Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека       

б)              теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в)              учебные, которые влияют на успешность педагогического
воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих про­явлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) -талантом;

г)              способности к общению, взаимодействию с людьми, аименно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми,
расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способ­ности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно­сти и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об­щих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуаль­ных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие ин­дивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож­денные (природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли­чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют­ся предметом изучения дифференциальной психологии.

Природа человеческих способностей Здесь прежде всего речь должна идти о природе так называемых со­циальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это - высшие, культурно-обусловленные спо­собности. Условиями и предпосылками развития их являются в пер­вую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, на­личие социально-культурной среды, созданной искусственно тру­дом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инстру­ментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных ви­дах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состо­янии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к после­дующему формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функ­циональные органы - прижизненно складывающиеся нервно-мы­шечные системы, обеспечивающие функционирование и усовер­шенствование соответствующих способностей.

Развитие способностей Способности - не статичные, а динамические образования, их фор­мирование и развитие происходит в процессе определенным обра­зом организованной деятельности и общения. Развитие способнос­тей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

  Выделяют следующие уровни способностей: репродуктив­ный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое зна­ние, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элемен­ты творческого, и наоборот.

3. Понятие и типы, темперамента Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, харак­теризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Дишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Тем­перамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого че­ловека их трудно разделить.

I Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обоб­щенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, ме­ланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гип­пократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классифи­кации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.). I

1. Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключитель­ной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, не­уравновешенности.

2. Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующий­ся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

3. Флегматик - сильный тип темперамента, связанный с мед­лительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и наст­роении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем пси­хической активности.

4. Меланхолик - слабый тип темперамента, которому свойст­венны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склон­ность глубоко переживать даже незначительные события, преобла­дание отрицательных эмоций, сензитивность.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика — в воз­можности сосредоточения значительных усилий в короткий проме­жуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляе­мости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в спо­собности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро со­браться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его рабо­тоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоцио­нальным качествам человека.

Свойства темперамента. Темперамент и личность

Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера: сензитивность - особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внеш­ний раздражитель наименьшей силы; реактивность - особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность - способность человека, за­ключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присво­ении богатств, усвоении духовной культуры; темп реакций - особен­ность человека, заключающаяся в скорости протекания психичес­ких процессов, а в определенной мере и психических состояний; пла-

стичность - ригидность - особенности человека гибко и легко при­спосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувстви­тельно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия-интро-версия - особенности человека, выражающиеся в преимуществен­ной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои пере­живания и мысли).

Темперамент, будучи врожденным, является базой большин­ства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их прояв­ления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тре­вожность).

Впечатлительность - свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие. Эмоцио­нальность - свойство, выраженное в скорости, содержании, качест­ве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний. Им­пульсивность - свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций. Тревож­ность - повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма (Г. Й. Айзенк).

Эти особенности темперамента оказывают влияние на харак­терологические черты, на развитие и проявление способностей человека.

 

4. В самом общем виде характер может быть определен как система ус­тойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях челове­ка к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт) как раз и выражающих различное отношение личности к от­дельным сторонам действительности. В первой подсистеме содер­жатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, ра­ботоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в об­щении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность-завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д,). Четвертая под­система - это совокупность отношений человека к вещам (аккурат­ность-безалаберность, щедрость-скупость и др.).

Возможна и другая классификация черт характера, например:

1) свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);

2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на дости­жение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, по­следовательность и др., а также противоположные им качества);

3) свойства, имеющие чисто инструментальное значение, не­посредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и т. д..).

Типология характеров

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:

а)              довольно рано сформировавшись, характер человека прояв­ляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;

б)              входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различи­мые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

в)              в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы. Наиболее известны
следующие типологии характера:

1. конституционные теории, связывающие особенности ха­рактера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

2. акцентуальные теории, связывающие особенности харак­тера его акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние вари­анты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

3. социальная типология характеров, в основе которой - отно­шение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).

рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующее на полноту и систематичность.

Гипертимный тип - таких людей характеризует чрезвычай­ная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно перено­сят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контакт­ность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкну­тый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.

Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада - по дистимному.

Педантичный тип. Этим людям характерны добросоветсность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоис­тичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышле­ний, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, име­ют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.

Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внут­ренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глу­бокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдер­жанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.

Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной

неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в за­висимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, при­чиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.

Информация о работе Предмет и задачи психологии