Организация творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.

Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.

Содержание

Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59

Работа состоит из  1 файл

курсоваяАлексеевны.docx

— 141.21 Кб (Скачать документ)

     Опираясь  на изученные методы, нами были изобретены упражнения, и задания на развитие творческого начала. Они представлены в таблице №1. 

 

     Таблица № 1. Упражнение на развитие детского творчества.

     Упражнение      Цель      Оборудование      Время проведения

     (мин)

     Танец «Кузнечика»      Развитие  художественного воображения и  ритмического движения      Аудиозапись      10
     Упражнение  «Звучащая живопись»      Развитие  воображения и активизация эмоционального восприятия      Альбомные листы, краски      15-20
     Задание «стань поэтом»      Развитие  эмоционального восприятия и поэтического творчества             10
     Задание

     «Ты композитор»

     Развитие  музыкального мышления             10
     Упражнение

     «Пантомима»

     Развитие  театральных навыков и эмоционального восприятия             10-15
     Задание «Проиллюстрируй пьесу»      Развитие  театральных навыков и эмоционального восприятия      Декорации сказочной страны      10-15
     Игра

     «Перевоплощение»

     Развитие  музыкальных представлений, воображения  и вокальных навыков      Костюм  Бабы Яги, парик и метла      10-15
     Школа «волшебных превращений»      Развитие  слуховых представлений      Альбомный лист, карандаш и ластик      10
 

     После проведения различных упражнений и  заданий следуют правильно оценить  степень их развития творческого  потенциала.

     Таблица № 2. Степень творческого потенциала

     Уровень      Характерная степень творческого потенциала
     Низкий  уровень      Неустойчивым  интересом к творческой деятельности, слабовыраженной увлеченностью, сниженными познавательными интересами. Знания, умения и навыки учащихся недостаточно полные и позволяют осуществлять лишь репродуктивную творческую деятельность. Способность к саморефлексии развита недостаточно. Уровень самооценки и притязаний - чаще всего занижен.
     Средний уровень      Предполагает  появление осознанного интереса к творческой деятельности. Наблюдается  стойкое проявление познавательного  интереса. Знания, умения и навыки учащихся позволяют осуществлять элементное творческое преобразование объекта  деятельности. У ряда учащихся проявляется  способность к созданию чего-либо нового с помощью педагога. Рефлексивная позиция связана с осознанием собственной деятельности (трудовой, коммуникативной, учебной и т. д.); однако творческий подход к ее реализации сформирован недостаточно. Уровень самооценки и притязаний близок к адекватному.
     Высокий уровень      Отличается  устойчивой потребностью в творческой деятельности, способностью к самостоятельному творчеству, созданию новых, оригинальных объектов. Опыт творческой деятельности позволяет выявлять проблемы, планировать  и осуществлять их разрешение, прогнозировать результаты. Учащиеся способны адекватно  реализовать себя в различных  видах деятельности. Рефлексивная позиция  основывается на адекватном уровне развития самоанализа и самооценки.
 

     Не  суть как важно ответить на вопрос, из чего «состоит» музыка. Важнее решить для себя, что такое прожить  жизнь в музыке (а может быть, даже и музыкой). Можно ли услышать музыкальную «партитуру Мира» и  в ней различить свой собственный  голос? Что значит творить (сочинять, исполнять, слушать) музыку, и зачем  человек это делает?

     Самым необходимым делом в данном направлении  я считаю правильно организовать творческий процесс на уроках музыки, развить способность к импровизации.

     Творческий  инстинкт проявляется у детей  всегда в непременном стремлении меньше созерцать или механически  выполнять предначертанное, но охотнее  самим участвовать и вносить  свое. Как приятно оживлен ребенок, когда он рассказывает о заинтересовавшем его событии, об испытанном приключении  или излагает сочиненную им сказку. И как, напротив, официально ведут  себя дети, повторяя что-либо против воли выученное. Так происходит и в  музыке. Поэтому, как только у детей  накопится некоторое достаточное количество слуховых впечатлений, необходимо попробовать с ними импровизировать.12

     Теперь, имея представление о структуре  творческой деятельности, рассмотренной нами выше, наметим уровни и выделим составляющие компоненты творческой деятельности.

     Прежде  всего, мы исходим из положения, что  творческая деятельность, являясь продуктом интеллектуальной деятельности, подчиняется общим закономерностям человеческого мышления и поэтому совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

     Второе исходное положение заключается в том, что творческая деятельность является одним из видов художественного мышления.

     Третьеэто мышление, имеющее творческий характер, и четвертоев нем проявляются специфические свойства музыки.

