Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обус­ловливают его полностью. От него — в пределах его ограничений _ за­висит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом пла­не свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф. М. Достоевский).

. Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личнос­ти может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списыва­ют» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» - несовершенство общества, плохих вос­питателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т. п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

 

 

3. Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окру­жающей действительности в форме непосредственных пережива­ний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой - лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворе­нием или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потреб-ностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положи­тельными, связанные с переживанием приятного, и отрицательны­ми, когда переживается неприятное; стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими ее активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Не­которые авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредственные переживания, сопровожда­ющие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устране­нию. Чувство - отражение в сознании человека его отношений к дей­ствительности, которые возникают при удовлетворении или неудов­летворении ваших потребностей. По направленности чувства делят­ся на: моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т. д.), интеллек­туальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью -сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.). Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоцио­нальное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным из­менением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и со­провождающиеся явно выраженными двигательными и висцераль­ными (внутриорганическими) проявлениями.

Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают вместе с нравственными и обога­щаются за счет последних.

Определим еще некоторые понятия, характеризующие чело­веческие эмоции. Амбивалентность - несогласованность, противо­речивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь,

 

 

ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия - вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружаю­щей жизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эф­фективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоцио­нальным фоном, снижением побуждений, заторможенностью ин­теллектуальной деятельности и двигательных реакций. Настроение - сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть — сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенст­вующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредото­чению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс ( эмоциональный) — эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) - угрозу, опас­ность, обиду и т. д. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоцио­нального состояния, проникновение, вчуствование в эмоциональный мир другого человека.

Необходимо отметить, что число психологических теорий эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связан­ные с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопро­вождается многочисленными физиологическими изменениями в ор­ганизме.

Эволюционная теория (Ч. Дарвин, исходит из того, что эмо­ции появились в процессе эволюции живых существ как приспо­собительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции У. Джемса - К. Ланге, развивающей эволю­ционную теорию, органические изменения являются первопричи­ной эмоций.

У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органи­ческие и физические воздействия, играют когниции (знания). Исхо­дя из этого были предложены новые концепции эмоций.

Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) исходит из того, что положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожидания человека сбываются и когниции претворяют­ся в жизнь, то есть, когда реальные результаты поведения находят­ся в консонансе (соответствии) с намеченными. Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда между ожидаемыми и наступившими результатами имеется диссо­нанс (несоответствие, расхождение).

По существу, когнитивистской является и информационная концепция, предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя их которой сила и качество возникшей у че­ловека эмоции в конечном итоге определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации.

 

4. Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, по­вергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индиви­дуальность».

С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предмет­ные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аф­фективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преиму­щественно связанные с удовлетворением органических потреб­ностей. Предметные чувства связаны с обладанием определен­ными предметами и занятиями отдельными видами деятельности.

Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностя­ми. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворе­ния потребности Эту мысль неоднократно подчеркивали прак­тически все без исключения исследователи эмоций, независи­мо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребно­сти и интересы являются для него актуальными.

Экспериментальным путем было установлено, что на возни­кающие эмоции большое влияние оказывают не только сопро­вождающие их вегетативные реакции, но и внушение — при­страстная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологиче­ский настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в ши­роких пределах манипулировать эмоциональными состояния ми людей. Это лежит в основе разнообразных систем психоте­рапевтических воздействий, распространившихся в нашей стране за последние годы (к сожалению, большинство из них научно не обоснованы и с медицинской точки зрения не проверены). Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных пере­живаний и системы актуальных потребностей человека) пред­ставляется не таким простым, каким может показаться на пер­вый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональ­ных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дез­организуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмо­ции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмо­ция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.

Второй существенный момент, связанный с личностным ас­пектом эмоций, заключается в том, что сама система и динами­ка типичных эмоций характеризует человека как личность. Осо­бое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нрав­ственной устойчивостью человека, его принятием на себя мо­ральных обязательств перед другими людьми и неукоснитель­ным следованием им. Совестливый человек всегда последова­телен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои по­ступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут непоря­дочно. Увы, ситуация в нашей стране, когда создавался данный учебник, такова, что бездуховность реальных человеческих от­ношений по причине многолетних отклонений в нравственно­сти, связанных с расхождениями в господствующей идеологии и реальном поведении тех, кто ее пропагандировал, стала нор­мой повседневной жизни.

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собст­венная эмоциональная сфера художника отражается в выборе

сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.

Эмоции входят во многие психологически сложные состоя­ния человека, выступая как их органическая часть. Такими ком­плексными состояниями, включающими мышление, отноше­ние и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, кото­рые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Юмор — это эмоциональ­ное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, при­влечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, еще нельзя на­звать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличе­ние, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как правило, представляется в неприглядном виде. Недоброе,  более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Это эмоциональное состояние, возника­ющее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. Много интересных наблюдений, красочно и жизненно прав­диво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимо­отношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторы­ми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в свое время писал Спи­ноза (приведем точные цитаты из его произведений, поскольку они как нельзя лучше выражают заложенную в них мысль):

«Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завиду­ют и... относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого...»

«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, кото­рой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимо­му им предмету и зависть к этому другому...»

«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно по­лучал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом...»

«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно уничтожается, то... он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь...»

«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и лю­бить его...»

«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод... то он со своей стороны будет любить его...»

«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью...»

«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала...»

Последнее особое человеческое чувство, которое характеризу­ет его как личность, — это любовь. О смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал Ф.Франкл. Насто­ящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью1.

Человек, который любит по-настоящему, меньше всего заду­мывается о каких-то психических или физических характеристи­ках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимо­сти. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одно­го человека с другим подобным ему существом. Она не сводит­ся к физической сексуальности и психологической чувственно­сти. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, фор­мой выражения именно любви с присущим человеку человече­ским достоинством.

Информация о работе Предмет и задачи психологии