Организация творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.

Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.

Содержание

Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59

Работа состоит из  1 файл

курсоваяАлексеевны.docx

— 141.21 Кб (Скачать документ)

     В процессе подготовки учащихся к творчеству прослеживаются три взаимосвязанных  направления. Первый из них – обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Так, например, знания сказок, стихотворений, народных обычаев, героев книг, повадок животных и т.п., создает основы для проведения той или иной музыкальной игры.

     Восприятие  художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления  учащихся, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.

     Второе  направление знакомит ребят со способами  творческих действий. С этой целью  им предлагается сравнивать несложные  пьесы, песни, сходные, например, по ритмическим  оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по настроению. Даются образцы музыкального творчества, например сочинения ритмического вступления и т.д.

     Третье  направление предусматривает овладение  способами творческих действий. В  начале их показывает сам педагог: после  совместного анализа песни он продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых песен  он объясняет и дает почувствовать  детям, как сочетание одних и  тех же ступеней лада позволяет создать  различные музыкальные образы и  что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут «сочинять» сами.

     Подготовка  учащихся к творческой деятельности имеет большое значение. Например, чтобы придумать варианты напева они должны обладать достаточным  интонационно-ритмическим опытом, который  формируется постепенно и в определенной последовательности; понимать, какие  комбинации элементов возможны.

     Т.Л. Бекман отмечает: «Художественное воспитание осуществляется через творческую деятельность детей (пение, игра на инструменте, танец, сценическое исполнение), эта творческая деятельность в основе своей – исполнительское творчество».

     Это дает возможность ребенку самостоятельно оперировать реальным материалам музыкального искусства, знакомиться на практике с разными средствами музыкальной выразительности и находить возможности выражения в музыке своих настроения и чувств.

     Формирование  и развитие творческих способностей учащихся 1 класса должно основываться на глубоком познании законов музыкального искусства, внутренних закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-образное содержание музыкальных произведений.

 

     

         Список  литературы

  1. Азаров  Ю. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Алиев Ю. Общие вопросы музыкального воспитания // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 1998.
  3. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский. – М.: Музыка, 1974.
  4. Арчажникова Л. Профессия учитель музыки. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М. – Л.: Музыка, 1965.
  6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.
  7. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка. - 1984. Вып. 3.
  8. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
  9. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьника / Под ред. М. А. Румер. – М.: Педагогика, 1975.
  10. Блонский П. П. Развитие мышления школьников. // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  11. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Институт психологии РАН, 1997.
  12. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – М., 1982.
  13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
  14. Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. – 1997. – №3.
  15. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.
  16. Дмитриева Л. Г. К вопросу об активизации мышления младших школьников в процессе восприятия музыки // Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете. – М.: МГПИ, 1985.
  17. Каган М. С. Музыка в мире искусств. – СПб., 1996.
  18. Костюк Г.С. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. ст./Сост. А.Г. Костюк. - К.: Муз. Укр., 1986. - 126 с.
  19. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.: Просвещение, 1984.
  20. Лихачёв Д. С. Деятельность, сознание, личность. – М.: Изд. полит. лит., 1977.
  21. Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. – М., 1982.
  22. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – Л.: Музыка, 1988.
  23. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. – М., 1993.
  24. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие. / Под ред. Э. Б.Абдуллина. – М., 2002.
  25. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.
  26. Немов Р. С. Психология. Т.1, Т.2, Т.3. – М., 2002.
  27. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  28. Пиличаускас А. А. Познание музыки как психологическая проблема. – М., 1991.
  29. Подуровский В. М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  30. Прохорова Л. Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников // Начальная школа. – 2003. – №2.
  31. Понаморев Я.В. Психология творения. -Академия педагогических наук:изд. Воронеж 2004.
  32. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  33. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.
  34. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. – М.: Музыка, 1972.
  35. Рубинштейн С. Основы общей психологии. – СП. б.: Питер, 1999.
  36. Соколов О. О принципах структурного мышления и музыки // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г.Арановский – М.: Музыка, 1974.
  37. Сухомлинский В. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3-х т. – Т.I. – М.: Педагогика, 1989.
  38. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.
  39. Усачёва В., Школяр Л. Музыкальное искусство // Программно-методические материалы / Сост. Е. О. Яременко. – М.: Дрофа, 2001.
  40. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991.
  41. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
  42. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: Интерпраис, 1994.
  43. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. – М., 1994. – Вып.2.
  44. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985.
  45. Якобсон П. Психология художественного творчества. Часть 1. – М., 1987.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Приложение №1

