Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция
1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.
Термин «гипноз», как и термин «медитация», имеет два значения: а) временное состояние сознания, связанное с сужением его объема и резким сосредоточением на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания; б) техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле сознания и подчинить его контролю гипнотизера, внушения которого он будет выполнять.
Возможен и аутогипноз как психическое состояние, вызванное самовнушением. Под гипнотизацией понимается возбуждение гипнотического состояния путем внушения или самовнушении. Внушение - процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием активного и целенаправленного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Внушение может быть прямым (императивным) и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии.
В гипнотическом состоянии выявляется много общего со сном и медитацией, ибо и оно достигается путем уменьшения притока сигналов к мозгу. Внешне действия загипнотизированного могут создать впечатление его отказа от собственного здравого смысла. Однако, как отмечает ряд исследователей (К. И. Платонов, Д. Н. Узнадзе и др.), при отсутствии у испытуемого абулии (патологического безволия) никогда нельзя добиться, чтобы он под гипнозом совершил действие или бездействие, которые он не одобрил бы в нормальном состоянии, которые противоречили бы общему течению его воли, направленности его личности. Гипнотическое состояние часто бывает связано с повышением творческого потенциала человека.
Болью называется психическое состояние, которое возникает как результат сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его целостности или существованию вообще. Болевые ощущения носят гнетущий, тягостный характер, характер страдания. Но они являются стимулом для оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражителей, их обусловивших. Боль - симптом нарушения нормального течения физиологических процессов, и поэтому она имеет очень большое клиническое значение.
Болевые ощущения в значительной мере поддаются нейтрализации со стороны высших психических образований, зависящих от направленности личности, ее убеждений, ценностных ориентации и т. д., о чем свидетельствуют многочисленные примеры мужества, умения, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, руководствуясь глубоко нравственными мотивами. Снижение или полное устранение чувствительности к боли называется анальгезией. Она достигается с помощью анальгетиков (веществ, подавляющих болевые ощущения или снижающих чувствительность к боли), путем концентрации внимания на объектах, не связанных с источником болевого воздействия (музыка, белый шум и т. д.), посредством внушения, самовнушения, гипноза, а также методами общего или точечного массажа, воздействием холода или тепла на определенные участки тела.
В психологии вера имеет два значения: 1) особое психическое состояние, проявляющееся в полном и безоговорочном принятии индивидом каких-либо сведений, явлений или представлений, могущих в дальнейшем выступить основой его «Я», определять его поступки и отношения; 2) признание чего-либо истинным с решительностью, превышающей силу внешних фактических и формально-логических доказательств (Вл. Соловьев).
Вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, опирающегося на антиципацию (способность предвидеть результаты действий до того, как они осуществлены), каузальную атрибуцию, вытеснение, рационализацию, замещение и другие интеллектуальные механизмы. Чем эффективнее эти механизмы, чем более сложными являются умопостроения человека, тем меньше у него оснований для слепой веры. В случаях, когда вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах рационального мышления, она имеет свое основание вне теоретического познания и ясного сознания вообще. Если человек не в состоянии охватить разумом чрезмерно сложный и неподдающийся рациональному объяснению объект, тогда он либо отказывается от познания, либо упрощает объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств.
Религиозная вера, будучи связана с поисками человеческого духа, не зависит прямо от реальности физического бытия человека в физическом мире. Здесь человек включает в свой образ мира существование внематериального мира.
Эйфория - психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам. При эйфории наблюдается мимическое и пантомимическое оживление, психомоторное возбуждение. Дисфория - противоположное эйфории психическое состояние, проявляющееся в пониженном настроении с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к поведению окружающих, со склонностью к агрессии. Но в редких случаях дисфория может проявляться и в приподнятом и даже экзальтированном настроении с агрессивностью, раздражительностью, напряженностью.
Дисфория наиболее характерна при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, при некоторых формах психопатий. Поэтому дисфория — это, как правило, патологическое состояние, и его анализ, как и анализ абстиненции, бреда, галлюцинаций, ипохондрии, истерии, навязчивых и реактивных состояний, транса, выходит за рамки чистой общей психологии. Поэтому анализ названных состояний производиться не будет.
Дидактогения — негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (учителя, тренера, воспитателя, руководителя и т. д.). К таким негативным состояниям следует отнести угнетенное настроение, страх, фрустрацию и др., отрицательно сказывающиеся на деятельности и межличностных отношениях ученика.
Дидактогения может явиться причиной неврозов - (наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно переживаемой неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижения жизненных целей, невосполнимости потери и т. д.
Ятрогения (внушенная болезнь) - отрицательное психическое состояние, возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента (например, при неосторожном комментировании особенностей его болезни), способствующее возникновению неврозов.
ЛЕКЦИЯ№11Тема: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (4 часа).
План:
1. Понятие и виды общения. Перцепция, идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция.
2. Интимные межличностные отношения: дружба, любовь.
3. Социально-ролевое общение.
4. Коллектив и его понятие.
Темы рефератов.
