Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

    формирование внутреннего плана действий, т.е. способность выполнять их в уме, манипулируя образами;

5 планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

              С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность (йоги). Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство и т.д. - развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 6  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. память (2 часа).

План:

1.       Теории памяти.

2.       Типы памяти.

3.       Виды памяти и их характеристика.

4.       Забывание и воспоминание.

Темы рефератов.

1.       Память у человека и ее особенности.

2.       Теории памяти в психологии.

3.       Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

4.       Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

5.       Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

Литература.

1.       Психология и педагогика/ В.М. Николаенко.- М, 2002

2.       Психология и педагогика/ А.А. Радугин.- М., 2003

3.       Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,2002,2005

4.       Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М,  2001

5.       Рубинштейн С.П. Основы общей психологии – СПб,  2003

6.       Чеховских М.И. Психология: Учебное пособие.- М.: Новое знание, 2003.- 380с.

7.       Петровский А.В. Психологии [Электронный ресурс]: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.А.В. Петровский.- М.: РАО «Говорящая книга», 2006

8.       Степанов В.Е. Психология [Текст]: учебник/ В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий.- 2-е изд. М.: НТК «Дануков и К», 2006.- 572

9.       Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды/ А.В. Брушлинский.- 2-е изд., испр.- М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.- 408с

1.В настоящее время исследованиями памяти заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики. Психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования, но в каждом из них существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и свои теории памяти:

    ассоциативная теория (17 в.) - одна из первых психологических теорий памяти. В ее основе лежит понятие ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости.

    гештальттеория (конец 19 в.) - ее исходным понятием и главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация - гештальт. Именно законы формирования гештальта определяют память, кроме того, подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти.

    бихевиоризм (предметом психологических исследований считают только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов и отрицается необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений). Взгляды сторонников бихевиоризма близки к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное различие - бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению работы памяти в процессе научения.

    психоанализ (З.Фрейд) - их заслугой является выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала.

    смысловая теория памяти (начало 20 в.) - утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.

    теория деятельности - в контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации.

Память представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя:

    запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т.п.;

    сохранение в памяти того, что было запомнено;

    узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного.

Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре головного мозга.

2. Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т.п. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнаванием) или же путем припоминания. Память - это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. В психологии различают четыре типа памяти:

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса общения. Наглядно-образная память имеет большое значение в учебной и творческой деятельности человека.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа памяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток, например, следователь может очень четко представить свои действия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему придется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершенные им движения.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ память - память на  эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особенностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей органов чувств.

              Необходимо учитывать, что одни люди при запоминании материала пользуются преимущественно зрительными представлениями, другие - слуховыми, третьи - двигательными. Однако не следует думать , что для человека, у которого преобладают представления определенного вида, недоступны другие виды памяти:

*                     зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение продолжительного времени "видеть" воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала:  то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запомнить и воспроизводить.

*                     слуховая память - это хорошее запоминать и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или доказательства, смысл читаемого текста. Этот смысл он может передать своими словами, причем достаточно точно.

    двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимость и воспроизведении с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых, спортивных умен6ий и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

    эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

    осязательная, обонятельная, вкусовая и др. виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

    смешанная: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, двигательно-слуховая.

3. В соответствии с этим юрист должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения.

Также необходимо помнить, что:

*                     мгновенная, или иконическая, память связана с удерживанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ.

*                     кратковременная память удерживает информацию в неполном виде и представляет собой способ хранения информации в течение которого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации и индивидуален.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное   внимание.

*                     оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. после этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

*                     долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и сложен. Долговременная память - это память, способная хранить информацию в течение практически не ограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводится человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Информация о работе Предмет и задачи психологии