Организация творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.

Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.

Содержание

Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59

Работа состоит из  1 файл

курсоваяАлексеевны.docx

— 141.21 Кб (Скачать документ)

     Важнейшим из заданий в области эстетического  воспитания в начальных классах  является последовательное и систематическое  обогащение музыкального опыта детей, формирование у них навыков восприятия и исполнения музыки.

     В этом возрасте обогащается эмоциональная  жизнь детей, накапливается определенный жизненный и художественный опыт, в значительной степени развивается  их речь. Дети ощущают выразительность  эпитетов и сравнений, это дает им возможность делиться своими впечатлениями. Приобретается определенный опыт общения  с музыкой.

     Разнообразной становится их музыкальная деятельность, реализующаяся в исполнении песен, танцев. Воплощение музыкально-игровых  образов в движении приобретает  выразительность, что придает учащимся дополнительные возможности для  передачи своего отношения к музыке.

     Более зрелыми становятся проявления музыкальных  способностей детей в сфере мелодического  слуха. Ученики могут узнавать знакомую мелодию, определять её характер и способы  музыкальной выразительности.18

     Следует помнить, что восприятие младших  школьников отличается неустойчивостью  и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной  любознательностью». Внимание младших  школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Мышление у детей начальной школы развивается  от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Значительно обогащается словарный запас ребёнка.

     Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Она имеет  по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.

     К концу первого года обучения, у учащихся выравнивается состояние их музыкальной подготовки, накапливаются конкретные знания и навыки к разным видам музыкальной деятельности.

     Дети, завершившие второй год обучения, к этому времени овладевают опытом в исполнении песен, в том числе  с ритмическим сопровождением, и  танцевальными движениями. Они достаточно четко определяют характер, темп, динамику, с интересом исполняют песни  как индивидуально, так и группами, умеют анализировать свое пение  и пение друзей.

     Обучаясь  в третьем классе, дети проявляют  готовность к еще более глубокому  анализу произведений, выражению  своих впечатлений об услышанной музыке, без особого труда определяют жанр музыки, ориентируются в простых  формах, интонациях. Определенного  уровня в этом возрасте достигает  музыкальный слух, чувство ритма. Ученики проявляют стремление к  самоутверждению, поэтому они с  удовольствием импровизируют и  исполняют иные творческие задания.

     Учащиеся  третьего года обучения уже более  сосредоточены и внимательны. У  них интенсивно развивается память, мышление, однако в работе с ними еще требуется достаточно частая смена видов музыкальной деятельности, обращение к приемам, предполагающим применение наглядных методов обучения, использования игровых ситуаций.

     К концу учебного года учащиеся должны овладеть конкретными вокально-хоровыми навыками, исполнять песенный репертуар  с отдельными заданиями, овладеть навыками двухголосного пения, осмысленно воспринимать музыку, определять жанр, темп и другие способы музыкальной выразительности.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что у детей младшего школьного возраста заложены большие  возможности для их художественно-эстетического развития. При правильной организации творческой деятельности, с одной стороны, у младших школьников закладываются предпосылки для развития эстетических чувств. С другой стороны, интенсивное развитие у них получают компоненты, сопутствующие этому процессу – развивается музыкальный слух, способность к слуховому представлению мелодии, критическому анализу услышанных музыкальных произведений, возможность выражения собственных впечатлений и т.д.

     Обобщая сказанное, мы можем сделать вывод  о том, что в этом возрасте становится активным весь комплекс «психического  строительного материала», необходимый  для формирования музыкального мышления: сенсорно-перцептивная активность обеспечивает богатое слуховое восприятие; моторная активность позволяет прожить, «отработать» движениями разного типа и уровня метроритмическую и, шире, временную  природу музыки; эмоционально-выразительная  активность служит залогом эмоционального переживания музыки; и, наконец, интеллектуально-волевая активность способствует возникновению внутренней мотивации. 19

     Данный  период детства характерен тем, что  у его представителей ещё не сложилась  система ценностей. Это обусловлено  природой возраста и особенностью межличностных  отношений в этот период: младших  школьников отличает доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат. Поэтому дети с лёгкостью  принимают чужие ценностные ориентации.

     Огромная  ответственность в формировании умственных действий детей возложена  на учителе, поскольку он, как правило, является одним из наиболее значимых для ученика людей. Ребёнок же принимает все его ожидания и  старается им соответствовать. Поэтому  организация творческой деятельности на уроках будут в дальнейшем способствовать более глубокому и адекватному постижению смысла музыкальных произведений и их эмоциональному закреплению.

         Глава 2.

         Опытно-экспериментальная  работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки»

         2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента

 

     Людям всегда был и будет свойственен  поиск нового в любой области  жизни. Человек, едва научившись ходить и летать, уже проявляет интерес  к окружающему миру. Но уже что-то придумывает и изобретает.

