Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

Термин «гипноз», как и термин «медитация», имеет два зна­чения: а) временное состояние сознания, связанное с сужением его объема и резким сосредоточением на содержании внушения, с из­менением индивидуального контроля и самосознания; б) техника воздействия на индивидуума с целью сузить поле сознания и под­чинить его контролю гипнотизера, внушения которого он будет вы­полнять.

Возможен и аутогипноз как психическое состояние, вызван­ное самовнушением. Под гипнотизацией понимается возбуждение гипнотического состояния путем внушения или самовнушении. Внушение - процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализа­ции внушаемого содержания, с отсутствием активного и целена­правленного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Внушение может быть прямым (императивным) и косвен­ным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным в бодрст­вующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии.

В гипнотическом состоянии выявляется много общего со сном и медитацией, ибо и оно достигается путем уменьшения притока сигналов к мозгу. Внешне действия загипнотизированного могут со­здать впечатление его отказа от собственного здравого смысла. Од­нако, как отмечает ряд исследователей (К. И. Платонов, Д. Н. Узнад­зе и др.), при отсутствии у испытуемого абулии (патологического безволия) никогда нельзя добиться, чтобы он под гипнозом совер­шил действие или бездействие, которые он не одобрил бы в нор­мальном состоянии, которые противоречили бы общему течению его воли, направленности его личности. Гипнотическое состояние часто бывает связано с повышением творческого потенциала человека.

Болью называется психическое состояние, которое возникает как результат сверхсильных или разрушительных воздействий на орга­низм при угрозе его целостности или существованию вообще. Боле­вые ощущения носят гнетущий, тягостный характер, характер стра­дания. Но они являются стимулом для оборонительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних раздражи­телей, их обусловивших. Боль - симптом нарушения нормального течения физиологических процессов, и поэтому она имеет очень большое клиническое значение.

Болевые ощущения в значительной мере поддаются нейтра­лизации со стороны высших психических образований, зависящих от направленности личности, ее убеждений, ценностных ориента­ции и т. д., о чем свидетельствуют многочисленные примеры муже­ства, умения, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, ру­ководствуясь глубоко нравственными мотивами. Снижение или полное устранение чувствительности к боли называется анальгези­ей. Она достигается с помощью анальгетиков (веществ, подавляю­щих болевые ощущения или снижающих чувствительность к боли), путем концентрации внимания на объектах, не связанных с источ­ником болевого воздействия (музыка, белый шум и т. д.), посредст­вом внушения, самовнушения, гипноза, а также методами общего или точечного массажа, воздействием холода или тепла на опреде­ленные участки тела.

В психологии вера имеет два значения: 1) особое психическое состо­яние, проявляющееся в полном и безоговорочном принятии индиви­дом каких-либо сведений, явлений или представлений, могущих в дальнейшем выступить основой его «Я», определять его поступки и отношения; 2) признание чего-либо истинным с решительностью, превышающей силу внешних фактических и формально-логичес­ких доказательств (Вл. Соловьев).

Вера всегда выступает как результат предварительной рабо­ты сознания, опирающегося на антиципацию (способность предви­деть результаты действий до того, как они осуществлены), каузаль­ную атрибуцию, вытеснение, рационализацию, замещение и другие интеллектуальные механизмы. Чем эффективнее эти механизмы, чем более сложными являются умопостроения человека, тем мень­ше у него оснований для слепой веры. В случаях, когда вера утверж­дает более того, что содержится в данных чувственного опыта и вы­водах рационального мышления, она имеет свое основание вне тео­ретического познания и ясного сознания вообще. Если человек не в состоянии охватить разумом чрезмерно сложный и неподдающийся рациональному объяснению объект, тогда он либо отказывается от познания, либо упрощает объект, предпочитая иррациональную ве­ру без всяких доказательств.

Религиозная вера, будучи связана с поисками человеческого духа, не зависит прямо от реальности физического бытия человека в физическом мире. Здесь человек включает в свой образ мира суще­ствование внематериального мира.

Эйфория - психическое состояние, проявляющееся в повышенном радостном, веселом настроении, это состояние благодушия, беспеч­ности, не соответствующее объективным обстоятельствам. При эй­фории наблюдается мимическое и пантомимическое оживление, психомоторное возбуждение. Дисфория - противоположное эйфо­рии психическое состояние, проявляющееся в пониженном настрое­нии с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повы­шенной чувствительностью к поведению окружающих, со склоннос­тью к агрессии. Но в редких случаях дисфория может проявляться и в приподнятом и даже экзальтированном настроении с агрессивнос­тью, раздражительностью, напряженностью.

Дисфория наиболее характерна при органических заболева­ниях головного мозга, эпилепсии, при некоторых формах психопа­тий. Поэтому дисфория — это, как правило, патологическое состоя­ние, и его анализ, как и анализ абстиненции, бреда, галлюцинаций, ипохондрии, истерии, навязчивых и реактивных состояний, транса, выходит за рамки чистой общей психологии. Поэтому анализ назван­ных состояний производиться не будет.

Дидактогения — негативное психическое состояние учащегося, вы­званное нарушением педагогического такта со стороны педагога (учителя, тренера, воспитателя, руководителя и т. д.). К таким нега­тивным состояниям следует отнести угнетенное настроение, страх, фрустрацию и др., отрицательно сказывающиеся на деятельности и межличностных отношениях ученика.

Дидактогения может явиться причиной неврозов - (наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, в основе которых лежит непродуктивно и нерацио­нально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновени­ем болезненно переживаемой неудачи, неудовлетворения потребнос­тей, недостижения жизненных целей, невосполнимости потери и т. д.

