Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:56, дипломная работа
Задачи:
1. Изучить отечественные и зарубежные литературные источники, посвященные данной проблеме;
2. Подобрать методики, направленные на дифференциацию старших школьников по показателю «тревожность», а также позволяющие определить социометрический статус каждого испытуемого;
3. Дифференцировать старших школьников по степени выраженности показателя «тревожность», выявить индивидуальные различия относительно данного рода психических феноменов;
4. Выявить социометрический статус испытуемых с разным уровнем тревожности;
5. Провести сравнительный анализ между такими показателями как: социометрический статус старших школьников и уровень их личностной тревожности и интерпретировать полученные данные.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 7
1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 21
2.1. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 21
2.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 24
2.3. ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ 30
2.4. ФОРМЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ «МАСКИ» ТРЕВОЖНОСТИ 33
2.5. СТАБИЛЬНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.6. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 39
2.7. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕВОЖНЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 41
2.8. ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 44
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 45
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
3.2. СХЕМА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.3. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.3.1. Диагностический этап практического исследования 49
3.3.2. Особенности социометрического статуса в учебной группе сверстников старших школьников, имеющих разный уровень личностной тревожности 56
3.4. ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 71
3.5. БЛОК МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ: 83
ПРИЛОЖЕНИЕ......
Высокий социометрический статус наблюдается, примерно, в 1/3 случаев у юношей со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз, и чуть реже, у их сверстников из группы № 2а, со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх. У юношей, как с высоким, так и с низким уровнем личностной тревожности статус «звезд» в учебной группе сверстников не отмечается вообще. Этот факт, на наш взгляд, говорит о положительном влиянии на социальное положение в группе так называемой «полезной тревожности».
6. Результаты сравнительного анализа проведенного исследования демонстрируют: низкая популярность среди сверстников в сфере дружеских отношений чаще встречается у высокотревожных девушек и, наоборот, у юношей с низкой тревожностью. Подобное расхождение, на наш взгляд, связано с тем, что именно в этом возрасте некоторые юноши стремятся «примерить» на себя образ взрослого мужчины и сознательно или неосознанно отрицают в себе черты, не отвечающие общепринятому представлению о мужественности (в том числе и тревожность, которая рассматривается ими как «слабость»). А такое поведение может сказаться и на социальном рейтинге в группе сверстников, т.к. зачастую выглядит несколько демонстративно и вызывающе. Однако, как уже упоминалось выше, данное предположение требует дальнейшей проверки и уточнения в более масштабном исследовании, с использованием проективных методик, направленных на выявление уровня личностной тревожности.
Далее, согласно полученным данным, низкая популярность среди сверстников в сфере деловых отношений чаще встречается у высоко тревожных девушек и у юношей с низкой и высокой тревожностью. Среди испытуемых со средним уровнем тревожности, как с тенденцией вверх, так и с тенденцией вниз, большинство девушек и соответственно юношей имеют средний социометрический статус. В группу «звезд», примерно в равной степени, входят и девушки и юноши со средней тревожностью с тенденцией вниз, а также девушки с низкой тревожностью, в то время как среди испытуемых мужского пола нет ни одного высоко популярного юноши с низким уровнем тревожности. Среди высокотревожных девушек, в сфере деловых контактов со сверстниками в учебной группе, статус «звезды» не встречается вовсе. У юношей, как с высоким, так и с низким уровнем личностной тревожности статус «звезд» в учебной группе сверстников не отмечается вообще.
Данная тенденция примечательна, но требуется её дальнейшее изучение и развитие.
7.
В качестве рекомендаций и предложений
для профилактики и коррекции тревожности
нами был разработан блок мероприятий
для педагогов и родителей старших школьников.
В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуаций, которые тревожат и пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что тревога является предметом научного исследования, познаний чаще, чем какие-либо другие эмоции.
Тревога может возникнуть в любом возрастном периоде. Большая часть состояния тревожности лежит в области учебной деятельности (деловых отношений). Здоровые психически и физически подростки с радостью и нетерпением ждут начала учебного года. Они быстро осваиваются, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть подростки, которые страдают настоящей школьной фобией, поэтому необходима и важна работа по профилактике и преодолению тревожности. Это положение, особенно важное для дошкольников и младших школьников, остаётся значимым и для других возрастов, вплоть до раннего юношеского.
Преодоление тревожности не может быть ограничено только рамками специальной психологической работы. Во всех случаях необходимо введение специального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную жизнь, их приспособление, а в случае необходимости – некоторая коррекция и закрепление. Значительную роль в этом играют родители и педагоги.
Работа
по психопрофилактике и
Блок лекций для педагогического и родительского состава:
В психологической практике в настоящее время имеется достаточно большой круг техник и приёмов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности. В частности известны работы таких авторов, как В.М.Астапов, Г.Ш.Габдреева, М.Гриндер, А.И.Захаров, А.М.Прихожан, А.С.Спиваковская, Г.Л.Цукерман, Г.Эберлин и другие.
Преодоление тревожности не может быть ограничено только рамками специальной психологической работы. Во всех случаях требуется введение специального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обычную жизнь, их приспособление, а в случае необходимости – некоторая коррекция и закрепление.
Коррекционное занятие по преодолению тревожности, обретения чувства уверенности в себе:
Участникам дается инструкция: «Вам необходимо последовательно обмениваться предложениями. Начинать фразу нужно с определенных слов, которые сейчас будут названы. Упражнение будет состоять из трех серий, начинать или заканчивать которые необходимо только по команде».
Серия 1. Раньше я ...
Серия 2. На самом деле я ...
Серия 3. Скоро я ...
Психолог следит за тем, чтобы предложение начиналось именно с «фиксированной» фразы, стимуляции работы (словами: «не думайте над окончанием фразы, говорите первое, что придет в голову»), активизации работы, если она застопорилась.
После прохождения трех серий идет обсуждение: что не понравилось, что понравилось в этом упражнении; что трудно было сделать, что легко; в какой серии испытывались наибольшие затруднения.
Упражнение 1.«Переориентация» симптомов тревожности. Беседа с подростком о том, что тревогу испытывают большинство людей и специальные приемы помогают людям выбраться из этого состояния.
Упражнение 2. (можно пригласить подростка в группу сверстников с подобными проблемами). Всем участникам психолог предлагает назвать себя любым именем или выбрать название животного. Таким путем подросток может, как бы выйти из своего старого Я и надеть на себя другую личину. Выбор не своего имени – признак неприятия себя.
Игра “Ищем секрет”. Предлагается подростку отыскать в себе скрытые особенности следующим образом: “Представь себе, что ученый создал робота, который является твоей точной копией. Твой двойник похож на тебя. Но поскольку он – злой, тебе не хотелось бы, чтобы люди принимали его за тебя. Что в тебе есть такого, что невозможно повторить роботу? Как люди, хорошо знающие тебя, могли бы обнаружить подмену? Ты открыл все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет ты раскроешь в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться в том, что ты – это ты, а не твоя копия?
После упражнения провести обсуждение, что труднее всего было воспроизвести, и какие качества удалось обнаружить в себе.
В представленной дипломной работе была предпринята попытка анализа основных направлений в изучении тревожности по материалам отечественных и зарубежных публикаций. Теоретический анализ литературных источников показал что, тревожность рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. В результате этого были раскрыты основные детерминанты ситуативной и личностной тревожности, а также проанализированы основные виды и формы проявления тревожности.
Как отмечает ряд авторов, тревожность представляет собой субъективное переживание дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [1,26,34,40,51]. Традиционно различают тревожность как эмоциональное состояние (тревога) и как устойчивое свойство, черту характера. Наше исследование было посвящено рассмотрению тревожности как свойства личности.
Устойчивая тревожность подразделяется на охватывающую широкий круг объектов – «генерализованную», и проявляющуюся в сравнительно узкой сфере – «специфическую».
Тревожность имеет выраженную половозрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы и тревожности как устойчивого образования. Эти возрастные «пики» тревожности являются отражением наиболее значимых социогенных потребностей.
Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности с целью её коррекции и профилактики, т.к. тревожность – показатель неблагополучия развития личности, в особенности личности школьника.
В данной работе мы предприняли попытку изучения взаимосвязи личностной тревожности с социальным положением старшеклассника в учебной группе сверстников, используя при этом процедуру параметрической социометрии, а также набор опросников, направленных на выявление личностной тревожности.
В своей работе мы изначально гипотетически предположили, что у старших школьников с высоким уровнем тревожности, независимо от пола, отмечается более низкий социометрический статус по сравнению со сверстниками со средним и низким показателем личностной тревожности. Анализ результатов практического исследования показал, что статус «отвергаемых» в основном занимают учащиеся с высоким уровнем тревожности, в то время как их сверстники со средним уровнем тревожности занимают позицию «предпочитаемых». Также наше практическое исследование выявило, что у старшеклассников с низким уровнем тревожности в основном отмечается положение «звезд». Таким образом, наша общая гипотеза нашла своё подтверждение.
Дальнейший анализ результатов проведенного нами эмпирического исследования связан с выявлением половых различий. Нами были выявлены следующие результаты.
Для девушек раннего юношеского возраста с высоким уровнем тревожности и в сфере дружеских, и в сфере деловых отношений в основном наблюдается низкий социометрический статус. Тогда как их менее тревожные сверстницы занимают более высокий социометрический статус, а именно: статус «предпочитаемых» в основном отмечался у девушек со средним уровнем тревожности (с тенденцией вверх и с тенденцией вниз), и высокий социометрический статус отмечается в основном у девушек с низким уровнем тревожности. Это подтверждает гипотезу о том, что девушки старшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности имеют более низкий социометрический статус в сфере дружеских и деловых отношений, по сравнению со своими менее тревожными сверстницами.
В своей работе мы изначально также предполагали, что юноши старшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности в сфере деловых отношений менее популярны, чем их менее тревожные сверстники. Однако полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что положение «отвергаемых» в основном занимают юноши старшего школьного возраста с высоким и низким уровнем тревожности в равной степени. А юноши со средним уровнем тревожности, как с тенденцией вверх, так и с тенденцией вниз занимают в основном положение «предпочитаемых» и позицию «звезд».
Таким образом, наша гипотеза о том, что юноши старшего школьного возраста с высоким уровнем тревожности менее популярны, чем их сверстники со средним и низким уровнем тревожности, подтвердилась частично. А именно, подтвердилось предположение о том, что менее тревожные юноши более популярны в сфере дружеских отношений.
Информация о работе Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками