Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:56, дипломная работа

Описание

Задачи:
1. Изучить отечественные и зарубежные литературные источники, посвященные данной проблеме;
2. Подобрать методики, направленные на дифференциацию старших школьников по показателю «тревожность», а также позволяющие определить социометрический статус каждого испытуемого;
3. Дифференцировать старших школьников по степени выраженности показателя «тревожность», выявить индивидуальные различия относительно данного рода психических феноменов;
4. Выявить социометрический статус испытуемых с разным уровнем тревожности;
5. Провести сравнительный анализ между такими показателями как: социометрический статус старших школьников и уровень их личностной тревожности и интерпретировать полученные данные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 7
1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 21
2.1. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 21
2.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 24
2.3. ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ 30
2.4. ФОРМЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ «МАСКИ» ТРЕВОЖНОСТИ 33
2.5. СТАБИЛЬНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.6. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 39
2.7. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕВОЖНЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 41
2.8. ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 44
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 45
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
3.2. СХЕМА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.3. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.3.1. Диагностический этап практического исследования 49
3.3.2. Особенности социометрического статуса в учебной группе сверстников старших школьников, имеющих разный уровень личностной тревожности 56
3.4. ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 71
3.5. БЛОК МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ: 83
ПРИЛОЖЕНИЕ......

Работа состоит из  1 файл

диплом....doc

— 899.00 Кб (Скачать документ)

* - % высчитывался от числа испытуемых женского пола  (N = 67)

** - % высчитывался от числа испытуемых мужского пола  (N = 36) 

     Согласно  данным сравнительного анализа, приведенным  в таблице №8, низкая популярность среди сверстников в сфере  дружеских отношений чаще встречается  у высокотревожных девушек и, наоборот, у юношей с низкой тревожностью. Подобное расхождение, на наш взгляд, связано с тем, что именно в этом возрасте юноши начинают «примерять» на себя образ «взрослого мужчины» и неосознанно, а иногда и сознательно, отрицать в себе те черты, которые не соответствуют общепринятому представлению о мужественности (согласно данным, приведённым в таблиц №5, пониженный уровень личностной тревожности встречается чаще у юношей, нежели у девушек их возраста). К одной из таких черт относится тревожность, которая в повседневной жизни многими рассматривается как «слабость, недостойная мужчины». Однако данное предположение требует дальнейшей проверки и уточнения в более масштабном исследовании, с использованием проективных методик, направленных на выявление уровня личностной тревожности.

     После реализации предыдущей, «сравнительной»  фазы нашего практического исследования, мы поставили перед собой задачу выявить и рассмотреть особенности социометрического статуса, социального положения в учебной группе сверстников, юношей с разнообразным уровнем личностной тревожности в ситуации деловых контактов. Результаты нашего изучения этого вопроса мы представляем в гистограмме № 4. 

Гистограмма №4

      Социометрический  статус юношей с разным уровнем личностной тревожности (сфера  деловых отношений)

 группа  № 1 – с высоким уровнем тревожности;

группа  № 2а – со средним уровнем тревожности  с тенденцией вверх;

группа  № 2б – со средним уровнем тревожности  с тенденцией вниз;

группа  № 3 – с низким уровнем тревожности. 

     В соответствии с данными, приведенными в гистограмме №4, мы видим, что статус «отвергаемых» отмечается у 4 (50% из числа представителей данной группы) юношей с высоким уровнем тревожности. Также меньше 2 выборов получили и их сверстники с низким уровнем тревожности – 2 (50%). Подчеркнем, что данный аспект мы описали выше. Среди испытуемых мужского пола со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх, такой же низкий социометрический статус имеют лишь 2 (33,3%) человека; и только один (5,5%) юноша со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз.

     Средний социометрический статус, более чем в половине случаев, - 11 (61,2%) наблюдается у юношей из группы № 2б. В остальных группах (№ 1, № 2а, № 3) у испытуемых позиция «предпочитаемых» встречается практически в половине случаев 4 (50%), 3 (50%) и 2 (50%) соответственно.

     Высокий социометрический статус был выявлен у 6 (33,3%) старших школьников со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз, а также у одного (16,7%) юноши из группы № 2а. В остальных двух группах ни один из юношей как с высокой, так и с низкой тревожностью позиции «звезды» не занимает.