Ятрогения (внушенная болезнь) - отрицательное психическое состояние, возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента (например, при неосторожном ком­ментировании особенностей его болезни), способствующее возник­новению неврозов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ№11Тема: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (4 часа).

План:

1.       Понятие и виды общения. Перцепция, идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция.

2.       Интимные межличностные отношения: дружба, любовь.

3.       Социально-ролевое общение.

4.       Коллектив и его понятие.

Темы рефератов.

1.       Техника и приемы общения.

2.       Развитие общения.

3.       Основные стороны общения.

4.       Психологическая характеристика развитого коллектива.

5.       Феноменология лидерства.

6.       Одиночество и вражда как межличностные интимные отношения.

Литература.

1.       Гальперин П.Я. Лекции по психологии (Текст): Учеб. Пособие для студентов вузов/ П.Я. Гальперин- 2-е изд.- М.: КДУ, 2005.- 400с.

2.       Степанов В.Е. Психология [Текст]: учебник/ В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий.- 2-е изд. М.: НТК «Дануков и К», 2006.- 572

3.       Алан П. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам [Текст]/ П. Алан. _ М.: Изд-во Эксто, 2006.- 272с.

4.       Рюкле Х. Язык телодвижений для менеджера [Текст]: [Пер. с нем.]/ Х. Рюкле. – М.: Изд-во «Интерэксперт», 2005.- 479с

5.       Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.,2000

6.       Психология и педагогика (Текст)6 учб. Пособие для студентов технических вузов/ А.И. Волков и др.- М.: «Март» Ростов Н/Д, 2005.- 560с.

7.       Петровский А.В. Популярные беседы о психологии [Электронный ресурс] / А.В. Петровский.- М.: РАО «Говорящая книга», 2005

8.       Петровский А.В. Психологии [Электронный ресурс]: учебник / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.А.В. Петровский.- М.: РАО «Говорящая книга», 2006

 

 

1. Общение- объмен информацией между людьми, их взаимодействие.

Функции общения:

1.       Контактная- установление обоюдной готовности к приему и передаче сообщения, поддержание взаимосвязи.

2.       информационный обмен- прием и передача каких либо сведений в ответ на запрос, объмен мнениями, замыслами, решениями.

3.       побудительная стимуляция активности партнера у общению, действиям.

4.       координация – взаимное ориентирование и согласование действий в организации совместной деятельности.

5.       понимание партнерами друг друга(намерений, переживаний, состояний и т.д.)

6.       эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоций, изменение собственных переживаний и состояний.

7.       установление отношений и осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных, связей сообщества, в котором предстоит действовать.

8.       оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно- смысловых образований партнера, его  мнений, решений, потребностей и т.д.

В структуре общения можно выделить три стороны:

       Коммуникативная сторона общения состоит в объмене информацией между общающимися индивидами. Включает в себя вербальную и невербальную коммникации. Вербальная – речь, знаки символы, добавки к вербальной коммуникации: паралингвистическая система- система вокализации(качество голоса, его диапазон, тональность), эксталингвистическая система- включение в речь пауз, покашливания, смеха, плача.

       Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене знаниями, идеями, действиями. Проявляется в двух противоположных видах взаимодействия  коопереции и конкуренции.

       Перцептивная сторона включает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопониамния. Одним из самых простых способов понимания является идентификация- уподобление самого себя другому человеку. Процесс понимания друг друга осложняется понятием рефлексия- осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции- объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов:

По содержанию:

а) материальное- обмен предметами и продуктами деятельности, которыеслужат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

б) когнитивное- обмен знаниями для расширения кругозора.

в) кондиционное – объмен психическими состояниями(поднять настроение или испорить, повлиять на самочуствие)

г) мотивационное – обмен побуждениями, целями, мотивами, потребностями.

д) деятельное- обмен навыками, умениями.

По целям:

1.       биологическое – общение, необходимое для подержания, сохранения и развития организма, для удовлетворения органических потребностей.

2.       социальное- расшерение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

По средствам:

А) непосредственное- это общение с помощью естественных органов- рука,  голова, голосовые связки и т.д

Б) опосредованное – при помощи специальных средств и орудий для обмена информацией. Природные(палка, камень, след на земле и т.д.) Культурные- записи символов на разных носителях, печать, радио, телевдение.

В) Прямое – личные контакты, непосредственное восприятие людьми друг друга (беседы людей, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга)

Г) Косвенное- через посредников(переговоры между конфликтующими на разных уровнях- межнациональный, групповой, семейный).

Кроме того общение бывает:

Деловое- решение частных вопросов на совместную продуктивную деятельность.

Личностное- решение проблем внутреннего харектера, интересов, потребностей(поиск смысла жизни, разрешение внутреннего конфликта и тд)

Инструментальное – это общение, не приследующее, какую либо цель, кроме получения удовлетворения от общения.

Целевое- служит средством для удовлетворения специфических потребностей, в данном случае потребности в общении.

Вербальное- при помощи языка.

Невербальное- при помощи жестов, мимики, пантомимики, через прямые телесные и сенсорные контакты.

 

2. Толковый словарь русского языка трактует понятие «интимный» как отношение, которому присущи глубоко личные, сокровенные и задушевные переживания. Поэтому любые человеческие отноше­ния, в том числе и тайные отрицательные, отвечающие этому опре­делению, мы называем интимными, например, вражду и одиночест­во, поскольку они тоже содержат глубоко личное и сокровенное, та­кое, что человек не всегда готов раскрыть перед другими людьми. Реальная современная жизнь такова, что в человеческих отношени­ях не менее часто, чем положительные, проявляются и отрицатель­ные интимные отношения.

1. Дружба

Информация о работе Предмет и задачи психологии