Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Петь две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функ­ционированием организма и с такими его особенностями, ко­торые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Эле­ментарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не слу­чайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизнен­но устойчивых личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое ут­верждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в со­стоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, сле­довательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает лич­ностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связан­ном с включением в сферу эмоциональных переживаний чело­века новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управле­ния и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуля­цию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №10Тема: ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ (2 часа).

План:

1.       Понятие и виды психических состояний.

2.       Положительные психические состояния.

3.       Отрицательные психические состояния и способы их предупреждения.

4.       Специфические психические состояния.

Темы рефератов.

1.       Психические состояния и их классификация.

2.       Творческое вдохновение.

3.       Отрицательные психические состояния и их предупреждение.

4.       Специфические психические состояния.

Литература.

1.       Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб,2000

2.       Общая психология /Сост. Е.И. Рогов.- М., 2001,2002

3.       Психология и педагогика/ В.М. Николаенко.- М, 2002

4.       Психология и педагогика/ А.А. Радугин.- М., 2003

5.       Чеховских М.И. Психология: Учебное пособие.- М.: Новое знание, 2003.- 380с.

6.       Гальперин П.Я. Лекции по психологии (Текст): Учеб. Пособие для студентов вузов/ П.Я. Гальперин- 2-е изд.- М.: КДУ, 2005.- 400с.

7.       Степанов В.Е. Психология [Текст]: учебник/ В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий.- 2-е изд. М.: НТК «Дануков и К», 2006.- 572

 

 

1. Психические состояния представляют собой целостные характерис­тики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмо­ционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяю­щим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека су­ществуют и «массовидные» состояния, то есть психические состоя­ния определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литера­туре специально рассматриваются два вида таких состояний - об­щественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человеческих общностей характери­зуются целым рядом признаков, не свойственных вообще или свой­ственных в меньшей степени состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; «заразительность», то есть способ­ность к быстрой иррадиации (распространению); «эффект группы», то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность; тенденция к закреплению.

В дальнейшем будут рассматриваться только психические со­стояния конкретного человека.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с пси­хическими процессами и свойствами личности, индивидуальным сво­еобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю пси­хическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотно­шение всех компонентов психики. Сложный, целостный характер психических состояний можно проиллюстрировать на примере со­стояния убеждения человека в чем-либо. Здесь налицо и познава­тельные, и эмоциональные, и волевые компоненты: знание и объек­тивный взгляд на имеющиеся доказательства чего-либо, уверен­ность в правильности этого знания и, наконец, волевой стимул, побуждающий к практической деятельности и общению.

Подвижность психических состояний заключается в их из­менчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчиво­стью,их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаи­мосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психи­ческие процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирова­ния качеств личности, прежде всего характерологических. Напри­мер, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою оче­редь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качест­вом личности - сосредоточенностью.

Под влиянием психических состояний, возникающих в ходе жизненных отношений, конфликтных ситуаций, трудовой деятель­ности возможна также перестройка или даже ломка относительно устойчивых качеств личности.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психичес­кому состоянию человека соответствует противоположное состоя­ние (уверенность—неуверенность, активность — пассивность, фру­страция — толерантность и т. д.).

Для изучения и диагностики психических состояний большое значе­ние имеет их классификация. Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:  в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные; в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллек­туальные, волевые, эмоциональные и т. д.;  в зависимости от степе­ни глубины - состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные, кратковременные, в зависимости от влияния на личность- стенические, повышающие активность личности и астенические понижающие активность; в зависимости от степени от степени осознанности более или менее осознанные;   в зависимости от объективной обстановки.

2. Возникновение и протекание психических состояний человека зави­сит от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта (в том числе профессионального), возраста, физического со­стояния, конкретной ситуации и т. д.

Однако, можно выделить типичные положительные и отрица­тельные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в про­фессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями.

Сюда следует отнести психические состояния профессио­нальной пригодности, осознания значимости своей профессии, состо­яние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д.

Огромное значение для эффективности трудовой деятельности име­ет психическое состояние профессиональной заинтересованности.

Глубокий, обоснованный, общественно и личностно мотивирован­ный, сильный интерес к профессиональному труду является важ­нейшим фактором профессиональной пригодности. Именно профес­сиональный интерес в сочетании с волей человека к труду создает эмоционально-волевую готовность к профессиональной работе. Для успешного осуществления трудовой деятельности важна професси­ональная заинтересованность как личностное психическое состоя­ние, выражающее направленность личности, ибо потеря устойчиво­го интереса к работе означает дисквалификацию специалиста. Спе­циалист же, имеющий сильный профессиональный интерес, сам ищет ситуации, которые позволили бы ему пережить состояние про­фессиональной заинтересованности, то есть работает активно, с пол­ной отдачей сил, знаний и способностей.

Для состояния профессиональной заинтересованности харак­терны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной облас­тью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствую­щее положение в сознании специалиста. Наконец, состояние профес­сиональной заинтересованности в подавляющем большинстве случаев сопровождается приятными эмоциональными переживаниями.

Но следует отметить, что во избежание узкого профессиона­лизма, для предотвращения профессиональной деформации лично­сти состояние профессиональной заинтересованности должно соче­таться и протекать на фоне любознательности как направленности человека на получение знаний в различных областях культуры и жизни вообще, так и общей интеллектуальной отзывчивости. В свою очередь, любознательность здесь будет выступать и в качестве чер­ты личности, и в качестве активного личностного психического со­стояния, выражающего потребность в ориентировке и связанного с избирательным отношением к действительности.

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельно­сти делают возможным возникновение у работника психических со­стояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, ху­дожникам, актерам, музыкантам. Состояние творческого вдохнове­ния представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно выражается в творческом подъе­ме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведе­ния ранее запечатленного; возрастании мощи воображения; возник­новении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений; про-

явлении обилия мыслей и легкости нахождения существенного; пол­ной сосредоточенности и росте физической энергии, которые приво­дят к очень большой работоспособности, к психическому состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости. Это состоя­ние подготавливается систематическим трудом профессионала, его обширными знаниями и длительными раздумьями над конкретным делом. Вдохновение профессионала — это всегда единство его талан­та, знаний и кропотливого каждодневного труда.

Важное значение для эффективности профессиональной дея­тельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам — в частности.

Во многих профессиях важную роль играет решительность как пси­хическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительность - это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми условиями решительности является широта мышле­ния, проницательность, мужество, большой жизненный и профессио­нальный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же «реши­тельность», как и нерешительность, то есть психическое состояние, характеризуемое недостатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными последствиями и не раз приво­дили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.

3. Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека

в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут

возникать и отрицательные (астенические) психические состояния.

Например, нерешительность как психическое состояние может воз­никнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, «деловой») напряженности, то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятель­ности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуаль­ная нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.).

Необходимо также отметить, что решение сложных мысли­тельных задач вообще невозможно без определенного эмоциональ­ного напряжения. Эмоциональное напряжение является необходи­мым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выпол­няющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональ­ное решение» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основно­го принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербаль­ных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объ­ективно верным результатам.

Информация о работе Предмет и задачи психологии