     Итог: нами была выявлена следующая взаимосвязь между показателями «личностная тревожность» и «социометрический статус в группе» (в сфере деловых отношений) среди юношей данной выборки. А именно: наименьшей популярностью среди ровесников, в равной степени, пользуются юноши с низким и высоким уровнем тревожности. Ввиду ограниченного объема выборки статистическая обработка данных не проводилась. Тем не менее, мы можем предположить, что данные лица менее «интересны» и личностно привлекательны для своих сверстников во всей сфере межличностного и личностно-группового общения. Конечно же, данное предположение, высказанное нами в ходе нашего практического исследования, требует дальнейшей эмпирической проверки.

     Кроме вышеизложенного, нами было проведено сравнение особенностей социометрического статуса в учебной группе сверстников, в социальной сфере деловых контактов, у девушек и юношей с разным уровнем личностной тревожности, что наглядно проиллюстрировано нами в таблице № 9. 

 

Таблица № 9

Особенности социометрического статуса в сфере деловых отношений

у юношей и девушек  с разным уровнем  тревожности (%) 

социометрический 

статус 

уровень тревожности

испытуемые
девушки* юноши**
выс. ср. низк. выс. ср. низк.
высокий 0 45 55 0 50 50
средний с тенденцией вверх 12 80 8 16,7 50 33,3
средний с тенденцией вниз 22,2 77,8 0 33,3 61,2 5,5
низкий 25 50 25 0 50 50

* - % высчитывался от числа испытуемых женского пола  (N = 67)

** - % высчитывался от числа испытуемых мужского пола  (N = 36) 

     Согласно данным, предъявленным в таблице № 9, низкая популярность среди сверстников в сфере деловых отношений чаще встречается у высокотревожных девушек и у юношей с низкой и высокой тревожностью. На наш взгляд, это может быть обусловлено низкими коммуникативными и организационными способностями данной категории учащихся, которые в какой-то степени могут выглядеть «непривлекательно» в глазах своих сверстников как «невыгодные» или «неудобные» деловые партнёры (в данном случае, в учебной деятельности, где также необходимо сотрудничество учеников между собой). Среди испытуемых со средним уровнем тревожности, как с тенденцией вверх, так и с тенденцией вниз, большинство: 80% представительниц группы 2а и 77,8% представительниц группы 2б девушек; и 50% и 61,2% соответственно, юношей, имеют средний социометрический статус. В группу «звезд», примерно в равной степени, входят и девушки (22,2%) и юноши (33,3%) со средней тревожностью с тенденцией вниз, а также (25%) девушки с низкой тревожностью, в то время как среди испытуемых мужского пола нет ни одного высокопопулярного юноши с низким уровнем тревожности. Такое положение нетревожных юношей мы объясняем отсутствием у них так называемой «полезной тревожности», которая является естественной и обязательной особенностью активной и деятельной личности [33, 36]. Но данную тенденцию следует развить и изучить в своей дальнейшей работе. 

     3.4. Выводы по практической  части

     1. Результаты практического исследования показали, что статус «отвергаемых» старшеклассников в основном занимают учащиеся с высоким уровнем тревожности, позицию «предпочитаемых» – их сверстники со средним уровнем тревожности, а положение «звёзд» чаще встречается у учащихся с низким уровнем тревожности. Полученные данные не противоречат выдвинутой нами общей гипотезе.

     Но  тем не менее следует отметить, что старшеклассники с низким уровнем личностной тревожности чаще, чем их сверстники с «умеренной тревожностью», занимают позицию «отверженных» и реже – позицию «предпочитаемых». Возможно, подобную тенденцию можно объяснить тем, что определённый уровень тревожности (так называемая «полезная тревожность») является естественной и обязательной особенностью активной, деятельной личности. В противном случае такие люди могут вызывать чувство отторжения или непонимания со стороны сверстников. Но данный факт требует дальнейшей проверки и уточнения.

     2. В сфере дружеских отношений, у девушек с высоким уровнем тревожности в большинстве случаев отмечается низкий социометрический статус, в то время как среди их сверстниц со средним (как с тенденцией вверх, так и с тенденцией вниз) и низким уровнем тревожности, положение «отвергаемых» встречается значительно реже.