     Главная задача воспитателей и педагогов  состоит в том, чтобы разбудить  в человеке заложенные природой способности  и задатки, не подавить в нём стремление к творчеству.

     Цель  данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности  на уроках музыки.

     Гипотеза: В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.

     Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

     1. Выявить на основе анализа литературы по теме исследования характерные признаки понятия «организации творческой деятельности».

     2. Определить эмпирические показатели уровней сформированности творческой активности, познавательных процессов у младших школьников в условиях музыкальных занятий.

     3. Определить наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации творческой  деятельности на уроках музыки по активизации творческих способностей, познавательных процессов младших школьников;

     4. Проанализировать процесс формирования теоретических основ исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

     5. Рассмотреть методы и приемы, которые способны развить творческий потенциал учащихся на уроках музыки.

     6. Экспериментально апробировать педагогические приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческого потенциала в процессе творческой деятельности.

     7. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

     Исследование  проводилось на базе общеобразовательной  школы-интерната № 3 города Улан-Удэ в первых классах.

     В исследовании приняло участие 24 ребенка  младшего школьного возраста (7-8 лет). Из них 12 учащихся входили в экспериментальную группу, 12 учащихся в контрольную группу.

     В течение года с экспериментальной  группой проводились различные  творческие упражнения, задания, приемы и методы, способствующие развитию творческого потенциала, в контрольной группе типовые уроки музыки.

     Творчество  ребенка оценивалось по степени  развитости его потенциала, который  в свою очередь может проявляться  в импровизационном пении, музицировании на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях и других продуктах творческой деятельности.

     Задачи  эксперимента требовали разработки специальной программы корректирующего  воздействия на учащихся с целью  изменения ситуации.

       Опытно-экспериментальная работа  строилась на организации творческой  деятельности учащихся 1 класса на  уроках музыки. 

     Период  младшего школьного возраста является сензитивным для развития творческих способностей, музыкального мышления. В это время маленькие школьники стремятся удовлетворить свою повышенную потребность в творчестве.

     Думается, что именно эти особенности необходимо, прежде всего, иметь в виду, чтобы  вовлечь школьников в творческую деятельность.

     При проведении экспериментальных занятий, мы учитывали, что у детей наиболее развито эмоционально-образное мышление, поэтому вовлечение в творческую деятельность формирует у учащихся художественно-образное мышления –  творческий акт, то есть внесение в  мир нового, ранее может даже не существовавшего.

     В ходе проведения таких занятий мы считали, что развитие творческих способностей, познавательных процессов детей  будет протекать наиболее успешно  через осмысление самостоятельно и  интуитивно найденных ребёнком средств  музыкальной выразительности в  процессе музыкальной импровизации в процессе самостоятельной творческой деятельности.

     В связи с этим, нами была разработана  система музыкально-творческих заданий, в которые включались все виды музыкальной импровизации: ритмическая, вокальная, инструментальная, вокально-инструментальная. Музыкально-литературная, танцевально-двигательная, театрализованная импровизация.

           Основной  целью музыкально-творческих занятий  было:

    • Обогащение музыкально-творческого и познавательного опыта детей;
    • Расширение музыкального кругозора, более глубокое проникновение в процессе музыкального творчества и содержание музыкальных произведений;
    • Формирование способности к продуктивному мышлению, воображению, фантазии, интуиции, музыкально-слуховым представлениям.

     Для диагностики развития творческих способностей, познавательных процессов путем организации творческой деятельности на уроках музыки использовались следующие методические подходы:

     1.Беседа  с детьми;

     2.Наблюдение  и анализ творческой деятельности;

     3.Экспериментальные  занятия;

     4.Самооценка  параметров творческого развития.

     Все эти методические подходы к изучению творческого развития дают только приблизительную  оценку данной способности, поскольку  для полного и яркого развертывания  этого процесса требуются специальные  условия (установка, мотивация, вдохновение, специфические переживания.

     Для выявления уровня развития творческого  процесса был проведен констатирующий эксперимент.

     В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

  1. Отобрать диагностические методы для оценки уровня творческого потенциала у детей младшего школьного возраста.
  2. Апробировать диагностический комплекс.
  3. Выявить качественные особенности творческого потенциала испытуемых.

     Констатирующий  этап эксперимента позволил выявить  исходный уровень творческого потенциала учащихся.

     Опираясь  на характеристики выявленных уровней, на констатирующем этапе нашего исследования мы определили первоначальный, исходный уровень творческого потенциала у каждого ученика экспериментальной  и контрольной групп. С этой целью были использованы разработанные диагностические методики, которые включали: план комплексного наблюдения, задания-тесты практического характера. Каждому уровню творческого потенциала соответствовала определенная количественная оценка.

Информация о работе Организация творческой деятельности