Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

              Различают преднамеренные и непреднамеренные восприятия. Первым из них обязательно присуще волевое усилие. Особой и наиболее важной (для юристов) формой восприятия является наблюдение - преднамеренное, планомерное, длительное, целенаправленное и организованное восприятие. Существуют определенные, выработанные эмпирически и экспериментально правила, которым подчиняется процесс наблюдения. Успешность восприятия зависит от твердого знания наблюдателем своих задач, от четкой постановки цели наблюдения, от предварительной специальной подготовки. Наблюдение более эффективно, если наблюдатель обладает широким кругозором в наблюдаемой области деятельности, развитым мышлением, памятью, вниманием. В умении подмечать те или иные явления действительности, понимать их природу и заключается сущность наблюдательности Степень развития наблюдательности наряду с другими качествами учитывается в индивидуальной работе. В профессиональном отборе. Как правило, по содержанию наблюдательность различна в зависимости от характера деятельности.

Подводя итог можно сказать, что для процесса восприятия наиболее существенны следующие закономерности и особенности:

*                     единство целого и частей;

*                     единство содержания и формы;

*                     выделение предметов при их восприятии;

*                     расчленение и определение элементов в группы;

*                     постоянство восприятия предметов;

*                     индивидуальные различия в восприятии;

*                     иллюзии при восприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №5  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ. ВНИМАНИЕ. ВООБРАЖЕНИЕ (2 часа).

План:

1.       Функции и виды внимания.

2.       Виды и функции воображения.

3.       Развитие воображения.

Темы рефератов.

1.       Внимание и его психологические свойства.

2.       Воображение и индивидуальное творчество художника. Сравнительный анализ различных направлений в современном искусстве.

3.       Использование воображения в психотерапевтических целях.

4.       Воображение и проективные личностные тесты.

Литература.

1.       Немов Р.С. Психология М.,2001,2004.

2.       Введение в психологию/ Под общ. ред. А.В. Петровского.- М.,2001

3.       Общая психология /Сост. Е.И. Рогов.- М., 2001,2002

4.       Реан А.А. и др Психология и педагогика.- СПб., 2000

5.       Психология и педагогика (Текст)6 учб. Пособие для студентов технических вузов/ А.И. Волков и др.- М.: «Март» Ростов Н/Д, 2005.- 560с.

6.       Психология: Учебник для экономических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина.- СПб., 2000

7.       Психология: Учебник для технических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина.- СПб., 2000

 

 

1. На сознание человека всегда действует огромное количество раздражителей. В мозг постоянно поступает огромная масса информации, из которой следует выбрать самую необходимую и ограничить доступ не имеющим значимости для данной деятельности. Механизмом, организующим психическую деятельность человека, является внимание. Внимание - это избирательная направленность сознания на определенные предметы и явления.

Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э.Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим внимание, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующие динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание - процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Оно обеспечивает познавательным процессам и всей психической деятельности продуктивность и результативность. При этом оно рассматривается и как процесс, протекающий во времени и пространстве, и как состояние личности. Внимательность - качество личности, важнейшая предпосылка, ключ к успеху в деятельности.

Чтобы лучше понять физиологическую основу внимания, достаточно прочесть образное высказывание И.П.Павлова: "Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы вместо больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью". Отметим, что современная электронная аппаратура действительно позволяет определять динамику, передвижение очага оптимальной возбудимости в мозгу по разности электрического потенциала клеток различных зон коры головного мозга.

Известно, что внимание очень тесно связано с волей. Внимание как элемент сознания родилось и развивалось в труде и общении людей, в их общественной деятельности. В зависимости от воли человека различают:

    непроизвольное - не связано с участием воли, оно возникает непреднамеренно под влиянием внешних раздражителей, длится до тех пор, пока действует внешний раздражитель;

    произвольное - обязательно включает волевую регуляцию, т.к. возникает и развивается в результате волевого усилия или напряжения человека и отличается целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью;

    послепроизвольное - возникает из произвольного. Сначала человек усилием воли заставил себя сосредоточиться на чем-то, а затем уже концентрируется внимание на предмете деятельности само собой.

              Кроме того внимание может быть:

    природное - дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (механизм - ориентировочный рефлекс);

    социально обусловленное - складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты;

    непосредственное - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека;

    опосредствованное - регулируется с помощью социальных средств (жесты, слова, предметы, указательные знаки и т.д.);

    чувственное - связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.;

    интеллектуальное - связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. Объектом интереса является мысль.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

*                     устойчивость - проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться различными причинами:

1.    физиологические особенности - состояние организма на данный период времени;

2.    психическое состояние человека - возбужденность, заторможенность;

3.    мотивация - наличие или отсутствие интереса, значимость;

4.    внешние обстоятельства осуществления деятельности.

*                     сосредоточенность (противоположное качество - рассеянность)- проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других (не замечает ничего, что делается вокруг);

*                     переключаемость - перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной;

*                     распределение - состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий (e.g. Кай Юлий Цезарь);

*                     объем - определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека (5-7 единиц информации - численная характеристика среднего объема внимания людей).

                            Качество внимания



4

 

активность 

произвольная - непроизвольная   

направленность 

внешняя - внутренняя    

широта    

объем - распределение

переключение      

легкое - трудное 

интенсивность     

высокая - низкая     

устойчивость     устойчивое - неустойчивое



4

 

2. ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением и является специфическим видом психической деятельности человека. Заранее предвосхищая цель своей деятельности, человек непрерывно развивает свое воображение. Исходя из этого, можно сказать, что воображение - это психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта. Оно является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации, решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий и помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднительны, или просто нецелесообразны (работа следователя, спасателя и т.п.).

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее, т.к. обладая богатым воображением человек может "жить" в разное время, в разные эпохи в своих мечтах и фантазиях.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы часто не соответствуют реальности, в них есть элемент фантазии, вымысла.

Воображение может быть :

    активное - пользуясь им человек по собственному желанию, усилие воли вызывает у себя соответствующие образы;

    пассивное - образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;

    продуктивное - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе она все же творчески преобразуется;

    репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество;

    галлюцинации - фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью и часто являются результатом нарушения психики или работы организма человека;

    грезы - вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим;

    фантазия - картина, нарисованная воображением, которой ничего или мало что соответствует в действительности;

    мечта - воображение, нацеленное на будущее и в принципе осуществима;

    сновидения - также можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

1 представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;

2 регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать напряженность;

3 участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. с помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события, а также управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

Информация о работе Предмет и задачи психологии