Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

Определяется как положительные интимные отношения, основан­ные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения беско­рыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставля­ет приятное другому. В отличие от любви, дружба - это, в основном, отношения между людьми одного и того же пола.

Цели, которые проследует дружба, могут быть различными деловыми или утилитарными; эмоциональными, связанными с удо­вольствием от общения с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, соче­таются и взаимодополняют друг друга, а сама по себе дружба приоб­ретает многоцелевую ориентацию.

Дружба отличается тем, что носит более интимный характер, и она гораздо глубже зна­комства или приятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами поведения.

Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружес­ких отношениях — это равноправие, уважение, умение понять, готов­ность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение одного из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отно­шениях типа любви люди могут отчасти прощать друг другу подоб­ные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.

В интимном межличностном общении друзья сохраняют осо­бую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, преднамеренными дейст­виями. Такое общение можно назвать заботливым, оно ориентирова­но на эмоциональную поддержку друг друга.

Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоци­онально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, идет от души.

Дружба людей противоположного пола со временем может не­заметно перерасти в более глубокое интимное чувство - любовь, ко­торая прочно и надолго связывает людей между собой.

2. Любовь

Любовь – это  за­ключительный акт духовного сближения людей, составляющий вершину человеческой интимности, это не только чувство, но и способность любить дру­гого человека, а также возможность быть любимым, это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый ничего не теряя, только при­обретает. Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересо­ванность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не мо­жет быть настоящей любви.

Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь рас­пространяет на других окружающих людей. Любящий, лично обога­щенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде доб­роты и сердечности, отзывчивости и человечности.

Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротиче­ская любовь, любовь человека к самому себе и любовь к Богу.

Братская - это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близких ему людей.

Материнская любовь - это любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неиму­щему. Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех.

Эротическим любовь - это любовь психофизиологического пла­на к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и про­должения в потомстве, требующая предпо­чтительности, особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения.

Любовь человека к себе особый вид любви, по мнению Э. Фромма «Любовь к другим и любовь к себе будет обнаружена у всех, кто способен любить других». От любви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует исклю­чительная любовь к себе в ущерб такому же отношению к окружаю­щим людям. Эгоистичный в любви человек желает всего того, что он должен отдавать людям, только для самого себя.

Форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом широком, социально-психологическом смысле слова вбирает в себя все виды любви, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Добродетель и в меру своих жизненных сил и возможностей,  он ста­рается на деле ее реализовать в своем отношений к людям и к самому себе.

Разновид­ностью любви является  любовь, включающая отношение любящих людей к своим близ­ким, прежде всего к матери и отцу. Когда такая любовь приобретает крайние формы, лишающие любви других людей, то она превраща­ется  в псевдолюбовь. Один ее вид Э. Фромм назвал невротическим. Вариантом невротической любви, центрированной на родителях, яв­ляется исключительно матерински и отцовски ориентированная любовь. Матерински ориентированные мужчины, например, в своих любовных отношениях часто остаются детьми и от женщины, так же как и от матери, жаждут материнской любви. Они бывают мягки, до­бры, нежны и обаятельны, но вместе с тем беспомощны и безвольны. Их отношение к женщине остается поверхностным и безответствен­ным, а цель - скорее быть любимым, но не любить. Если женщина не всегда восхищается таким мужчиной, «если она делает попытки жить своей жизнью, если она хочет быть любимой и окруженной вниманием и... если она не согласна прощать любовные дела с другой женщиной..., то мужчина чувствует себя глубоко задетым и разоча­рованным» (Э. Фромм). Такой мужчина ищет женщину, похожую на мать, и, найдя ее, становится счастливым, так и не выходя из возрас­та ребенка до конца своих дней. Отцовски ориентированная любовь чаще всего встречается у женщин, которые сами в детстве были очень привязаны к своим отцам. Став взрослыми, они стараются най­ти такого мужчину, в котором бы воплотились лучшие черты отца, и обычно крепко привязываются к нему. Женщина, отцовски ориенти­рованная, бывает счастлива с мужем, который заботится о ней как о ребенке.

Разновидность псевдолюбви - фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтожающую, любовь-поклонение, любовь-обожествление.

К категории псевдоглубоких любовных межличностных чувств может быть отнесена сентиментальная любовь. Здесь на пер­вый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, теат­ральное поведение с эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует та­кую любовь, на самом деле не характеризует сколько-нибудь глубо­кое чувство к любимому человеку.

Они, скорее, заняты самолюбованием, самими собой, чем про­явлением чувства любви к другому человеку, на которое они, вероят­но, вообще не способны.

Когда любовь выступает в виде односторонних чувств,  в этом случае появляет­ся так называемая неразделенная любовь.

Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основан­ная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она обычно не­долговечна, потому что в ней нет настоящего высокого чувства и все­го того, о чем говорилось выше. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ее наличии. Существование таких отношений, которые мы на­зываем интимными, является своего рода психологическим амор­тизатором деловых, бытовых и личных проблем и потрясений.

3. ВРАЖДА

Вражда нередко возникает на основе вы­рождения дружеских и других несложившихся интимных отно­шений (Б.Спиноза). 

Отношения типа вражды можно определить как проникну­тые неприязнью и ненавистью людей. Прежде всего потому, что интересы людей существенно раз­личны, а потребности их таковы, что зачастую могут быть удов­летворены лишь за счет нарушения или пренебрежения инте­ресами других людей. От этого чувства человечеству вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться, существуют неустранимые причины для проявления неприязни и даже ненависти между людьми.

Основной из них — интеллектуальные и личностные индивидуальные различия, которые зачастую ведут к непони­манию друг друга и различного рода конфронтации.

Не все люди от природы наделены одинаковой способно­стью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них. То, что очевидно для одного человека, может стать неразреши­мой проблемой для другого. Другое — значительные различия в уровне образования, до сих пор сохраняющиеся среди людей. Эти различия приводят к тому, что люди становятся малоинте­ресными друг для друга.

Еще более «благодатную» почву для потенциального возник­новения вражды представляют собой индивидуальные личност­ные различия, относящиеся к свойствам темперамента, чертам характера, мотивам поведения и нормам морали. Если людям с различными свойствами темперамента приходится выполнять одну и ту же работу, требующую координации движений, то природно-обусловленные различия в скорости реакции, темпе работы, эмо­циональности, возбудимости и торможении могут сказаться на взаимопонимании, согласованности действий и в конечном сче­те привести к конфликтам.

Потенциально конфликтной является ситуация, в которой два или несколько индивидов имеют противоречивые, несов­местимые друг с другом мотивы поведения. Каждый из них, преследуя свои личные цели, основанные на этих мотивах, не­вольно препятствует достижению целей других индивидов, и чем значительнее мотивационные различия, чем весомее соот­ветствующие мотивы для людей, вовлеченных в данную конф­ликтную ситуацию, тем большее чувство неприязни у них воз­никает в отношении друг друга.

От ситуации к ситуации, от эпизода к эпизоду память людей накапливает и сохраняет следы неприязни, которая со време­нем может перерасти во вражду.

Вражда между людьми, когда она уже возникла, становит­ся трудно устранимой, так как связанные с ней отрицатель­ные эмоциональные и мотивационные установки весьма устойчивыми, возникают автоматически и с трудом контролируются сознанием. Это не значит, что враждебные отношения между людьми невозможно исключить; это лишь означает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, когда они уже возникли. Но даже и в случае удачи прежде враждебные отношения почти никогда не превращаются в дружбу, тем более — в любовь. Чаще всего они приводят к равнодушию, изоляции людей друг от друга, а отсюда один шаг к одиночеству.

4. ОДИНОЧЕСТВО

Одной из серьезнейших проблем человечества является про­блема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не скла­дываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, ос­тавляя людей равнодушными по отношению друг к другу.

О распространенности одиночества среди людей говорят сле­дующие данные: не более 1—2% опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то вре­мя как примерно 10—30% говорят, что переживали такое чувст­во хотя бы раз в жизни.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает непол­ноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетво­рения потребности в общении.

Одиночество — тяжелое психическое состояние, обычно со­провождающееся плохим настроением и тягостными эмоцио­нальными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как прави­ло, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их лич­ные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разо­рваны.

Одинокая личность — это депрессивная, или подавлен­ная, личность, испытывающая помимо прочего дефицит уме­ний и навыков общения.

Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и счита­ет себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Одинокие люди более пессимистичны, они испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, они  малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными. У них нередко отмечается усталый вид и наблюдается повы­шенная сонливость.

Беспомощ­ность  выступает  одной из возможных реакций на данную ситуацию, со­провождается усилением тревоги. Если люди винят в своем оди­ночестве других, то могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует возникновение отношения вражды. Если люди убеждены, что сами повинны в собственном одиночестве, и не верят в то, что могут изменить себя, то они, вероятнее всего, будут опечалены и осудят сами себя. Со временем это состояние может перерасти в хроническую депрессию. Если, наконец, человек убежден, что одиночество бросает ему вызов, то он будет активно против него бороться, предпримет усилия, направленные на то, чтобы избавиться от одиночества.

Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это — их защитная реакция, кото­рая, в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми.

Одинокие люди не могут по-настоящему веселиться в компаниях, испытывают затруднения, когда им необходимо кому- то позвонить, договориться о чем-то, решить какой-либо личный или деловой вопрос. Такие люди повышенно внушаемы или чрезмерно упрямы в разрешении межличностных конфликтов.                                                                                    

Низкая самооценка основная причина   одино­чества. Одним из факторов, способствующих одиночеству, явля­ется нежелание человека оказаться в такой ситуации меж­личностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоот­ношений, почувствовать смущение и разочарование.

Нередко одиночество возникает по независящим от человека причинам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений — наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подобных случаях оно зарождается вследствие внезапно возникающей полной или частичной эмоционально-психологической изоляции человека от людей, составляющих его привычный круг общения.

Есть смысл различать три типа отношений одиночества: хронический, ситуативный и преходящий. Хроническое оди­ночество наступает тогда, когда индивид в течение длитель­ного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. Ситуа­тивное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, напри­мер, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. Преходящее одиночество выражается в кратко­временных приступах чувства одиночества, которые полно­стью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

 

3. Важными элементами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являеся социальная роль и его собственное «Я». Социальная роль – это выраьотанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение.

Информация о работе Предмет и задачи психологии