Организация творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить специфические особенности организации творческой деятельности на уроках музыки, разработать методику эффективного развития творческих способностей, творческого потенциала у учащихся 1 класса путем организации творческой деятельности на уроках музыки.

Гипотеза исследования - В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что успех развития творческих способностей младших школьников возможен при условии обогащения творческой деятельности за счёт различных творческих заданий, методик и приемов, способствующих активизации продуктивного мышления, воображения, фантазии, интуиции, музыкально-слуховых представлений.

Содержание

Оглавление
Введение 2
Актуальность исследования: 2
Глава 1. 7
«Методологические и теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников средствами музыки» 7
1.1 Психологические и педагогические основы организации творческой деятельности в трудах зарубежных и отечественных исследователей 7
1.2. Методы и приемы, творческой деятельности, развивающие творческий потенциал младших школьников на уроках музыки 16
1.3 Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 27
Глава 2. 32
Опытно-экспериментальная работа по организации творческой деятельности младших школьников на уроках музыки» 32
2.1. Критерии развитости творческих способностей, познавательных процессов учащихся 1 класса в организации творческой деятельности на уроках музыки и её диагностика на этапе констатирующего эксперимента 32
Выводы: 40
2.2.Результаты опытно-экспериментальной работы в организации творческой деятельности учащихся 1 класса на уроках музыки по развитию творческих способностей, познавательных процессов 41
Выводы: 44
Заключение 46
Список литературы 51
Приложение №1 55
Приложение №2 59

Работа состоит из  1 файл

курсоваяАлексеевны.docx

— 141.21 Кб (Скачать документ)

         2) Создание динамического образа.

         Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение  ситуации.

         Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью  педагога.

         Низкий  уровень – отказ.

         3) Создание статического образа.

         Высокий уровень – самостоятельное создание двигательного образа, изображение  ситуации.

         Средний уровень - создание двигательного образа, изображение ситуации с помощью  педагога.

         Низкий  уровень – отказ.  
     
     
     
     

 

         Приложение  №2

         Методики  диагностики универсальных творческих способностей для детей 8-9 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

         1. Методика" Солнце  в комнате" 

         Основание. Реализация воображения.

         Цель. Выявление способностей ребенка  к преобразованию "нереального" в"реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

         Материал. Картинка с изображением комнаты, в  которой находится человечек  и солнце; карандаш.

         Инструкция  к проведению.

         Психолог, показывая ребенку картинку: "Я  даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

         Пользоваться  карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

         Обработка данных.

         В ходе обследовании психолог оценивает  попытки ребенка исправить рисунок.

         Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

         1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как

         исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

         2."Формальное  устранение несоответствия (стереть,  закрасить

         солнышко) -2 балла.

         3.Содержательное  устранение несоответствия:

         а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

         б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

         4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от

         других,  сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать","Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

              2. Методика "Складная  картинка"

         О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

         Цель. Определение умения сохранить целостный  контекст изображения в ситуации его разрушения.

         М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

         Инструкция  к проведению.

         Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", «гармошка".

         Обработка данных.

         В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов  при   выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе.

         Каждому заданию соответствует одна позиция  при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

         1. Отсутствие ответа, непринятие задания  ("Не знаю", " Ничего не станет",  "Так не бывает") - 1 балл.

         2. Ответ описательного типа, перечисление  деталей рисунка,

         находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы",  "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) – 2 балла.

         3. Ответы комбинирующего типа: сохранение  целостности изображения при  сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.

         Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста

         изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

         зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов), психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

         Обработка данных

         "Сюрреалистическая  игра "

         (рисунок  в несколько рук)

         Первый  участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

                             "Волшебные кляксы "                   

         Перед игрой изготавливают несколько  клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

                            Игра "Слово ассоциации"                  

         Взять любое слово, например, батон. Оно  ассоциируется:

         -         с хлебобулочными изделиями.

         -         с созвучными словами: барон,  бекон.

         -         с рифмующимися словами: кулон,  салон.

         Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

         Ассоциативность мышления можно развивать что  называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

 

     

         Игры  на развитие диалектичности мышления.

         Игра "Хорошо - Плохо"

              Вариант 1. Для игры выбирается  объект безразличный ребенку,  т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом

         объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

         - Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

         - Хорошо, что он длинный; плохо,  что он остро заточен - можно  уколоться. - Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается. Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

              Вариант 2. Для игры предлагается  объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Информация о работе Организация творческой деятельности