Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

1. сигнальную как побуждение к деятельности, где знак выступает в роли сигнала;

2. наглядно-образную как опору для внешней и внутренней наглядности при решении оперативных задач в деятельности;

3. информирующую - о состояниях и характеристиках обозначаемых предметов и явлений (кодовые знаки);

4. интегративную, т.е. уплотнение и объединение информации в знаке или знаковой системе за счет обобщения в числовом значении и многомерности используемых знаковых систем;

5. структурирующую организующую и настраивающую систему приема и переработки знаковой информации;

6. коммуникативную как средство организации данного общения.

По особенностям функционирования знаков в деятельности человека В.Л.Васильев считает, что для психологического анализа можно выделить три типа деятельности:

*                     информационный, для которого характерно преобладание в деятельности двух видов функционирования знаков - сигнальной и информационной. Знаковые отношения в деятельности являются жестко заданными через процесс кодирования информации в знаковых системах и моделях. Примером такого типа является деятельность расшифровщиков.

*                     Информационно-управленческий, который характеризуется преобладанием наглядно-образной, информирующей и структурирующей функцией знаков. Знаковые отношения в деятельности являются более гибкими, хотя также задаются в определенных знаковых системах и моделях. Преобладающим является необходимость совершать операции декодирования сложных сообщений. В этой деятельности широко используются видео материалы как средство деятельности. Примером такого типа является деятельность руководителя, диспетчера УВД, референта-исследователя.

*                     Исследовательско-диагностический, выдвигающий на передний план интегративную, коммуникативную, наглядно-образную и структурирующую функцию знаков. Знаковые отношения в деятельности этого типа очень гибкие постоянно требуют перехода от предмета к знаку и обратно, от одной знаковой ситуации к другой, использования многоуровневой системы знаковой информации, формирования сложной знаковой модели. Примером такого типа является деятельность следователя, врача.

Общее для всех типов деятельности - необходимость формировать системы приема и переработки знаковой информации, что связано с развитием знаковой функции у человека. Процесс приема и переработки знаковой информации следует рассматривать как особую психосемиотическую систему, т.е. психологическую знаковую функциональную систему, обеспечивающую процесс преобразования и декодирования неязыковых систем. Ее формирование у человека происходит в результате взаимодействия с объективной системой знаковой информации и не может быть сведена ни к первой сигнальной системе человека, ни ко второй. Процесс интеграции образа объекта и образа знаков происходит в ней в определенном семантическом (семантика - значения единиц языка и один из аспектов изучения знаков в семиотике) комплексе.

Результатом переработки информации является формирование образно-понятийной модели, а также оперативных образов, отражающих взаимосвязь знаков и обозначенных предметов. Процесс формирования этой модели имеет три ступени:

       выделение информативных блоков, т.е. формирование семантических групп и комплексов, которые обеспечивают наибольшую эффективность решения задачи;

       формирование на основе нормативных блоков семантического поля и пространства, наиболее характерного для данного типа деятельность;

       локализация информативных пунктов путем мысленного установления пространственно-временных ориентиров, которые необходимы как наглядная опора для определения взаимосвязей обозначаемых объектов. Здесь наглядность рассматривается как сходство знака с внешним видом обозначаемого предмета - внешняя наглядность и как отвлечение и выделение из объекта наиболее существенных сторон и отношений, необходимых для успешного решения задачи в деятельности, и представления их в знаке таким образом, чтобы они давали возможность сразу воспроизводить полезную информацию, как бы видеть решение задачи - внутренняя наглядность.

Т.о. при формировании образно-понятийной модели деятельности создается информационная система, которая включает зрительные образы, вербальный, т.е. относящийся к звуковой человеческой речи и семантический компоненты, которые объединяются для решения определенных оперативных задач и выполняют в процессе разные функции: познавательные и управляющие. Система переработки знаковой информации включается в общую структуру личности человека и тесно связана с интеллектом, индивидуально-психологическими особенностями, направленностью конкретного лица. Поэтому способы предъявления информации должны оцениваться с учетом индивидуальными особенностями пользователя. Информационные системы облегчают работу юриста по сбору и переработки первичной информации, но требуют оптимизации восприятия, переработки и усвоения знаковой информации, поступающей им с экрана дисплея.

Словом "язык" нередко обозначают любое средство общения, любую передачу мысли посредством тех или иных знаков. Поэтому говорят о "языке" цветов, "языке" жестов и поз, "языке" красок и даже "языке" животных. Однако это лишь образное употребление слова "язык", не соответствующее его точному научному содержанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №8 ТЕМА: ВРОЖДЕННЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ (2 часа).

План:

1.       Понятие личности в психологии.

2.       Способности, задатки и их сущность. Одаренность, гениальность, талант.

3.       Темперамент и виды темпераментов.

4.       Характер и типология характеров.

Темы рефератов.

1.       Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия этих явлений.

2.       Развитие способностей.

3.       Темперамент, и его психологическая характеристика.

4.       Индивидуальный стиль деятельности.

5.       Характер и его психологические особенности.

6.       Место характера в общей структуре личности.

Литература.

1.       Козлов Н.И. Формула личности.- СПб,2000

2.       Психология и педагогика/ А.А. Радугин.- М., 2003

3.       Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М,  2001

4.       Психология личности. Тексты [Электронный ресурс]: хрестоматия для высшей школы/ ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, А.А. Пузырев.- Переиздат.- М.: РАО «Говорящая книга», 2004

5.       Немов Р.С. Психология М.,2001,2004.

6.       Гальперин П.Я. Лекции по психологии (Текст): Учеб. Пособие для студентов вузов/ П.Я. Гальперин- 2-е изд.- М.: КДУ, 2005.- 400с.

7.       Степанов В.Е. Психология [Текст]: учебник/ В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий.- 2-е изд. М.: НТК «Дануков и К», 2006.- 572с.

1. Определение личности в широком плане личность человека является интегральной целост­ностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влияни­ем культуры и структуры общностей, в которых человек был воспи­тан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагае­мыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия дру­гих представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная сово­купность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного че­ловека, строй ее чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодейст­вие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: спо­собностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мо­тивации.

Способности человека определяют его успехи в различных ви­дах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на ок­ружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т. п. Харак­тер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Волевые качества характеризуют стремление человека к достиже­нию поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Направленность и устойчивость личности Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность - сис­тема устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определя­ющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, пре­одоление отрицательных психических состояний с помощью поло­жительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоцио­нальные, волевые психические процессы (в частности, высокая мо­тивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедея­тельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), про­фессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (че­ловек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелос­ти, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет еди­ной теории формирования и развития личности. Например, биогене­тический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социоге-нетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) - структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т. д., психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). - не отрицая ни би­ологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личность не просто результаты биологического созре­вания или матрица специфических условий жизни, но субъект ак­тивного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид по­степенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъ­ективно, для индивида, личность выступает как его Я («образ Я», «Я-концепция»), система представлений о себе, обнаруживающая себя в

самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесе­ние образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позво­ляет личности изменить свое поведение и осуществлять цели само­воспитания.   ;

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последователь­ности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступ­ков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных си­туациях довольно вариативно.

В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятель­ствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентации и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее раз­вития. Типичным примером этого является изменение ценностных ориентации личности в современный период, в период перехода Рос­сии к рыночной экономике.

2. Перейдем к рассмотрению других сторон личности. В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде­ляются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературые)

Информация о работе Предмет и задачи психологии