Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция
1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.
1. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды/ А.В. Брушлинский.- 2-е изд., испр.- М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.- 408с.
2. Немов Р.С. Психология М.,2001,2004.
3. Введение в психологию/ Под общ. ред. А.В. Петровского.- М.,2001
4. Общая психология /Сост. Е.И. Рогов.- М., 2001,2002
5. Психология и педагогика/ В.М. Николаенко.- М, 2002
6. Психология: Учебник для технических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина.- СПб., 2000
7. Психология: Учебник для экономических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина.- СПб., 2000
1. Мышлением в собственном значении слова называется процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Например, человек не может видеть ультрафиолетовые лучи, но он знает об их существовании и знает их свойства. Такое познание возможно лишь опосредованным путем, путем мышления. В самом общем своем принципе оно состоит в том, что человек подвергает вещи испытанию другими вещами, сознавая устанавливающиеся отношения и взаимодействия между ними, судит по воспринимаемому им их изменению о непосредственно скрытых свойствах этих вещей.
Именно поэтому необходимым условием возникновения мышления является выделение и осознание объективных взаимодействий - взаимодействий предметов. Безусловно, осознание таких взаимодействий невозможно на инстинктивном уровне, так как с помощью орудий в процессе труда человек активно воздействуя на природу, изменяют ее. Этим мышление человека радикально отличается от интеллекта животных, который осуществляет лишь приспособление к наличным условиям ситуации и не может иначе как случайным образом изменить их, так как их деятельность в целом всегда направлена не на эти условия, а на тот или иной предмет их биологической потребности. У человека "фаза подготовления", из которой вырастает его мышление, становится содержанием самостоятельных, целенаправленных действий, а впоследствии может становится и самостоятельной деятельностью, способной превратиться в деятельность целиком внутреннюю, умственную.
Наконец, мышление, как и вообще человеческое познание, принципиально отличается от интеллекта животных тем, что его зарождение и развитие также возможно лишь в единстве с развитием общественного сознания. На основе овладения человеком общественно выработанными обобщениями - словесными понятиями и логическими операциями - возникает и может совершаться отвлеченное речевое мышление.
Таким образом, мышление - опосредованное, отвлеченное обобщенное, непосредственно связанное со словом (языком) отражение мозгом внешнего мира и его законов. Мышление, как и все другие психические процессы, представляет собой рефлекторную, отражательную деятельность мозга и подчинено законам высшей нервной деятельности. Работа мозга животных обеспечивается системой конкретных, непосредственных сигналов действительности, первой сигнальной системой. Сначала, как было отмечено выше, труд, а потом и язык обусловили то, что мозг наших животных предков постепенно превратился в мыслящий человеческий мозг. С появлением которого, как указал И.П.Павлов, возникает "новый принцип" высшей нервной деятельности, складывается и развивается вторая сигнальная система, речевая сигнализация действительности. Человеческое мышление обеспечивается взаимодействием обеих сигнальных систем, при ведущей роли второй сигнальной системы, являющейся высшим регулятором поведения людей.
Мышление , таки образом, прежде всего является высшим познавательным процессом и представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В отличие от восприятия, мышление выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления является понятие, т.е. обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-
Теоретическое мышление подразделяется на:
* понятийное - мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея деля с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Оно характерно для научных теоретических исследований.
* образное - в отличие от понятийного, материалом, который здесь использует человек для решения задач, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба рассмотренных вида мышления в действительности сосуществуют: они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.
В современной психологии в основном выделяют три вида практического мышления:
* наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек как бы физически "руками" анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ действий или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением. Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятельности юриста-практика.
* наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими ранее. Например, при проведении следственных действий, обдумывая маршрут движения к цели по городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он анализирует каждый из них и, сравнивая протяженность, напряженность движения транспорта и пешеходов в определенные часы, мысленно решает проблемную задачу. Чем больше и подробнее сведения о месте преступления, тем ярче перед следователем будут проявляться образы ситуаций, тем правильнее он сможет принять решение. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности человека.
* отвлеченное (творческое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Такое мышление осуществляется на основе логических рассуждений. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе обучения.
В практической деятельности ни один человек не пользуется каким-то одним видом мышления в чистом виде. Практическое мышление осуществляется и достигает определенного результата путем использования общих мыслительных операций. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:
сравнение, которое вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать КЛАССИФИКАЦИЯ.
анализ, т.е. мысленное или практическое расчленение предмета на составляющие его элементы с последующим их сравнением;
синтез, т.е. построение целого из аналитически заданных частей.
АБСТРАКЦИЯ, т.е. выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.
обобщение, которое выступает как соединение существенного (или абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
конкретизация, которая выступает как операция, обратная обобщению и проявляется в том, что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Помимо рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления:
суждение, т.е. высказывание, содержащее определенную мысль;
умозаключение, которое представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание;
определение понятий, рассматривающееся как система суждений о некотором классе предметов или явлений и выделяющая наиболее общие их признаки;
индукция и дедукция , т.е. способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. ИНДУКЦИЯ предполагает вывод частного суждения из общего, а ДЕДУКЦИЯ - вывод общего суждения из частных.
Кроме того, практическое мышление имеет творческий характер, которое имеет следующие качества:
проблемный характер подхода к изучаемым явлениям - умение найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле очень просто и доступно (реконструктивность и поиск, Коломбо);
динамичность мышления - способность быстро, творчески ориентироваться в расследуемом деле, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься (допрос);
оперативность мышления - включение умственных операций (наблюдательность, воображение), которые в исследовании вещественных доказательств и различных юридических фактах наиболее значимы (поиск);
широта мышления - это продуктивность творческой работы при решении многих проблем;
глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Она тесно связана с избирательностью и конкретным ее выражением является сочетание анализа и синтеза;
обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу;
логичность мышления - это умение сделать обобщающие выводы из обширных и самых разнообразных юридических фактов;
критичность и непредвзятость (объективность мышления) - стержень мыслительного процесса юриста, без которого он не может установить истину;
интуиция - специфическая особенность творческих процессов решения задач, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода.
Путем мысли человек также развивает и вырабатывает искусственные знаки, напоминающие ему заранее о последствиях и о средствах помочь избежать их. Так, например, потерпевший кораблекрушение дикарь может заметить известные предметы, которые послужат ему знаками опасности в будущем, а культурный человек предусмотрительно сам делает такие знаки: ставит буйки, бакены, строит маяки. Можно сказать, что все формы искусственно созданных приспособлений являются намеренно задуманными модификациями природных вещей для того, чтобы они лучше, чем в естественном состоянии, могли служить для указания того, что скрыто, что отсутствует и что удалено.
Кроме того, мысль сообщает физическим явлениям и объектам совершенно иной образ и цену, чем какие он представляет для существа не мыслящего. Например, написанные слова являются простыми каракулями, странной сменой света и тени для того, для кого они не являются лингвистическими знаками. То же относится и к объектам природы.
3.Человеческое мышление непосредственно связано со словом, с языком и вне этой связи не существует. Язык и речь в свою очередь, неразрывно связаны с мышлением. Они являются и орудием мышления, и средством выражения человеком своего собственного "Я", и средством познания действительности, и средством передачи знаний, и средством общения. Речь - процесс индивидуального использования языка в целях общения с другими людьми.
Знаковым отражением действительности в мозгу, одним из способов кодирования и передачи информации является речь. Речь обеспечивается:
* периферическим: двигательные, голосовые, артикуляционные;