Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа
Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.
Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.
Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59
Важнейшим
из заданий в области
В этом возрасте обогащается эмоциональная жизнь детей, накапливается определенный жизненный и художественный опыт, в значительной степени развивается их речь. Дети ощущают выразительность эпитетов и сравнений, это дает им возможность делиться своими впечатлениями. Приобретается определенный опыт общения с музыкой.
Разнообразной становится их музыкальная деятельность, реализующаяся в исполнении песен, танцев. Воплощение музыкально-игровых образов в движении приобретает выразительность, что придает учащимся дополнительные возможности для передачи своего отношения к музыке.
Более зрелыми становятся проявления музыкальных способностей детей в сфере мелодического слуха. Ученики могут узнавать знакомую мелодию, определять её характер и способы музыкальной выразительности.18
Следует
помнить, что восприятие младших
школьников отличается неустойчивостью
и неорганизованностью, но в то же
время остротой и свежестью, «созерцательной
любознательностью». Внимание младших
школьников непроизвольно, недостаточно
устойчиво, ограничено по объему. Мышление
у детей начальной школы
Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Она имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.
К концу первого года обучения, у учащихся выравнивается состояние их музыкальной подготовки, накапливаются конкретные знания и навыки к разным видам музыкальной деятельности.
Дети, завершившие второй год обучения, к этому времени овладевают опытом в исполнении песен, в том числе с ритмическим сопровождением, и танцевальными движениями. Они достаточно четко определяют характер, темп, динамику, с интересом исполняют песни как индивидуально, так и группами, умеют анализировать свое пение и пение друзей.
Обучаясь в третьем классе, дети проявляют готовность к еще более глубокому анализу произведений, выражению своих впечатлений об услышанной музыке, без особого труда определяют жанр музыки, ориентируются в простых формах, интонациях. Определенного уровня в этом возрасте достигает музыкальный слух, чувство ритма. Ученики проявляют стремление к самоутверждению, поэтому они с удовольствием импровизируют и исполняют иные творческие задания.
Учащиеся
третьего года обучения уже более
сосредоточены и внимательны. У
них интенсивно развивается память,
мышление, однако в работе с ними
еще требуется достаточно частая
смена видов музыкальной
К
концу учебного года учащиеся должны
овладеть конкретными вокально-хоровыми
навыками, исполнять песенный репертуар
с отдельными заданиями, овладеть навыками
двухголосного пения, осмысленно воспринимать
музыку, определять жанр, темп и другие
способы музыкальной
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста заложены большие возможности для их художественно-эстетического развития. При правильной организации творческой деятельности, с одной стороны, у младших школьников закладываются предпосылки для развития эстетических чувств. С другой стороны, интенсивное развитие у них получают компоненты, сопутствующие этому процессу – развивается музыкальный слух, способность к слуховому представлению мелодии, критическому анализу услышанных музыкальных произведений, возможность выражения собственных впечатлений и т.д.
Обобщая сказанное, мы можем сделать вывод о том, что в этом возрасте становится активным весь комплекс «психического строительного материала», необходимый для формирования музыкального мышления: сенсорно-перцептивная активность обеспечивает богатое слуховое восприятие; моторная активность позволяет прожить, «отработать» движениями разного типа и уровня метроритмическую и, шире, временную природу музыки; эмоционально-выразительная активность служит залогом эмоционального переживания музыки; и, наконец, интеллектуально-волевая активность способствует возникновению внутренней мотивации. 19
Данный период детства характерен тем, что у его представителей ещё не сложилась система ценностей. Это обусловлено природой возраста и особенностью межличностных отношений в этот период: младших школьников отличает доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат. Поэтому дети с лёгкостью принимают чужие ценностные ориентации.
Огромная ответственность в формировании умственных действий детей возложена на учителе, поскольку он, как правило, является одним из наиболее значимых для ученика людей. Ребёнок же принимает все его ожидания и старается им соответствовать. Поэтому организация творческой деятельности на уроках будут в дальнейшем способствовать более глубокому и адекватному постижению смысла музыкальных произведений и их эмоциональному закреплению.
