Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа
Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.
Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.
Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59
В
процессе подготовки учащихся к творчеству
прослеживаются три взаимосвязанных
направления. Первый из них – обогащение
жизненных и музыкальных
Восприятие художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления учащихся, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.
Второе направление знакомит ребят со способами творческих действий. С этой целью им предлагается сравнивать несложные пьесы, песни, сходные, например, по ритмическим оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по настроению. Даются образцы музыкального творчества, например сочинения ритмического вступления и т.д.
Третье
направление предусматривает
Подготовка
учащихся к творческой деятельности
имеет большое значение. Например,
чтобы придумать варианты напева
они должны обладать достаточным
интонационно-ритмическим
Т.Л. Бекман отмечает: «Художественное воспитание осуществляется через творческую деятельность детей (пение, игра на инструменте, танец, сценическое исполнение), эта творческая деятельность в основе своей – исполнительское творчество».
Это
дает возможность ребенку
Формирование и развитие творческих способностей учащихся 1 класса должно основываться на глубоком познании законов музыкального искусства, внутренних закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших средств выразительности, воплощающих художественно-образное содержание музыкальных произведений.
Приложение №1
Диагностика музыкальных творческих способностей детей
Старший дошкольный возраст
1. Пение.
1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).
Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.
Средний уровень – образная звукоимитация.
Низкий уровень – отказ.
2) Вопросно-ответные интонации.
Высокий уровень – использование 1-2 звуков.
Средний уровень – на одном звуке.
Низкий уровень – проговаривание ответа.
2. Игра на музыкальных инструментах.
1)
Изобразить на инструменте
Высокий
уровень – тембровое
Низкий
уровень – тембровое
2) Выразительная импровизация.
Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.
Средний
уровень – ритмическое
Низкий
уровень – ритмическое
3. Ритм.
1) Ритмизирование стихов хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень - 1-2 ошибки.
Низкий уровень – отказ.
2)
Воспроизведение ритмических
Высокий уровень – точно.
Средний уровень – 1-2- ошибки.
Низкий уровень - беспорядочный ритм.
4. Движение.
1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.
Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.
Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.
Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.
2) Создание динамического образа.
Высокий
уровень – самостоятельное
Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью педагога.
Низкий уровень – отказ.
Младший школьный возраст
1. Пение.
1) Звукоимитация (изобразительное и выразительное подражание звуками природы и голосам животных).
Высокий уровень – эмоциональная, образная звукоимитация.
Средний уровень – образная звукоимитация.
Низкий уровень – отказ.
2) Вопросно-ответные интонации.
Высокий уровень – использование 1-2 звуков.
Средний уровень – на одном звуке.
Низкий уровень – проговаривание ответа.
3) Сочинение простейших попевок.
Высокий уровень – самостоятельно.
Средний уровень – точно копирует педагога.
Низкий уровень – копирует неточно.
2. Игра на музыкальных инструментах.
1)
Изобразить на инструменте
Высокий
уровень – тембровое
Низкий
уровень – тембровое
2) Выразительная импровизация.
Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.
Средний
уровень – ритмическое
Низкий
уровень – ритмическое
3)
Сочинение на заданный
Высокий уровень – мелодическое разнообразие.
Средний уровень – 1-2- звука.
Низкий – на 1 звуке.
3. Ритм.
1) Ритмизирование стихов хлопками.
Высокий уровень – точно.
Средний уровень - 1-2 ошибки.
Низкий уровень – отказ.
2)
Воспроизведение ритмических
Высокий уровень – точно.
Средний уровень – 1-2- ошибки.
Низкий уровень - беспорядочный ритм.
3)
Сочинение ритмических
Высокий
уровень – использование
Средний
уровень – воспроизведение
Низкий уровень – беспорядочный ритм.
4. Движение.
1) Соответствие движения темпу и характеру музыки.
Высокий уровень – характер и темп движения соответствует музыкальному характеру и темпу.
Средний уровень – характер и темп движения корректируется педагогом.
Низкий уровень – неточное изображение характера, несоблюдение темпа.