Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция
1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.
1. сигнальную как побуждение к деятельности, где знак выступает в роли сигнала;
2. наглядно-образную как опору для внешней и внутренней наглядности при решении оперативных задач в деятельности;
3. информирующую - о состояниях и характеристиках обозначаемых предметов и явлений (кодовые знаки);
4. интегративную, т.е. уплотнение и объединение информации в знаке или знаковой системе за счет обобщения в числовом значении и многомерности используемых знаковых систем;
5. структурирующую организующую и настраивающую систему приема и переработки знаковой информации;
6. коммуникативную как средство организации данного общения.
По особенностям функционирования знаков в деятельности человека В.Л.Васильев считает, что для психологического анализа можно выделить три типа деятельности:
* информационный, для которого характерно преобладание в деятельности двух видов функционирования знаков - сигнальной и информационной. Знаковые отношения в деятельности являются жестко заданными через процесс кодирования информации в знаковых системах и моделях. Примером такого типа является деятельность расшифровщиков.
* Информационно-управленческий, который характеризуется преобладанием наглядно-образной, информирующей и структурирующей функцией знаков. Знаковые отношения в деятельности являются более гибкими, хотя также задаются в определенных знаковых системах и моделях. Преобладающим является необходимость совершать операции декодирования сложных сообщений. В этой деятельности широко используются видео материалы как средство деятельности. Примером такого типа является деятельность руководителя, диспетчера УВД, референта-исследователя.
* Исследовательско-
Общее для всех типов деятельности - необходимость формировать системы приема и переработки знаковой информации, что связано с развитием знаковой функции у человека. Процесс приема и переработки знаковой информации следует рассматривать как особую психосемиотическую систему, т.е. психологическую знаковую функциональную систему, обеспечивающую процесс преобразования и декодирования неязыковых систем. Ее формирование у человека происходит в результате взаимодействия с объективной системой знаковой информации и не может быть сведена ни к первой сигнальной системе человека, ни ко второй. Процесс интеграции образа объекта и образа знаков происходит в ней в определенном семантическом (семантика - значения единиц языка и один из аспектов изучения знаков в семиотике) комплексе.
Результатом переработки информации является формирование образно-понятийной модели, а также оперативных образов, отражающих взаимосвязь знаков и обозначенных предметов. Процесс формирования этой модели имеет три ступени:
выделение информативных блоков, т.е. формирование семантических групп и комплексов, которые обеспечивают наибольшую эффективность решения задачи;
формирование на основе нормативных блоков семантического поля и пространства, наиболее характерного для данного типа деятельность;
локализация информативных пунктов путем мысленного установления пространственно-временных ориентиров, которые необходимы как наглядная опора для определения взаимосвязей обозначаемых объектов. Здесь наглядность рассматривается как сходство знака с внешним видом обозначаемого предмета - внешняя наглядность и как отвлечение и выделение из объекта наиболее существенных сторон и отношений, необходимых для успешного решения задачи в деятельности, и представления их в знаке таким образом, чтобы они давали возможность сразу воспроизводить полезную информацию, как бы видеть решение задачи - внутренняя наглядность.
Т.о. при формировании образно-понятийной модели деятельности создается информационная система, которая включает зрительные образы, вербальный, т.е. относящийся к звуковой человеческой речи и семантический компоненты, которые объединяются для решения определенных оперативных задач и выполняют в процессе разные функции: познавательные и управляющие. Система переработки знаковой информации включается в общую структуру личности человека и тесно связана с интеллектом, индивидуально-психологическими особенностями, направленностью конкретного лица. Поэтому способы предъявления информации должны оцениваться с учетом индивидуальными особенностями пользователя. Информационные системы облегчают работу юриста по сбору и переработки первичной информации, но требуют оптимизации восприятия, переработки и усвоения знаковой информации, поступающей им с экрана дисплея.
Словом "язык" нередко обозначают любое средство общения, любую передачу мысли посредством тех или иных знаков. Поэтому говорят о "языке" цветов, "языке" жестов и поз, "языке" красок и даже "языке" животных. Однако это лишь образное употребление слова "язык", не соответствующее его точному научному содержанию.
ЛЕКЦИЯ №8 ТЕМА: ВРОЖДЕННЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ (2 часа).
План:
1. Понятие личности в психологии.
2. Способности, задатки и их сущность. Одаренность, гениальность, талант.
3. Темперамент и виды темпераментов.
4. Характер и типология характеров.
Темы рефератов.
1. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия этих явлений.
2. Развитие способностей.
3. Темперамент, и его психологическая характеристика.
4. Индивидуальный стиль деятельности.
5. Характер и его психологические особенности.
6. Место характера в общей структуре личности.
Литература.
1. Козлов Н.И. Формула личности.- СПб,2000
2. Психология и педагогика/ А.А. Радугин.- М., 2003
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М, 2001
4. Психология личности. Тексты [Электронный ресурс]: хрестоматия для высшей школы/ ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, А.А. Пузырев.- Переиздат.- М.: РАО «Говорящая книга», 2004
5. Немов Р.С. Психология М.,2001,2004.
6. Гальперин П.Я. Лекции по психологии (Текст): Учеб. Пособие для студентов вузов/ П.Я. Гальперин- 2-е изд.- М.: КДУ, 2005.- 400с.
7. Степанов В.Е. Психология [Текст]: учебник/ В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий.- 2-е изд. М.: НТК «Дануков и К», 2006.- 572с.
1. Определение личности в широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.
Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
Направленность и устойчивость личности Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации) и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).
Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной («гуманитарной» или «технической») и бытовой (человек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).
Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Например, биогенетический подход (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма, социоге-нетический (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) - структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т. д., психогенетический (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). - не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений. Правильнее, видимо, считать, что личность не просто результаты биологического созревания или матрица специфических условий жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.
Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как его Я («образ Я», «Я-концепция»), система представлений о себе, обнаруживающая себя в
самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. ;
Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.
В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентации и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее развития. Типичным примером этого является изменение ценностных ориентации личности в современный период, в период перехода России к рыночной экономике.
2. Перейдем к рассмотрению других сторон личности. В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.
Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:
1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературые)