Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:56, дипломная работа

Описание

Задачи:
1. Изучить отечественные и зарубежные литературные источники, посвященные данной проблеме;
2. Подобрать методики, направленные на дифференциацию старших школьников по показателю «тревожность», а также позволяющие определить социометрический статус каждого испытуемого;
3. Дифференцировать старших школьников по степени выраженности показателя «тревожность», выявить индивидуальные различия относительно данного рода психических феноменов;
4. Выявить социометрический статус испытуемых с разным уровнем тревожности;
5. Провести сравнительный анализ между такими показателями как: социометрический статус старших школьников и уровень их личностной тревожности и интерпретировать полученные данные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 7
1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 14
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 21
2.1. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 21
2.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 24
2.3. ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ 30
2.4. ФОРМЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ «МАСКИ» ТРЕВОЖНОСТИ 33
2.5. СТАБИЛЬНОСТЬ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 37
2.6. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 39
2.7. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕВОЖНЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 41
2.8. ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 44
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 45
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
3.2. СХЕМА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.3. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.3.1. Диагностический этап практического исследования 49
3.3.2. Особенности социометрического статуса в учебной группе сверстников старших школьников, имеющих разный уровень личностной тревожности 56
3.4. ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 71
3.5. БЛОК МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ И ТРЕВОЖНОСТИ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ: 83
ПРИЛОЖЕНИЕ......

Работа состоит из  1 файл

диплом....doc

— 899.00 Кб (Скачать документ)

     Итак, нами была выявлена взаимосвязь между  личностной тревожностью старшего школьника  и социометрическим статусом в учебной  группе сверстников.

     Перспективой  данного направления работы является выявление причинно-следственной зависимости параметров в плане конкретизации их «процентного» соотношения.

 

     Библиография:

     1. Астапов В.М. Тревожность у  детей. – М.: «Смысл», 2001. – 416с.  С 345-347.

     2. Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Тревожность  у детей школьного возраста. Ярославль. Изд – во «Союз» 1991. – 192с.

     3. Блок методик для диагностики  тревожности. Архангельск, 1995.

     4. Божович Л.И. Избранные психологические  труды: Психология формирования  личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Московский психолого – социальный  институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352с. ( Серия «Психолог отечества»).

     5. Большой психологический словарь  /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.  Зинченко. – СПб.: «прайм – Еврознак», 2003. – 672с. (Проект Психологическая  энциклопедия)

     6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний//Вопросы психологии. (Статья), 1993. №1. – с.138-140

     7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности  формирования личности в детстве.  Норма и отклонения. М.: Изд –  во МГУ 1990.321с.

     8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник  по психодиагностике. – СПб.: «Питер»  2000. – 399с.

     9. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова  О.А., Лебедева Н.Н., Лидерс А.Г.  Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Издательство "Академия/Academia", 2002 г. – 410 стр.

     10. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции  и поведение. М., 1989.

     11. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2006. – 496 с.: ил. –  (Серия «Хрестоматия по психологии).

     12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных  явлений. 1976.

     13. Волков И.П. Методы социометрических  измерений в социально-психологических  исследованиях. Л., 1980.

     14. Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста// Вопросы психологии, 1984. № 1. С. 152-157.

     15. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных  отношений. М., 1987.

     16. Джеймс У. Психология. М. «Смысл», 1991. – 376 с. 

     17. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А.Беличевой. – М.: Педагогика, 1993.

     18. Дубровина И.В. Особенности обучения  и психического развития школьников 13 – 17 лет. – М.: Педагогика, 1988.—192 с

     19. Дубровина И.В. Школьная психологическая  служба. Учебник для студентов  высших и средних специальных  учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528с.

     20. Захаров А.И. Происхождение детских  неврозов и психотерапия. М.: МГУ, 2002. – 143 с.

     21. Захаров А.И. Происхождение и  психотерапия детских неврозов: Монография. – СПб.: КАРО, 2006. – 627 с.

     22. Изард К. Психология эмоций: Пер.с англ.. М., Изд – во Моск. ун-та 1980. 440с.

     23. Кисловская В.Р. Школьники в  среде сверстников и взрослых. – Алма-Ата, 1975. – 120с.

     24. Клепач Ю.В. Психологическая природа  и психокоррекция тревожности  у старшеклассников. (Дис. канд. психол. наук). – М.: МГУ, 2002.

     25. Кон И.С. Психология старшеклассника.  Учебное пособие для студентов  инс-тов – М.: Просвещение, 1982. –  175с.

     26. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная  устойчивость школьника. – М.: «Знание», 1998.

     27. Кузнецов Д. Демобилизирующая  тревожность // Школьный психолог. – 2005.- №2.- С.47-49

     28. Кулагина И.Ю. Личность школьника.  От задержки психического развития  до одаренности. М.: Изд – во  УРАО, 1999. – 176 с.

     29. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная  психология: Полный жизненный цикл  развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

     30. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь  детского коллектива. М., 1980.

     31. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг  эффективного взаимодействия с  детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.

     32. Методики социально-психологической  диагностики личности и группы. М. МГУ, 1990. – 288с.

     33. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная  тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб: Речь, 2006. –  248 с.

     34. Мэй Р. Смысл тревоги / Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 384 с.

     35. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического  напряжения. Л., 1983.

     36. Практикум по общей, экспериментальной  и прикладной психологии/ В.Д.Балин,  В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.: ил. - _Серия «Практикум по психологии»).

     37. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.

     38. Практическая психодиагностика / под  ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом « БАХРАХ – М», 2002. – 672с.

     39. Практическая психология образования  / Под ред. М.В. Дубровиной. –  М.: Просвещение, 2003. - 480с.

     40. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕКС», 2002г. 253с.

     41. Прихожан А.М. Формы и "маски"  тревожности. Влияние тревожности  на деятельность и развитие  личности / Тревога и тревожность / Сост. В.М. Астапов. – СПб.: Притер, 2001. - С.143-156

     42. Психологический словарь / Под  ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1997.

     43. Психология подростка. Учебник.  Под редакцией члена-корреспондента  РАО А.А.Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 480 с. – (Серия «Мэтры психологии»).

     44. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000.

     45. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

     46. Северный А.А., Толстых Н.Н. Тревога // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб., 1999.

     47. Сидоренко Е.В. Математические методы исследования в психологии. СПб., ООО «Речь», 2001. – 350с.

     48. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия – изд. 2, испр. – М., 2005. С.611.

     49. Фопель К. Как научить детей  сотрудничать: Психологические игры  и упражнения. – М.: Инфра, 2000.

     50. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы: Сочинения.- М.: Изд –во «ЭКСМО – Пресс» 2001. 864с. С. 466 – 512.

     51. Ханин Ю.Л. Межличностная и  групповая тревога в условиях  значимой совместной деятельности.//(Статья) Вопросы психологии 1991, №5 с.72 –  77.

     52. Хорни К. Собрание сочинений  в 3-х томах. Том 1.Невротическая личность нашего времени./пер. с англ.- М.: Издательство «Смысл», 1997.- 496с.

     53. Хрестоматия: тревога и тревожность/под  ред. В.М. Астапова. СПб., «Речь» 2002. – 294 с.

     54. Хрестоматия: психические состояния  /под ред. Л.В. Куликова. СПб., «Питер», 2002. – 304 с.

     55. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.– М.: центр «Академия», 2002.

     56. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога / В.Б.Шапарь. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2004. – 734, [20] с. – (Библиотека практической психологии).

     57. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ООО «Речь», 2002. – 416с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1

Методика  диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина

(измерение  личностной тревожности)

  Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из проведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». 

Бланк для  ответов

Ф.И.О._____________________________________Дата___________________ 

№ п/п Суждение  почти никогда иногда часто почти всегда
21.

22.

23.

24. 

25. 

26.

27.

28. 

29.

30.

31.

32.

33.

34. 

35.

36.

37.

38. 
 

39.

40.

Я испытываю  удовольствие

Я очень  быстро устаю

Я легко  могу заплакать 

Я хотел  бы быть таким же счастливым, как  и другие

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

Обычно  я чувствую себя бодрым

Я спокоен, хладнокровен и собран

Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

Я слишком  переживаю из-за пустяков

Я вполне счастлив

Я принимаю все слишком близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Обычно  я чувствую себя в безопасности

Я стараюсь избегать критических ситуаций и  трудностей

У меня бывает хандра

Я доволен

Всякие  пустяки отвлекают и волнуют  меня

Я так  сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них  забыть

Я уравновешенный человек

Меня  охватывает сильное беспокойство, когда  я думаю о своих делах

1

1

1 

1 

1

1

1 

1

1

1

1

1

1 

1

1

1

1 
 

1

1 

1

2

2

2 

2 

2

2

2 

2

2

2

2

2

2 

2

2

2

2 
 

2

2 

2

3

3

3 

3 

3

3

3 

3

3

3

3

3

3 

3

3

3

3 
 

3

3 

3

4

4

4 

4 

4

4

4 

4

4

4

4

4

4 

4

4

4

4 
 

4

4 

4

 

Приложение  №2

Методика  измерения уровня тревожности Тейлора 

(адаптация  Т.А.Немчинова)

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Если вы с ними согласны поставьте галочку в колонке «да», если нет – в колонке «нет».

Бланк ответов

Фамилия____________________________________Дата___________________

 
№/№ Утверждения Да Нет
1 Обычно я  спокоен и вывести меня из себя нелегко.    
2 Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.    
3 У меня редко  бывают запоры.    
4 У меня редко  бывают головные боли.    
5 Я редко устаю.    
6 Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.    
7 Я уверен в себе.    
8 Практически я  никогда не краснею.    
9 По сравнению  со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.    
10 Я краснею не чаще, чем другие.    
11 У меня редко  бывает сердце биение.    
12. Обычно мои  руки достаточно теплые.    
13. Я застенчив не более чем другие.    
14 Мне не хватает  уверенности в себе.    
15 Порой мне кажется, что я ни на что не годен.    
16 У меня бывают периоды  такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.    
17 Мой желудок  сильно беспокоит меня.    
18 У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.    
19 Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.    
20 Мне кажется, что  порой предо мной нагромождены такие  трудности, которые мне не преодолеть.    
21 Мне нередко  снятся кошмарные сны.    
22 Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.    
23 У меня чрезвычайно  беспокойный и прерывистый сон.    
24 Меня весьма тревожат возможные неудачи.    
25 Мне приходилось  испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне  ничто не угрожает.    
26 Мне трудно сосредоточиться  на работе или на каком-либо задании.    
27 Я работаю с  большим напряжением.    
28 Я легко прихожу  в замешательство.    
29 Почти все время  я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.    
30 Я склонен воспринимать все слишком всерьез.    
31 Я часто плачу.    
32 Меня нередко  мучают приступы рвоты и тошноты.    
33 Раз в месяц  или чаще у меня бывает расстройство желудка.    
34 Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.    
35 Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.    
36 Мое материальное положение весьма беспокоит меня.    
37 Нередко я думаю  о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы делиться.    
38 У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.    
39 Временами, когда  я нахожусь в замешательстве, у меня появляется потливость, что очень смущает меня.    
40 Даже в холодные дни я легко потею.    
41 Временами я  становлюсь таким возбужденным, что  мне трудно заснуть.    
42 Я – человек  легко возбудимый.    
43 Временами я  чувствую себя совершенно бесполезным.    
44 Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и вот-вот выду из себя.    
45 Я часто ловлю  себя на том, что меня что-то тревожит.    
46 Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.    
47 Я почти всегда испытываю чувство голода.    
48 Иногда я  расстраиваюсь из-за пустяков.    
49 Жизнь для меня связана с необычным напряжением.    
50 Ожидание всегда нервирует меня.    

Информация о работе Особенности взаимоотношений тревожных старшеклассников со сверстниками