1. Техника и приемы общения.
2. Развитие общения.
3. Основные стороны общения.
4. Психологическая характеристика развитого коллектива.
5. Феноменология лидерства.
6. Одиночество и вражда как межличностные интимные отношения.
Литература.
1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии (Текст): Учеб. Пособие для студентов вузов/ П.Я. Гальперин- 2-е изд.- М.: КДУ, 2005.- 400с.
2. Степанов В.Е. Психология [Текст]: учебник/ В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий.- 2-е изд. М.: НТК «Дануков и К», 2006.- 572
3. Алан П. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам [Текст]/ П. Алан. _ М.: Изд-во Эксто, 2006.- 272с.
4. Рюкле Х. Язык телодвижений для менеджера [Текст]: [Пер. с нем.]/ Х. Рюкле. – М.: Изд-во «Интерэксперт», 2005.- 479с
5. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.,2000
6. Психология и педагогика (Текст)6 учб. Пособие для студентов технических вузов/ А.И. Волков и др.- М.: «Март» Ростов Н/Д, 2005.- 560с.
7. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии [Электронный ресурс] / А.В. Петровский.- М.: РАО «Говорящая книга», 2005
8. Петровский А.В. Психологии [Электронный ресурс]: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.А.В. Петровский.- М.: РАО «Говорящая книга», 2006
1. Общение- объмен информацией между людьми, их взаимодействие.
Функции общения:
1. Контактная- установление обоюдной готовности к приему и передаче сообщения, поддержание взаимосвязи.
2. информационный обмен- прием и передача каких либо сведений в ответ на запрос, объмен мнениями, замыслами, решениями.
3. побудительная стимуляция активности партнера у общению, действиям.
4. координация – взаимное ориентирование и согласование действий в организации совместной деятельности.
5. понимание партнерами друг друга(намерений, переживаний, состояний и т.д.)
6. эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоций, изменение собственных переживаний и состояний.
7. установление отношений и осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных, связей сообщества, в котором предстоит действовать.
8. оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно- смысловых образований партнера, его мнений, решений, потребностей и т.д.
В структуре общения можно выделить три стороны:
Коммуникативная сторона общения состоит в объмене информацией между общающимися индивидами. Включает в себя вербальную и невербальную коммникации. Вербальная – речь, знаки символы, добавки к вербальной коммуникации: паралингвистическая система- система вокализации(качество голоса, его диапазон, тональность), эксталингвистическая система- включение в речь пауз, покашливания, смеха, плача.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене знаниями, идеями, действиями. Проявляется в двух противоположных видах взаимодействия коопереции и конкуренции.
Перцептивная сторона включает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопониамния. Одним из самых простых способов понимания является идентификация- уподобление самого себя другому человеку. Процесс понимания друг друга осложняется понятием рефлексия- осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции- объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов:
По содержанию:
а) материальное- обмен предметами и продуктами деятельности, которыеслужат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.
б) когнитивное- обмен знаниями для расширения кругозора.
в) кондиционное – объмен психическими состояниями(поднять настроение или испорить, повлиять на самочуствие)
г) мотивационное – обмен побуждениями, целями, мотивами, потребностями.
д) деятельное- обмен навыками, умениями.
По целям:
1. биологическое – общение, необходимое для подержания, сохранения и развития организма, для удовлетворения органических потребностей.
2. социальное- расшерение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
По средствам:
А) непосредственное- это общение с помощью естественных органов- рука, голова, голосовые связки и т.д
Б) опосредованное – при помощи специальных средств и орудий для обмена информацией. Природные(палка, камень, след на земле и т.д.) Культурные- записи символов на разных носителях, печать, радио, телевдение.
В) Прямое – личные контакты, непосредственное восприятие людьми друг друга (беседы людей, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга)
Г) Косвенное- через посредников(переговоры между конфликтующими на разных уровнях- межнациональный, групповой, семейный).
Кроме того общение бывает:
Деловое- решение частных вопросов на совместную продуктивную деятельность.
Личностное- решение проблем внутреннего харектера, интересов, потребностей(поиск смысла жизни, разрешение внутреннего конфликта и тд)
Инструментальное – это общение, не приследующее, какую либо цель, кроме получения удовлетворения от общения.
Целевое- служит средством для удовлетворения специфических потребностей, в данном случае потребности в общении.
Вербальное- при помощи языка.
Невербальное- при помощи жестов, мимики, пантомимики, через прямые телесные и сенсорные контакты.
2. Толковый словарь русского языка трактует понятие «интимный» как отношение, которому присущи глубоко личные, сокровенные и задушевные переживания. Поэтому любые человеческие отношения, в том числе и тайные отрицательные, отвечающие этому определению, мы называем интимными, например, вражду и одиночество, поскольку они тоже содержат глубоко личное и сокровенное, такое, что человек не всегда готов раскрыть перед другими людьми. Реальная современная жизнь такова, что в человеческих отношениях не менее часто, чем положительные, проявляются и отрицательные интимные отношения.
1. Дружба