Организация творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.

Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.

Содержание

Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59

Работа состоит из  1 файл

курсоваяАлексеевны.docx

— 141.21 Кб (Скачать документ)

     Какова  же в этом процессе роль творческой деятельности? Выполняя множество жизненно важных задач, призвана решать, быть может, самую главную – воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире.

       За всю историю отечественной  педагогики был накоплен интереснейший  теоретический и практический  опыт, который убеждает нас в  том, что процесс  творческой деятельности, начиная с детского возраста, и все виды музыкально-исполнительской деятельности управляются и регулируются художественным (музыкальным) сознанием, которое формируется и развивается благодаря процессам художественного (музыкального) мышления.

     Формируя  мышление, мы вводим человека в мир  искусства потому, что это мир, который, в отличие от мира науки, содержит в себе духовные, нравственные ценности: это ИСТИНА, КРАСОТА, ДОБРО, как величайшая самоценность. Следовательно, открывая перед человеком мир  искусства, мы помогаем ему пройти путь познания самого себя и мира, в котором  он живёт.

     При данном подходе, художественное мышление и как разновидность его –  музыкальное мышление – это процесс  самопознания и проявления духовной красоты личности на пути творческого  осмысления и преобразования жизни  и искусства. Л.В.Горюнова, анализируя содержание музыкальных занятий  в школе, подчёркивает необходимость  понимания его как единой совместной художественно-творческой деятельности учителя и учеников, направленной на познание мира и себя, на самосозидание, на раскрытие нравственно-эстетической сущности искусства, на присвоение общечеловеческих ценностей. В отечественной психологии сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности.

     Согласно  С. О. Грузенбергу, понятие творчества предполагает различные подходы, а само творчество может рассматриваться как:

    • синтез процессов мышления и логических построений;
    • совокупность религиозных верований и метафизических представлений, сводимых к формированию мировоззрения;
    • своеобразие явлений внутреннего мира человека, раскрываемых во всем многообразии его душевного опыта;
    • совокупность эстетических эмоций и процессов художественного мышления, деятельность, сводимая к целостному синтетическому эстетическому мироощущению.

     Говоря  об основных особенностях творчества как процесса, психологи выделяют различные составляющие:

     Составляющие творчества
     Деятельность, порождающая нечто качественно  новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью (энциклопедический  словарь);            Деятельность, в ходе которой «всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития»;      
     Мыслительная  и практическая деятельности, при  которых «новизна объективна социально значима, если результат действительно новый ¶в контексте истории культуры, если же он нов лишь для его автора, то новизна субъективна, не имеет общественного значения»;      Деятельность, направленная на «созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего  развитию человека и общества»

     Следовательно, творчество можно рассматривать  как вид человеческой деятельности, для которой характерно:

     а) наличие противоречия, проблемной ситуации, творческой задачи;

     б) социальная и личная значимость для  субъекта деятельности;

     в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

     г) наличие субъективных (личностных качеств  — знаний, умений, особенно положительной  мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

     д) новизна и оригинальность процесса или результата.

     Таким образом, творчество понимается как специфический вид неадаптивной продуктивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта субъекта.

     В процессе творческой деятельности человек  осуществляет процесс своего общения  с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

     Творчество  способно объединить и отдых и  труд. Большая часть творческой деятельности в современном обществе занята разными  видами отдыха.

     Определение творчества распадается на четыре основных группы.

     - Творчество как созерцание, связанное  с высоким уровнем культуры  и интеллекта; это состояние ума  и души. В этой концепции творчество  обычно рассматривается с точки  зрения эффективности, с какой  человек делает что- либо.

     - Творчество как деятельность - обычно  характеризуется как деятельность  не связанная с работой. Это  определение творчества  включает  ценности самореализации.

