Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:56, дипломная работа
Задачи:
1. Изучить отечественные и зарубежные литературные источники, посвященные данной проблеме;
2. Подобрать методики, направленные на дифференциацию старших школьников по показателю «тревожность», а также позволяющие определить социометрический статус каждого испытуемого;
3. Дифференцировать старших школьников по степени выраженности показателя «тревожность», выявить индивидуальные различия относительно данного рода психических феноменов;
4. Выявить социометрический статус испытуемых с разным уровнем тревожности;
5. Провести сравнительный анализ между такими показателями как: социометрический статус старших школьников и уровень их личностной тревожности и интерпретировать полученные данные.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 7
1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 21
2.1. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 21
2.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 24
2.3. ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ 30
2.4. ФОРМЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ «МАСКИ» ТРЕВОЖНОСТИ 33
2.5. СТАБИЛЬНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.6. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 39
2.7. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕВОЖНЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 41
2.8. ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 44
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 45
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
3.2. СХЕМА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.3. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.3.1. Диагностический этап практического исследования 49
3.3.2. Особенности социометрического статуса в учебной группе сверстников старших школьников, имеющих разный уровень личностной тревожности 56
3.4. ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 71
3.5. БЛОК МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ: 83
ПРИЛОЖЕНИЕ......
Но
следует также отметить тот факт,
что среди нетревожных
После решения задачи выявления социального статуса учащихся, с разнообразным уровнем личностной тревожности, в учебной группе сверстников в сфере деловых отношений, мы поставили перед собой задачу изучить межполовые различия респондентов относительно анализируемого феномена. Решение данной задачи, прямо вытекающей из логики нашего практического исследования, мы предъявляем в гистограмме № 1.
Обратимся вначале к рассмотрению особенностей социометрического статуса девушек разных «тревожных» групп (№№1-3) в ситуациях дружеского взаимодействия (гистограмма №1).
Гистограмма №1
Социометрический статус девушек с разным уровнем тревожности
(сфера дружеских отношений)
группа
№ 1 – с высоким уровнем
группа № 2а – со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх;
группа № 2б – со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз;
группа
№ 3 – с низким уровнем тревожности.
Согласно
результатам, представленным в гистограмме
№ 1, низкий социометрический статус в
сфере дружеских отношений чаще
всего встречается у девушек
с высоким уровнем тревожности
- 12 (60%). В то время как в других
группах положение «
Для большинства испытуемых со средним и низким уровнем тревожности, напротив, был характерен средний социометрический статус. Так, в группе № 2а – 17 (68%) девушек вошли в группу «предпочитаемых»; в группе № 2б аналогичную положение среди сверстников занимало 15 (83,3%) девушек; а в группе № 3 аналогично проявили себя две (50%) испытуемых. Среди высокотревожных испытуемых, в среднюю статусную группу, по критерию социального положения в учебной группе сверстников, попало только 7 (35%) девушек.
Итак, статус «звезд» чаще встречается у девушек с низким уровнем тревожности – 25%; второе место занимают девушки со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх – 20%; третье – девушки со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз (16,7%); и реже всего, в 5-ти % случаев, высокий социометрический статус имеют испытуемые группы № 1, т.е. лица с высоким уровнем личностной тревожности.
Итог: мы выявили следующую особенность взаимосвязи между показателями «тревожность» и «социометрический статус в группе» (в сфере дружеских отношений) у испытуемых женского пола данной выборки. Высокотревожные девушки более чем в 2,5 раза чаще, чем их сверстницы из трех других групп (№ 2а, № 2б, № 3) имеют низкий социометрический статус. Математическая обработка данных по критерию Фишера (φ) позволила выявить значимые различия между группами № 1 и №2а: φ (1,2а) = 3,5 при р ≤ 0,001; а также различия на уровне тенденции между группами № 1 и № 3: φ (1,3) = 1,7 при р ≤ 0,05. Сравнение между группами № 1 и № 2б не проводилось, так как у испытуемых со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз статус «отвергаемого» не наблюдался. Одновременно с этим, испытуемые из группы № 1 значительно реже, чем их сверстницы со средним и низким уровнем тревожности попадают в группу «звезд». Однако данное предположение требует дальнейшей проверки и уточнения на более многочисленной выборке.
После
успешного решения
Гистограмма №2
Социометрический статус девушек с разным уровнем тревожности
(сфера деловых отношений)
группа
№ 1 – с высоким уровнем
группа № 2а – со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх;
группа № 2б – со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз;
группа
№ 3 – с низким уровнем тревожности.
Как видно из данных, отображенных в гистограмме № 2, низкий социометрический статус в сфере деловых отношений занимают больше половины высокотревожных девушек – 11 (55%). Их сверстницы со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх занимают аналогичное положение только в 2 (8%) случаях, а у испытуемых из группы № 2б таких случаев не наблюдалось вообще. Среди испытуемых с низким уровнем тревожности положение «отвергаемой» занимает лишь одна девушка (25% из общего количества членов данной группы среди девушек).
Среди высокотревожных испытуемых, в среднюю статусную группу, согласно социальному статусу в учебной группе сверстников, вошли 9 (45%) испытуемых. При этом в группе №2а (со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх) аналогичное положение занимает бόльшая часть испытуемых – 20 (80%). Чуть меньше – 14 (77,8%) девушек из группы № 2б (со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз) также имеют статус «предпочитаемых». Среди девушек с низким уровнем тревожности такое же положение занимают две (50%) испытуемых.
Максимально социально популярные девушки чаще встречаются среди испытуемых с низким (25%) и со средним с тенденцией вниз (22,2%) уровнями тревожности. В группе № 2а (со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх) аналогичное положение занимают (12%) девушек. При этом ни одна испытуемая из нашей выборки с высоким уровнем тревожности не заняла положение «звезды».
Итог: в сфере деловых контактов (как и при дружеском взаимодействии) у девушек данной выборки наблюдается следующая взаимосвязь между показателями «личностная тревожность» и «социометрический статус в группе». А именно, испытуемые с высокой тревожностью чаще, чем их сверстницы со средним и низким уровнем тревожности находятся в статусной группе социально «отвергаемых». Математическая обработка данных по критерию Фишера (φ) позволила выявить значимые различия между группами № 1 и № 2а: φ (1, 2а) = 3,62 при р≤ 0,001. Между группами № 1 и № 3 значимые различия по данному показателю не выявлены. Сравнение между группами №1 и №2б не проводилось, так как у испытуемых со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз низкий социометрический статус не наблюдался.
После выявления особенностей социометрического статуса, социального положения в учебной группе сверстников в сферах дружеских и деловых отношений у девушек с разным уровнем личностной тревожности, мы решили обратиться к рассмотрению показателя «популярность в группе» в ситуации дружеских взаимоотношений и деловых контактов у юношей групп №№ 1-3.
Поставив
перед собой вышеобозначенную задачу,
мы решили сначала рассмотреть, изучить
то, какой социометрический статус
имеют юноши с разным уровнем
личностной тревожности в ситуациях дружеского
общения. Результаты данного вопроса мы
предъявляем в гистограмме № 3.
Гистограмма №3
Социометрический статус юношей с разным уровнем тревожности
(сфера дружеских отношений)
группа
№ 1 – с высоким уровнем
группа № 2а – со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх;
группа № 2б – со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз;
группа
№ 3 – с низким уровнем тревожности.
Согласно данным, представленным в гистограмме № 3, чаще всего низкий социометрический статус в сфере дружеских отношений наблюдается у испытуемых с низким уровнем тревожности – 2 (50%). Второе место по числу непопулярных учащихся занимают испытуемые с высоким уровнем тревожности – 3 (37,5%). В группе № 2б менее 2 выборов получил лишь один (5,5%) участник исследования, а среди юношей группы № 2а (со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх) положение «отвергаемого» не встречалось вовсе.
Первое место в группе «предпочитаемых» занимают старшие школьники со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх – 6 (100%, т.е. все представители данной группы среди юношей), второе – 14 (77,8%) испытуемых со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз. Чуть реже, данный социометрический статус встречается у юношей с высоким уровнем тревожности 5 (62,55%). И только один (25%) испытуемый с низким уровнем тревожности входит в группу «предпочитаемых».
Статус «звезды» встречался в 1 (25%) случаев у испытуемых из группы № 3 (с низкой личностной тревожностью) и у 3 (16,7%) юношей со средним уровнем тревожности с тенденцией вниз. Среди испытуемых группы № 1 (с высокой личностной тревожностью) и юношей из группы № 2а (со средним уровнем тревожности с тенденцией вверх) случаев максимальной популярности в группе сверстников не наблюдалось.
Итог: нами была выявлена следующая взаимосвязь между показателями «тревожность» и «социометрический статус в группе» (в сфере дружеских отношений) среди юношей данной выборки. Наименьшей популярностью среди ровесников пользуются юноши с низким уровнем тревожности. Однако, из-за несколько ограниченного объема выборки юношей, мы не проводили математическую обработку результатов, поэтому данный факт требует дальнейшей проверки и уточнения.
Кроме этого, проведенный нами сравнительный анализ особенностей социометрического статуса в сфере дружеских отношений у девушек и юношей с разным уровнем личностной тревожности, позволил выявить некоторые расхождения результатов испытуемых разного пола, что представлено нами в таблице № 8.
Таблица
№ 8
Особенности социометрического статуса в сфере дружеских отношений
у
юношей и девушек
с разным уровнем
тревожности (%)
социометрический
статус уровень тревожности |
испытуемые | |||||
девушки* | юноши** | |||||
выс. | ср. | низк. | выс. | ср. | низк. | |
высокий | 5 | 35 | 60 | 0 | 62,5 | 37,5 |
средний с тенденцией вверх | 20 | 68 | 12 | 0 | 100 | 0 |
средний с тенденцией вниз | 16,7 | 83,3 | 0 | 16,7 | 77,8 | 5,5 |
низкий | 25 | 50 | 25 | 25 | 25 | 50 |
Информация о работе Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками