Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

Предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет человеку: а) почувствовать, что выполняемая им деяте льность является «его деятельностью»; б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т. е. осуществлять так называемое предварительное «эмоциональное планирование». Здесь, даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмо­циональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

Но воздействие экстремальных условий деятельности может приве­сти к возникновению у человека специфического состояния нервно-психологической напряженности, называемого стрессом (от англ. «напряжение»).

Понятие стресса в современной психологии является много­значным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явле­ния, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появ-

ления нервно-эмоционального срыва, так некоторые промежуточ­ные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психи­ческой напряженности (а ее крайние формы - стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил че­ловека. Родоначальник теории стресса Г. Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на «хороших» (евстресс) и «пло­хих» (дистресс).

Не вдаваясь в теоретические и терминологические вопросы, при дальнейшем изложении под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое состояние, ухудшающее протека­ние деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дис­трессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целена­правленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне зависимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение оп­ределенных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное пла­нирование», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельно­сти или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее усиление стресса приводит к общему торможе­нию, пассивности, бездеятельности.

Невозможно выделить группу эмоциогенных экстремальных, факторов, Которые всегда и для всех людей выступали бы в качестве «стрессоров», то есть всегда бы вызывали состояние стресса. Как правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, бо­язнь критики или принятия ответственного решения, «цейтнот», пе­регрузка информацией и т. д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определенной мере позволяет гово­рить об эмоциональных стрессах, адекватных и неадекватных, вы­звавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрессо­ра), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т. д. Стресс - это прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с интеллек-

туальной деятельностью можно говорить об «интеллектуальном стрессе», «интеллектуальной фрустрации» и даже «интеллектуаль­ной агрессии». После стресса, как и после иных сильных эмоциональ­ных переживаний, согласно психоаналитической концепции, у чело­века наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «тревога», «тревожность». Тревожность - это психологическое состояние, ко­торое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятель­ности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в спе­цифических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях. По преобладающему компоненту тревожность мо­жет быть причислена к эмоциональным состояниям. Но это состоя­ние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определенных случаях прямо выступая в качестве мотива. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу («нару­шителями спокойствия») будут является, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возмож­ность различных неприятностей, обусловленных спецификой дея­тельности или общения; ожидание (иногда длительное) определен­ного результата и т. д.

Как показывают данные многих исследований, «тревожные» испытуемые превосходят «нетревожных» в решении простых задач, но отстают в решении сложных.

Следует ли из сказанного, что состояние тревожности всегда препятствует успешной деятельности? Представляется, что такой вывод был бы поспешным. Все здесь будет зависеть, с одной сторо­ны, от конкретного содержания, глубины и длительности состоя­ния тревожности, а с другой - от адекватности этого состояния вызвавшем его раздражителями, от наличия или отсутствия само­контроля, от форм реакции и степени «вязкости» данного состоя­ния. Так, тревожность будет положительным психическим состоя­нием, если она вызывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. Без подобного состояния вообще невозможно успешное осуществ­ление многих видов профессиональной деятельности и общения, и указанная тревожность должна быть не только длительным пси­хическим состоянием человека, но и чертой его личности, свойст­вом его характера.

«Мягкие» формы тревожности служат человеку в качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспита­нию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.

Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при опреде­ленных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состоя­ния фрустрации. Буквально этот термин означает переживание рас­стройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрус­трация должна рассматриваться в контексте выносливости по отно­шению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное со­стояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокиро­вания целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степе­ни выраженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющие­ся у людей при воздействии фрустраторов, т. е. препятствий, раз­дражителей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Типичными ре­акциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фикса­ция, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, от­нося сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т. д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании «барьера», но и на всех окружа­ющих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях «срывается зло». Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя («автоагрессия»), когда человек начинает «бичевать се­бя», нередко при этом приписывая себе несуществующие недостат­ки или сильно их преувеличивая.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, не всякая агрес­сия как психическое состояние провоцируется фрустраторами, а с другой - фрустрация часто не сопровождается агрессией, а вылива­ется в другие состояния и реакции. Так, фрустрация проявляется так:" человек уходит в «себя» и становится безраз­личным к внешним раздражителям. В форме фиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности
по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполез­ной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотипность восприятия и мышления). Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет де­
ятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него
более доступна или представляется таковой.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его лич­ность может приобрести деформационные черты: агрессивность, за­вистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрес­сии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т. д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности при­водит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организо­ванности, целенаправленности.

Заканчивая разговор об отрицательных психических состояниях, которые могут возникать у человека в процессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановится на состояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубеж­ные (Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действительно много общего. Однако персеверация - пассив­ное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое; ригидность - более активное состояние, характеризующее­ся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству. Ригидность -более личностное состояние, чем персеверация, показывает отноше­ние или установку человека к изменениям.

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди име­ют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, «застойности», вторые - вследствие такой «подвижнос­ти», которая мешает сохранить необходимые для работы мысли

опорные пункты.

Важнейшими факторами, предотвращающими возникнове­ние отрицательных психических состояний у человека, являются формирование и развитие у него чувства долга и ответственности, самоконтроля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных нравственных, характерологических, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а также овладение методами психической саморегуляции (аутогенная тренировка и др.).

4. В этом разделе будут рассмотрены психические состояния человека, обладающие определенной спецификой. С одной стороны, это нор­мальные состояния, например, в целом «сон-бодрствование», а с дру­гой - состояния, находящиеся между психической нормой и патоло­гией, например, состояние дисфории. Однако, следует учитывать, что само понятие психической нормы («психика в норме») весьма ус­ловно и не имеет четко обозначенных критериев.

Традиционно современные психологи выделяют два периодических состояния психики (прежде всего сознания), присущих всем людям: бодрствование - состояние, характеризующееся активным взаимо­действием человека с внешним миром, и сон - состояние, рассматри­ваемое прежде всего как период отдыха.

В зависимости от комплекса вегетативных, моторных и элект­роэнцефалографических показателей выделяют уровни бодрство­вания: крайний уровень напряжения, активное бодрствование, спо­койное бодрствование.

Сон относится к так называемым измененным состояниям со­знания, полностью отрезающим человека от физического и социаль­ного окружения. Различают две основные чередующиеся фазы сна: «медленный» («медленноволновый») сони «быстрый» («парадок­сальный») сон. В фазе «медленного» сна на последней его стадии (глубокого сна) возможно возникновение сомнамбулизма (снохождения, «лунатизма») - состояния, связанного с неосознаваемым по­ведением, осуществляемым при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию, а также сноговорения и ночных кошмаров у детей, о кото­рых они не помнят после пробуждения. После «быстрого» сна инди­вид, как правило, вспоминает о сновидениях (субъективно пережи­ваемых представлениях, прежде всего зрительных, возникающих на данной фазе сна), содержащих компоненты фантастичности, не­реальности. На «быстрый» сон приходится 20% всего периода сна.

Под медитацией в современной психологии понимаются два явле­ния: во-первых, измененное, по желанию индивида, особое состоя­ние сознания, связанное с замедлением деятельности мозга путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли, а, во-вторых, техника достижения такого состояния. В состоянии медита­ции субъект получает реальное удовлетворение, прежде всего из-за наступления релаксации (уменьшения напряжения, расслабления, снятия стресса). Возможно наступление и того, что у буддистов на­зывается нирваной - состояния высшей безмятежности, спокойст­вия, слияния души со Вселенной.

Существует несколько техник (приемов) медитации, а) Йога -древнеиндийская техника, состоящая в полном отключении от внешней реальности благодаря целому ряду приемов (восьмичленная йога), во многом связанных с владением телесными позами (84 позы или «асаны») и контролем дыхания (пранаяма). б) Зазен — япон­ская техника, состоящая в отвлечении от предметов, пассивно кон­центрируя внимание на них («смотрю, но не вижу»). Йога, зазен, как и даосизм в Китае, с точки зрения восточных религий предполагают при медитации растворение сознания индивида в безличном океане абсолюта («соляная кукла, растворяющаяся в воде моря»). В христи­анстве медитация трактуется как слияние человеческой и божест­венной личностей.

Близок к состоянию медитации в данном плане и экстаз - вы­зываемое проповедью и молитвами состояние, в котором находится верующий, как бы вышедший из себя. При этом чрезмерная актива­ция мозга явно находится в контрасте с неподвижностью тела и вы­ражением возвышенного счастья, в) Техника дервиш-турнеров за­ключается в том, что дервиш-турнеры (мусульмане-проповедники, как правило, персы и сирийцы, принадлежащие к этому братству) пением псалмов и ритмическими танцами вызывают у себя наступ­ление измененного состояния медитации. Близка к этому и техника камлания шаманов, а также приемы, применяемые в некоторых христианских сектах («пятидесятники», «хлысты» и др.). г) Техника трансцендентальной медитации основывается на использовании мантры - социального слова выбираемого обычно «учителем» («гу­ру») для ученика и состоящего из звуков О, М, Н, легко вступающих в резонанс с электрической активностью мозга. Ученик повторяет свою мантру сперва вслух, а потом про себя, пока не достигнет пол­ной релаксации и состояния «чистого сознания». Из этого состояния, по мнению некоторых приверженцев данной техники, исключены все восприятия внешнего мира, и оно граничит с «чувством вечнос­ти», д) Специфическими, несвязанными с какими-либо религиозны­ми идеями, техниками медитации являются системы психофизи­ческой тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект (ау­тогенный тренинг Г. Шульца, «системы биологической обратной связи» и т. д.).

Информация о работе Предмет и задачи психологии