сложное, но доступное, и детям не хватало  умения и навыков восприятия на слух, пусть и короткой, но мелодической интонации. Последним ребятам было сложно исполнить все мелодические интонации без ошибок и спотыканий, но некоторые ребята справились с  задачей.

     Экспериментальная музыкальная работа включала поиски многообразия форм активизации детского восприятия, которые естественно  приводили к развитию творческого  начала, к рождению многих видов  творческой деятельности детей. Интенсивность  музыкальных занятий формирует в детях потребность в яркой моторной реакции, что выражалось в элементах дирижирования, в двигательных импровизациях.

       Техника движения, техника рисования; все это как следствие проявления творческого начала при восприятии музыки, как естественная потребность в творческом самовыражении.

     Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они  чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна  природная активность, вера в свои творческие возможности.

       Всё это является ценным источником  творческого развития младших  школьников. Творчество активизирует  память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех  видах деятельности.

     2.2.Результаты  опытно-экспериментальной  работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов

 

     Результаты  первоначальной диагностики уровня творческих способностей, познавательных процессов, развитости музыкального мышления учащихся 1 класса показали, что у детей данной возрастной категории данное качество недостаточно развито (высокий уровень в обеих группах представлен лишь 20-30% учащихся). Таблица №1.

     Распределение учащихся по группам с различными уровнями развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса (ЭГ) = 12 N2 (КГ) = 12

            Экспериментальная группа      Контрольная группа
     Уровень      Абс.      %      Абс.      %
     Высокий      2      17%      3      25%
     Средний      3      25%      4      33%
     Низкий      7      58%      5      42%
 

     Как видно из таблицы, на этапе проведения первого диагностического среза  по результатам тестирования в группу с высоким уровнем творческих способностей вошли лишь 20% детей  ЭГ. Второму (среднему) уровню соответствовали 30% детей ЭГ. Половина детей (50%), принимавших  участие в тестировании показала принадлежность к третьей группе с низким уровнем развитости исследуемого качества.

     Тестирование  детей КГ дало приблизительно такие же результаты. Качественная характеристика показателей здесь следующая – 25%, 33% и 42% соответственно в каждой группе детей.

       Это свидетельствует о недостаточно  развитых творческих способностей, познавательных процессов,  развитости музыкального мышления учащихся 1 класса.

Информация о работе Организация творческой деятельности