     Процесс творчества глубоко исследовал советский психолог С.Рубинштейн. В основу его концепции С.Л. Рубинштейна положена следующая мысль: «основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности», творчество является процессом потому, что оно «есть непрерывное взаимодействие человека с объектом» 13

     

     По  мнению Б. М. Теплова «восприятие  музыки – это музыкальное познание мира, но познание эмоциональное». Творческая деятельность является необходимым  условием восприятия музыки. Современная  наука, доказывает, что эмоции и чувства  развиваются и играют исключительно  важную роль в структуре мыслительной деятельности человека.14

       Идеи о единстве познавательных и эмоциональных процессов пронизывают все работы Рубинштейна. Развитие эмоций происходит в единстве с развитием мышления. Источником эмоций становится смысловое образование, которое является главным стимулом, мотивом в деятельности человека, и тем самым эмоции выполняют регулирующую функцию деятельности.

     Прогрессивные педагоги мира единодушны в том, что  эта активная музыкальная творческая деятельность является естественной для ребенка уже с самого раннего возраста. Эдгар Виллемо пишет: «Первоначальное музыкальное воспитание предназначается для всех детей без исключения. Основные элементы музыки (моторика, слух, эмоциональность, интеллект) заложены в ребенке, и речь идет о том, чтобы привнести их ребенку извне, и о том, чтобы высвободить его творческие силы». Музыкальное творческое развитие детей связанно с естественным ростом их внутренних потребностей, способностей и способов деятельности.

     Развитие  детского творчества во многом зависит  от активности самого ребенка. Во всех областях жизни ребенок постоянно  открывает новые, неизвестные ему  явления. Первые опыты по влиянию  окружающей действительности происходят исключительно по инициативе ребенка.

     Музыкальное воспитание должно включать в себя заботу о развитии не только художественного  воспитания, но и продуктивных форм художественной деятельности, того, что  обычно называется художественном творчеством. Очень важно эту непосредственную детскую активность и инициативу сохранять и использовать не только в раннем возрасте, но и в течение всей жизни.

     В. Давыдов пишет: «Учить творчеству…..прежде всего, учить аргументации, выработать у детей приемы аналитического мышления». Необходимо учесть значение этой мысли для художественного творчества, развитие осознанного его компонента. Осознанность творчества (художественная форма, система критерий и оценок) – второй из обязательных компонентов деятельности в получении художественно-творческого результата.15

     1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста

 

     Я. А. Коменский, выдающийся чешский педагог, был первым, кто настаивал на строгом  учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития.

       «Всё подлежащее усвоению должно  быть распределено сообразно  ступеням возраста так, чтобы  предлагалось для изучения только  то, что доступно восприятию в  каждом возрасте», – писал  Я. А. Коменский. Учет возрастных  особенностей – один из основополагающих  педагогических принципов.16

     Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6 – 7 до 10 – 11 лет (I – IV классы школы). В этот период начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребёнка с окружающими.

     У детей младшего школьного возраста происходят значительные перемены в  психическом развитии. Если дошкольникам, например, трудно представить переживания  другого человека, увидеть себя в  других ситуациях из-за небольшого жизненного опыта, то на начальном этапе  обучения в школе у детей более  развита эмпатическая способность, которая позволяет им встать в  позицию другого, переживать вместе с ним.

     В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь).

       Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего  школьного возраста должны стать  «культурными», т.е. превратиться  в высшие психические функции,  связанные с речью, произвольные  и опосредствованные. Этому способствуют  основные виды деятельности, которыми  большей частью занят ребенок  данного возраста в школе и  дома: учение, общение, игра и труд.

     Элементарная  продуктивная деятельность школьника, даже в игровой форме – это  творчество, так как самостоятельное  открытие субъективно нового и оригинального  присуще ребёнку не в меньшей  степени, чем деятельности взрослого. Л.С. Выготский утверждал, что творчество существует везде (и в основном там), где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое  для себя, независимо от величины и  значимости его для общества.17

     Психологической характеристикой творчества является то, что оно рассматривается как  создание в процессе мышления и воображения  образов предметов и явлений, ранее не встречавшихся в практике детей.

     Творческая  активность проявляется и развивается  в процессе непосредственной продуктивной (игровой или учебной) деятельности.

     Младший школьный возраст предоставляет  больше возможности для формирования нравственных качеств и черт личности. Податливость и известная внушаемость  школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым  пользуется учитель, создают благоприятные  предпосылки для формирования высокоморальной  личности.

Информация о работе Организация творческой деятельности