Людям всегда был и будет свойственен поиск нового в любой области жизни. Человек, едва научившись ходить и летать, уже проявляет интерес к окружающему миру. Но уже что-то придумывает и изобретает.
Главная задача воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы разбудить в человеке заложенные природой способности и задатки, не подавить в нём стремление к творчеству.
Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.
Гипотеза: В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Выявить на основе анализа литературы по теме исследования характерные признаки понятия «организации творческой деятельности».
2. Определить эмпирические показатели уровней сформированности творческой активности, познавательных процессов у младших школьников в условиях музыкальных занятий.
3. Определить наиболее эффективные формы, методы и педагогические условия организации творческой деятельности на уроках музыки по активизации творческих способностей, познавательных процессов младших школьников;
4. Проанализировать процесс формирования теоретических основ исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных педагогов.
5. Рассмотреть методы и приемы, которые способны развить творческий потенциал учащихся на уроках музыки.
6. Экспериментально апробировать педагогические приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческого потенциала в процессе творческой деятельности.
7. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы-интерната № 3 города Улан-Удэ в первых классах.
В исследовании приняло участие 24 ребенка младшего школьного возраста (7-8 лет). Из них 12 учащихся входили в экспериментальную группу, 12 учащихся в контрольную группу.
В течение года с экспериментальной группой проводились различные творческие упражнения, задания, приемы и методы, способствующие развитию творческого потенциала, в контрольной группе типовые уроки музыки.
Творчество ребенка оценивалось по степени развитости его потенциала, который в свою очередь может проявляться в импровизационном пении, музицировании на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях и других продуктах творческой деятельности.
Задачи
эксперимента требовали разработки
специальной программы
Опытно-экспериментальная
Период младшего школьного возраста является сензитивным для развития творческих способностей, музыкального мышления. В это время маленькие школьники стремятся удовлетворить свою повышенную потребность в творчестве.
Думается, что именно эти особенности необходимо, прежде всего, иметь в виду, чтобы вовлечь школьников в творческую деятельность.
При проведении экспериментальных занятий, мы учитывали, что у детей наиболее развито эмоционально-образное мышление, поэтому вовлечение в творческую деятельность формирует у учащихся художественно-образное мышления – творческий акт, то есть внесение в мир нового, ранее может даже не существовавшего.
В ходе проведения таких занятий мы считали, что развитие творческих способностей, познавательных процессов детей будет протекать наиболее успешно через осмысление самостоятельно и интуитивно найденных ребёнком средств музыкальной выразительности в процессе музыкальной импровизации в процессе самостоятельной творческой деятельности.
В связи с этим, нами была разработана система музыкально-творческих заданий, в которые включались все виды музыкальной импровизации: ритмическая, вокальная, инструментальная, вокально-инструментальная. Музыкально-литературная, танцевально-двигательная, театрализованная импровизация.
Основной целью музыкально-творческих занятий было:
Для диагностики развития творческих способностей, познавательных процессов путем организации творческой деятельности на уроках музыки использовались следующие методические подходы:
1.Беседа с детьми;
2.Наблюдение
и анализ творческой
3.Экспериментальные занятия;
4.Самооценка
параметров творческого
Все эти методические подходы к изучению творческого развития дают только приблизительную оценку данной способности, поскольку для полного и яркого развертывания этого процесса требуются специальные условия (установка, мотивация, вдохновение, специфические переживания.
Для выявления уровня развития творческого процесса был проведен констатирующий эксперимент.
В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
Констатирующий этап эксперимента позволил выявить исходный уровень творческого потенциала учащихся.
Опираясь
на характеристики выявленных уровней,
на констатирующем этапе нашего исследования
мы определили первоначальный, исходный
уровень творческого потенциала
у каждого ученика