     Статус  «предпочитаемых» занимают в основном девушки со средним уровнем тревожности, как с тенденцией вверх, так и  с тенденцией вниз. Чуть реже данное социальное положение в учебной группе сверстников отмечается у девушек с низким уровнем тревожности. У «обладательниц» же высокого уровня личностной тревожности, описанное выше социальное положение наименее выражено.

     Статус  «звезд» чаще всего встречается у девушек с низким уровнем личностной тревожности. Наиболее редко высокий социометрический статус занимают девушки с высоким уровнем личностной тревожности.

     3. Как в сфере дружеских, так и в сфере деловых отношений статус «отвергаемых» чаще занимают девушки с высоким уровнем тревожности. Наименее выражено аналогичное положение у девушек из групп № 2а (со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх) и № 3 (с низким уровнем тревожности). У их сверстниц со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз, низкий социометрический статус не встречается вообще.

     Средний социометрический статус, так сказать  «умеренное» социальное положение  в учебной группе сверстников, в  основном занимают девушки со средним, как с тенденцией вверх, так и  с тенденцией вниз, уровнем личностной тревожности. Среди девушек с высоким и низким уровнем личностной тревожности положение социально «предпочитаемых» занимает около половины испытуемых.

     Статус  социальных, социометрических «звезд», часто отмечается как у девушек с низким уровнем тревожности, так и у девушек со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз. В два раза реже высокий социометрический, социальный статус имеют девушки из группы № 2а, т.е. девушки со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх. Среди высокотревожных девушек, в сфере деловых отношений со сверстниками в учебной группе, статус «звезды» не встречается вовсе. Возможно, высокий социальный статус менее тревожных девушек обусловлен тем, что их общее внутреннее спокойствие и уверенность создают образ общего благополучия, который наиболее убедителен и привлекателен для сверстников (как в сфере дружеских, так и в сфере деловых отношений).

     4. В сфере дружеских отношений низкий социометрический статус, социальное положение «отвергаемых, отверженных», что примечательно, чаще всего наблюдается у юношей с высокой и с низкой личностной тревожностью. Значительно реже, социальное положение «отвергаемых» занимают юноши из групп № 2б, т.е. испытуемые со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз. Психологически примечательно и то, что среди юношей со средним уровнем личностной тревожности с тенденцией вверх, низкий социометрический статус не встречается вовсе.

     Статус  социально «предпочитаемых», в большинстве  случаев, отмечается у юношей из группы № 2а, имеющих средний уровень личностной тревожности с тенденцией вверх. Чуть реже данное социальное положение, данный социальный статус в учебной группе сверстников, встречается у юношей со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз, а также у юношей с высоким уровнем тревожности. Значительно реже социальный статус «предпочитаемых» наблюдается у юношей с низким уровнем тревожности.

     Высокий социометрический статус чаще встречается  у юношей с низкой личностной тревожностью. Несколько реже, данное положение  в учебной группе сверстников, отмечается у юношей из группы № 2б, т.е. у юношей со средним уровнем тревожности  с тенденцией вниз. Юноши, характеризуемые высоким и средним уровнем личностной тревожности с тенденцией вверх, позиции «звезд» не заняли вообще. Как нам кажется, это психологическое явление характерно именно для раннего юношеского возраста, в котором тревожность часто воспринимается как качество, не соответствующее общепринятым представлениям о мужественности и рассматривается как «слабость, недостойная мужчины». Мы предполагаем, что этот психологический аспект связан с социальным наложением на общение, как ведущую деятельность, ориентацию лиц раннего юношеского возраста на социализацию в обществе.

     5. В сфере деловых отношений низкий социометрический статус в равной степени наблюдается у юношей с высокой и низкой личностной тревожностью. У их сверстников со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх аналогичное положение менее социально выражено в учебной группе сверстников. Значительно реже статус социально «отвергаемых» отмечается у юношей из группы № 2б, т.е. лиц со средним уровнем личностной тревожности с тенденцией вниз.

     Средний, «умеренный» социометрический статус – подобное социальное положение  в учебной группе сверстников, в  большинстве случаев, встречается  у юношей со средним уровнем тревожности  с тенденцией вниз. Несколько реже данное социометрическое положение  отмечается у юношей из группы № 1, - «носителей» высокого уровня тревожности; и юношей группы № 2а, - имеющих средний уровень тревожности с тенденцией вверх; и лиц группы № 3, - «обладателей» низкого уровня тревожности.

Информация о работе Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками