Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:56, дипломная работа

Описание

Задачи:
1. Изучить отечественные и зарубежные литературные источники, посвященные данной проблеме;
2. Подобрать методики, направленные на дифференциацию старших школьников по показателю «тревожность», а также позволяющие определить социометрический статус каждого испытуемого;
3. Дифференцировать старших школьников по степени выраженности показателя «тревожность», выявить индивидуальные различия относительно данного рода психических феноменов;
4. Выявить социометрический статус испытуемых с разным уровнем тревожности;
5. Провести сравнительный анализ между такими показателями как: социометрический статус старших школьников и уровень их личностной тревожности и интерпретировать полученные данные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 7
1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 21
2.1. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 21
2.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 24
2.3. ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ 30
2.4. ФОРМЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ «МАСКИ» ТРЕВОЖНОСТИ 33
2.5. СТАБИЛЬНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.6. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 39
2.7. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕВОЖНЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 41
2.8. ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 44
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 45
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
3.2. СХЕМА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.3. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.3.1. Диагностический этап практического исследования 49
3.3.2. Особенности социометрического статуса в учебной группе сверстников старших школьников, имеющих разный уровень личностной тревожности 56
3.4. ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 71
3.5. БЛОК МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ: 83
ПРИЛОЖЕНИЕ......

Работа состоит из  1 файл

диплом....doc

— 899.00 Кб (Скачать документ)
 

 

Приложение  №3 

Методика  измерения уровня тревожности Тейлора 

(адаптация  В.Г.Норакидзе) 

Бланк ответов

№/№ Утверждения да нет
1 Я могу долго  работать не уставая.    
2 Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.    
3 Обычно руки и ноги у меня теплые.    
4 У меня редко  болит голова.    
5 Я уверен в своих  силах.    
6 Ожидания меня нервируют.    
7 Порой мне кажется, что я ни на что не годен.    
8 Обычно я  чувствую себя вполне счастливым.    
9 Я не могу сосредоточится на чем-либо одном.    
10 В детстве я  всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.    
11 Раз в месяц  или чаще у меня бывает расстройство желудка.    
12 Я часто ловлю  себя на том, что меня что-то тревожит.    
13 Я думаю, что  я не более нервный, чем большинство  других людей.    
14 Я не слишком  застенчив.    
15 Жизнь для меня почти всегда связана с большим  напряжением.    
16 Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых  не разбираюсь.    
17 Я краснею не чаще чем другие.    
18 Я часто расстраиваюсь  из-за пустяков.    
19 Я редко замечаю  у себя сердцебиение или одышку.    
20 Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.    
21 Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.    
22 Обычно я  спокоен и меня нелегко расстроить.    
23 Меня часто  мучают ночные кошмары.    
24 Я склонен все  принимать слишком всерьез.    
25 Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.    
26 У меня беспокойный и прерывистый сон.    
27 В играх я  предпочитаю скорее выигрывать, чем  проигрывать.    
28 Я более чувствителен, чем большинство других людей.    
29 Бывает, что  нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.    
30 Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как вероятно, довольны другие.    
31 Мой желудок  сильно беспокоит меня.    
32 Я постоянно  озабочен своими материальными и  служебными делами.    
33 Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить  мне вреда.    
34 Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие  трудности, которых мне не преодолеть.    
35 Временами я  становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне уснуть.    
36 Я легко прихожу  в замешательство.    
37 Я предпочитаю  уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.    
38 У меня бывают приступы тошноты и рвоты.    
39 Я никогда не опаздывал на свидание или работу.    
40 Временами я  определенно чувствую себя бесполезным.    
41 Иногда мне  хочется выругаться.    
42 Почти всегда я  испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо.    
43 Меня беспокоят  возможные неудачи.    
44 Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.    
45 Меня нередко  охватывает отчаяние.    
46 Я – человек  нервный и легко возбудимый.    
47 Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.    
48 Я почти всегда испытываю чувство голода.    
49 Мне не хватает  уверенности в себе.    
50 Я легко потею  даже в прохладные дни.    
51 Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше  никому не рассказывать.    
52 У меня очень редко болит живот.    
53 Я считаю, что  мне очень трудно сосредоточиться  на какой-либо задаче или работе.    
54 У меня бывают периоды  такого сильного беспокойства, что  я не могу долго усидеть на одном  месте.    
55 Я всегда отвечаю  на письма сразу же после прочтения.    
56 Я легко расстраиваюсь.    
57 Практически я  никогда не краснею.    
58 У меня гораздо  меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.    
59 Бывает, что  я откладываю на завтра то, что следует  сделать сегодня.    
60 Обычно я  работаю с большим напряжением.    
 
 

 

Приложение  №4 

Социометрическая  анкета 

1. С кем бы  ты хотел сидеть за одной  партой?

2.С кем бы  ты хотел готовиться к экзаменам?

3. С кем бы  ты хотел заниматься на дополнительных  занятиях?

4. С кем бы  ты хотел провести досуг? 

Вопросы 1, 4 –  дружеская сфера; 2, 3 – деловая  сфера. 

Таблица значений по Сальвосу 

Степень асимметричности Р 0,05 Р 0,01 Р 0,03 Степень асимметричности Р 0,05 Р 0,01 Р 0,001
0,0

0,1

0,2

0,3

-1,64

-1,62

-1,59

-1,56

-2,33

-2,25

-2,18

-2,10

-3,09

-2,95

-2,81

-2,67

0,0

0,1

0,2

0,3

1,64

1,67

1,70

1,73

2,33

2,40

2,47

2,54

3,09

3,23

3,38

3,52

0,4

0,5

0,6

0,7

-1,52

-1,49

-1,46

-1,42

-2,03

-1,95

-1,88

-1,81

-2,53

-2,40

-2,27

-2,14

0,4

0,5

0,6

0,7

1,75

1,77

1,80

1,82

2,62

2,69

1,76

2,83

3,67

3,81

3,96

4,10

0,8

0,9

1,0

1,1

-1,39

-1,35

-1,32

-1,28

-1,73

-1,66

-1,69

-1,53

-2,02

-1,90

-1,79

-1,68

0,8

0,9

1,0

1,1

1,84

1,86

1,88

1,89

2,89

2,96

3,02

3,09

4,24

4,39

4,53

4,67

 
 

 

Приложение  №5 

Группа  №1 (девочки) 

Испытуемые Спил-бергер  Ханин Тейлор + ложь статус
трев. ложь дружеские отн. деловые отн.
1 и 4 2 и 3
Испытуемая  №1 в в 2 н с
Испытуемая  №2 в в 1 н н
Испытуемая  №3 в в 3 н н
Испытуемая  №4 в в 3 н с
Испытуемая  №5 в в 3 н н
Испытуемая  №6 в в 3 н н
Испытуемая  №7 в в 2 н н
Испытуемая №8 в в 1 н н
Испытуемая  №9 в в 3 в с
Испытуемая  №10 в в 1 н н
Испытуемая  №11 в в 2 н н
Испытуемая  №12 в в 3 с с
Испытуемая  №13 в в 4 с с
Испытуемая  №14 в в 2 с с
Испытуемая  №15 в в 2 н н
Испытуемая  №16 в в 2 с с
Испытуемая  №17 в в 2 с с
 
дополнительное обследование
Испытуемые Спил-бергер Ханин Тейлор Тейлор + ложь статус
Трев ложь дружеские отн. деловые отн.
1 и 4 2 и 3
Испытуемая  №18 с в в 2 с н
Испытуемая  №19 с в в 3 н н
Испытуемая  №20 с в в 2 с с
 
 
 
 

Группа  №2а (девочки)

Испытуемые Спил-бергер  Ханин Тейлор + ложь статус
трев. ложь дружеские отн. деловые отн.
1 и 4 2 и 3
Испытуемая  №21 с с↑ 2 с с
Испытуемая  №22 с с↑ 3 с с
Испытуемая  №23 с с↑ 1 в с
Испытуемая  №24 с с↑ 3 с с
Испытуемая  №25 с с↑ 1 с с
Испытуемая  №26 с с↑ 2 в с
Испытуемая  №27 с с↑ 1 в в
Испытуемая  №28 с с↑ 3 с с
Испытуемая  №29 с с↑ 3 с с
Испытуемая  №30 с с↑ 3 н н
Испытуемая  №31 с с↑ 2 н с
Испытуемая  №32 с с↑ 4 н с
Испытуемая  №33 с с↑ 2 с с
Испытуемая  №34 с с↑ 3 с с
Испытуемая  №35 с с↑ 3 с с
Испытуемая №36 с с↑ 2 с с
Испытуемая  №37 с с↑ 0 с н
Испытуемая  №38 с с↑ 3 с с
Испытуемая  №39 с с↑ 2 в в
 
дополнительное  обследование
Ф.И.

испытуемого (дев.)

Спил-бергер Ханин Тейлор Тейлор + ложь статус
Трев ложь дружеские отн. деловые отн.
1 и 4 2 и 3
Испытуемая  №40 в с↑ с↑ 0 с с
Испытуемая  №41 с в с↑ 3 в с
Испытуемая  №42 в с↑ с↑ 0 с с
Испытуемая  №43 в с↑ с↑ 2 с в
Испытуемая  №44 в с↑ с↑ 3 с с
Испытуемая  №45 в с↑ с↑ 0 с с

Группа  № 2б (дев.) 

Ф.И.

испытуемого (дев.)

Спил-бергер  Ханин Тейлор + ложь статус
трев. ложь дружеские отн. деловые отн.
1 и 4 2 и 3
    Испытуемая  №46
с с↓ 3 с с
    Испытуемая  №47
с с↓ 3 с с
    Испытуемая  №48
с с↓ 3 в с
    Испытуемая  №49
с с↓ 2 с с
    Испытуемая №50
с с↓ 3 с с
    Испытуемая  №51
с с↓ 3 с в
    Испытуемая  №52
с с↓ 2 с с
    Испытуемая  №53
с с↓ 3 в в
    Испытуемая  №54
с с↓ 1 в в
    Испытуемая  №55
с с↓ 2 с с
    Испытуемая  №56
с с↓ 1 с с
    Испытуемая  №57
с с↓ 0 с с
    Испытуемая  №58
с с↓ 4 с с
    Испытуемая  №59
с с↓ 2 с с
    Испытуемая  №60
с с↓ 2 с с
    Испытуемая  №61
с с↓ 2 с в

Информация о работе Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками