Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

*                     центральными: кора головного мозга

аппаратами, органами восприятия и понимания слов и их сочетаний, воспроизведения и использования их в жизни. Для понимания речи других людей необходимо ее перекодирование, перевод во внутренний смысл, на основе которого устанавливаются содержательные элементы. Это результат аналитико-синтетической деятельности мозга.

В процессе восприятия речи выделяется наиболее информативная ее часть, выбирается из всех смыслов нужный в данной ситуации. Слово как раздражитель выступает в трех формах: слуховой, зрительной и двигательной. Соответственно в мозгу развиты три речевые области: слуховая, зрительная и двигательная. Они связаны условнорефлекторно со всем мозгом, что объясняет механизм разностороннего воздействия речи одного человека на другого, а также возможность самовнушения, самоободрения, самоприказа и т.д.

Речевые центры возбуждаются не только в момент проговаривания, а и во внутренней речи, произносимой мысленно: при решении человеком конкретной задачи отмечается сильное возбуждение речевых центров и речедвигательного аппарата. Под влиянием слова образуется система временных связей в коре головного мозга - вторая сигнальная система, которая позволяет человеку сознательно управлять своими психологическими процессами (произвольные внимание и память, например). Слова способны активизировать кору головного мозга, многие временные связи, включить прежний опыт в деятельность. Они воздействуют не только на вторую сигнальную систему. Но и на первую и даже на подкорку. С помощью словесных воздействий можно вызвать активное состояние КГМ, всей нервной системы, влиять в нужном направлении на психику и деятельность человека.

Речевую деятельность юриста можно классифицировать как речь:

*                     устная, важно, чтобы собеседники не только слышали, но и видели друг друга. Устная речь может быть диалогической, монологической.

*                     письменная, характеризуется отсутствием собеседника и не зависит от реальной обстановки.

*                     внутренняя, служит для воспроизведения в сознании людей различных образов, отражающихся в поведении человека (мимика, походка, жест). Бесконтрольное возникновение образов у одного из собеседников дает другому (а тем более внимательному наблюдателю) объективные данные для определенных рассуждений. Юрист должен обязательно научиться управлять своей внутренней речью.

*                     внешняя, обычная устная или письменная речь, которая генерируется спонтанно, однако ей предшествует иногда и этап внутренней речи.

*                     обыденная, живое общение людей, где важное значение имеют интонация и акцент. На людей большое влияние оказывают нормы речевой коммуникации, поэтому, овладевая искусством обыденной речи, нужно внимательно отнестись к грамматике и стилистике языка.

*                     профессиональная, которая требует определенного образования. Этот вид речи характерен для общения специалистов и важное значение имеют различные аспекты профессиональной речи: лексикон, произношение терминов и специальных фраз.

*                     подготовленная речь требует предварительной работы над содержанием и формой предстоящей речевой коммуникации (продуманные вопросы, заготовленные ответы, выступления в суде).

*                     импровизация или неподготовленная речь, представляет собой один из сложных процессов творческого использования опыта.

Речь юриста должна передавать знания, содействовать переходу их в убеждения. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность и коллектив, на их настроение, мнения, интересы, поведение и чувства. Для достижения целей устного выступления юриста нужна высокая речевая и умственная культура. Его речь по содержанию должна быть научной, соответствовать правовым нормам, а по форме - логичной, яркой, образной. Юристу нужно умело связывать содержание своего выступления с жизнью, учитывать состояние и запросы слушателей, пользоваться различными языковыми средствами выразительности - паузы, интонации, ударения. Речь без усвоения языка невозможна!

по определению психологов, язык - это система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. В свою очередь речь, или общение людей посредством языка, часто рассматривают как особый вид деятельности. Специфической особенностью человека является язык. Не существует ни одного человеческого коллектива, включая и наиболее отсталые племена, у которого не было бы своего языка, имеющего за собой длительный период исторического развития. Язык - это сложное и многогранное явление и заключает в себе множество свойств, признаков, качеств и выполняет множество функций. Поэтому язык является и орудием мышления, и средством выражения человеком своего собственного "Я", и средством познания действительности, и средством передачи знаний, и средством общения. В лингвистике существует множество определений языка. Одним из них язык определяется как важнейшее средство человеческого общения, т.е. выделяется его коммуникативная функция. Противопоставление языка и речи является одной из спорных проблем, порождающий полярные утверждения: от абсолютного разграничения языка от речи, до абсолютного их совмещения.

Возникая и развиваясь вместе с мышлением, язык является его основным и специфическим орудием и его материальной опорой. В словах и словосочетаниях откладываются и материально закрепляются результаты работы мышления и познавательной работы человеческого общества на всем протяжении его существования.

В начале 19 века поддерживались три типичных взгляда на отношение мысли и языка:

I.    язык и мысль - тождественны;

II.                слова являются наружной оболочкой, "одеянием" мысли, необходимым не для мысли, а только для ее передачи;

III.             хотя язык не является мыслью, но он необходим для мышления также, как и для его передачи.

Однако естественные знаки по своей природе не предназначены быть знаками, так как они обременительны и громоздки. Для высшего развития мысли необходимо существование преднамеренных знаков. Именно речь удовлетворяет этому требованию. Жесты, звуки, печатные и писаные знаки являются чисто физическими существованиями, но их природное значение намерено подчиняется значению, которое они приобретают, как выражение понятий.

Вещи приходят и уходят или человек приходит и уходит, и вещи ускользают он его наблюдения. Поэтому чувственное отношение к вещам очень ограничено. Возникновение понятий из естественных признаков ограничивается случаями непосредственного столкновения или видения. Но понятие, закрепленное лингвистическим знаком, сохраняется для будущего употребления. Даже если нет предмета, дающего понятие, то может быть создано новое слово, вызывающее значение или понятие. Если умственная жизнь зависит от обладания запасом понятий, то значение языка, как орудия сохранения понятий, не может быть переоценено. Разумеется, метод сохранения не вполне асептичен, так как слова часто искажают и изменяют понятия, которые они якобы сохраняют в целости, но подверженность инфекции является той ценой, которой всякое живое существо платит за привилегию жить.

Обычное утверждение, что "язык есть выражение мысли", содержит только половинную истину и именно такую половинную истину, которая легко может привести к прямой ошибке. Язык выражает мысль, но не первоначально, сначала даже не сознательно. Первоначальный мотив языка - повлиять через выражение желания, чувства, мысли на деятельность других. Его второе употребление - войти с ними в более близкие социальные отношения. А употребление языка, как сознательного проводника мысли и знания, является третьей и сравнительно поздней формацией. Этот контраст хорошо выяснен утверждением Джона Локка, что слова имеют двоякое употребление: гражданское и философское. Под гражданским употреблением Джон Локк понимает такую передачу мыслей и идей словами, которая может служить для поддержания общего разговора и сообщения относительно обычных дел и обычаев гражданской жизни. А под философской - употребление слов для сообщения точных понятий о предметах и для выражения в общих предложениях достоверных и несомненных истин.

Каждый человек, рождаясь, встречается с готовым языком, овладение которым необходимо не только для развития мышления, но и всех других психических процессов. Основными единицами языка являются слово и предложение.

 

 

психоСемиотика в юридической деятельности

В последние годы роль человеческого фактора активно усиливается научно-техническим прогрессом. Выражается это в интенсификации психической деятельности человека, находящегося в профессиональной сфере деятельности, в многократном увеличении предметов деятельности, активизации процессов приема и переработки информации, повышении ответственности за принятое решение и его последствия в опосредовании деятельности человека специальными техническими устройствами.

Установлено, что словарный запас человека в среднем составляет около 15-16 тысяч слов, в то время как словарный запас русского языка - более 100 тысяч слов. Поэтому, переведя запоминание информации на собственный алфавит, человек почти в 5 раз уменьшает длину воспринятого материала, за счет чего облегчает себе запоминание. Допрашиваемый, как и любой человек, сохраняя в памяти и воспроизводя информацию, стремится перейти на собственный алфавит языка и уподобить ее приобретенному опыту.

В практической деятельности по допросу можно выделить определенные степени владения языком:

    высший уровень - в него входит активный словарный запас, т.е. слова, которые следователь, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый могут свободно воспроизводить. Они, как правило, разделяются на:

1.    слова, легко и свободно используемые в беглой устной речи;

2.    слова, характерные для письменной речи, когда допрашиваемый собственноручно излагает показания в протоколе допроса.

    Свидетель, потерпевший, подозреваемый и обвиняемый могут припоминать слова и с помощью следователя. Это чаше всего слова из другого языка, жаргона, специальная терминология.

    самый низкий - слова, услышанные допрашиваемым, но ранее не знакомые ему. Безусловно, они будут воспроизведены, если допрашиваемы будет правильно оказана конкретная помощь.

На практике сложным является правильное описание допрашиваемым внешности человека, особенно черт его лица. Эксперименты психологов показали, что в подавляющем большинстве мнения людей не совпадают, когда они конкретно характеризуют цвет глаз и волос человека, форму его лица, величину лба, рот и т.д.  Оптимизация деятельности человека возможна через совершенствование внешних и внутренних средств деятельности, через четкую организацию процесса информационной подготовки к принятию решения, через рационализацию психологической подготовки и обучение человека работе. А это связано с необходимостью совершенствования информационной основы деятельности человека, что включает в себя точность, полноту и своевременность отражения человеком предметных и субъективных условий деятельности. Для формирования информационной основы деятельности большое значение имеет рациональное использование знаковой информации.

наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем - Семиотика. Структура системы знаковой информации зависит от состава и сложности сообщений, которые должны быть в ней закодированы. Иерархия (расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему) в этой системе выглядит следующим образом:

*                     знак - заместитель предмета или явления;

*                     знаковая система - заместитель определенной совокупности предметов и носитель информации о системе обозначаемых предметов;

*                     знаковая модель - совокупность нескольких знаковых систем, используемых для кодирования сложных сообщений.

Информационный подход помогает выделить в предметах их информационную сущность, которая может быть обозначена знаком. Между знаком и обозначенным им предметом имеет место функционально-информационное отношение, в силу которого знак способен выступить для интерпретатора в качестве средства восприятия, передачи, преобразования, хранения и реализации информации.

Знаки являются основными элементами и средствами мыслительной деятельности. С помощью знаковых средств осуществляются операции абстрагирования, обобщения и опосредования свойств и отношений предметов и явлений. Многие задачи, как наглядно-образные, так и абстрактнологические, человек решает при помощи наглядных знаковых систем, которые обеспечивают связь символических процессов с сенсорными. Следует отметить, что сигналы от внешних предметов или знаковых образований являются не только источником обобщений  объективного опыта, но и источником многообразных идей или операций решения той или иной задачи.

Знаковая функция является одной из важнейших черт человеческой познавательной деятельности. Знак является средством и орудием познания объективной деятельности, однако нам необходимо понять характер опосредованной связи знаков и обозначаемого предмета в отражательной деятельности человеческого мозга. Суть этой связи состоит в том, что знаки являются носителями и средствами фиксации мысленных образов обозначаемых предметов. В условиях коммуникации знаки являются особым средством отвлеченной и обобщенной отражательной деятельности. Знаки играют двоякую роль в деятельности человека:

1. они участвуют в управлении преобразованиями объекта (предмет);

2. организуют психическую, мыслительную деятельность субъекта (человек).

Знак всегда функционирует не изолированно, а лишь как элемент определенной знаковой системы. На основе провидения исследований и обобщения литературных материалов можно выделить шесть функций знаков и знаковых систем в деятельности человека:

Информация о работе Предмет и задачи психологии