Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:56, дипломная работа

Описание

Задачи:
1. Изучить отечественные и зарубежные литературные источники, посвященные данной проблеме;
2. Подобрать методики, направленные на дифференциацию старших школьников по показателю «тревожность», а также позволяющие определить социометрический статус каждого испытуемого;
3. Дифференцировать старших школьников по степени выраженности показателя «тревожность», выявить индивидуальные различия относительно данного рода психических феноменов;
4. Выявить социометрический статус испытуемых с разным уровнем тревожности;
5. Провести сравнительный анализ между такими показателями как: социометрический статус старших школьников и уровень их личностной тревожности и интерпретировать полученные данные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 7
1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 21
2.1. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 21
2.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 24
2.3. ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ 30
2.4. ФОРМЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ «МАСКИ» ТРЕВОЖНОСТИ 33
2.5. СТАБИЛЬНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.6. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 39
2.7. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕВОЖНЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 41
2.8. ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 44
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 45
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
3.2. СХЕМА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.3. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.3.1. Диагностический этап практического исследования 49
3.3.2. Особенности социометрического статуса в учебной группе сверстников старших школьников, имеющих разный уровень личностной тревожности 56
3.4. ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 71
3.5. БЛОК МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ: 83
ПРИЛОЖЕНИЕ......

Работа состоит из  1 файл

диплом....doc

— 899.00 Кб (Скачать документ)

     Среди испытуемых с низким уровнем тревожности  по первому опроснику только один (12,5%) юноша показал аналогичные  результаты по второй методике, у остальных семи (87,5%) школьников с низкой тревожностью по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, результаты соответствовали среднему уровню тревожности с тенденцией вниз по опроснику Тейлора (адаптация и В.Г. Норакидзе).

     Таким образом, вся выборка испытуемых была разделена нами по уровню тревожности на 4 основных группы:

  • группа № 1 – с высоким уровнем тревожности;
  • группа № 2а – со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх;
  • группа № 2б – со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз;
  • группа № 3 – с низким уровнем тревожности.

     Однако, ввиду некоторых расхождений  результатов по двум использованным методикам, для 20-ти испытуемых, чьи  результаты оказались противоречивыми, в экспериментальную схему был  включен дополнительный этап. Был проведен дополнительный опрос данных респондентов по методике Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова), который проводился через 1 месяц после предыдущего опроса. При обработке полученных данных, для каждого участника исследования проводилось сопоставление его результатов по всем трем методикам. Решение об отнесении старшего школьника к одной из четырех групп, сформированных по критерию того или иного уровня тревожности респондента, принималось, если результаты данных методик совпадали.

     В итоге выявилась следующая картина показателей повторно исследуемых нашей выборки, соответствующая тестовым критериям по уровню личностной тревожности:

  • 5 старших школьников оказались в группе № 1, с высоким уровнем тревожности;
  • 6 – в группе № 2а, со средним уровнем тревожности, с тенденцией к высокому;
  • 2 – в группе № 2б, со среднем уровнем тревожности, с тенденцией к низкому;
  • 7 – в группе № 3 с низким уровнем тревожности.

     Таким образом, в основную, генеральную  выборку исследования вошли 103 испытуемых – 67 девушек и 36 юношей, индивидуально дифференцированных с помощью диагностических процедур по степени выраженности показателя личностной тревожности (см. Приложение 5).

     После получения, обработки и анализа  вышеописанных результатов, мы поставили  перед собой задачу рассмотреть межполовые различия проявлений феномена личностной тревожности в раннем юношеском возрасте. Данные по сравнительному анализу по половому признаку мы приводим в таблице № 5. 

     Таблица № 5

Результаты  исследования межполовых различий

проявления  феномена тревожности

в раннем юношеском  возрасте (%) 

испытуемые

уровень тревожности

 
девушки*
 
юноши**
высокий 29,9 22,2
средний с тенденцией вверх 37,3 16,7
средний с тенденцией вниз 26,9 50
низкий 5,9 11,1
всего 100 100

* - % высчитывался от числа испытуемых женского пола (N = 67)

** - % высчитывался от числа испытуемых мужского пола (N = 36)

     Согласно  данным, представленным в таблице  № 5, у девушек чаще всего наблюдается  либо высокий уровень личностной тревожности – 20 (29,9%), либо средний  уровень личностной тревожности с тенденцией вверх – 25 (37,3%). Средний уровень личностной тревожности с тенденцией вниз, встречался у испытуемых женского пола менее чем в 1/3-ти случаев – 18 (26,9%), а низкий – только у 4 (5,9%) девушек. Юноши, в отличие от девушек, демонстрировали обратные показатели. Так, высокий и средний, с тенденцией вверх, уровни личностной тревожности отмечены лишь у 8 (22,2%) и 6 (16,7%) юношей соответственно. Напротив, половина 18 (50%) обследованных старших школьников мужского пола, имеют средний уровень личностной тревожности с тенденцией вниз. А еще четверо (11,1%), продемонстрировали низкий уровень личностной тревожности.

     Из-за несколько ограниченного объема выборки мы не можем делать окончательные  выводы, однако считаем необходимым  отметить, что у девушек 15 – 16-ти лет показатель повышенной личностной тревожности встречается чаще, чем у их сверстников мужского пола. Возможно, это несоответствие объясняется гендерными различиями и особенностями психосоциального и физиологического развития юношей и девушек данного возраста. Данный факт требует дальнейшего уточнения и исследования. 

     3.3.2. Особенности  социометрического  статуса в учебной  группе сверстников  старших школьников, имеющих разный  уровень личностной  тревожности

     Для определения статусного положения в группе, каждого старшего школьника, в сферах дружеских и деловых отношений, нами использовалась процедура параметрической (5 выборов) социометрии.

     Вся выборка испытуемых была разделена  на 3 статусных группы. В первую группу «звезд» вошли учащиеся, получившие 9 и более выборов. Вторую группу «предпочитаемых» составили испытуемые, которых выбрало от двух до восьми членов группы. К третьей группе «отвергаемых» были отнесены подростки, которые получили меньше двух выборов.

     Перейдем  к рассмотрению полученных результатов, которые представлены в таблице № 6.

     Таблица №6

Особенности социометрического  статуса старших  школьников

с разным уровнем личностной тревожности

(сфера  дружеских отношений) 

уровень

тревожности

социомет-

рический статус

 
высокий
средний с тенденцией вверх средний с тенденцией вниз  
низкий
абс. %* абс. %** абс. %*** абс. %****
«звезда» 1 3,6 5 16,1 6 16,6 2 25
«предпочитаемый» 12 42,8 23 74,2 29 80,6 3 37,5
«отвергаемый» 15 53,6 3 9,7 1 2,8 3 37,5

* - % высчитывался от числа испытуемых с высокой тревожностью (N = 28)

** - % высчитывался от числа испытуемых со средней с тенденцией вверх тревожностью (N = 31)

*** - % высчитывался от числа испытуемых со средней с тенденцией вниз тревожностью (N = 36)

**** - % высчитывался от числа испытуемых с низкой тревожностью (N = 8) 

     Согласно  результатам, прописанным в таблице  № 6, больше половины 15 (53,6%) испытуемых с высоким уровнем тревожности  занимают в сфере дружеских отношений  положение «отвергаемых»; в то время  как среди их ровесников со средним уровнем тревожности, как с тенденцией вверх, так и тенденцией вниз, аналогичное положение в группе занимают лишь 3 (9,7%) и 1 (2,8%) учащихся соответственно. Испытуемые с низким уровнем тревожности получили менее 2-х выборов (отвергаемые) в 3 (37,5%) случаях.

     Бόльшая часть испытуемых групп № 2а и  № 2б со средним уровнем тревожности, занимают в группе позицию «предпочитаемых» – 23 (74,2%) и 29 (80,6%) – соответственно. В то время как среди высоко тревожных испытуемых, средний социометрический статус имеют 12 (42,8%), а в группе с низким уровнем тревожности – 3 (37,5%) испытуемых.

     Чаще  всего, в нашей выборке положение  «звезд» занимали испытуемые с низким уровнем тревожности – 2 (25%). Второе «социометрическое» место у испытуемых со средним, с тенденцией вниз, уровнем тревожности – 6 (16,6%). Чуть реже, высокая популярность среди сверстников наблюдается у 5 (16,1%) испытуемых со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх. И, крайне редко, высокий социометрический статус имеют высокотревожные испытуемые – 1 (3,6%).

     Таким образом, полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что более  тревожные учащиеся менее популярны (в данном случае в сфере дружеских  отношений), нежели их менее тревожные  сверстники.

     После выполнения задачи исследования социального статуса респондентов в группе сверстников в сфере дружеских отношений, мы поставили перед собой задачу изучить социометрический статус старших школьников в сфере деловых отношений. Рассмотрение данной задачи мы предъявляем в таблице № 7.

     Таблица №7

Особенности социометрического  статуса старших  школьников

с разным уровнем тревожности (сфера деловых отношений) 

уровень

тревожности

социомет-

рический статус

 
высокий
средний с тенденцией вверх средний с тенденцией вниз  
низкий
абс. %* абс. %** абс. %*** абс. %****
«звезда» 0 0 4 12,9 10 27,8 1 12,5
«предпочитаемый» 13 46,4 23 74,2 25 69,4 4 50
«отвергаемый» 15 53,6 4 12,9 1 2,8 3 37,5

* - % высчитывался от числа испытуемых с высокой тревожностью (N = 28)

** - % высчитывался от числа испытуемых со средней с тенденцией вверх тревожностью (N = 31)

*** - % высчитывался от числа испытуемых со средней с тенденцией вниз тревожностью (N = 36)

**** - % высчитывался от числа испытуемых с низкой тревожностью (N = 8)

     Как видно из данных, представленных в таблице № 7, больше половины (как и в сфере дружеских отношений) 15 (53,6%) учащихся с высоким уровнем тревожности в сфере деловых отношений занимают в своей учебной группе позицию «отвергаемых». При этом среди испытуемых групп № 2а и № 2б со средним уровнем тревожности (с тенденцией вверх и тенденцией вниз), аналогичный социометрический статус имеют лишь 4 (12,9%) и 1 (2,8%) испытуемых соответственно. У испытуемых с низким уровнем тревожности, как и в сфере дружеских отношений, позиция «отвергаемых» встречается в 3 (37,5%) случаях. Большая часть старших школьников со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх и тенденцией вниз, занимают в группе позицию «предпочитаемых» – 23 (74,2%) и 25 (69,4%) учащихся. Чуть чаще, чем в сфере дружеских отношений, испытуемые группы № 1 (с высоким уровнем тревожности) имеют средний социометрический статус, - в 13 (46,4%) случаях, а их сверстники с низким уровнем тревожности – в 4 (50%) случаях. В отличие от ситуации дружеских взаимоотношений, в рассматриваемой сфере деловых контактов высокий социометрический статус, в первую очередь, демонстрируют старшие школьники со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз – 10 (27,8%). На втором месте находятся испытуемые со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх, среди которых положение «звезд» занимают – 4 (12,9%) человека. В группе № 3 (с низким уровнем тревожности) максимальное количество выборов получил только один (12,5%) учащийся. При этом среди высокотревожных учащихся высокий социометрический статус не был выявлен вовсе, что подтверждает нашу общую гипотезу.

Информация о работе Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками