Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

*                     генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на:

    произвольную, при которой запоминание и воспроизведение происходит не автоматически и требует волевых усилий человека, кроме того, он ставит перед собой специальные мнемические задачи: на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение.

    непроизвольную, при которой запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальных мнемических задач: на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение.

Т.О .в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по его переработке, перекодированию, в т.ч. и такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и т.п. они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение. При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие этот текст, сколько содержащиеся в нем мысли, которые первыми приходят в голову, когда возникает задача вспомнить данный текст.

Один из интересных эффектов памяти - реминисценция, т.е. улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция, очевидно, объясняется тем, что со временем логические смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала становятся более прочными и явными, отчетливыми. Чаще всего это происходит на 2-3 день после выучивания материала.

Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание происходит лучше в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к тому сроку срабатывают механизмы памяти.

Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная информация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее полно запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное. Следует учитывать и влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.

Однако не надо забывать, что для организации мышления большое значение имеет кратковременная память, ибо благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и ос тается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Одной из особенностей кратковременной памяти является такое свойство как ЗАМЕЩЕНИЕ, т.е. при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, которая исчезает безвозвратно и не попадает в долговременное хранилище. Т.о. кратковременная память играет роль обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отработанную информацию в долговременную память. Этот переход связан с рядом особенностей:

    т.к. в кратковременную память попадают последние 5-6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память;

    сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более долгий срок, чем несколько десятков секунд, чем можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает ее индивидуальный объем. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека, но при введении этой информации в долговременную память она перекодируется в акустическую форму. Но в долговременной памяти информация хранится не в акустической форме, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

4. Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению, это явление физиологически вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти ту часть информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности. Бывают случаи провалов памяти или амнезии, когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок времени. Провалы памяти могут наступить после получения травмы или обморочного состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что "провал" памяти устраняется.

По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на:

a.       ретроградную, т.е. забывание прошлых событий;

b.      антероградную, т.е. невозможность запоминания на будущее;

c.       ретардированную, т.е. вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и их последующим забыванием.

d.      прогрессивную, которая проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

ВОСПОМИНАНИЕ и припоминание не являются изолированными друг от друга процессами. Между ними существует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание является, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой - его результатом. Оно совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого на допросе. Поэтому не случайно рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Поэтому не стоит без крайней надобности прерывать свободное повествование допрашиваемого, т.к. заданный вопрос часто рассеивает внимание допрашиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов.

В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание является той основой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психологической подготовки к юридической деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.

В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану:

*                     основная мысль (осмысливание запоминаемого);

*                     факты и события (что, когда и где происходит);

*                     причины происходящих событий;

*                     выводы и источник информации.

              Индивидуальные различия памяти могут проявляться в том, что один человек хорошо запоминает цифры, другой - имена людей, третий - цвет красок. Немецкий ученый Г.Эббингауз вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где использовались бессмысленные слоги и другой слабо организованный в смысловом плане материал:

Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они не запечатлеваются в памяти надолго.

При пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для запоминания повторений.

Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец ("эффект края").

Для ассоциативной связи впечатлений  и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствии достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

То, что человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

На основании исследований психологов можно сделать вывод, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания. Рекомендуются следующие приемы развития памяти:

    повторение заученного: необходимо периодически освежать в памяти все, что было усвоено ранее, в процессе деятельности;

    целенаправленные упражнения: заучивать цифровой материал, прозу и стихи, запоминание образов (метод Айвазовского - увидев пейзаж, один раз внимательно посмотреть. Затем закрывать и открывать глаза, сравнивая при этом то, что вы видите, с тем, что представляете);

    тренировка наблюдательности: обдумывание и запоминание того, что произошло за день, неделю и т.д.;

    ГИГИЕНА памяти: при утомлении нельзя "взбадривать" себя кофе, при интенсивной умственной работе (подготовка к совещанию, чтение, составление документов и т.п.) следует каждые 40-45 минут делать перерыв на 10-12 минут.

Память - это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 7. Познавательная сфера личности. Мышление, язык и РЕЧЬ (2 часа).

ПЛАН:

1.       Мышление, классификация видов мышления. Интеллект.

2.       Теории мышления и интеллекта.

3.       Виды речи и их характеристика.

4.       Значение языка и речи.

Темы рефератов.

1.       Психология творческого мышления.

2.       Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.

3.       Развитие мышления.

4.       Речь как неотъемлемый элемент общения.

5.       Понятие внутренней речи.

6.       Феномен эгоцентрической речи.

Литература.

Информация о работе Предмет и задачи психологии