Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа
Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.
Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.
Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59
С
целью получения более высоких
результатов нами была организована
опытно-экспериментальная
После проведения уроков по указанным методикам была сделана повторная оценка уровня творческих способностей учащихся 1 класса. Результаты проведённой диагностики после соответствующего обобщения и обработки были приведены к статистическому виду, нашедшему отражение в таблице 2.
В экспериментальной группе проводились различные творческие упражнения, задания, приемы и методы, способствующие развитию творческого потенциала, в контрольной группе типовые уроки музыки.
Результаты
опытно-экспериментальной
Таблица № 2
Распределение учащихся ЭГ и КГ по группам с различными уровнями развитости творческих способностей на этапе повторного диагностирования N1 (ЭГ) = 12 N2 (КГ) = 12
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Уровень | Абс. | % | Абс. | % | |
Высокий | 6 | 50 | 2 | 17 | |
Средний | 4 | 33 | 6 | 50 | |
Низкий | 2 | 17 | 4 | 33 |
Как видим, организация творческой деятельности на уроках музыки, уровень развитости творческих способностей, познавательных процессов значительно вырос. Так, из 12 учащихся экспериментальной группы (ЭГ) 50% отнеслись к высокому уровню, на среднем и низком уровнях остались в среднем по 20% детей.
Сравнивая исходный и конечный результаты уровня развитости у учеников творческих способностей, в процессе опытно-экспериментальной работы, можно выявить динамику роста. Результаты такого сравнения в экспериментальной группе, приведены в таблице № 3,№4:
Таблица № 3.
Уровни развитости творческих способностей учащихся 1 класса экспериментальной группы
Исходный уровень | Конечный уровень | ||||
Уровень | Абс. | % | Уровень | Абс. | % |
Высокий | 2 | 17 | Высокий | 6 | 50 |
Средний | 3 | 26 | Средний | 4 | 33 |
Низкий | 7 | 58 | Низкий | 2 | 17 |
Таблица №4
Уровни развитости творческих способностей учащихся 1 класса контрольной группы
Исходный уровень | Конечный уровень | ||||
Уровень | Абс | % | Уровень | Абс. | % |
Высокий | 3 | 26% | Высокий | 2 | 17% |
Средний | 4 | 33% | Средний | 6 | 50% |
Низкий | 5 | 41% | Низкий | 4 | 33% |
Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют сделать следующие выводы:
1. Организация творческой деятельности средствами музыки, имеет свою специфику. Она обусловлена тем, что учащимся предлагалось погрузиться в творческий процесс, самостоятельно импровизировать.
2. Развитие творческих способностей, учащихся 1 класса на уроке музыке возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт:
-создание в классе творческой атмосферы, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно;
- Организация творческой деятельности, проводимая учителем по развитию творческих способностей учащихся;
-
подхватить непосредственность
детской реакции и ненавязчиво
помочь развить ее в
- увлечь детей своим творческим отношением;
-
уметь объективно оценить
- поддержать в детях желание творческого самовыражения.
3.
Проведенная опытно-
В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение.
Творчество
ребят связано с
Организация творческой деятельности является необходимым условием для развития психических процессов личности. Для творческого акта сообразно длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить.
Детское
творчество на уроках музыки, конечно,
не искусство оно представляет собой
познавательно-поисковую
Творчество учащихся тем и
ценно, что они сами открывают
что-то новое, ранее не
Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко.
Так, Б.Л. Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю позволять за ходом музыкальной мысли ребенка.
Б.В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей.
Б.М.Теплов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно мнению Н.А.Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира.
Творческое
начало у младших школьников может
проявляться в пении простейших
мотивов, часто возникающих
В настоящее время развитие художественно творческих способностей детей рассматривается как одна из важнейших задач восприятия, - в уроки музыки вводится импровизация. При этом с точки зрения опоры на ту или другую сторону мышления, можно различать три главных направления.
1.
Опора на музыкально-
Дети
учатся импровизировать, выражая в
своем пении различные
2.
Опора на музыкально-
Сюда относятся упражнения типа вокальной импровизации последовательностей звуков с названием нот или ладовых ступеней в медленном темпе, без внимания к ритму и форме возникающей «мелодии». Детям дается сугубо теоретическая инструкция, от них не требуется ни выразительности мелодии, ни даже элементарной музыкальной осведомленности. «Пусть это будет до некоторой степени бесформенный набор звуков; здесь важно, что верно спетые и верно названные звуки… требуют предварительной работы и мысли…» Боголюбова Н. Творческие упражнения как средство активизации слухового внимания. В сборнике статей «Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся» Л. 1959, с. 20.
Дети
начинают играть звуками, это их интересует,
увлекает. Начинает работать музыкальное
мышление, опирающееся на слуховые
представления. В этом решающее значение
имеют собственные поиски учащихся.
Однако отсутствие установки на художественную
выразительность формализует
3.
Опора на художественно-
В
дошкольном возрасте дети импровизируют
разнообразные телодвижения к пению,
танцам, игре на музыкальном инструменте.
Характер мелодических и поэтических
образов дети выражают сначала в
ритмических импровизациях, но в
то же время у них формируется
ладовая настройка слуха. Позднее
создаются мелодии к
Понятийное мышление детей направляется на разнообразные свойства музыкального исполнения (темп, динамику, артикуляцию). Основная деятельность – игровая.
С поступлением в школу дети оказываются перед новыми, значительно боле сложными задачами, которые они будут решать на всем протяжении обучения: изучая музыкальные произведения, добиваться развитого музыкального мышления и основной ориентировки в мире музыки.
Для
этого необходимо глубокое и точное
осознание закономерностей
Такое
направление музыкально-