Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:56, дипломная работа

Описание

Задачи:
1. Изучить отечественные и зарубежные литературные источники, посвященные данной проблеме;
2. Подобрать методики, направленные на дифференциацию старших школьников по показателю «тревожность», а также позволяющие определить социометрический статус каждого испытуемого;
3. Дифференцировать старших школьников по степени выраженности показателя «тревожность», выявить индивидуальные различия относительно данного рода психических феноменов;
4. Выявить социометрический статус испытуемых с разным уровнем тревожности;
5. Провести сравнительный анализ между такими показателями как: социометрический статус старших школьников и уровень их личностной тревожности и интерпретировать полученные данные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 7
1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 21
2.1. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 21
2.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 24
2.3. ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ 30
2.4. ФОРМЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ «МАСКИ» ТРЕВОЖНОСТИ 33
2.5. СТАБИЛЬНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.6. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 39
2.7. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕВОЖНЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 41
2.8. ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 44
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 45
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
3.2. СХЕМА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.3. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.3.1. Диагностический этап практического исследования 49
3.3.2. Особенности социометрического статуса в учебной группе сверстников старших школьников, имеющих разный уровень личностной тревожности 56
3.4. ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 71
3.5. БЛОК МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ: 83
ПРИЛОЖЕНИЕ......

Работа состоит из  1 файл

диплом....doc

— 899.00 Кб (Скачать документ)

      Существует, однако, значительное количество данных об открытости состояния тревоги внешнему наблюдению, сравнительной легкости ее распознаваемости окружающими.

      Литературные  данные свидетельствуют также, что  проявления тревоги делятся на два  основных вида: мобилизующий и демобилизующий, причем эти виды имеют ярко выраженный индивидуальный характер. Мобилизующий – проявляется в повышенной активности, вплоть до агрессивности, в повышенном аппетите и т.п., демобилизующий – в оцепенении, одервенении, внезапной потере интереса, в апатии и др. Особенно ярко это проявляется при наличии устойчивой тревожности.

      В литературе вопрос о возрастной специфике  форм проявления тревоги обычно не ставится. Можно говорить лишь о  большей выраженности, открытости для  наблюдения тревоги у маленьких  детей и усложнении этих форм у старших.

      Согласно  А.М. Прихожан под формой тревожности  мы понимаем особое сочетание характера  переживания, осознания, вербального  и невербального выражения в  характеристиках поведения, общения  и деятельности. Форма тревожности  проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка, подростка к этому переживанию.

      В литературе можно отметить наличие  двух основных категорий тревожности: 1) открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; 2) скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его либо косвенным путем через специфические способы поведения. Также внутри этих категорий были выявлены различные формы тревожности. Выделены три формы открытой тревожности:

     1. Острая, нерегулируемая или слабо  регулируемая тревожность – сильная,  осознаваемая, проявляемая внешне  через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может (по данным А.М.Прихожан – 34% изученных случаев).

     2. Регулируемая и компенсируемая  тревожность, при которой дети  самостоятельно вырабатывают достаточно  эффективные способы, позволяющие  справляться с имеющейся у них тревожностью (24% случаев). По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы: а) снижение уровня тревожности и б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречалась преимущественно в двух возрастах: младшем школьном и раннем юношеском, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные.

     Важной  характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается  детьми как неприятное, тяжелое переживание от которого они хотели бы избавиться.

     3. Культивируемая тревожность –  в этом случае в отличие  от изложенных выше тревожность  осознается и переживается как  ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого  (19% случаев). Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом, по мнению А.М.Прихожан, она совпадает с формой 2б. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске «условной выгоды» от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов. А.М. Прихожан отмечает, что культивируемая тревожность наблюдается преимущественно в раннем юношеском возрасте [26, 40 с. 115].

     Формы скрытой тревожности отмечаются в равной степени во всех возрастах. Но скрытая тревожность встречается  существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм – это «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Но эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном острую, нерегулируемую). Необходимо отметить, что у некоторых детей открытая тревожность и «неадекватное спокойствие» чередуются. Создается впечатление, «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги, когда ее действия приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер.