     Таким образом, можно констатировать, что  сущностью творческой деятельности  является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для  выбора рода занятий и степени  активности пространственно-временной  среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). 2

     Творческое  самоосуществление личности школьника  – актуализация генетически запрограммированных  задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают  в коллективной творческой деятельности, сущностью которого является свободная  творческая деятельность. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Через механизм эмоционального восприятия и переживания школьники максимально активно усваивают элементы творческой деятельности.

       Которые закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

     Оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В процессе творчества происходит узнавание нового в самых  разнообразных областях знания: расширяется  художественный кругозор; постигается  процесс технического творчества; происходит знакомство с историей, музыкой, природой, с миром в целом.

     Однако  сама по себе творческая деятельность не является показателем ценностей. Самое главное заключается в  характере ее использования, степени  ее социальной насыщенности. Творческая деятельность может стать могучим  стимулом для развития личности. В  этом заключены ее прогрессивные  возможности.

     Анализ  основных психологических новообразований  и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные  требования к организации обучения как творческого процесса, который  ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и  способы его преобразования3 предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

     В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения  творческих видов деятельности.

     Познание — «...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания» 4.

     Преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний5.

     Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях 6.

     Творческое  применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

     Все это позволяет определить понятие  «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

     Познавательная мотивация  творчества младшего школьника проявляется  в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

     Ученые  отмечают динамику самой исследовательской  активности творчества ребенка. К 7-8 годам  творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем  по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский  диапазон учащихся.

     Это приводит к тому, что уже в младшем  школьном возрасте основным компонентом  творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

     Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка  часто сопровождается проявлением  оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности. Проблема детского творчества является одной из наиболее актуальных и недостаточно разработанных в музыкальной педагогике. Ее решение тесно связано с проблемой формирования и развития личности ребенка.

     Проблемой творчества занимались ещё античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Интересна, например, идея Платона, в чём-то предвосхитившая З.Фрейда, изложенная в учении об эросе(7Ксеня). Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания7

     Думая о творческом акте, перенося его  в сферу музыкального искусства, уточняем смысл словосочетания творить  музыку – давать бытие музыке, производить  музыку, создавать музыку, рождать  музыку и т.д.

     Переместим  свои изыскания из области общих  размышлений в совершенно конкретную – область общего музыкального образования  – и посмотрим на проблему музыкального творчества с точки зрения творческой деятельности в общеобразовательной школе в целом. Может ли эта деятельность быть не творческой, но при этом музыкальной? Синоним ли в таком случае слову «творческая» слово «музыкальная»? Может ли эта деятельность быть недостаточно творческой или очень творческой?

     К сожалению, приходится начинать именно с этого, поскольку подобные нелепые  оценки достаточно распространены в  современном музыкальном образовании  на всех уровнях.

     Разделение  творческого акта, результатом которого было возникновение самой музыки, на средства музыкальной выразительности (а следовательно, и способов их освоения) и на сам исток – творчество произошло исторически закономерно. Результатом этого стало отторжение самой музыки от жизни в том смысле, что она, так же как и творчество, стала бы её дополнением – переменой деятельности, отдыхом, фоном, развлечением, украшением… И лишь для очень небольшого количества людей музыка осталась смыслом и необходимостью существования.

     В своё время, решая проблему нового музыкального общего образования, совершая музыковедческое  открытие и, одновременно снимая комплекс недооценки возможностей общего отечественного образования, Д.Б.Кабалевский нашёл «ключ» к освоению образно-смыслового содержания мировой музыкальной классики через жанровое (песня, танец, марш) обобщение.

     В настоящий момент продолжаются поиски новых технологий освоения пространства этой концепции и одна из них связана  с процессом, к которому сам Д.Б.Кабалевский, в рамках программы для общеобразовательной школы, относился очень осторожно – это импровизация и сочинение музыки. В своей программе по музыке для 1-3 классов общеобразовательной школы он писал: «Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому импровизацию нельзя рассматривать, как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие её не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки». ( стр.199-200)8

Информация о работе Организация творческой деятельности