         Диагностика музыкальных творческих способностей детей

         Старший дошкольный возраст 

         1. Пение. 

         1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).

         Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.

         Средний уровень – образная звукоимитация.

         Низкий  уровень – отказ.

         2) Вопросно-ответные интонации. 

         Высокий уровень – использование 1-2 звуков.

         Средний уровень – на одном звуке.

         Низкий  уровень – проговаривание ответа.  

          

         2. Игра на музыкальных  инструментах.

         1) Изобразить на инструменте звуки  окружающего мира 

         Высокий уровень – тембровое соответствие.

         Низкий  уровень – тембровое несоответствие.

         2) Выразительная импровизация.

         Высокий уровень – мелодическое и ритмическое  разнообразие.

         Средний уровень – ритмическое разнообразие.

         Низкий  уровень – ритмическое однообразие.  

          

         3. Ритм.

         1) Ритмизирование стихов хлопками.

         Высокий уровень – точно.

         Средний уровень -  1-2 ошибки.

         Низкий  уровень – отказ.

         2) Воспроизведение ритмических рисунков  хлопками.

         Высокий уровень – точно.

         Средний уровень – 1-2- ошибки.

         Низкий  уровень -  беспорядочный ритм.  

          

         4. Движение.

         1) Соответствие движения темпу  и характеру музыки.

         Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру  и темпу.

         Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.

         Низкий  уровень – неточное изображение  характера, несоблюдение темпа.

         2) Создание динамического образа.

         Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение  ситуации.

         Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью  педагога.

         Низкий  уровень – отказ.

         Младший школьный возраст 

         1. Пение. 

         1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).

         Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.

         Средний уровень – образная звукоимитация.

         Низкий  уровень – отказ.

         2) Вопросно-ответные интонации. 

         Высокий уровень – использование 1-2 звуков.

         Средний уровень – на одном звуке.

         Низкий  уровень – проговаривание ответа.

         3) Сочинение простейших попевок.

         Высокий уровень – самостоятельно.

         Средний уровень – точно копирует педагога.

         Низкий  уровень – копирует неточно.  

          

         2. Игра на музыкальных  инструментах.

         1) Изобразить на инструменте звуки  окружающего мира 

         Высокий уровень – тембровое соответствие.

         Низкий  уровень – тембровое несоответствие.

         2) Выразительная импровизация.

         Высокий уровень – мелодическое и ритмическое  разнообразие.

         Средний уровень – ритмическое разнообразие.

         Низкий  уровень – ритмическое однообразие.

         3) Сочинение на заданный стихотворный  текст. 

         Высокий уровень – мелодическое разнообразие.

         Средний уровень – 1-2- звука.

         Низкий – на 1 звуке.  

          

         3. Ритм.

         1) Ритмизирование стихов хлопками.

         Высокий уровень – точно.

         Средний уровень -  1-2 ошибки.

         Низкий  уровень – отказ.

         2) Воспроизведение ритмических рисунков  хлопками.

         Высокий уровень – точно.

         Средний уровень – 1-2- ошибки.

         Низкий  уровень -  беспорядочный ритм.

         3) Сочинение ритмических композиций.

         Высокий уровень – использование ритмоформулы.

         Средний уровень – воспроизведение метр.

         Низкий  уровень – беспорядочный ритм.  

          

         4. Движение.

         1) Соответствие движения темпу  и характеру музыки.

         Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру  и темпу.

         Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.

         Низкий  уровень – неточное изображение  характера, несоблюдение темпа.

Информация о работе Организация творческой деятельности