     Говоря  о «масках» тревожности мы будем  определять их как формы поведения, которые, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых  тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. Б.И. Кочубей, Е.В.Новикова в качестве таких «масок» выделяют агрессивность, зависимость, апатию, чрезмерную мечтательность, уход в болезнь [32].

     По  данным Б.И.Кочубей, Е.В.Новиковой тревогу  бывает очень трудно разглядеть за агрессивностью. Спецификой агрессивно-тревожного типа является ярко выраженное чувство опасности: совершая агрессивный поступок, проявляя вербальную агрессию или давая соответствующий ответ на тестовый материал, индивид одновременно как бы извиняется, сам боится своей «смелости».

     Тревожно-зависимый  тип часто встречается при  открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой и культивируемой формах. Отмечаются как позитивные, так и негативные формы зависимости, начиная от чрезмерного послушания или, напротив, неповиновения и кончая, в раннем юношеском возрасте, повышенной заботливостью, вниманием к другим людям, вплоть до самоотречения и т.п. Тревожно-зависимый тип характеризуется повышенной чувствительностью к эмоциональному самочувствию другого человека, причем нередко выделяется какая либо одна значимая фигура, отношение которой в наибольшей степени влияет на эмоциональное самочувствие, особенности поведения индивида. Интересно, что в подростковом и юношеском возрастах школьники могут осознавать подобную зависимость, тяготиться ее, но не могут от нее избавиться.

     Кроме указанных выше типов «масок»  тревожности можно отметить также лень и лживость [26, 40 с. 178].

     В заключение хочется отметить, что  «маски» тревожности» встречаются достаточно рано, уже в дошкольном возрасте. «Маска» не избавляет или не полностью избавляет ребенка, подростка от субъективных переживаний тревоги, но, во-первых, позволяет более или менее успешно скрыть ее от окружающих и, во-вторых, обеспечивает некоторую возможность регуляции возникновения и уровня переживаемой тревоги. 

     2.5. Стабильность состояния  тревожности как  личностного образования

     Одним из наиболее важных вопросов в изучении состояния тревожности как устойчивого  образования – вопрос о его стабильности: как долго оно может сохраняться, влияют ли на его сохранение или исчезновение возрастные особенности, изменение условий и т.п.

     Изучение  стабильности тревожности как устойчивого  образования проводилось А.М.Прихожан на основании лонгитюдного исследования. В исследовании делался акцент на сохранении и изменении тревожности, т.е. замена ее на эмоциональное благополучие, и, напротив, изменение эмоционального благополучия на устойчивую тревожность. В исследовании также делается акцент на небольшую группу детей, у которых отмечалось полное «абсолютное спокойствие» («неадекватно спокойные»), в отличие от эмоционально благополучных. «Абсолютное спокойствие» характеризуется нечувствительностью к тем или иным проявлениям реального неблагополучия (неуспешности в учебе, спорте, общении со сверстниками и т.п.). На свой неуспех эти дети непросто не обращают внимания, а как бы не осознают его [40].

     Итак, по результатам исследования А.М. Прихожан можно сказать, что на протяжении младшего школьного возраста и тревожность, и эмоциональное благополучие очень стабильны. Тревожность достаточно стабильна на протяжении 3 – 5-го классов (8 – 10 лет), т.е. младшего школьного и предподросткового возраста. Обращает на себя внимание отсутствие заметных изменений в 5-м классе – периоде адаптации к средней школе. Но А.М. прихожан отмечает, что этот факт требует дополнительного изучения. В 6-м классе ситуация меняется, и хотя тревожность продолжает оставаться стабильной более чем у 65% испытуемых, количество испытуемых, у которых она сменяется другими типами переживания, прежде всего эмоциональным благополучием, существенно увеличивается. Основные изменения в переживаниях тревожности происходят в подростковом возрасте. На протяжении старшего подросткового возраста (8 – 9-й классы, 13 – 14 лет) тревожность также характеризуется достаточной стабильностью. Изменения в тревожности отмечаются между 9-м и 10-м классами. Из 55 человек, демонстрировавших в 8-м классе эмоциональное благополучие, в 9-м оно сохранилось у 43, а у 12 человек сменилось на переживание тревоги. Это показывает, утверждает А.М. Прихожан, что эмоциональное благополучие на протяжении старшего подросткового возраста достаточно стабильно. В 10-м классе резко увеличивается количество «неадекватно спокойных». В своем исследовании она относит это не на счет возрастных особенностей школьников, а именно за счет условий обучения. Данные исследования показывают, что «неадекватное спокойствие» – сравнительно неустойчивое образование (примерно в половине случаев «абсолютное спокойствие» сменялось повышенной тревожностью, и у трети имело место их чередование; не было ни одного случая, когда оно сменялось эмоциональным благополучием.).

     В 11 классе ситуация резко меняется, эмоциональное  благополучие сохраняется лишь у  немногим более половины школьников, т.е. изменения характеризуются появлением тревожности [40].

     Таким образом, достаточная стабильность отмечается на протяжении младшего школьного  возраста, а также старшего подросткового  возраста. В период подросткового  возраста стабильность тревожности существенно ниже, что с одной стороны, указывает на это период как на достаточно благоприятный в жизни подростка, а с другой – позволяет предположить, что это время может оказаться также сензитивным для преодоления устойчивой тревожности. Наибольшие изменения отмечаются при переходе от предподросткового возраста к подростковому, а также – несколько менее выраженные – от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту, что указывает на особую значимость переходных периодов развития для становления эмоционально-личностных образований. 

     2.6. Половозрастные различия  проявления тревожности

     Данный  вопрос широко обсуждался в литературе. Подробно данную проблему рассматривали  Кочубей Б.И., Новикова Е.В. (1988); Прихожан А.М. (2000).

     Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова отмечают что, в дошкольном и младшем школьном возрасте уровень тревоги сравнительно устойчив и что мальчики более тревожны, чем девочки. Уровень тревожности мальчиков возрастает при переходе в среднюю школу (от 4-го к 5-му классу) и от предподросткового к подростковому. В 9 – 11 лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, в старшем подростковом возрасте происходит резкий всплеск, причем особенно сильно он проявляется в 9-м, выпускном из неполной средний школы, классе. Далее уровень тревоги резко падает при переходе к раннему юношескому возрасту (10-й класс) и вновь повышается перед выпуском из школы. При этом общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается. На это же указывают результаты исследования, проведённые А.М.Прихожан, но она подчеркивает, что в раннем юношеском возрасте более тревожными оказываются девушки. Указывается также, что и по содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков, причем, чем старше дети, тем заметнее разница. Тревога девочек часто бывает связана с другими людьми; их беспокоит отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с ними. Основной причиной тревоги девочек 15 – 16 лет становится страх за родных и близких [20, 26, 40]. Такие же особенности проявления тревоги у девочек отметила и А.М. Прихожан в своем исследовании.

     Мальчиков больше всего тревожит физическое насилие. Мальчики больше всего боятся физических травм, несчастных случаев, а также  наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы. Если в ситуациях оценки, проверки девочки боятся плохо проявить себя, не справиться с заданием, то мальчики волнуются только по поводу грядущего наказания.

     Школьная  пора – важнейший этап в жизни  человека, в течение которого принципиально меняется его психологический облик. Меняется и характер тревожных переживаний. Интенсивность тревоги от первого к десятому классу по данным Б.И. Кочубей, Е.В. Новиковой возрастает более чем в 2 раза. Уровень тревожности начинает резко повышаться после 11 лет, достигая своего апогея к 20 годам, а к 30 постепенно снижается, (второй подъем наблюдается после 60 лет).

     Чем старше становятся ребята, тем конкретнее, реалистичнее причины их тревоги. Старших  подростков уже не беспокоят сверхъестественные страхи, опасные люди. И одна из ведущих тревог школьников 11 – 12 лет возможность войны, тесно связанная с боязнью «конца света» [26].

Информация о работе Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками